ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ



Темы для подготовки рефератов по курсу

"Зоопсихология и сравнительная психология"

1. Биологические ритмы, их разновидности и роль в регуляции поведения животных.

2. Врожденные пусковые механизмы (таксисы и безусловные рефлексы), их роль в формировании поведенческих реакций.

3. Территориальное поведение у разных видов животных, его биологическое значение.

4. Способы общения у разных видов животных, зависимость способов общения от среды обитания иобраза жизни.

5. Родительское поведение, его формы и биологическое значение.

6. Агрессия (агонистическое поведение) у животных. Адаптивная роль агонистического поведения.

7. Иерархия в сообществе насекомых, механизмы ее установления и поддержания, биологическое значение.

8. Организация животных сообществ, ее разновидности у позвоночных. Значение совместного проживания для сохранения вида.

9. Дрессировка как вид научения у животных. Основные правила дрессировки.

10. Врожденные и приобретенные коммуникативные процессы у животных.

11. Коммуникация как фактор эволюции животного мира.

12. Импринтинг: история открытия, современные представления о видах, механизмах и биологическом значении запечатления.

13. Эволюция органа зрения. Способности к предметному восприятию животных с разным уровнем развития психики.

14. Основные закономерности эволюции поведения беспозвоночных.

15. Регуляция инстинктивного поведения: роль внешних и внутренних факторов. 16. Проблема инстинкта в зоопсихологии.

17. Вклад процессов научения в формирование поведения животных, находящихся на разных уровнях эволюционного развития.

18. Значение игры для развития поведения и психики животных.

19. Роль подражания в формировании поведения животных.

20. Влияние изоляции на психическое развитие животных.

21. Развитие психического отражения у животных, биологическое значение этого процесса.

22. Половой диморфизм и половой дипсихизм. Значение полового отбора для эволюции.

23. Биологические предпосылки зарождения речи.

24. Образование понятий у обезьян, знаки, используемые для обозначения понятий. Возможности и ограничения звуковой сигнализации у приматов.

25. Характеристика сенсомоторного интеллекта обезьян.

26. Развитие орудийных действий на разных уровнях эволюции животных.

27. Поведение морских млекопитающих (китов и дельфинов). Проблема интеллекта дельфинов.

28. Проблема происхождения трудовой деятельности.

29. Вклад отечественных ученых в становление и развитие зоопсихологии (Вагнер В.А., Леонтьев А.Н., Северное А.Н., Тих Н.Н., Ладыгина-Котс Н.Н., Фабри К.Э.).



30. Выдающиеся зарубежные ученые, внесшие большой вклад в изучение психики и поведения животных (Дж. ван Лавик-Гудолл, Н.Тинберген, В.Кёлер, У. Торп, К.Фриш, К.Лоренц и др.).


Экзаменационные вопросы по курсу

"Зоопсихология в сравнительная психология"

I. Общая зоопсихология. Характеристика психической деятельности животных

1. Объект и предмет изучения зоопсихологии.

2. Проблема возникновения психики.

3. Краткая история зоопсихологии.

4. Зоопсихологические исследования в России.

5. Основные разделы зоопсихологии. Связь зоопсихологии с другими науками.

6. Методы зоопсихологических исследований.

7. Проблема инстинкта и научения в свете эволюционных учений Ж.Б. Ламарка, К.Ф. Рулье, Ч.Дарвина, история вопроса.

8. Общая характеристика инстинктивного поведения. Пластичность инстинктивного поведения.

9. Факторы, определяющие инстинктивное поведение.

10. Структура инстинктивного поведения.

11. Таксисы: определение, классификация, биологическое значение.

12. Благоприобретённые компоненты инстинктивного акта. Инстинктивное поведение и общение. Психический компонент инстинктивного поведения.

13. Общая характеристика процессов научения у животных. Классификация форм научения.

14. Навык: определение, характеристика навыков.

15. Дрессировка. Стадии дрессировки.

16. Познавательные процессы при формировании навыков.

17. Научение и общение. Подражание.

18. Интеллект животных

19. Проблема мотивации поведения животных. Мотивационные системы.

20. Мотивационное состояние.

II. Возрастная зоопсихология

21.Проблема онтогенеза поведения

22.Развитее психической деятельности в пренатальном периоде.

23.Сравнительный обзор развития двигательной активности зародышей.

24.Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения.



25.Эмбриогенез и развитие психического отражения.

26.Особенности постнатального развития поведения животных.

27. Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде.

28. Ранний опыт (благоприобретённые компоненты поведения в раннем постнатальном периоде), основные механизмы научения в этот период.

29. Запечатление, его виды и биологическое значение.

30.Формирование общения в раннем постнатальном периоде, особенности этого процесса у разных групп животных.

31.Познавательные аспекты раннего постнатального поведения.

32. Игровой (ювенильный) период онотогенеза. Концепции игры. Значение игры для формирования поведения животных.

33.Формирование общения в играх животных.

34.Познавательная функция игровой активности животных.

III. Эволюция психики

35. Общая характеристика эволюции психики.

36. Низший уровень психического развития. Характеристика сенсомоторной активности простейших.

37. Общая характеристика психической активности простейших.

38. Высший уровень развития элементарной сенсорной психики. Нервная система как фактор усложнения психической деятельности животных.

39. Органы чувств и сенсорные способности низших многоклеточных беспозвоночных.

40. Общая характеристика моторной активности низших многоклеточных беспозвоночных.

41. Таксисы у низших беспозвоночных.

42.Зачатки высших форм поведения у низших беспозвоночных.

43.Пластичность поведения низших беспозвоночных.

44. Перцептивная психика. Характеристика нервной системы животных, имеющих низший уровень развития перцептивной психики, типичные представители

45.Характеристика моторной активности животных с низшим уровнем развития

перцептивной психики (на примере насекомых).

46. Характеристика сенсорной активности животных с низшим уровнем развития перцептивной психики (на примере насекомых), ориентация действий.

47.Инстинкт и научение в поведении насекомых.

48. Общение, групповое и территориальное поведение у животных с низшим уровнем развития перцептивной психики.

49. Высший уровень развития перцептивной психики. Характеристика животных достигших этого уровня развития психики.

50. Характеристика двигательных способностей высших позвоночных.

51. Характеристика сенсорных способностей высших позвоночных.

52. Общение у высших позвоночных.

53. Ригидность и пластичность в поведении высших позвоночных.

54.Проблема интеллекта животных. Предпосылки и элементы интеллектуального поведения животных.

55. Критерии интеллектуального поведения животных.

56. Формы мышления человекообразных обезьян по Ладыгиной-Котс.

57. Биологическая ограниченность интеллекта животных.

IV. Сравнителъная психология

58.Общая характеристика сравнительной психологии, ее связь с другими науками.

59.Сравнительный анализ теорий, описывающих поведение животных и человека.

60.Эволюция гаптических и сенсорных функций высших млекопитающих.

61.Групповое поведение обезьян и проблема зарождения человеческого общества.

62. Язык современных обезьян и его качественные отличия от членораздельной речи.


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Дъюсбери Д. Поведение животных. - М.: Мир, 1981.

2. Ладыгина-Котс Н. Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. - М.: Сов. наука, 1958.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

4. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция \ М. Мир. 1988.

5. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс. - М.: Мир, 1982.

6. Савельев С.В. Введение в зоопсихологию. - М.: Ареа 17, 1998.

7. Тих Н. Л. Предыстория общества - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1970.

8. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: Изд-во Моек ун-та, 1993.

9. Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии. - М.: Мир, 1975.

10. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии / Авт.-сост. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. -М.: РПО - 1997.

11. Шовен Р. Поведение животных. - М.: Мир, 1972.

Дополнительная

1. Вагнер В.А. Биологические основания сравнительной психологии - СПб, М., 1910-1913.

2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

3. Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта, - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1949.

4. Гуддол Дж. Шимпанзе в природе: поведение. – М.: Мир, 1982.

5. Дембовский Я. Психология животных. - М.: Изд-во иностр. литературы, 1959.

6. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. – М., 1930.

7. Кочеткова В.И. Палеоневрология.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.

8. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта - М.: Прогресс. 1983.

9. Крушинский Л. В. Биологические основания рассудочной деятельности. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1977

10.Крымов Л. А. Игра и развитие мотивации поведения у крыс // Вестн. Моск. ун-та. Сер 14. Психология. - 1981. - № 4.

11. Крымов Л.А. Проблема игры животных в современной зоопсихологии // Психол. журнал. - 1982. - № 3.

12. Ладыгина-Котс Н. Н. Исследование познавательных способностей шимпанзе - М.: Гос. изд. 1923.

13. Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. - М: Изд-во Акад. наук СССР. 1935.

14. Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959.

15. Линден Юджин Обезьяны, человек и язык. - М.: Мир, 1981.

15.Майкова Н.Я. Познавательная функция манипуляционной активности серой крысы. // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1981. - № 3.

17. Мешкова Н. Н. Федорович Е. Ю. Постановка А. Н. Леонтьевым проблемы филогенеза образа мира и современные исследования в зоопсихологии // Вести Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1994. - № 1.

18. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. - М.: Педагогика, 1978.

19. Панов Е. Я. Знаки, символы, языки. - М.: Знание, 1980.

20. Рогинский Г. З. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов (шимпанзе). - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1948.

21. Северцов А. Н. Эволюция и психика. - М.: Изд-во Сабашниковых, 1922. 22. Тинберген Н. Поведение животных. - М.: Мир, 1969.

23. Трошихина Ю. Г. Эволюция мнемической функции. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973.

24. Фабри К. Э. О закономерностях развития психики в онтогенезе животных // Принцип развития в психологии. - М.: Наука, 1978.

25. Фабри К. Э. Игра у животных. - М.: Изд-во "Знание", 1985.

26.Фабри К.Э. Введение в общую и прикладную ихтиопсихологию. - М.. изд-во МГУ, 1988.

27.Фабри К.Э. Зоопсихология // Тенденции развития психологической науки - М.: Наука, 1989.

28. Фирсов Л. А. Память у антропоидов. Физиологический анализ. - Л.. Наука. 1972.

29. Фирсов Л. А. Поведение антропоидов в природных условиях. - Л.. Наука. 1977.

30. Фишель В. Думают ли животные? - М.: Мир, 1973.

31. Хрустов Г. Ф. Генезис социальной деятельности гоминоидов // Биологическая эволюция и человек. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1989.






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.011 с.