Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-05-16 | 637 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Как было сказано выше, ювенильный (игровой) период развития поведения наблюдается только у детёнышей высших животных, у которых развитие поведения совершается перед половым созреванием в форме игровой активности. У других животных, составляющих подавляющее большинство, индивидуальное развитие поведения заканчивается в раннем постнаталальном периоде и ограничивается уже описанными процессами созревания врождённых форм поведения, облигатного и факультативного научения, а также элементарными формами исследовательского поведения.
Игры животных давно привлекают внимание исследователей, тем не менее, до сих пор нет общепринятых представлений о природе, пусковых механизмах игровой деятельности и её значении для формирования поведения животных. Сформулированные в разное время взгляды по этим вопросам придерживаются двух концепций, выдвинутых в прошлом веке Г.Спенсером и К.Гроосом.
Сторонники Г.Спенсера рассматривают игровую активность как расход "избыточной энергии", как суррогат "естественного приложения энергии" животного в"настоящих действиях". Игровые действия совершаются "вхолостую", без соответствующих ключевых раздражителей и тесно связаны с эмоциональным компонентом поведения. Таким образом, эта концепция, объясняя возможные механизмы эндогенной мотивации игрового поведения, не объясняет конкретные функции игры в жизни животных.
Сторонники концепции К.Грооса трактуют игровую деятельность "чисто функционально", без объяснения механизмов, лежащих в её основе. Игра рассматривается как "практика взрослого поведения", позволяющая молодому животному без риска для жизни упражняться в жизненно важных действиях; совершенствовать наследственные формы поведения. Такая тренировка приводит: к уменьшению ошибок при реальном выполнении действий, связанных с борьбой, добыванием пищи и так далее, а, значит, увеличивает шанс животного выжить. Бойтендийк, выступая против концепции Грооса, утверждал, что игра важна только для играющего, приводя его в положительное эмоциональное состояние, но не для его будущего. Он считал, что инстинктивные формы поведения созревают независимо от упражнений. По мнению Эльконина, Бойтендийк неодоценил ориентировочно-исследовательскую функцию игры. В своих работах Эльконин высказал предположение, что игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и развивает афферентно-двигательные системы. Темброк считал, что игра увеличивает альтернативы поведения особи по отношению к окружающему миру, а за счет элементов научения в игре формируются новые системы поведения в моторной сфере. По мнению Темброка игры являются своеобразными инстинктивными действиями с самостоятельными мотивационными механизмами. Хедигер подчеркивал факультативный характер игры и указывал, что для выполнение игровых действий не существует специальных эффекторных образований,не существует никаких особых "органов игры", также не существует "центров игры" в головном мозге, тогда как для всех инстинктивных действий характерно наличие таких центров.
|
Многообразие толкований игр молодых животных обусловлено тем, что игровая активность животных представляет собой сложный комплекс весьма разнообразных поведенческих актов, в совокупности составляющих содержание поведения молодых животных.
Вероятно, полноценная теория игр животных должна сочетать в себе положительные моменты, имеющиеся в концепциях Спенсера и Грооса. Так, К.Э.Фабри была предложена концепция, согласно которой игра является по своей сущности развивающейся деятельностью, охватывающей большинство функциональных сфер. При таком понимании игры как развивающейся деятельности достигается синтетический подход к проблеме игровой активности животных, согласно этому подходу игровая активность является основным процессом развития поведения в ювенильном периоде.
|
Значение игры для формирования поведения заключается в следующем.
Во-первых, игра является подготовкой к взрослой жизни, служит накоплению путём упражнений соответствующего опыта, как в сенсорной, так и в моторной сферах; во время игры происходит "налаживание" сенсорной и моторной систем и вырабатывается оптимальный "режим их взаимодействий". Игра - это не "образец взрослого" поведения, а само это поведение в процессе развития. Важно подчеркнуть, что в ходе игры развиваются и совершенствуются не целиком взрослые поведенческие акты, а составляющие их сенсомоторные компоненты. Вообще же игровая активность, осуществляясь на врождённой, инстинктивной основе, сама служит развитию и обогащению инстинктивных компонентов поведения и содержит элементы как облигатного, так и факультативного научения.
Обогащение в ювенильном периоде двигательной активности и образование качественно новых форм манипулирования происходит преимущественно на основе первоначальных, доигровых форм и представляет собой лишь модификацию первичных форм деятельности на большом числе новых, разнокачественных объектов.
Во-вторых, игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и пролонгирует срок развития афферентно-двигательных систем, а это расширяет возможности животного знакомиться с окружающим миром и приобретать новые навыки.
В-третьих, игра выполняет важную познавательную роль, особенно благодаря присущим ей компонентам факультативною научения и исследовательского поведения, в том числе за счёт активного манипулирования случайными предметами и постоянными объектами игры ("игрушками"). Эта функция игры выражается в накоплении обширного индивидуального опыта, причём в ряде случаев этот опыт может накапливаться "впрок", "на всякий случай" и найти применение значительно позже в экстренных жизненных ситуациях.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!