В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, всех философов принято делить на материалистов и идеалистов. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, всех философов принято делить на материалистов и идеалистов.

2017-05-16 2588
В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, всех философов принято делить на материалистов и идеалистов. 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ (по Ф. Энгельсу)

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ (по Ф. Энгельсу)

В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, всех философов принято делить на материалистов и идеалистов.

Идеализм – общее название философских учений, признающих первичность идеального начала (дух, Бог, сознание, разум, логос, душа, идея и т.д.)

Материализм – общее название философских учений, признающих первичность материального начала и зависимость от него начала идеального (духовного).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Парадигма – в науке – одна (или несколько) фундаментальная теория, которой в определенный период придерживается большинство ученых.

Рефлексия – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения; направленность мышления на сам процесс мышления – его формы, причины, следствия.

Антропоморфизм – одно из свойств мифологического мышления; наделение предметов (животных, явлений природы, Богов и т.д.) человеческими свойствами, т.е. уподобление их человеку; объяснение происхождения и существования мира по аналогии с человеком.

Синкретичность – одно из свойств мифологического мышления, сочетание разнородных воззрений, нахождение их в единстве и нерасчлененности: правды и вымысла, субъекта и объекта, человека и природы.

Категории – с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем простейшие формы действительности, «родовые понятия», от которых происходят остальные понятия, с другой стороны – первоначальные и основные формы объектов познания. Например, бытие, сущность, движение, время, субстанция и т. д.

 

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ 2:

«ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»

Упанишады – с древнеиндийского переводится как «сидеть у ног учителя с целью познания истины»; трактаты философско-религиозного характера, примыкающие к Ведам и определявшие духовное развитие древнеиндийской культуры приблизительно с 800 до 500 до н.э.

Ортодоксальный – неуклонно придерживающийся какого-либо направления, учения, мировоззрения.

Брахман –понятие индийской философии, обозначающее высшую объективную реальность, некое безличное Абсолютное начало, из которого возникает и в котором растворяется всё мироздание.

Атман – понятие индийской философии, означает высшее субъективное духовное начало, которое, с одной стороны, противостоит Брахману, с другой – тождественно ему.

Манас – собственно сознание, накопленное данным человеком, его жизненный опыт, личностное мировидение. В момент смерти погибает только Манас, Атман же продолжает свое шествие по времени в последующих перерождениях.

Майя – термин индийской философии, означает иллюзию, мираж, космическую силу, создающую объективный мир. В философских текстах индийских мыслителей употребляется для обозначения материального бытия, которое считается объективно воспринимаемой иллюзией, т.е. бытием неподлинным. Подлинной реальностью является только высшее духовное существование (Брахман-Атман).

Рита – понятие индийской философии, означает первооснову мира и действующих в нем законов. Власть Риты распространяется и на богов и на людей. Рита регулирует законы человеческой жизни и противодействует угрожающему всему хаосу.

Сансара – в индийской философии круг постоянных странствований или перевоплощений человеческой души.

Карма – в индийской философии закон воздаяния. В философских учениях карма преимущественно воспринимается как духовный закон причинно-следственных связей, по которому каждое существо настигают последствия его добрых и злых мыслей, слов и деяний. Карма определяет условия не только настоящей, но и будущей жизни (жизней) человека.

Дхарма – одно из основных этических понятий индийской философии – моральный закон, долг, духовное учение.

Мокша – освобождение от мира объектов и страстей; постоянное нравственное совершенствование.

Буддизм – этико-философское учение, возникшее в Древней Индии. Основатель – принц-отшельник Сиддхартха Гаутама (Будда). Неортодоксальная школа.

Нирвана – в буддийской философии высокое состояние духа человека, предполагающее достижение духовных сфер надземного бытия. Из-за буквального понимания корневой основы слова («угасание», «затухание») нередко ошибочно трактуется как «полное угасание всякой жизни». В действительности означает лишь угасание пламени чувственных желаний и привязанности к материальному, земному миру.

Санкхья – одна из ортодоксальных школ древней индийской философии, придававшая особое значение изучению природы, рассматриваемой в процессе космического развития.

Пракрити – в индийской философии материальная природа или субстанция как противоположность духовной природы (Пуруши).

Пуруша – в индийской философии духовный аспект мироздания; духовный прообраз человека – «небесный человек»; иногда – высшее духовное «Я» человека.

Инь-ян – парные понятия китайской философии, выражающие идею двойственности бытия. Инь-ян – диалектическая пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество конкретизаций этой абстрактной двойственности: тьма-свет, покой-движение, земное-небесное, холод-тепло, женское-мужское начала, смерть-жизнь и т.д.

Тянь – понятие китайской философии, означает «Небо», которое воспринималось как некая высшая духовная сила, управляющая Миром.

У син – понятие китайской философии, которое означает пять первоэлементов мироздания: дерево, огонь, земля, металл, вода.

Дао – букв. «путь»; одно из важнейших и многозначных понятий китайской философии. Означает: а)всеобщий космический закон;

б)естественный, природный ход вещей;

в)Абсолют как высшее состояние бытия – начало и конец всех вещей;

г)символ высшей космической гармонии.

Дэ – понятие китайской философии, во многом близкое понятию «Дао». В «Дао дэ дзин» говорится: «Дао рождает (вещи), дэ вскармливает (их)». Дэ – это трансформированное Дао, проявленное и доступное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. В даосизме человек с «высшим дэ» - это совершенномудрый человек.

Конфуцианство – одна из самых влиятельных философских школ в Древнем Китае, признающая незыблемость традиций, ритуалов, уклада жизни. Основана мудрецом Конфуцием в VI веке до н.э.

Жэнь – основное этическое понятие конфуцианства. Означает «гуманность», «милосердие», «человечность». Жэнь – одно из «пяти постоянств», которым должен обладать совершенный человек.

И – понятие китайской философии, означающее «чувство долга», «долг-справедливость». В широком смысле и – моральные принципы, которых должен придерживаться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели.

Ли – понятие китайской философии, означающее «ритуал», «церемония», «этикет». Ли – это всевозможные нормы религиозного, светского или семейного поведения.

Сяо – один из этических принципов конфуцианства – «сыновья почтительность и почитание старшего брата». Исполнять сяо – значит служить родителям по правилам ли.

Чжи – понятие китайской философии, означает – «мудрость», «знание», «ум», «интеллект».

Цзюнь-цзы – понятие китайской философии, означает – «совершенный», «достойный», «благородный человек» («муж»), благодаря которому поддерживается равновесие в мире. Цзюнь-цзы – конфуцианский идеал человека, обладающего пятью постоянствами (совершенными качествами) – жэнь, и, ли, сяо, чжи.

Даосизм – философская школа в Древнем Китае, представители этой школы были сторонниками учения о Дао и Дэ. Возникла в Китае в 6-5 вв. до н.э. Основоположником учения считается древнекитайский философ Лао-цзы, призывавший следовать природе, жить естественной жизнью.

Увэй – «не-деяние» - одно из основных понятий даосизма, означает следование естественным законам и ненарушение их своей волей. Увэй в понимании даосов это не полное бездействие, а, скорее, действие особого рода, когда поступки человека сгармонизированы с законами природы и естественной необходимостью.

Ци – понятие китайской философии, означает «дыхание», «эфир», «жизненная энергия», «сила». Введение этого понятия приписывают древним даосам.

 

Словарь по теме 3: «Античная философия»:

Философская школа – это сообщество людей в отношении учитель-ученик, возникающее тогда, когда у основателя определенного философского учения появляются последователи, продолжающие развивать его идеи. Представителей философской школы сближает согласие по базовым положениям, но различие в решении проблем.

Натурфилософия – философия природы; философское учение, особенностью которого является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из переживания человеком природы, либо с помощью основных знаний из области естественных наук) с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы.

Апейрон – (греч. Apeiron - неограниченное) – бесконечное, согласно Анаксимандру, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи.

Бытие – реальность, существующая независимо от человека; всякое существование вообще.

Детерминизм – (от лат. Determinare – определять) – учение о причинной обусловленности и закономерности всех явлений материального и духовного мира. Противоположность детерминизма – индетерминизм. Сторонником крайнего детерминизма был Демокрит.

Космоцентризм – специфическая черта античной философии (особенно ранней), основная проблематика которой была связана с космосом (поиском первоначала).

Космос – в античной философии – упорядоченное, конечное бытие как противоположность хаосу – бытию неорганизованному и бесконечному. Первоначально то же самое, что порядок, устроение. Впервые мир был назван космосом Пифагором, который обратил внимание на царящие в нем порядок и гармонию.

Хаос (от греч. Chainein – зиять) – открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей; в древнегреческой космогонии – первобытное состояние или первовещество, из которого возник или был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос.

Спекуляция (от лат.speculari – рассматривать издалека) – попытка исключительно мысленным путем получить знание о вещах, лежащих по ту сторону опыта.

Геоцентризм – учение о строении Солнечной системы и вселенной, согласно которому их центром является Земля. Было разработано древними мыслителями: математика – Эвклид, физика – Аристотель, астрономия – Птолемей, поддерживалось христианской церковью.

Диалектика – учение о противоположностях и о развитии.

Метафизика – 1)название сочинений Аристотеля, в которых рассматривается то, что познаваемо нами только после природы (потому что лежит «позади» нее), но само по себе является первым; ПОЭТОМУ МЕТАФИЗИКУ НАЗЫВАЮТ ТАКЖЕ «ПЕРВОФИЛОСОФИЕЙ»; философское учение о сверхчувственных основах бытия;

2)способ понимания мира, противоположный диалектики.

3)противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Метафизика – результат односторонности в познании, абсолютизации отдельных сторон и моментов познавательного процесса.

«Архэ» - (греч. Arche – начало) – первопричина, принцип, термин натурфилософского периода античной философии.

Логос – первоначально – слово, речь, язык; позже, в переносном смысле – мысль, понятие, разум, смысл, мировой закон; у Гераклита и стоиков – мировой разум, идентичный с безличной, возвышающейся даже над богами закономерностью Вселенной, с судьбой.

Софисты – философы, первые профессиональные учителя мудрости. Так первоначально в классической Греции, назывались мыслители и мудрецы, позднее – учителя красноречия; благодаря их стремлению добиваться победы любой ценой они превратили спор в пустую, хитроумную, кажущуюся мудрость (софистика).

Софист (нарицательное) – беспринципный полемист, способный в корыстных целях отстаивать то, что в данный момент ему представляется выгодным.

Софизм – логически ошибочное рассуждение (двусмысленность, уловка), выдаваемое за истинное; видимость доказательства.

Релятивизм – философская, гносеологическая точка зрения, впервые отчетливо представленная софистом Горгией, согласно которой все знания рассматриваются лишь как относительно правильные, ибо они обуславливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий, особенно в зависимости от своего индивидуального телесно-душевного состояния. Методологический принцип, абсолютизирующий относительность и условность человеческого познания. Характерен для мировоззрения софистов.

Эвристика – искусство спорить обо всем (все подвергать сомнению и доказывать что угодно).

Ирония – (от греч. Eironeia – притворство, отговорка) – первоначально манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим, несмотря на свое знание, или говорит нечто обратное тому, что он в действительности думает или считает (однако это должно быть понято интеллигентным слушателем). Сократовская ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того чтобы они наконец могли из своих заключений (устами других) узнать о своем невежестве и глупости и направить свои усилия к истинной мудрости.

Майевтика – метод Сократа; искусство помочь родиться знанию. Предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью наводящих вопросов.

Образ пещеры – платоновское сравнение (в «Государстве») человеческого существования с пребыванием в подземелье. Закованный, повернутый спиной ко входу в пещеру, человек видит только тени вещей, которые он принимает за единственные реальности. Если его освободить от оков и вывести из пещеры на свет, в мир с его действительными вещами, то глаза его сначала будут слезиться и он будет считать свой мир теней действительным, а настоящий мир – недействительным. Только постепенно, шаг за шагом он привыкнет к истине. Но если он возвратится в пещеру, чтобы освободить других людей из заточения, избавить их от химер, то они не поверят ему, сильно разгневаются и, возможно, даже убьют его.

Социальная утопия – Утопия (от греч. Ou – не и topos - место) – «место, которого нет»; проект (модель) совершенного общественного устройства, воплощение которого в текущий исторический период считается невозможным.

Скептицизм – философское течение (школа) античной философии, эллинско-римского периода, выдвигает сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.

Стоицизм – философское течение (школа) античной философии, основными идеями которого были: жить в согласии с природой, фатализм.

Фатализм – вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому все должно свершиться так, как того хочет слепой рок (фатум), и человек ничего не может изменить в этой судьбе.

Эпикуреизм – материалистическая школа античной философии. Основатель – Эпикур. Учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейцами называют тех, кто не задумываясь отдает предпочтение материальным радостям жизни.

Неоплатонизм – одно из самых влиятельных философских течений поздней античности. Было основано на смешении учений Платона, Аристототеля, стоиков и пифагорейцев с элементами восточной мистики и христианства.

Эманация – (от лат. Emanation истечение) – истечение из единого, целого. По учению неоплатоников и гностиков, мир есть эманация божества, которое, однако, при этом остается неизменным. Все низшее, согласно этому учению (эманизм), вытекает из высшего, которое обозначается не только как «Бог», но и как «первоединое», «одно и все».

Перипатетики (от греч. Peripatoi – «крытая галерея», служившая лекционным залом.) – ученики и последователи Аристотеля, философская школа Аристотеля.

Калокагатия – (греч. – великодушие) термин, которым Платон обозначил идеал воспитания у греков, сочетание благородства, физических и духовных способностей. Немецким идеализмом понимается как совокупность хорошего физического и духовного воспитания и соответствующего образа жизни. У греков Калокагатия была не этико-эстетическим, а социально-этическим понятием, ибо калокагатос (человек, воспитанный в духе калокагатии) должен был предоставить себя в распоряжение общества (полиса).

Демиург (греч. demiurgos – свободно занимающийся общественным ремеслом) – у Платона обозначение Бога как создателя мира из извечно существующего первобытного хаоса, или первовещества; противоположность христианскому Богу, который создает мир из ничего.

Основные выводы по теме «Античная философия»

Космологический период:

1.Существует безличный мировой порядок – космос. Он заставляет вещество в замкнутой Вселенной проделывать один и тот же путь от первоначального единства через разнообразие опять к единству. Познав закон этого порядка, мы получим ключ ко всем тайнам природы и человека.

Антропологический период:

1.Переход от миропознания, т. Е. Изучения окружающего мира природы, к самопознанию, к изучению человеческой жизни.

Софисты:

1.Удовлетворяли потребность греков в широком образовании.

Систематический период:

1.Философия должна исследовать не природу и не собственно человеческий мир, а идеальные прообразы того и другого. Именно этот мир (другая реальность) признается за истинное бытие, познаваемое при помощи особого метода, который Платон назвал «диалектическим».

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.