Основные теоретические подходы к понятию «благотворительность» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Основные теоретические подходы к понятию «благотворительность»

2017-05-16 741
Основные теоретические подходы к понятию «благотворительность» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Социальная помощь - это основная категория в социальной работе, активно развивающейся в последние десятилетия отрасли отечественной науки, учебной дисциплины и практики.

Применительно к благотворительной деятельности, в советский период доктрина исходила из решенности социальных проблем в стране[1].

Во-первых, социальная помощь - это один из видов социального взаимодействия, одна из форм социального содействия. Социальное взаимодействие - это взаимный обмен опытом, знаниями, понятиями, оно осуществляется в процессе взаимообмена. Обмен деятельностями лежит в основе разделения труда (возможность обмена товарами или услугами есть необходимое условие разделения труда), и именно деятельностное взаимодействие связывает отдельные личности в общество, а значит, оно оказывается специфически социальным[2].

Благотворительность - это определенные действия относительно отдельных лиц, а также относительно организаций в виде оказания материальной безвозмездной помощи или выполнения услуг или работ. Также, понятие благотворительности предполагает поощрение и развитие каких-либо, имеющих общественную значимость, форм или видов деятельности.

Можно привести различные варианты трактовки понятия благотворительности. Это связано с тем, что этот непростой феномен общественного проявления очень многогранен и выполняет определенные функции в устройстве самого общества. Определений благотворительности существует немало. Рассмотрим подробнее некоторые из них:

- Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему[3].

- Благотворительность - действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим[4].

- Благотворительность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи[5].

- Благотворительность - негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования. При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности[6].

- Благотворительность - оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие[7].

Несмотря на некоторое различие в позиции авторов, очевидно одно – понятие благотворительности обладает высоким аксиологическим статусом. Пожалуй, ни одно из явлений современной действительности не откладывает такой отпечаток в сердцах людей как благотворительность.

Благотворительность в своей основе тесно связана с такими значимыми категориями человеческой жизни как милосердие, любовь, сострадание, нравственная ответственность.

Благотворительность любого рода необъяснимым образом объединяет людей разного социального статуса и возраста в общем порыве делать добро.

В РФ регулируется ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г.

Благотворительная организация не может отправить человека в тюрьму или заставить его платить налоги. Однако благотворительность все-таки несет в себе элемент принуждения: мнение окружающих (давление общественного мнения - великолепный способ увеличить сбор средств) или давление некоего особого положения.

Благотворительность в России становится все более популярной информационной темой и все более профессионально организованной сферой деятельности.

История русской благотворительности уходит корнями к тем временам, когда церковь была основой государственности. Монастыри давали приют осиротевшим и больным, делились зерном для посева с бедными крестьянами, обучали грамоте. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. В Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились здания ХVII века, в которых когда-то находились лечебницы[8].

Самым распространенным деянием благотворительности в то время была милостыня, сопутствующая молитве и покаянию. Независимо от размеров помощи, будь то вклад царственной особы в монастырь или копейка юродивому, главной заботой было не поддержание неимущего, а нравственное совершенствование дарующего.

К концу XVII века государственная политика постепенно стала заменять главенствующую роль церкви в вопросах заботы о нуждающихся.

Важной вехой этого периода явилось открытие при Петре I (в 1715 г.) первых воспитательных домов для детей-подкидышей.

При Екатерине II для открытого ею в 1764 году Воспитательного дома в Москве была уже разработана специальная воспитательная программа, впитавшая лучшие идеи Просвещения. Императрица выделила на новое заведение 100 000 руб. личного капитала, остальные деньги поступали от добровольных пожертвователей. Воспитательный дом стал первым коллективным делом состоятельных москвичей[9].

Супруга императора Павла I Мария Федоровна ведала уже всеми воспитательными домами России, управляя ими более 30 лет. Она была признана современниками самой щедрой и радеющей благодетельницей. Пяти столичным институтам императрица пожертвовала при жизни и оставила по завещанию до 4 млн. руб. При ней детей в Воспитательном доме обучали ремеслам, готовили из них учителей и даже актеров. А в 1806 году появилось первое в России учебное заведение для детей-инвалидов – училище глухонемых[10].

В начале XIX века Мария Федоровна открыла в Петербурге Вдовий дом для вдов офицеров, чиновников и дам, служащих в придворном ведомстве и казенных учебных заведениях. Вдовьих детей отдавали учиться в различные учебные заведения в зависимости от их происхождения. Дом этот приобрел особую популярность после отмены крепостного права, когда поступило много заявлений от разорившихся помещиц. Просуществовал он вплоть до 1917 года. Особенно много сделала императрица для женского воспитания и образования.

До конца XIX века в России дело попечения о нуждающихся было сосредоточено в руках самого государства или императорской фамилии, которая в глазах народа была главной заступницей.

Среди членов царских семей встречалось немало людей, творящих добро от чистого сердца, отдающих делу попечения огромную часть души. Так супруга Александра I Елизавета Алексеевна из 200 тыс. руб. личного содержания использовала лишь 15 тыс. руб., отдавая все остальное на пособия для нуждающихся. Причем о многих ее благих деяниях стало известно лишь после ее смерти[11].

Обращаясь к истории благотворительности в России, мы находим множество подтверждений тому, что путь к благотворительности лежит через предпринимательство. Эти два вида деятельности неразрывно связаны.

С 1917 и до середины 80-х годов добровольной благотворительности как таковой не существовало. Собираемые с населения различные взносы (на строительство памятников и т.п.) носили обязательный характер.

Второе рождение благотворительность получила в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века. В этот период стали создаваться и активно функционировать благотворительные фонды, благотворительные общественные организации и др. Граждане, предприятия, банки стали участвовать в финансировании тех или иных благотворительных программ, проектов[12].

Благотворительная деятельность может осуществляться самостоятельно как отдельными гражданами, так и обществами, товариществами, учреждениями и т.д. Однако, как показывает мировой опыт, включая отечественный, благотворительная деятельность наиболее эффективно ведется благотворительными организациями.

В современных исследованиях благотворительности существует точка зрения, согласно которой «меценат» - «спонсор» - «филантроп» - это разные «имена» человека, занимающегося благотворительностью. Рассмотрим подробнее разницу данных понятий. Такие заимствования как «меценат», «спонсор», «филантроп» активно используются как в России, так и в Европе.

Филантроп – человек, который любит людей. В сознании современного человека филантроп и благотворитель – единые понятия. С функциональной точки зрения это действительно так: и филантроп и благотворитель добровольно распределяют частные ресурсы в интересах нуждающихся. Однако существуют ситуации, при которых благотворительность не есть филантропия. Речь идет об оказании помощи животным. Такой акт благотворительности нельзя назвать «любовью к людям»[13].

Если человек считает себя филантропом, это возвышает морально не только его, но и того, на кого направлена его любовь. В случае благотворительности, моральный статус благодателя выше, чем у обычного человека.

Меценат – имя собственное, перешедшее в разряд имен нарицательных. На первый взгляд, меценат отличается от благотворителя тем, что занимается более узкой сферой деятельности: меценат оказывает помощь в области науки, культуры, искусства. Однако существует различие: меценат помогает не самому человеку, а той роли, которую он играет в обществе. Проще говоря, меценат поддерживает нищего гениального музыканта не потому, что он беден, а из-за того, что он музыкант. То есть поддерживает талант человека[14].

Спонсор – организация или частное лицо, участвующее в финансирование какого-либо мероприятия. Одно из основных различий спонсора и благотворителя состоит в том, что спонсор всегда стремится получить максимальную выгоду из вложенных им средств. В основном такой «наградой» за финансовые вложения становится реклама организации. Однако повышение статуса и экономическая выгода здесь не единственна. Образно говоря, филантроп или благотворитель помогаю человеку, потому, что он нуждается в помощи, меценат – ради его таланта, спонсор помогает, например, бедному художнику, заказывая ему картину со своим логотипом[15].

По общечеловеческому моральному принципу жертвовать на благотворительные цели может любой человек. Существует следующая последовательность: индивид – семья – организация - государство. В рамках данной последовательности можно выделить полярные точки[16].

1. Для индивида и семьи благотворительность – это глубоко личный акт, нагруженный эстетически и аксиологически, представляющий собой одно из проявлений нравственной зрелости человека. То есть приватна и не терпит любого вмешательства извне, в том числе и со стороны государства. Такое отношение к благотворительности было свойственно человеку на протяжении многих столетий. Действительно, в допетровскую эпоху одной из важных форм общины являлась помощь другим людям. Благотворительная деятельность была одним из компонентов ментальности русского человека, для которого не существовало инновационного, социопроектировочного процесса в сфере благотворительности.

2. Для организации и государства благотворительность – это организованная помощь, которую обеспечивают благотворительные институты. Высшей формой благотворительности при таком подходе является социальная политика государства. То есть только при правильном подходе к проблеме благотворительности со стороны государства можно рассчитывать на высокие результаты в данном вопросе.

Феномен благотворительности по-разному пытаются осмыслить, наполнить содержанием представители разных наук и отдельные исследователи[17].

История

- Благотворительность как краеведение, часть истории края, местности.

- Персональная история. Биографии и деяния благотворителей и их семей.

- Материальная история зданий, памятников культуры, произведений искусства, являющихся дарами благотворителей.

- Исторические формы и механизмы благотворительной деятельности.

- История деятельности благотворительных организаций.

Психология

- Мотивация частных и корпоративных благотворителей, добровольцев и работников посреднических структур НКО, фондов.

- Особенности ценностной сферы активных участников благотворительного процесса.

- Благотворительное поведение как групповая норма. Влияние групповых норм, стереотипов, предписаний на благотворительные установки и поведение личности.

- Жизненная ситуация как объект благотворительности ситуационный анализ.

Социология

- Общественное мнение по поводу благотворительной деятельности.

- Благотворительность как социальное движение.

- Благотворительность как совокупность общественных институтов.

- Благотворительность как механизм снижения социальной напряженности.

- Благотворительность как фактор преодоления социальных эксклюзий.

- Благотворительность как социальный капитал и средство социальной мобильности.

- Благотворительность по отношению к различным социальным группам (сироты, заключенные, безработные, малообеспеченные и т. д.).

- Влияние благотворительности на общество в целом и на отдельные сферы общественной жизни (например, на культуру).

- Социальная работа и благотворительность.

Политология

- Благотворительность как идеология (государственная политика, национальная идея).

- Благотворительность как способ укрепления доверия и кооперации в обществе.

- Благотворительность как проявление гражданского общества, арена взаимодействия общества и государства.

- Благотворительность как элемент политических PR.

- Благотворительность как орудие политических элит.

- Социальная политика государства и благотворительность (их соотношение, контроль, законодательное регулирование).

Экономика

- Объемы инвестиций в благотворительность.

- Источники финансирования благотворительной деятельности, эффективность подобных вложений.

- Рынки благотворительности.

- Посредничество в благотворительности и трансакционные издержки.

- Благотворительная деятельность и рынок труда.

Управление

- Маркетинговый взгляд (посреднические услуги по благотворительности как продукт; жизненный цикл и продвижение благотворительных продуктов).

- Менеджерский взгляд (благотворительность как технология управления организацией, фандрайзинг, подготовка и проведение благотворительных мероприятий).

Кроме многообразных ракурсов рассмотрения темы благотворительности в различных научных дисциплинах можно выделить три специфические группы исследований, каждая из которых объединена общим объектом. Основной фокус этих работ направлен на то, каким образом и почему осуществляют благотворительную деятельность представители каждого из трех секторов общества. Таким образом, общий объект исследования может стать еще одним основанием для классификации исследовательских работ.

Благотворительная деятельность малого и среднего бизнеса исследуется достаточно часто, но при этом работы достаточно фрагментарны, ориентированы на особенности отдельных регионов и во многом отражают экономическую ситуацию в них. Чаще всего исследуется мотивация благотворительности бизнесменов: кому, на что и в каком виде и объеме они делают пожертвования. Исследования НКО (в том числе и благотворительных фондов) как посредников в благотворительной деятельности[18].

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.