Антропологический материализм Л. Фейербаха. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

2017-05-16 303
Антропологический материализм Л. Фейербаха. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Людвиг Фейербах (1804–1872).Труды:«К критике философии Гегеля», «Сущность христианства».

С позиций метафизического материализма Фейербах дал наиболее развернутую и глубокую критику гегелевского идеализма. Природа у Гегеля, говорил Фейербах, сама по себе ничто, она лишь осуществленная мысль. Однако критика Фейербах гегелевской философии, несмотря на ее историческое значение, имела ограниченный характер, т.к. в целом сводилась к раскрытию порочности идеалистического истолкования мира этой философией. Фейербах не сумел понять, что в идеалистической диалектике содержится рациональное зерно – мысль о самодвижении и поступательном развитии мира. Он видел в диалектике лишь искусно построенную разновидность софистики. Он критиковал: Абсолютную идею, процесс отчуждения, диалектику Гегеля.

Фейербах: «Идя назад, я целиком с материалистами; идя вперед, я не с ними». Не принадлежит к вульгарным материалистам.

Материализм Фейербах, будучи метафизическим, является также материализмом антропологическим («Ничто человеческое мне не чуждо»).

Фейербах уделяет большое внимание разработке материалистической теории познания. Исходным пунктом познания служат ощущения, источник заключен в самом объективном, реальном мире. На базе ощущений у человека возникает мышление. Он доказывал правильность показания органов чувств. Фейербах отстаивает материалистический сенсуализм и критикует рационалистов, прежде всего Канта, за отрыв разума от показаний органов чувств. Фейербах исходил из первичности материи и подчеркивал, что если бы не существовало материи, не было бы мышления. Он критикует агностицизм Канта.

Фейербахвпадал в идеализм. Давал идеалистическую трактовку критерия истины, усматривая его в «человеческом роде». Критерий истины заключен у него в согласии всех людей с тем или иным суждением. Фейербах выступил как созерцатель, не понявший значения практически-критической деятельности людей.

Фейербах был типичным представителем созерцательного материализма, он ограничивал задачи философии только познанием мира и не ставил перед собой цели преобразовать его. Процесс познания он сводит по существу до акта простого созерцания человеком внешнего мира.

Одним из основных принципов построения философской системы у него выступает антропологизм. Это обусловило односторонность его материализма, распространенного только на область явлений природы. Фейербахбыл материалистом «снизу» при объяснении природы и идеалистом «сверху» при истолковании социальных явлений. Главную причину смены форм общественного строя он видел в смене форм религии.

Идеализм и метафизика пронизывают все рассуждения Фейербаха о государстве. Происхождение государства философ ставил в прямую зависимость от степени религиозности людей. Религия, в обычном смысле, препятствует возникновению государства, т.к. религиозный человек не нуждается в человеке, надеясь получить необходимое от Бога. Вера в Бога не способствует объединению людей в государство и не укрепляет существующее государство, а наоборот, делает его ненужным. Не вера в Бога, а сомнение людей в Боге привело к созданию государства.

Фейербах выступал одновременно и как борец против идеалистической философии, и как критик религии. Он доказывал, что не Бог создал человека, а человек – Бога. Бог – это созданное людьми представление, персонифицированное воплощение тех чаяний людей, которые они оказались не в состоянии осуществить на земле. Бог – плод фантазии людей.

Однако его атеизм не был последовательным. В работе «Сущность христианства», которая «поссорила» Фейербаха с Богом, присутствуют религиозно-этические и идеалистические наслоения. Он указывал на необходимость создания новой земной религии, религии любви человека к человеку, религии, не признающей наличие Бога как сверхвещественного существа.

Основой морали людей, по мнению Фейербаха, является врожденное стремление к счастью. К главным правилам морали он относил разумное самоограничение и взаимную любовь между людьми. Задача морали заключалась в том, чтобы сознательно и добровольно сделать законом человеческого мышления и действия гармоническую связь, вытекающего из самой природы в виде мужского и женского стремлений.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.