Религия как форма духовной жизни и социальный институт. Функции религии. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Религия как форма духовной жизни и социальный институт. Функции религии.

2017-05-16 420
Религия как форма духовной жизни и социальный институт. Функции религии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Религия выступает как одна из форм мировоззрения. Она пришла на смену мифологическому мировоззрению, которое не смогло дать удовлетворительные ответы на вопросы, возникав­шие в древнем обществе при переходе от первобытнообщинных отношений к более усложненным, классовым.

Религиозное сознание, возникнув в древности и претерпев различные изменения, связанные с развитием общественных отношений.

Религия представляет собой сложное образование. В ее структуре, формирование кото­рой завершилось в период появления классо­вого общества, выделяют три основных элемента:

• религиозное сознание;• религиозный культ;• религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиоз­ную идеологию.

Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, прису­щих верующим, которые формируются под воздействием носи­телей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией.

Религиозная идеология — это система религиозных идей, раз­работкой и пропагандой которых занимаются религиозные орга­низации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В современных развитых религиях в религиозную идео­логию входят теология, различные религиозно-философские учения, социальные теории и т.д.

Центральная часть религиозной идеологии — теология, или богословие. Она включа­ет в себя систему богословских дисциплин, излагающих и обосно­вывающих отдельные стороны вероучения. Основа теологии — священные книги, содержанием которых является совокупность «богооткровенных истин». Религиозная философия стремится посредством доказательных аргументов обосновать истинность и непреходящую ценность религиозной догматики, полезность и всеобщую значимость ре­лигии для человека.

Неотъемлемой частью любой религии является религиоз­ный культ, представляющий собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Роль культа в любой религии исключительно велика.

Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации. Функции религиозных органи­заций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении, устойчивости и целостности объединения. Особое значение; приобретают религиозные организации в монотеистических ре­лигиях, как, например, в христианстве, исламе, буддизме.

Религиозное сознание, религиозные культы и религиозные орга­низации характеризуют деятельность религии как специфического социального института. Новый шаг в институционализации религи­озной жизни был связан с появлением монотеистических религий. Возникнет церковь — автономный, строго централизованный инсти­тут, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жестко фиксируемой системы веро­учения и культа; ей присущи иерархический принцип управления, деление на клир, т. е. получивших специальную подготовку профес­сиональных служителей культа, и мирян.

Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования – социальные, гнесеологические и психологические.

Социальные причины — это те объективные факторы обще­ственной жизни, которые с необходимостью порождают и вос­производят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие — с отношениями междулюдьми.

Гносеологические причины — это предпосылки, возможно­сти формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, т. е. вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало раз­витию теоретического познания.

Психологические причины возникновения и воспроизводст­ва религии заключаются в следующем. Религиозные верования.возникают также в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устой­чивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх как повторяющиеся переживания, могут создать благопри­ятную почву для приобщения индивида к религии. Помимо страха и неуверенности в себе такую же почву для религии соз­дают другие отрицательные эмоции — чувства горя, скорби, одиночества.

Религия обладает рядом функций. Главная ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать, восполнять). Религия выполняет роль иллюзорного компенсато­ра из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социаль­ного. Важное значение имеет мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою кар­тину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает оп­ределенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией.


Мораль. функции мораль

Религия выступает как одна из форм мировоззрения. Она пришла на смену мифологическому мировоззрению, которое не смогло дать удовлетворительные ответы на вопросы, возникав­шие в древнем обществе при переходе от первобытнообщинных отношений к более усложненным, классовым.

Религиозное сознание, возникнув в древности и претерпев различные изменения, связанные с развитием общественных отношений.

Религия представляет собой сложное образование. В ее структуре, формирование кото­рой завершилось в период появления классо­вого общества, выделяют три основных элемента:

• религиозное сознание;• религиозный культ;• религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиоз­ную идеологию.

Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, прису­щих верующим, которые формируются под воздействием носи­телей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией.

Религиозная идеология — это система религиозных идей, раз­работкой и пропагандой которых занимаются религиозные орга­низации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В современных развитых религиях в религиозную идео­логию входят теология, различные религиозно-философские учения, социальные теории и т.д.

Центральная часть религиозной идеологии — теология, или богословие. Она включа­ет в себя систему богословских дисциплин, излагающих и обосно­вывающих отдельные стороны вероучения. Основа теологии — священные книги, содержанием которых является совокупность «богооткровенных истин». Религиозная философия стремится посредством доказательных аргументов обосновать истинность и непреходящую ценность религиозной догматики, полезность и всеобщую значимость ре­лигии для человека.

Неотъемлемой частью любой религии является религиоз­ный культ, представляющий собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Роль культа в любой религии исключительно велика.

Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации. Функции религиозных органи­заций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении, устойчивости и целостности объединения. Особое значение; приобретают религиозные организации в монотеистических ре­лигиях, как, например, в христианстве, исламе, буддизме.

Религиозное сознание, религиозные культы и религиозные орга­низации характеризуют деятельность религии как специфического социального института. Новый шаг в институционализации религи­озной жизни был связан с появлением монотеистических религий. Возникнет церковь — автономный, строго централизованный инсти­тут, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жестко фиксируемой системы веро­учения и культа; ей присущи иерархический принцип управления, деление на клир, т. е. получивших специальную подготовку профес­сиональных служителей культа, и мирян.

Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования – социальные, гнесеологические и психологические.

Социальные причины — это те объективные факторы обще­ственной жизни, которые с необходимостью порождают и вос­производят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие — с отношениями междулюдьми.

Гносеологические причины — это предпосылки, возможно­сти формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, т. е. вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало раз­витию теоретического познания.

Психологические причины возникновения и воспроизводст­ва религии заключаются в следующем. Религиозные верования.возникают также в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устой­чивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх как повторяющиеся переживания, могут создать благопри­ятную почву для приобщения индивида к религии. Помимо страха и неуверенности в себе такую же почву для религии соз­дают другие отрицательные эмоции — чувства горя, скорби, одиночества.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.