Глава первая. Незаконные деловые взаимоотношения — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава первая. Незаконные деловые взаимоотношения

2017-05-16 559
Глава первая. Незаконные деловые взаимоотношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бизнес – дело жизни каждого мужчины. В работе испытывается вера и богобоязненность человека. В основе, мусульманин должен бояться Всевышнего Аллаха, зарабатывать только дозволенным путем, не прибегать к запретному и отдаляться от того, что является сомнительным, поскольку это, наверняка, убережет его религию и сохранит его имущество. От ан-Ну‘мана ибн Башира[1239], да будет доволен ими обоими Аллах, передано, что Пророк, S, сказал: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придет и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места свое стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи негодным, приводит в негодность и все тело, и, поистине, кусочком является сердце» [1240].Ан-Науауи в комментариях к этому хадису пишет: «Его, S, слова „а занимающийся сомнительным придет и к совершению запретного…“ предполагают два объяснения. Первое: из-за частого совершения сомнительных дел, человек может в конце концов впасть в запретное, пусть даже непреднамеренно. И таким образом он может совершить грех, если поступок совершен из-за легкомысленного отношения. Второе: человек привыкает к облегчению ситуации для себя, делает это раз за разом, и постепенно совершает все более и более сомнительные дела, в конце концов впадая в грех преднамеренно»[1241].

Утрата верности и честности приводят к порочности в деловых отношениях, побуждают к наживанию на труде других людей.

Всевышний говорит:

«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества…» (2:188).

Как правило, грешный и нечестный человек мало задумывается над тем, как он зарабатывает, что ест и пьет. Именно так обстоят дела в нынешнее время: люди легкомысленно относятся к своей работе до такой степени, что особо и не переживают за то, что впадают в сомнительное и запретное.

Ранее мы привели хадис, переданный Хузайфой, R, в котором Пророк, S, предостерегает от утраты верности и честности. А сегодня словно сбылись во многих запретных сделках и финансовых отношениях увещевания Пророка, S, его пророчества о том, что будет утрачена верность. Посланник, S, сказал: «Человек заснет, и верность будет вырвана из его сердца, а след от нее остается как точка. Затем он заснет (еще раз) и она будет вырвана, а след от нее остается подобно волдырю, словно раскалённый уголек: ты прока­тишь его по своей ноге, она вздувается, и ты видишь, как она покрылась волдырями, пустыми изнутри. Затем люди станут заключать друг с другом сделки, но едва ли кто-нибудь из них будет блюсти верность. И будут поговаривать: „Вот, в таком-то племени мужчина верный!“ И скажут о мужчине так: „Какой он разумный, умелый и стойкий“, хотя в его сердце не будет веры даже и на вес горчичного семени!»

Далее Хузайфа сказал: «Я дожил до того времени, когда мне все равно было, с кем из вас иметь дело. Если он мусульманин, то ислам взыщет с него для меня[1242], а коль он христианин, то представитель власти взыщет с него для меня. А сегодня я веду дела лишь с тем-то и с тем-то»[1243].

Порочность людей в деловых взаимоотношениях увеличивается по возрастающей прямой. В свое время Абу Хамид аль-Газали жаловался на то, как люди пренебрегают верностью и честностью и быстро привыкают к запретному в деловых отношениях. Вот что он говорит по этому поводу: «В общем, мусульманин должен разделять людей по принципу: с кем можно иметь дело, а с кем – нет. В наше же время тех, с кем можно иметь дело, должно быть меньше, чем тех, с кем нельзя иметь дело. Ранее человек говорил: «Я застал то время, когда человек заходил на рынок и спрашивал: „Как вы считаете, с кем мне можно работать?“ А ему отвечали: „С кем пожелаешь“. Затем наступили другие времена и люди говорили: „Работай, с кем пожелаешь, кроме такого-то и такого-то“. Позже пришли другие времена и люди начали говорить: „Ни с кем не имей дело, кроме такого-то и такого-то “». Затем аль-Газали добавил: «Боюсь, что и это исчезнет»[1244]. А сегодня, кажется, сбылось то, чего он опасался. Поистине, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы возвратимся!

Деловые отношения предполагают денежный и товарный оборот, приносящий прибыль. А когда человек морально неустойчив, он с легкостью попадает в сети запретного, что, естественно, привлекает внимание других людей, в результате чего увеличение доходов любым возможным способом становится обычным делом. Об этой тенденции говорил Ибн Хальдун: «Если денег много, то и прибыли много. Ведь малое количество в большом количестве кажется малым. Затем, чтобы попытаться увеличить доходы, необходимо купить и продать товар и при этом поторговаться. Справедливых же, честных людей мало. Поэтому хитрость, обвешивание при продаже неизбежны»[1245].

Вследствие утраты верности и честности среди людей получили распространение сомнительные виды сделок, грязные финансовые взаимоотношения, зарабатывание средств незаконным путем под формой скрытого ростовщичества, монополии, принуждения, принятия сомнительной прибыли, а потом и запретной. А все ради того, чтобы нажиться любым способом. Это явление явно проявляется в нынешнее время и в работе исполнителей, и в деятельности руководства многих фирм и компаний.

Несмотря на множество шариатских доказательств и рациональных доводов в пользу того, что необходимо соблюдать принцип верности и честности, благодаря которому и души, и имущество, и взаимоотношения людей сохраняют праведность, эти достоинства в обществе остаются в тени, и, более того, утрачены людьми, кроме тех, кого оберег Всевышний Аллах. Вследствие этого, узы любви и братства в обществе разрушены, вражда и ненависть распространены, а экономические проблемы и кризисы свидетельствуют о том, что в жизни людей не осталось места нравственности и высоким ценностям.

Одним из тяжелых недугов души является алчность. Алчный человек не может быть честным, поскольку им овладевает любовь к мирской жизни, ненасытность ее благами. Передают, что Абу Ханифа сказал: «Я полагаю, что скупой человек не заслуживает статуса „справедливый“, поскольку алчность побуждает его к крайности, и он берет для себя больше положенного из страха, что будет обманут. А таким людям нельзя доверять»[1246].

Очевидно, что причиной порочности в деловых взаимоотношениях явилась смелость некоторых писарей и псевдоученых, которые, цепляясь за любой сомнительный момент, вынесли решения, дозволяющие заключать запретные сделки. В частности, это касается разрешения брать банковские доходы[1247], вкладывать деньги в сберегательные кассы[1248] и оформлять инвестиционные сертификаты[1249].[1250]

Далее в последующих двух параграфах мы поговорим более подробно о незаконных формах деловых взаимоотношений:

1. Несоблюдение дозволенных шариатом сделок.

2. Распространение запретных деловых отношений.

 

Несоблюдение дозволенных шариатом сделок

 

Ислам запретил любой поступок, предающий религию Всевышнего Аллаха. Господь увещевает нас о том, чтобы не предавали ни Его, ни Его Посланника, S, ни доверенное имущество.

Всевышний говорит:

«О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на вверенное вам имущество сознательно» (8:27).

Посланник Аллаха также сказал: «Верни доверенное имущество тому, кто доверил его тебе, и не предавай того, кто предал тебя» [1251].

Шариатские принципы и положения направлены на обретение праведности как в словах, так и в поступках. Их задача обеспечить для людей условия, необходимые для построения взаимоотношений. Они определяют дозволенное и благочестивое, предостерегают от запретного и пагубного. Они разъясняют людям предписания их религии, чтобы они не совершали греховного и не вступали на тропу сомнительных дел.

Приведу пример из жизни наших праведных предшественников, наглядно показывающий их отношение к построению отношений на основе верности и честности. Известно, что сподвижник по имени Джарир ибн ‘Абдуллах, R, «если продавал товар, то подробно рассказывал о его недостатках, а потом предоставлял выбор, говоря: „Если хочешь, бери, а если не хочешь – то оставь“. Ему как-то сказали: „Если ты так будешь поступать, то вряд ли что продашь“, на что он ответил: „Поистине, мы присягнули Посланнику Аллаха в том, что будем искренни к каждому мусульманину“»[1252].

Далее мы постараемся подробно раскрыть то, как утрата верности и честности приводит к порочности в делах.

 

1. Отдаление от законных видов сделок

Со временем верность и честность были утрачены, в результате чего люди лишились чувства самоконтроля и ответственности за свои финансовые решения. Запретное сместило дозволенное, проявились признаки полной безответственности в силу незнания шариатских норм и положений. Редко, кто спрашивает о том, что разрешено шариатом, не говоря о том, чтобы получать соответствующие знания. Как следствие, ряд запретных исламом видов сделок стал основным родом деятельности мусульман, а законные согласно шариату виды деловых отношений были оставлены и забыты. [1253]

Невежество росло, а шариатские нормы, определяющие правильность той или иной сделки, преданы полному забвению. В итоге люди денно и нощно думают о том, как накопить деньги, как больше заработать, а богатые люди стали соревноваться друг с другом в способах увеличения прибыли и приумножения капитала, не соблюдая законы шариата. Об этом предостерегал Пророк, S. От Абу Хурайры R, от Посланника, S, передано: «Несчастен раб динара, дирхама, бархата и каймовой шерстяной рубахи. Коль дадут ему, то он доволен. А коль не дадут, то недоволен» [1254]. Ибн Хаджар объясняет этот хадис так: «Несчастен – то есть пал. Здесь имеется в виду, что будет погублен. А под рабом динара подразумевается тот, кто алчно копит их и оберегает, словно он служит им и поклоняется»[1255]. Хадис очень ярко описывает людей, их алчность и погоню за мирским, то, как это приводит их к пустоте и несчастью. Ведь подлинная жизнь возможна в рамках верной религии и честных взаимоотношений, дарующих достаток и праведность. Страсть к деньгам не может являться сутью этой жизни. Когда истинные ценности подменяются ложными, когда высокая цель облагородить землю и направить людей к поклонению Единому Владыке заменяется службой дирхаму и динару, то это великое поражение. Вот что говорит Ибн аль-Каййим: «Что бы ни взял раб Аллаха из запретного, это происходит по двум причинам. Первая: он плохо думает о своем Господе, полагает, что если бы он подчинился Ему, предпочел Его, то Тот не даровал бы ему нечто лучшее из дозволенного. Вторая: он знает на что идет, осознает, что коль он откажется от этого ради Него, то Тот дарует ему нечто лучшее. Однако страсть его довлеет над его терпением, а влечение – над разумом. В итоге первая причина заключается в слабости его знаний, а вторая – в слабоумии и недальновидности»[1256].

 

2. Коварство и ухищрения

Коварство и ухищрения являются основным признаком несоблюдения шариатских норм в деловых отношениях. Сейчас честный человек, не прибегающий к хитрости во взаимоотношениях – диковинка в обществе. И это притом, что коварство в любом его проявлении запретно. Оно есть дурной нрав, разрушающий общество. Пророк, S, отрицал причастность коварных людей к его общине: «…тот, кто обманывает насне от нас» [1257].

В нынешнее время деловые уловки стали искусством в торговой деятельности и других сферах с целью увеличить доходы. Продавцы изощряются в рекламировании своего товара, скрывают его недостатки, в результате чего покупатель обманут, приобретает не то, что ему показывают и рассказывают.[1258]

К хитрости относится то, когда человека, несведущего в рынке и ценах, обманывают и продают товар дороже его реальной стоимости. Или, наоборот, когда продавец плохо ориентируется в ценах рынка, и уловками у него покупают товар дешевле его настоящей цены.

К ухищрениям прибегают и в том, что дозволено шариатом. В частности, легкомысленное отношение к долговым обязательствам. Ведь ислам разрешил занимать деньги, лишь для того чтобы поощрять сплоченность общества, солидарность и взаимовыручку. Однако, когда верность и честность утрачены, должники затягивают преднамеренно возврат денег.

Среди действий, запрещенных исламом, даже притом, что они совершаются в дозволенных шариатом сделках, можно перечислить следующие: перебивать торг, покупать и продавать, искусственно завышать цены, приезжать в местность с товаром, на который тут есть завышенный спрос, и оставлять его местному человеку, чтобы тот в свою очередь распродал его постепенно по высокой цене, совершать две купли-продажи одним договором (хотя среди ученых есть разногласия в этом вопросе), продавать товар, имеющий скрытые дефекты. А нынче же люди называют вещи не своими именами, и порой прибегают к запретным действиям. Естественно, это явление отрицательно сказывается на положении общества, торговле. Более того, можно сказать, что подобное происходит потому, что люди легкомысленно относятся к вопросу соблюдения норм шариата. А в конечном итоге и явно запретные сделки становятся нормой вещей, к примеру, ростовщичество и спекуляция.

Образ лживого торговца неприемлем для мусульманского общества, поскольку ему присущи алчность, эгоистичность и плохое обхождение с людьми. Передают, что один из последователей сподвижников однажды сказал: «Если бы я вошел в мечеть, полную прихожан, и меня спросили бы: „Кто лучший из них?“ Я бы в ответ спросил: „Кто среди них более всех искренен к ним?“ Если они ответят: „Этот“. Тогда я скажу: „Вот он и есть лучший среди них“. А если меня спросят: „Кто худший среди них?“, то я в ответ спрошу: „Кто среди них больше всего их обманывает?“ Если они ответят: „Этот“. Тогда я скажу: „Вот он и есть худший среди них“»[1259].

 

3. Ложные клятвы

Явным признаком утраты верности и честности являются и ложные клятвы продавцов, чтобы избавиться от своего товара. В свое время Пророк, S, запрещал торговцам продавать товар, прибегая к такому средству. Он, S, сказал: « (Есть) трое людей, с которыми в День воскрешения Аллах не будет разговаривать, не посмотрит на них, не очистит их, и им уготовано мучительное наказание». Абу Зарр, R, сказал: «Лишены они добра и понесли убыток. Кто же они, о Посланник Аллаха?» Пророк, S, ответил: «Волочащий одежду, попрекающий (того, кому он дал милостыню), сбывающий свой товар ложной клятвой» [1260]. Это так, поскольку ложная клятва – предательство и ужасный поступок, разрушающий общество, затаптывающий мораль и ценности. С другой стороны, ложь, ставшая обычным делом для торговцев, зачастую выплывает наружу и приносит немалые убытки. А если бы они приняли для себя за основу в отношениях честность и верность, то даже малой прибыли им было бы достаточно, поскольку она несет в себе благодать. Абу Хамид аль-Газали говорит: «Кто знает, что даже один дирхам может быть удостоен такой благодати, что принесет счастье человеку и в мирской жизни, и в том, что касается религии; а тысячи дирхамов могут быть лишены Всевышним Аллахом благодати – так, что погубят их владельца, и он, в конце концов, пожелает обанкротиться и подумает о том, что, наверное, так было бы для него лучше, тот постигнет смысл наших слов: „Поистине предательство не приумножит имущество, также как пожертвование не умалит его“»[1261].

Также запрещено при купле и продаже лгать и утаивать что-либо. От Хакима ибн Хизама, R, передано, что Посланник Аллаха, S, сказал: «Продавец и покупатель имеют право выбора, пока не разошлись». Или же он, S, сказал: «…до тех пор, пока не разойдутся. И если они были правдивы и откровенны, то будет благословенна их сделка. А коль они утаили и солгали, то будет лишена их сделка благодати» [1262]. Таким образом, ложь, выбранная как средство для заработка, лишает удел благодати, оборачивает приложенные усердия в пустую трату времени. А порой люди на лжи зарабатывают большие деньги, но в итоге их ложь становится причиной лишения всего капитала и дохода. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Заработанное грехом уводит и благое и греховное».

Словом, тот, кто нечестен в отношениях с людьми, кто продает свою веру за преходящие блага мирской жизни и ничтожную цену – лишится благ как этого мира, так и Грядущего. Следующие слова аль-Хасана аль-Басри справедливы в отношении таких людей: «Мы видели таких. Клянусь Аллахом, они продали свою верность и честность за деньги. Они заработали много денег и что они с ними сделали? Расширили свои дома и сузили могилы! Раскормили своих вьючных лошадей и истощили свою религию. Изнурили себя похождениями туда и обратно к вратам султана. Они мучаются и не задумываются об Аллахе. Некто из них говорит: „Продай мне ту землю, а я тебе дам больше того-то“. Он опирается на левую руку и пожирает не свое имущество. Речь его – издевки, а имущество его – запретное»[1263].

Итак, мы прояснили для себя, как шаткость честности и верности приводит к несоблюдение шариатских норм в деловых отношениях. Мы разъяснили опасность запретных действий, губящих благосостояние людей, приводящих к жульничеству в религии. Все это рушит общество, мораль и ценности, разобщает людей.

 

Распространение запретных деловых отношений

Ислам не дозволяет вести запретные дела: будь это купля или продажа, перевозка, посредничество или предоставление определенных услуг.

Всевышний говорит:

«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (2:188).

Пророк, S, предостерегал о того, что в неправедные времена будет утрачена верность и честность, люди не будут задумываться над тем, что поедают запретное. От Абу Хурайры, R, передано, что Посланник Аллаха, S, сказал: «Людей застанет такое время, когда человек не будет переживать за то, как зарабатывает – дозволенным или запретным (путем) » [1264].

А вот что сказал Бишр ибн аль-Харис[1265], подчеркивая необходимость зарабатывания средств дозволенным путем и предостерегая от запретной прибыли: «Человек обязан пристально следить за своим заработком, едой и жильем. Человек должен очищать свою торговлю…»[1266].

Посмотрите на мусульман сегодня! В результате утраты верности и честности их дела и работа повсюду пересекаются с запретным заработком. Взятки, мелкое воровство, обман и ухищрения – так что от стыда некуда глаза деть. Все это средства, к которым люди прибегают, чтобы заработать![1267]

Далее мы поговорим более подробно о том, как утрата верности и честности приводит к запретным делам.

 

1. Торговля запрещенным товаром

Люди зачастую торгуют вредным для человека товаром. Даже если нет прямого запрета шариатским текстам на употребление этого товара, следует знать, что ислам все, что, так или иначе, наносит вред, зарещает. От Абу Са‘ида аль-Худари передано, что Посланник Аллаха, S, сказал: «Недопустимо (причинять) ни вред (без причины), ни (причинять) вред (в ответ [1268]. Этот хадис указывает на то, что мусульманин должен сторониться любого запретного дела. Вот что говорит Ибн аль-Каййим: «Не оценил Аллаха должным образом того, кто пренебрегает Его предписаниями и ослушается, пренебрегает Его запретами и совершает их, пренебрегает Его правом и нарушает его, пренебрегает Его поминанием и не вспоминает о Нем. Его сердце забыло про Аллаха, для него своя страсть важнее, чем стремление угодить Ему»[1269].

Бывает так, что на первый взгляд запретная сделка прибыльна, однако на самом деле нет от нее ни проку, ни благодати. Ведь Пророк, S, уподобил человека, зарабатывающего запретным путем, тому, кто ест и не может насытиться: «…тот, кто берет имущество не по праву, подобен тому, кто ест и не наедается» [1270].

 

2. Монополия

Запретным действием является скрытие продовольствия первой необходимости, чтобы увеличить спрос на него и цену, так называемая запрещенная монополия. В хадисе, переданном Ма‘маром ибн ‘Абдуллахом[1271], R, от Пророка, S, сказано: «Любой, кто прибегает к монополии, совершает ошибку» [1272].

Приведем пример, олицетворяющий богобоязненность наших предшественников, их осторожность и опаску в том, чтобы, не дай бог, к их делам не была причастна монополия. Рассказывают, что некий мусульманин-торговец «находился в Васите[1273]. Он загрузил судно пшеницей и отправил его в Басру, а своему доверенному лицу написал письмо: „Продай это продовольствие в день его прибытия в Басру, и не откладывай этого на завтра, и можешь уступить немного в цене“. Некоторые торговцы посоветовали ему, сказав: „Отложи до пятницы, и ты заработаешь во много крат больше“. Он так и поступил, заработал во много раз больше и уведомил об это хозяина. А хозяин продовольствия в ответ написал ему: „Послушай меня. Поистине, мы довольствуемся малой прибылью при сохранности нашей религии. Но ты совершил преступление в отношении нас. И если ты держишь это письмо в руках, то возьми все деньги и раздай их в качестве милостыни бедным жителям Басры. Только бы я спасся от греха монополии, как минимум – без убытка и без прибыли“»[1274].

Одним из распространенных запретных видов деятельности является монополистическая конкуренция. Ради этого даются массовые объявления, товар рекламируется и позиционируется так, что многое, о чем говорят и приписывают ему, не соответствует реальности, чистой воды ложь и жульничество.[1275]

Такое отношение – это явный обман людей. Ведь непозволительно играть на чувствах и желаниях человека, лишь ради материальной выгоды. К тому же разрекламированный товар, может быть, просто застоялся из-за плохого качества или отсутствия данных о производителе.

Известно, что Пророк предостерегал от совершения некоторых поступков, распространенных в эпоху невежества, поскольку они предполагали запретные действия – коварство и обман покупателя. Например, он запретил искусственно завышать цену. Раньше это делали так: кто-то подошел и хочет купить товар, тут подходит другой и начинает предлагать большую сумму, хотя на самом деле не желает ничего покупать[1276]. От Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, передано: «Пророк запретил взвинчивать цены»[1277]. Ведь искусственное поднятие цены увеличит прибыль продавца, но путем обмана покупателя.

 

3. Взятки

Запретным делом также является получение взяток или содействие в этом. От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен ими обоими Аллах, передано: «Посланник Аллаха, S, проклял дающего и берущего взятку»[1278]. Таким образом, дающие и берущие взятки заслуживают проклятия и совершают тяжкий грех.

Следует отметить, что суть взятки ясна, но порой ее называют по-другому – подарком или благодарностью! Естественно, это игра слов, попытка называть вещи не своими именами. Так, любой подарок должностному лицу или исполнителю, от которых зависят люди, ранее не имеющий место быть, считается взяткой, которую необходимо вернуть. В наше время понятие «взятка» замаскировано. Пророк, S, прямо предостерегал от принятия взяток: «Тот, кого мы назначили на работу и дали удел, а он взял после этого еще, то это коварство» [1279]. Взяткой считается любое подношение, которое принимает наемный работник поверх заработной платы ради определенной услуги, поскольку оно берется не по праву, без прикладывания определенных усилий и труда. Такой поступок является порицаемым и заслуживает проклятия. Ранее мы также приводили слова Пророка, S, относительно Ибн аль-Лютайбы[1280], о том, как он, S, предостерегал работников от принятия подарков.

Взятки свидетельствуют о безнравственности, отсутствии стыда и совести, доверии в отношениях. К сожалению, некоторые люди лживо утверждают, что к принятию взяток, обману и ухищрениям побуждают нужды из-за малой заработной платы, семейных забот и хлопот. По сути, эти слова прямо указывают на то, что их честность и верность явно хромают.[1281] Ведь недаром пословица гласит: «Если взятка зашла через дверь, то честность вылетела из форточки»[1282].

Следующие поэтические строчки очень красиво описывают честность, ее несовместимость со взяткой независимо от обстоятельств:

Если взятка ворвалась в дом через дверь,

А в нем есть честность,

Тогда честность убежит прочь от нее,

Словно кроткий человек,

Нежелающий жить по соседству с глупцом.

Рассказывают о том, что однажды ‘Абд аль-Малик ибн Маруан узнал о том, что один из его писарей принял подарок, что-то в качестве косвенной взятки. ‘Абд аль-Малик спросил его: «Ты принял подарок с того времени, как я тебя назначил?» Писец сказал: «Твои дела идут хорошо. Имущество в обороте, работники достойны похвалы, земельная подать – в достатке». ‘Абд аль-Малик ибн Маруан сказал: «Ответь на мой вопрос». Писец ответил: «Да». Тогда ‘Абд аль-Малик продолжил: «Клянусь Аллахом, если ты принял подарок, не намереваясь вознаградить того, кто подарил, то ты подлый и низкий человек. Коль ты принял его, тем самым полагаясь на человека, на которого ты бы не мог положиться, если бы не подарок, то ты – предатель. Ежели ты намерился как-то в ответ отблагодарить того человека, что сделал тебе подарок, не совершая предательства в отношении того, что доверено тебе, не доставляя ущерб его религии, то ты тем самым позволил своим подчиненным обсуждать себя, дал волю своим другим желаниям зашевелиться в душе твоей, и твоя власть потеряла свой авторитет»[1283]. Затем ‘Абд аль-Малик отстранил его от должности.

В заключение этого параграфа хочу привести строки, написанные пером Ахмада ибн Ханбаля:

Коль день твоей жизни миновал и ты одинок,

Не смей молвить, что ты был в одиночестве,

Но скажи: надо мной есть наблюдатель.

Не вздумай подумать, что Аллах пропустил даже миг,

Что не видит Он то, что сокрыто даже на миг.

Забавляют нас дни, утешая собой,

А грехи, словно ком завалили собой.

О если бы Аллах простил то, что прошло,

И позволил нам каяться и еще раз раскаяться[1284].

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.