Во-вторых: жена обязана соблюдать права мужа. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Во-вторых: жена обязана соблюдать права мужа.

2017-05-16 532
Во-вторых: жена обязана соблюдать права мужа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Быть послушной. Жена обязана слушаться мужа, который имеет право главенства семье, если, конечно, он не велит ей греховного. Праведная, верная жена хранит должное по отношению к своему мужу и покорна ему в дозволенном.

Всевышний говорит:

«Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (4:34).

Ибн ‘Аббас и многие другие слово «покорны» комментирует так: «То есть слушаются своих мужей». Со слов Абу Хурайры, R, передано, что Посланник Аллаха, S, сказал: «Если женщина совершает пять (предписанных) ей молитв, месяц поста, (предписанного) ей, хранит целомудренность и покорна своему мужу, то войдет в Рай из любой двери, что пожелает» [371].

2. Сохранять собственное достоинство и честь семьи. Жена обязана хранить честь семьи. Вот что сказал Пророк, S, в прощальной проповеди: «…и вы имеет право требовать от них, чтобы они не позволяли сидеть в вашем доме никому, кто неприятен вам…». А вот что сказал Убай ибн Ка‘б: «К верности относится то, что женщина должна оберегать свою непорочность»[372].

А вот как Джарир[373], оплакивая свою жену, описывает ее целомудренность:

А коль спутник ее жизни покидал постель,

То она хранит и оберегает все беседы и тайны[374].

3. Хранить тайны мужа. Жена обязана хранить все секреты своего мужа, и ни в коем случае и ни под каким предлогом не должна разглашать их. Несомненно, что верность жены к мужу особенно проявляется именно в ее способности не поддавать огласке то, в чем доверился ей муж. И именно это качество жены укрепляет семью и обеспечивает гармонию в семейной жизни.

Очевидно, что самой большой тайной в браке является интимная жизнь. Как сказано в одном из хадисов: «Одно из самых худщих мест у Всевышнего в Судный день будет занимать человек, который вступал в близость с женой, а потом распространял её секреты».

То же самое справедливо и в отношении подробностей по работе, по финансовому положению, по общению с друзьями, с которыми муж делится с женой, глубоко вздыхая. И в этом жена обязана быть верной мужу: сохранить в тайне все, чем он поделился с ней, успокоить его, помочь в силу своих возможностей, и не разглашать его секретов ни близким, ни чужим людям.

4. Бережно относиться к имуществу мужа и не расточительствовать в расходах по дому. Жена обязана бережливо относиться к финансам мужа, не излишествовать в расходах на еду и питье.

Всевышний говорит:

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (7:31).

Всемогущий и Преславный также говорит:

«Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (25:67).

Основное требование в этой обязанности жены заключается в том, чтобы она распоряжалась средствами мужа, лишь после того как попросит у него разрешение, за исключением небольшой милостыни. Вот что передает ‘А’иша, R: «Посланник Аллаха, S, сказал: „Если женщина пожертвовала из съестных запасов мужа, не нанося вред, то она удостоилась награды, и муж удостоился за то, что заработал, и тот, кто хранит (это имущество), удостоился того же“» [375]. Что же касается мелких вещей по дому, на которые мало кто обращает внимание и которые обычно всегда есть в наличии, то здесь не нужно разрешение мужа, чтобы пожертвовать этим. Равно, как не нужно разрешение мужа в каждом отдельном случае, если муж, в общем, дал свое согласие жене, чтобы она тратила средства на свое усмотрение.[376]

5. Впускать в дом лишь с разрешения мужа. Жена обязана прежде, чем кого-либо впустить в дом, попросить разрешения у мужа. Ведь Пророк, S, сказал: «Что же касается вашего права по отношению к своим женам, то пусть они не позволяют сидеть в вашем доме тем, кто неприятен вам, и пусть не впускают они в дома ваши тех, кто неприятен вам». Таким образом, жена не должна впускать в дом тех, кого мужу неприятно было бы видеть у себя дома, будь этот человек женщина или кто-нибудь из мужчин – близких родственников жены. Запрет распространяется на всех без исключения.[377]

Жена также обязана не покидать дом, не попросив предварительно разрешения мужа. Даже если она хочет посетить мечеть для совершения молитвы, она должна согласовать это с мужем. Естественно, мужу не следует запрещать ей ходить в мечеть[378], если это не влечет за собой чего-либо запретного.

6. Соблюдать нормы шариата, связанные с отбыванием срока ожидания[379], с месячными и послеродовым очищением.[380] Жена обязана соблюдать нормы, касающиеся срока ожидания, месячных, выплаты предбрачного дара и спорных вопросов, возникающих в связи с этим.[381]

Другими словами, она должна в точности отслеживать график месячных, чтобы не лишить права мужа на близость. Более того, из верности к нему она обязана сообщать ему о том, что месячные закончились, не вступать с ним в близость во время месячных и послеродового очищения. В том, что касается интимной жизни, дозволенной Всевышним Аллахом супругам, соблюдение приведенных выше норм является верным признаком праведности жены и ее заботы о муже.

Из верности к мужу жена обязана сообщить мужу о том, что по милости Всевышнего Аллаха она ждет ребенка, чтобы будущий отец мог предпринять все необходимые для должной заботы о своем ребенке, в особенности это актуально для бедных и нуждающихся семей.

Всевышний говорит:

«Не дозволено им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в Последний день» (2:228).

Верность и воспитание детей

Муж и жена – это две основы, на которых формируется семья. От них берет начало новое поколение – их дети. Словом, семья – это социальная ячейка, которая готовит для общества праведных людей, достойных нести бремя миссии ислама, выполнить великую задачу, отведенную для них в этой жизни.[382] В ранее приведенном хадисе Пророк, S, разъяснил ответственность родителей за воспитание детей: «О да, каждый из вас пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству. Предводитель, назначенный руководить людьми – пастырь, и он в ответе за свою паству. Мужчина – пастырь над своими домочадцами, и он в ответе за них. Женщина – пастырь над домом своего мужа и его детьми, и она в ответе за них. Раб – пастырь над имуществом своего хозяина, и он в ответе за него. О да, каждый из вас – пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству».

Любовь к детям свойственна человеческой природе. И, как правило, родители любят своего ребенка больше, чем себя, желают, чтобы достиг многого в своей жизни, обрел счастье как в этом мире, так и в ином.[383]

Таким образом, очень важно, чтобы каждый родитель участвовал в воспитании ребенка, благодаря чему они будут дополнять друг друга. Далее мы затронем основные моменты, касающиеся ответственности родителей за воспитание своих детей:

1. Побуждать к молитве. Родители обязаны с раннего детства приучать детей к совершению молитвы – так, как это заповедал Пророк, S: «Велите своим детям (совершать) молитву, когда им исполнится семь лет. И шлепайте их за ее невыполнение, когда им исполнится десять. И укладывайте их спать в разные постели» [384].

2. Учить хорошим манерам и дать образование. Родители ответственны за воспитание и обучение своих детей в том, что поможет им обустроить свою мирскую жизнь и подготовиться к грядущей. Вот что говорит Ибн аль-Каййим: «Человек, беспечно относящийся к обучению своего ребенка полезным навыкам, оставляющий его на произвол судьбы, ужасно относится к своему чаду. На самом-то деле, в большинстве случаев детей портит легкомысленное отношение к ним отцов и матерей, которые не обучают их религиозным предписаниям и Сунне. В итоге, дети не выполняют предписанного, не могут помочь самим себе, а будучи взрослыми, не будут полезны родителям»[385].

Эта обязанность возложена на плечи обоих родителей. Словом, и мать, и отец должны следить за поведением ребенка дома и за его пределами. Родительская ответственность предполагает опеку и защиту ребенка от всего, что может отвратить от религии, исправление неверных взглядов, убеждений и сомнений, ограждение от дурного влияния общества с целью формирования полноценной, благочестивой и эрудированной личности по мере взросления.

3. Прививать детям благие нравы. Родители обязаны прививать детям благие, исламские нравы, учить их общей этике, постоянно отслеживать их поведение.

Верность и честность – это два основополагающих качества, которые они должны привить своим детям. И мать, и отец должны быть достойным примером для подражания в добросовестном, ответственном отношении к любому делу, ведь ребенок во всем стремится походить на своих родителей. А видя их рвение сдержать слово, не подвести, он осознает важность честности и верности, впитает в себя эти нравы.[386]

Таким образом, обязанность родителей воспитывать детей, направлять их к высокому – это великая миссия и невероятно сложный процесс, требующие чуткости, проницательности и дальновидности. Они должны прививать им исламские ценности и добрые нравы, сделать это праведным наследием для них как в этой жизни, так и после смерти.

Верность и благочестивое отношение к родителям

Право родителей ни с чем несравнимо. Как бы мы хорошо не относились к матерям и отцам, мы никогда не сможем воздать им должным. Обязанность заботиться о них следует сразу же после обязанности поклоняться Аллаху. Словом, благочестивое отношение к родителям имеет особенный статус, поскольку Сам Аллах, Всемогущ Он и Велик, сразу же после повеления служить Ему, предписывает хорошо относиться к родителям, чтобы подчеркнуть ценность заботы о них.

Итак, Преславный говорит:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: „Тьфу!“ – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: „Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком“» (17:23, 24).

Также Пророк, S, велел благочестиво относиться к родителям. Заботу о них он назвал самым любимым для Всевышнего Аллаха из поступков, не считая молитвы. Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, передано: «Я спросил Пророка, S: Какое из деяний самое любимое для Аллаха? Он ответил: „Своевременное совершение молитвы“. Я продолжил: А затем какое? » Он ответил: „Затем благочестивое отношение к родителям…“»[387].

Благочестивое отношение к родителям предполагает следующее.

1. Относиться к ним наилучшим образом. Верность и честность обязывают нас денно и нощно заботиться о своих родителях, независимо от того, во здравии они или немощны. Не смыкая глаз, мы должны думать о том, чтобы у них все было благополучно. Ведь Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:

«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (31:14).

Мы обязаны слушаться их во всем, кроме тех случаев, когда они просят о греховном, быть их добрыми спутниками на протяжении всей жизни и ни коим образом не обижать их.

2. Содержать их. Дети обязаны содержать своих родителей, если они сами не могут прокормить себя, и постоянно заботиться о том, чтобы у них все было в достатке.

Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:

«Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям…» (2:215).

Материальное обеспечение – это всего лишь маленькая часть из того, чем мы обязаны родителям. Но в тоже время забота о родителях – это великая обязанность, ведущая тернистым путем к угоде Всевышнего Аллаха.

3. Не обижать их. Верность детей по отношению к родителям может быть нарушена неправильным поступком или просто словом. Нельзя на них повышать голос, и, тем более, оскорблять или проявлять явное неуважение. Все это относится к категории черствого отношения к родителям, что является тяжким грехом.[388] Как-то Пророка, S, спросили о тяжких грехах, на что он ответил: «Тяжкие грехи - это придавание Аллаху сотоварищей, убийство человека, черствое отношение к родителям…» [389]. Однажды Посланник Аллаха, S, трижды сказал: «Не сообщить ли мне вам о самом тяжком грехе?» А затем упомянул о «черством отношении к родителям». Абу ‘Амр ибн ас-Салях[390] сказал: «Черствость – это любое действие, которое хоть как-то обижает родителя, не считая обязательных поступков»[391].

Отметим, что из верности к родителям, из обязанности относиться к ним благочестиво, дети должны побуждать их к добру и ограждать от зла. Словом, наставлять их, не позволять им впадать в грех.[392]

Таким образом, проявление беспечности детей к долгу заботиться о родителях ставит под сомнение их верность, обязанность благочестиво относиться к ним.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.