ГЛАВА I. ИЗ ИСТОРИИ ПОДРЫВНОГО ДЕЛА — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

ГЛАВА I. ИЗ ИСТОРИИ ПОДРЫВНОГО ДЕЛА



Солдату о подрывном деле

 

Научно-популярная библиотека содата и матроса –

 

 

Б. В. Варенышев

СОЛДАТУ О ПОДРЫВНОМ ДЕЛЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Взрывчатые вещества являются чрезвычайно мощным источником энергии, содержащим ее в концентрированном виде. С ними не может сравниться ни один другой источник энергии, кроме атомного. В самом деле, обыкновенная 400‑граммовая тротиловая шашка при своем взрыве в течение 8 миллионных долей секунды может выполнить работу, на которую надо было бы затратить одновременное усилие почти одного с четвертью миллиарда человек. Котлован для вскрытия полезных ископаемых, на отрывку которого вручную потребовались бы тысячи человек и десятилетия изнурительного труда, а на механизированную отрывку экскаваторами 1–2 года, с помощью взрывов отрывается за 3–4 месяца.

Работы, связанные с использованием взрывчатых веществ, все шире применяются в военном деле и народном хозяйстве.

Большая мощность взрывчатых веществ позволяет выполнить многие виды важных и тяжелых работ за короткое время малым количеством людей. Кроме того, взрывчатые вещества не требуют сложных механизмов для их использования и просты в обращении, что чрезвычайно удобно для войск.

В некоторых случаях подрывные работы являются единственно возможным способом выполнения той или иной задачи, например, разрушения сооружений, разработки скалистого грунта, ликвидации ледяного затора и др.

Подрывные работы в военном деле применяются главным образом для разрушения различных объектов – важных сооружений, зданий, мостов, фортификационных сооружений, железных и шоссейных дорог, создания земляных и водных заграждений, преодоления любых заграждений противника, поражения его живой силы и техники.

Широко применяются подрывные работы при устройстве окопов, траншей, всякого рода котлованов и выемок, разработке строительных материалов, расчистке русел рек, при постройке дорог на косогорах и в горах, для защиты мостов от ледяных заторов при ледоходе и во многих других инженерных работах.

Великая Отечественная война наглядно показала ту важную роль, которую играет подрывное дело в любых видах боя при выполнении разнообразных задач, и дала огромное количество примеров умелого применения подрывного дела советскими саперами.

В начале июля 1941 г. подразделение младшего лейтенанта Байкова подготовило к взрыву железнодорожный мост через р. Великая в районе г. Пскова. В тот момент, когда Байков получил приказ взорвать мост, к мосту подходил советский артиллерийский дивизион, чтобы занять новые позиции на восточном берегу. Следом за дивизионом двигались фашистские танки. Саперы бросились на выручку своих товарищей – артиллеристов. Под огнем противника они быстро уложили деревянный настил на рельсы и пропустили советские орудия и артиллеристов на восточный берег реки. Но в результате непрерывного артиллерийского огня противника электровзрывная сеть и дублирующая сеть детонирующего шнура вышли из строя. Вражеские танки к этому времени уже вплотную подошли к берегу. Была угроза захвата моста противником. Команда подрывников во главе с Байковым бросилась на мост и огневым способом взорвала мост вместе с собой. Семену Байкову одному из первых воинов в Великую Отечественную войну было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.



В боях за г. Кенигсберг (ныне Калининград) в апреле 1945 г. группа саперов во главе со старшим сержантом Мордвянниковым получила приказ взорвать дом, превращенный врагом в огневую точку. Под сильным огнем саперы подползли к дому, заложили заряд весом 100 кг и взорвали дом вместе с его гарнизоном. Ликвидация опорного пункта позволила пехоте овладеть важным кварталом города. За успешные и отважные действия саперы были отмечены правительственными наградами, а Михаилу Мордвянникову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Подрывные средства были одним из основных видов оружия и для партизанских отрядов в Великую Отечественную войну.

Партизаны подрывали мосты, железнодорожные линии и станции, пускали под откос фашистские поезда, уничтожали оборонительные постройки, линии связи противника, выводя из строя его живую силу и технику. Исключительно широкое распространение имела так называемая «рельсовая война» белорусских и украинских партизан. В результате операций за пять месяцев (август – декабрь 1943 г.) было взорвано 363262 участка рельсов, что в общей сложности составляет 2270 км одноколейного железнодорожного пути, т. е. расстояние от Архангельска до Одессы.



И в послевоенные годы воины Советской Армии умело применяют подрывное дело. Так, весной 1951 г. небольшая река Истра в Московской области в результате бурного таяния снегов разлилась, и начавшийся ледоход угрожал снести деревянный мост через реку длиной 60 м. Группа саперов во главе со старшим сержантом Сидоровым охраняла мост от ледохода. Саперы произвели необходимые предварительные операции по расчистке каналов в фарватере реки, а когда на мелком плесе стал образовываться ледяной затор – разбили его, бросая подготовленные заранее сосредоточенные заряды весом 2,5–3 кг.

Возрастают масштабы и области применения подрывных работ в народном хозяйстве. Взрывы используются в горной промышленности для разработки угля, руды и других полезных ископаемых, при строительстве предприятий и гидротехнических сооружений, в городском строительстве для сноса старых зданий, в сельском хозяйстве при осушении болот; садоводы используют взрывы при посадке фруктовых деревьев; пожарники при помощи взрывов ведут борьбу с лесными и степными пожарами, а геологи разведывают полезные ископаемые и т. д.

Чтобы уметь правильно и успешно применять взрывчатые вещества и подрывные средства, необходимо знать взрывчатые вещества, их свойства, материальную часть подрывной техники и как ею пользоваться. Нужно также иметь представление о способах проведения важнейших подрывных работ. Эта брошюра и знакомит с тем, что нужно знать каждому солдату о подрывном деле.

 

ОГНЕВОЙ СПОСОБ ВЗРЫВАНИЯ

 

При огневом способе взрыв заряда ВВ осуществляется зажигательной трубкой, состоящей из капсюля‑детонатора и отрезка огнепроводного шнура.

 

Рис. 2. Капсюль‑детонатор № 8

 

Для изготовления зажигательной трубки необходимо иметь следующие принадлежности и инструменты: капсюль‑детонатор, огнепроводный шнур, фитиль, спички или воспламенители, а также изоляционную ленту, нож и обжим.

Капсюль‑детонатор № 8 (рис. 2) представляет собой металлическую гильзу, в которой запрессован заряд взрывчатого вещества, состоящий из двух слоев: верхнего – из инициируют, его ВВ (азида свинца и ТНРС или гремучей ртути) и нижнего – из ВВ повышенной мощности (тетрила или тэна).

Азидо‑тетриловые капсюли‑детонаторы выпускаются в алюминиевой гильзе, гремучертутно‑тетриловые – в медной.

Капсюли‑детонаторы требуют особой осторожности в обращении ввиду наличия в них взрывчатых веществ, очень чувствительных к механическим и тепловым воздействиям, их хранят в сухих, нежарких местах отдельно от других взрывчатых веществ и переносят только в упаковке.

 

Рис. 3. Круг огнепроводного шнура:

1 – оболочка; 2 – пороховая сердцевина; 3 – направляющая нить

 

Перед применением капсюли‑детонаторы тщательно осматриваются. Если имеются сквозные трещины, помятости, опудренность внутренних стенок гильзы или налет коррозии, то такие капсюли‑детонаторы к использованию не допускаются.

Соринки, попавшие в гильзу, удаляются легким постукиванием открытого конца капсюля о ноготь пальца. Прочистку капсюля‑детонатора щепочкой или продуванием производить нельзя.

Капсюли‑детонаторы упаковываются по 100 шт. в коробки белой жести. Для переноски при подрывных работах используются деревянные пеналы с гнездами на 10 капсюлей.

Огнепроводный шнур (рис. 3) состоит из пороховой сердцевины с направляющей хлопчатобумажной нитью и нитяной оболочки, асфальтированной (серого цвета) или покрытой пластикатовой пленкой (белого цвета).

На воздухе пороховая сердцевина огнепроводного шнура горит со скоростью 1 см/сек. Под водой горение шнура происходит с большей скоростью. Шнур поступает в войска отрезками длиной 10 м , свернутыми в круги. Хранение шнура производится в сухих помещениях, концы его заделываются изоляционной лентой или мастикой, чтобы не отсырела пороховая сердцевина. Оболочку шнура оберегают от жары, мороза, воздействия масел, бензина, керосина, от механических повреждений – изломов, скручивания,

Перед употреблением огнепроводного шнура проверяется скорость его горения и целость сердцевины.

Для этого кусок шнура длиной 60 см поджигают с одного конца, засекая время. Такой кусок шнура должен сгореть за 60–75 сек.

При изготовлении зажигательной трубки длину отрезка огнепроводного шнура выбирают, исходя из времени, необходимого для того, чтобы после зажигания трубки подрывник успел уйти в укрытие или на безопасное расстояние. Во всех случаях длина огнепроводного шнура зажигательной трубки должна быть не менее 50 см. Если зажигательная трубка делается с тлеющим фитилем, то длина огнепроводного шнура может быть уменьшена до 10 см, а отрезок тлеющего фитиля берется длиной 3 см.

В исключительных случаях в боевой обстановке и при подрывании льда во время ледохода с разрешения командира могут применяться зажигательные трубки с огнепроводным шнуром длиной 10–15 см.

Для зажигания огнепроводного шнура используются: тлеющий фитиль, обыкновенные или специальные спички подрывника, воспламенители – механический ВШ‑МУВ или терочный.

Фитиль представляет собой пучок слабо скрученных хлопчатобумажных или пеньковых нитей в нитяной оплетке. Нити пропитаны раствором селитры или азотнокислого свинца, придающим фитилю определенную и равномерную скорость тления, равную 1–2 см/мин, в зависимости от состава пропитки. На ветру фитиль тлеет несколько быстрее.

Огнепроводный шнур срезают наискось и на конец его насаживают отрезок фитиля, который закрепляют ниткой, наложенной ниже косого среза шнура.

Для воспламенения огнепроводного шнура обыкновенными спичками головка спички плотно прикладывается к пороховой сердцевине наискось срезанного шнура, как показано на рис. 4. Шнур зажимают между средним и указательным, а спичку – между указательным и большим пальцами левой руки; правой рукой берут спичечный коробок и чиркают им по головке спички.

При воспламенении шнура специальной спичкой подрывника последнюю зажигают и подносят к сердцевине шнура. Спичка энергично тлеет без пламени и не гаснет на ветру. Со спичками подрывника необходимо обращаться осторожно, особенно при переноске в кармане, где они могут загореться от трения одна о другую. Спички подрывника нужно оберегать от сырости, которая делает их непригодными.

Вместо спичек для воспламенения огнепроводного шнура можно пользоваться курительными или специальными зажигалками.

 

Рис. 4. Зажигание огнепроводного шнура обыкновенной спичкой

 

Механический воспламенитель огнепроводного шнура ВШ‑МУВ (рис. 5) состоит из ударного механизма взрывателя МУВ, свинченного с ниппелем, на который надета медная или алюминиевая гильза.

В корпусе взрывателя находится подпружиненный ударник, удерживаемый во взведенном положении чекой. В ниппель запрессован капсюль‑воспламенитель и пороховой столбик. Гильза при хранении закрывается резиновой пробкой.

Огнепроводный шнур обрезается под прямым углом, вставляется в гильзу до отказа и закрепляется обжимом так же, как при изготовлении зажигательной трубки, о чем говорится ниже.

При выдергивании чеки боек ударника накалывает капсюль‑воспламенитель, форс огня которого увеличивается при сгорании порохового столбика и воспламеняет огнепроводный шнур.

Терочные воспламенители отличаются от механических тем, что в них вместо ударного механизма взрывателя МУВ в корпусе заключен терочный состав, через который пропущена проволочная спиралька, конец которой в виде петли выходит из корпуса воспламенителя. В гильзу корпуса вводится конец огнепроводного шнура. При дергании за петлю спиралька протаскивается через терочный состав, который от трения воспламеняется и своим пламенем поджигает огнепроводный шнур.

 

Рис. 5. Механический воспламенитель огнепроводного шнура ВШ‑МУВ

 

Рис. 6. Стандартная зажигательная трубка:

1 – воспламенитель ВШ‑МУВ; 2 – огнепроводный шнур; 3 – резьбовая втулка; 4 – капсюль‑детонатор

 

Зажигательные трубки бывают стандартными – заводского изготовления и самодельными, изготавливаемыми в войсках.

Стандартная зажигательная трубка СЗТ (рис. 6) состоит из капсюля‑детонатора, огнепроводного шнура длиной 50 или 150 см, механического воспламенителя ВШ‑МУВ и резьбовой втулки, насаженной на шнур и служащей для закрепления зажигательной трубки в запальном гнезде шашки, имеющей резьбу.

Самому изготовить зажигательную трубку (рис. 7) можно следующими приемами:

• на деревянной подкладке чистым и острым ножом отрезать под прямым углом кусок огнепроводного шнура необходимой длины, второй конец шнура обрезать наискось (рис. 7, а, б, в);

• вынуть капсюль‑детонатор из коробки (рис. 7, г), проверить его пригодность и очистить гильзу;

• ввести конец огнепроводного шнура, отрезанный под прямым углом, в капсюль‑детонатор до упора в чашечку (рис. 7, е ); при этом нельзя нажимать или вращать шнур или капсюль, чтобы капсюль‑детонатор не взорвался от трения; если шнур входит в гильзу свободно, конец его обвертывают слоем изоляционной ленты или бумаги;

• закрепить капсюль‑детонатор на шнуре при помощи обжима (рис. 7, ж), для чего взять шнур в левую руку и, придерживая капсюль‑детонатор указательным пальцем, наложить правой рукой обжим так, чтобы боковая поверхность обжима была на уровне среза гильзы. Нажимая на рукоятки обжима и поворачивая его у края гильзы, создают кольцевую шейку, обеспечивающую прочность соединения капсюля‑детонатора со шнуром.

При отсутствии обжима капсюль‑детонатор закрепляется на шнуре путем обвертывания огнепроводного шнура изоляционной лентой (рис. 7, к ).

Обрезанный наискось конец огнепроводного шнура предназначается для его воспламенения посредством спички. Если шнур зажигается воспламенителем ВШ‑МУВ, то второй конец его также обрезается перпендикулярно оси и закрепляется в гильзе воспламенителя.

В тех случаях, когда зажигательные трубки применяются не сразу по изготовлении, их свободные концы заделываются воском, мастикой или обвертываются изоляционной лентой.

Зажигательную трубку вставляют в заряд ВВ после закрепления заряда на подрываемом объекте. Капсюль‑детонатор должен входить до упора в запальное гнездо и не выпадать из него. Крепление зажигательной трубки производится шпагатом, тонкой мягкой проволочкой, осторожным заклиниванием гильзы деревянным колышком или путем ввинчивания резьбовой втулки стандартной зажигательной трубки в капсюльное гнездо заряда.

 

Рис. 7. Изготовление зажигательной трубки:

а – отрезание огнепроводного шнура; б – концы шнура, обрезанные для изготовления зажигательной трубки; в – конец шнура, обрезанный под прямым углом (обернут изоляционной лентой или бумагой); г – вытаскивание капсюля‑детонатора из коробки; д – очистка гильзы капсюля‑детонатора; е – ввод шнура в капсюль‑детонатор; ж – обжатие капсюля‑детонатора; з – правильно введенный шнур; и – обжатый капсюль‑детонатор; к – закрепление капсюля‑детонатора на шнуре изоляционной лентой; л – готовая зажигательная трубка

 

При подрывных работах допускается зажигание одним человеком не более пяти зажигательных трубок. По команде старшего «зажигай» все подрывники одновременно поджигают зажигательные трубки и отходят в указанное место. По команде «отходи» все подрывники, в том числе и те, которые почему‑либо не успели поджечь свои зажигательные трубки, отходят от зарядов на безопасное расстояние.

 

Электродетонатор

 

Электродетонатор (рис. 12) представляет собой капсюль‑детонатор, смонтированный в одной гильзе с электровоспламенителем (электрозапалом). Основной частью электровоспламенителя является мостик, представляющий собой тонкую проволочку, припаянную к концам жил двух изолированных проводов. Мостик окружен воспламенительным составом в виде твердой капельки, покрытой водоизолирующим слоем, и помещен в гильзу, где закреплен мастикой.

При пропускании электрического тока мостик электровоспламенителя накаливается и воспламеняет капельку, вспышка которой вызывает взрыв капсюля‑детонатора.

Военные электродетонаторы имеют платино‑иридиевый мостик и металлическую гильзу, в гражданских образцах применяется мостик из константана (сплава меди с никелем), а гильзы бывают картонные. Кроме электродетонаторов мгновенного действия, существуют электродетонаторы, взрывающиеся с замедлением в несколько секунд с момента пропускания тока. В таких электродетонаторах между капелькой воспламенительного состава и инициирующим взрывчатым веществом капсюля‑детонатора помещен маленький отрезок огнепроводного шнура.

 

Рис. 12. Электродетонатор:

1 – капсюль‑детонатор № 8; 2 – мостик; 3 – воспламенительный состав; 4 – провода; 5 –мастика

 

Выпускаются электровоспламенители (рис. 13) и в виде самостоятельных изделий, без капсюлей‑детонаторов, вместо гильзы они имеют трубку и притом несколько большего диаметра, чем гильза электродетонаторов. Это делается для того, чтобы в случае необходимости в трубку электровоспламенителя можно было вставить капсюль‑детонатор для изготовления электродетонатора в полевых условиях. До употребления открытый конец трубки электровоспламенителя закрывается пробкой от попадания влаги.

 

Рис. 13. Электровоспламенитель:

1 – медная гильза; 2 – мостик; 3 – воспламенительный состав; 4 – провода; 5 – мастика

 

Электровоспламенители и электродетонаторы очень боятся сырости. Их хранят в картонных коробках по 20 шт., картонные коробки укладываются в цинковые.

Правила обращения с электродетонаторами такие же, как и с капсюлями‑детонаторами. Электровоспламенители в обращении совершенно безопасны, но при их срабатывании дульце трубки следует направлять в сторону во избежание ожогов.

Электродетонаторы и электровоспламенители обладают определенными электрическими характеристиками, называемыми параметрами, знание которых необходимо для обеспечения безотказности взрыва. Важнейшими параметрами электродетонатора (электровоспламенителя) являются расчетная сила тока воспламенения и расчетное сопротивление.

Безопасный ток, допускаемый при проверке электродетонаторов, не должен превышать 0,5 а .

Расчетная сила постоянного тока, обеспечивающая надежный взрыв одиночного электродетонатора с платино‑иридиевым мостиком, должна быть в пределах от 0,5 до 5 а. При меньшем токе температура нагрева мостика может оказаться недостаточной для загорания капельки воспламенительного состава. При большем токе мостик может перегореть раньше, чем капелька успеет воспламениться.

Сопротивление мостика электродетонатора, измеряемое омметром, в холодном состоянии бывает в пределах 1–2 ом. При пропускании тока мостик нагревается и сопротивление его увеличивается примерно в 1,5 раза и составляет около 2,5 ом. Это сопротивление и является расчетным.

Когда нужно произвести одновременный взрыв группы электродетонаторов, то делается их калибровка, т. е. подбор электродетонаторов с одинаковым сопротивлением. Разница в величинах сопротивлений электродетонаторов, включенных в одну группу, допускается не более 0,1 ом. Если разница окажется более допустимой, то может произойти взрыв электродетонатора с наибольшим сопротивлением и размыкание цепи, а остальные электродетонаторы не взорвутся.

Калибровка электродетонаторов производится большим омметром, проверка целости нити мостика – малым омметром. В целях безопасности электродетонаторы при проверке или калибровке зарываются на 10–15 см в землю, помещаются за щиток из досок, железа или в металлическую трубку во избежание поражения осколками гильзы, разлетающимися на расстояние до 30 м.

 

Провода

 

Провода служат для передачи электрической энергии от источника тока к электродетонаторам. Наиболее удобно пользоваться саперными проводами: одножильным СП‑1 и двужильным СП‑2.

Каждая жила состоит из семи медных луженых проволок общим сечением 0,75 мм2. Провод имеет резиновую изоляцию и оплетку. Сопротивление 1 км одной жилы – 25 ом, вес провода СП‑1 – 30 кг , СП‑2 – 45 кг. Саперный провод бывает свернутым в бухты или намотанным на металлические катушки.

Перед прокладыванием сети из проводов производят их проверку на целость жилы и исправность изоляции.

Для проверки целости жилы оба конца проверяемого провода присоединяются к зажимам малого омметра (рис. 14, а). Стрелка омметра должна отклониться в сторону нуля. Это говорит, что жила цела. Если стрелка не отклоняется, то жила порвана. Для отыскания места внутреннего разрыва жилы нужно внимательно просмотреть весь провод, ощупывая его руками и слегка натягивая. В месте разрыва жилы изоляция будет легко растягиваться.

 

Рис. 14. Проверка целости жилы провода:

а – жила провода цела‑стрелка омметра отклонилась вправо; б –отыскание места повреждения жилы; 1, 2, 3 места проколов иглой; 4 – игла

 

Место разрыва жилы можно обнаружить также следующим образом. Зачищенный конец проверяемого провода присоединяют к одному зажиму омметра. К другому зажиму присоединяют кусок провода с иглой на конце (рис. 14, б). Проверяемый провод разматывают с катушки и в некоторых местах прокалывают иглой изоляцию до соприкосновения с жилой. Проколы повторяются до тех пор, пока стрелка омметра не отклонится к нулю. Повторными проколами место повреждения уточняется. После этого кусок провода, имеющий внутренний порыв, вырезается, концы исправного провода сращиваются и проводится проверка его целиком на случай наличия старого разрыва. Места проколов заливают резиновым клеем или обматывают изоляционной лентой.

Исправность изоляции проверяется в том случае, если провод будет прокладываться в воде или сыром грунте. Для этой цели в сосуд с подсоленной водой (1–2 стакана поваренной соли на ведро воды) опускают зачищенный до блеска металлический лист площадью не менее 1500 см 2 и бухту проверяемого провода. К металлическому листу присоединяют кусок провода, конец которого подключают к зажиму омметра. Ко второму зажиму присоединяют конец проверяемого провода. Изоляция считается исправной, если по прошествии 20–30 мин. сопротивление ее будет не менее 3000 ом. Меньшее сопротивление свидетельствует о неисправности изоляции.

Для нахождения места поврежденной изоляции нужно медленно вытягивать из сосуда конец провода, обтирая его насухо тряпкой; резкое отклонение стрелки омметра в сторону увеличения сопротивления покажет, что часть провода с испорченной изоляцией вышла из воды. Эти места изолируются лентой, резиновым клеем или специальной пропиточной битумной массой – озокеритом. Бывает, что резкого отклонения стрелки омметра не произойдет, сопротивление будет увеличиваться постепенно, по мере вытаскивания проверяемого провода из воды. Это говорит о том, что провод старый или бывший в употреблении и вся изоляция его ненадежна. Изоляция такого провода подлежит полностью пропитке озокеритом.

С саперным проводом необходимо обращаться аккуратно, сильно не натягивать при прокладке линий, не перекручивать. Снятый с линии провод должен быть очищен от грязи, промыт и просушен.

Саперный провод не рекомендуется долго держать на солнце, вблизи отопительных приборов, под дождем или на морозе. Лучше всего его хранить в сухом проветриваемом, неотапливаемом помещении.

Изоляцию провода периодически проверяют и пропитывают озокеритом.

Вместо саперного провода можно применять и любой другой изолированный провод: телефонный, электроосветительный, различные кабели и т. д. При использовании таких проводов необходимо измерить их сопротивление.

 

Источники тока

 

В качестве источников тока при электрическом способе взрывания применяются подрывные машинки, сухие элементы и батареи, могут быть также использованы любые аккумуляторные батареи, военные электрические станции, осветительные и силовые сети местных станций.

Подрывная машинка ПМ‑1 (рис. 15) представляет собой миниатюрную динамомашину постоянного тока, которая приводится в действие заводной пружиной с помощью ключа. Машинка весит 7 кг и развивает напряжение до 290 в.

 

Рис. 15. Внешний вид подрывной машинки ПМ‑1 с открытой дверцей:

1 – гнездо для хранения ключа; 2 – гнездо для спуска пружины; 3 – гнездо для завода пружины; 4 – зажимы; 5 – изолирующая пластинка; 6 – ключ; 7 – кожух, 8 – дверца; 9 – резиновая прокладка; 10 – винт запора дверцы; 11 – гнездо винта запора дверцы; 12 – ручка для переноски; 13 – станина

 

При сопротивлении электровзрывной сети, равном 290 ом, машинка дает ток силой 1 а, достаточный для взрыва электродетонаторов, включенных в сеть последовательно. Практически машинкой ПМ‑1 можно взорвать до 100 электродетонаторов, соединенных последовательно одножильным саперным проводом общей длиной до 1,5 км.

На передней стенке корпуса машинки, прикрываемой дверцей, имеются: зажимы для присоединения проводов электровзрывной сети, гнездо с надписью «пружина» для завода пружины и гнездо с надписью «взрыв» для освобождения спуска пружины при производстве взрыва.

Взрывание зарядов подрывной машинкой ПМ‑1 производится следующими приемами:

• вынуть ключ из гнезда для хранения и открыть им дверцу;

• вставить ключ в гнездо «взрыв» и повернуть его против часовой стрелки до отказа;

• вставить ключ в гнездо «пружина» и, вращая его по часовой стрелке до отказа (6–7 оборотов), завести пружину;

• зачищенные концы проводов присоединить к зажимам машинки, прижав их плотно гайками, и не допускать соприкосновения проводов между собой и с корпусом машинки:

• вставить ключ в гнездо «взрыв» и по команде или сигналу повернуть его по часовой стрелке до отказа.

После взрыва концы магистральных проводов отключают от зажимов, доверху закрывают и завинчивают, а ключ вставляют в гнездо для хранения.

Подрывная машинка ПМ‑2 (рис. 16) также является малогабаритной динамомашиной постоянного тока, приводимой в действие ключом от руки. Машинка весит 2,5 кг и развивает напряжение до 120 в.

 

Рис. 16. Внешний вид подрывной машинки ПМ‑2:

1 – ремень для переноски; 2 – гнездо для ключа при производстве взрыва; 3 – зажимы; 4 – ключ

 

При сопротивлении электровзрывной сети, равном 80 ом, машинка дает ток силой 1,5 а. Машинкой ПМ‑2 можно взорвать до 25 электродетонаторов, соединенных последовательно одножильным саперным проводом общей длиной до 600 м .

На панели корпуса машинки имеются зажимы для присоединения проводов и гнездо для вставления ключа при производстве взрыва.

Взрывание зарядов подрывной машинкой ПМ‑2 производится следующими приемами:

• вынуть ключ из петли на ремне;

• присоединить концы магистральных проводов к зажимам машинки;

• установить машинку на ладонь левой руки и вставить ключ в гнездо на крышке;

• по команде или сигналу резко повернуть ключ по часовой стрелке до отказа и задержать в таком положении, пока не произойдет взрыв.

После взрыва концы магистральных проводов отсоединяются от зажимов, а ключ вкладывается в петлю на ремне.

Напряжение на зажимах машинки ПМ‑2 находится в большой зависимости от скорости поворота ключа, поэтому сопротивление внешней сети не должно превышать 80 ом.

Подрывная машинка ПМ‑3 по устройству и внешнему виду похожа на машинку ПМ‑2, но отличается от нее технической характеристикой. Машинка ПМ‑3 весит 3,2 кг, развивает напряжение до 80 в и при сопротивлении электровзрывной сети, равном до 80 ом, дает ток силой 1 а, которым можно взорвать до 25 электродетонаторов, соединенных последовательно. Приемы производства взрыва подрывной машинкой ПМ‑3 такие же, как и машинкой ПМ‑2.

Перед использованием подрывных машинок проверяется исправность их механической и электрической части.

Для проверки механической части машинки ПМ‑1 несколько раз заводят и спускают пружину. По продолжительности звука (жужжания), издаваемого раскручиваемой пружиной, определяют, насколько быстро происходит спуск пружины. Если раскручивание происходит мгновенно, механическая часть исправна. При медленном раскручивании или если пружина не заводится (ключ проворачивается без отказа), машинку следует отдать в ремонт.

Проверку электрической части машинок производят пультом, пробным взрывом электродетонаторов и с помощью обыкновенной электрической лампочки.

Пульт для проверки исправности подрывных машинок (рис. 17) представляет собой специальный реостат с подвижной шкалой в остекленном окне. Во втором окне помещена неоновая лампочка.

Вращающаяся рукоятка под окном со шкалой служит для установки нужного сопротивления и поворота шкалы. При проверке машинки ПМ‑1 шкалу устанавливают на цифре 290 по верхнему ряду цифр, а при проверке машинки ПМ‑2 – на цифре 120 по нижнему ряду, при проверке машинки ПМ‑3 – на 80 по нижнему ряду цифр шкалы.

На торцовой стенке корпуса пульта расположены четыре зажима для присоединения проводов, идущих от зажимов подрывных машинок. У двух зажимов, предназначенных для проверки машинки ПМ‑1, имеется буквенное обозначение «ПМ‑1», два другие зажима для проверки машинок ПМ‑2 и ПМ‑3 имеют обозначения «ПМ‑2» и «ПМ‑3».

 

Рис. 17. Пульт для проверки исправности подрывных машинок:

1 – неоновая лампочка; 2 – вращающаяся шкала; 3 – зажимы для машинок ПМ‑2 и ПМ‑3; 4 – зажимы для машинки ПМ‑1; 5– ручка реостата

 

При проверке исправности подрывной машинки зажимы ее двумя проводами присоединяются к зажимам пульта. Установив подвижную шкалу пульта в нужное положение, машинку приводят в действие, наблюдая через окно за неоновой лампочкой. Если лампочка дает короткую вспышку, то машинка исправна.

Проверка подрывной машинки пробным взрывом электродетонаторов или электровоспламенителей требует введения в электровзрывную сеть добавочного сопротивления определенной величины. Машинка ПМ‑1 проверяется двумя параллельно включенными электродетонаторами с добавочным сопротивлением 290 ом, машинка ПМ‑2 – взрывом одного электродетонатора с добавочным сопротивлением 80–100 ом.

Электродетонаторы при пробном взрыве должны быть закопаны в грунт на 10–15 см во избежание разлета осколков.

Для проверки подрывных машинок электрической лампочкой к зажимам присоединяются концы проводов от патрона, в который ввинчивается лампочка мощностью 40–60 вт. При проверке машинки ПМ‑1 лампочка должна быть напряжением 220 в, при проверке машинки ПМ‑2 – 127 в. Затем машинку заводят и спускают пружину. При исправной машинке лампочка дает вспышку белого накала нити.

При хранении машинки оберегают от сырости, жары и холода, пружина машинки должна быть спущена.

Конденсаторная подрывная машинка КПМ‑2 (рис. 18)

представляет собой мощный переносный источник электрического тока. В этой машинке электрическая энергия вырабатывается при вращении ручки индуктора, накапливается в блоке конденсаторов‑накопителей и отдается мгновенно в электровзрывную сеть при нажиме на кнопку взрыва.

 

Рис. 18. Конденсаторная подрывная машинка КПМ‑2 (вид спереди):

1 – пружинная защелка отверстия для ручки; 2 – ручка индуктора; 3 – отверстие для ручки; 4 – окно сигнальной неоновой лампочки; 5 – кнопка взрыва; 6 – зажимы

 

Максимальное напряжение, развиваемое машинкой КПМ‑2, достигает 1500 в. Время зарядки блока конденсаторов‑накопителей до готовности машинки к производству взрыва находится в пределах от 3 до 10 сек. Вес машинки 7,8 кг.

Подрывная машинка KПM‑2 способна взорвать до 350 электродетонаторов, соединенных последовательно, или 6 шт., соединенных параллельно.

Взрывание зарядов подрывной машинкой КПМ‑2 производится следующими приемами:

• открыть крышку брезентового футляра и, отодвинув защелку, ввернуть ручку индуктора до отказа;

• равномерно вращать ручку индуктора по часовой стрелке со скоростью 3–4 об/сек до ровного свечения сигнальной неоновой лампочки (около 15 сек.);

• присоединить провода электровзрывной сети к зажимам машинки;

• по команде командира резко нажать кнопку взрыва до отказа.

После производства взрыва нужно вывернуть ручку индуктора, резко повернув ее против часовой стрелки, и после отключения концов проводов закрыть крышку футляра.

При пользовании машинкой КПМ‑2 надо всегда помнить о ее высоком напряжении. Поэтому запрещается прикасаться руками к металлическим деталям, зажимам машинки, так как в случае какой‑либо неисправности или при случайном нажиме на кнопку взрыва удар током может оказаться смертельным для человека.

В комплект машинки КПМ‑2 входит специальный пульт для проверки ее исправности, представляющий собой добавочное сопротивление величиной 750 ом, подключаемое к зажимам машинки с помощью пластинчатых контактов. К зажимам пульта присоединяются параллельно два электродетонатора или электровоспламенителя с соблюдением соответствующих мер безопасности. При исправности машинки электродетонаторы взорвутся.

Для взрыва зарядов электрическим способом могут использоваться сухие и аккумуляторные батареи любых типов. Перед применением должно быть проверено либо их напряжение на выводных проводах или зажимах с помощью вольтметра, либо сила тока амперметром при нагрузке, равной сопротивлению электровзрывной сети. Надо также учитывать внутреннее сопротивление всех этих ис






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.056 с.