Е.В. Михалкина д.э.н., профессор кафедры управления человеческими ресурсами — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Е.В. Михалкина д.э.н., профессор кафедры управления человеческими ресурсами



Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание

 

 

Г. Ростов-на-Дону-2012


Содержание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА» 1.1. Цели и задачи освоения дисциплины 1.2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО 1.3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины 1.4. Содержание и структура дисциплины 1.5. Образовательные технологии 1.6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 1.6.1. Темы рефератов 1.6.2. Тестовые задания промежуточной аттестации 1.6.3. Программа экзамена по предмету «Экономика и социология труда» 1.7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 1.7.1 Основная литература 1.7.2. Дополнительная литература 1.7.3. Периодические издания 1.7.4. Интернет-ресурсы 1.8. Материально-техническое обеспечение дисциплины  
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 2.1.УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА»  
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ СТУДЕНТУ 3.1. Учебные модули дисциплины «Экономика и социология труда»: комплексная цель, содержание модуля, проектные задания, рекомендуемая литература 3.1.1. Модуль 1. Труд, трудовые ресурсы, экономическая активность 3.1.2. Модуль 2. Рынок труда: спрос, предложение, модели ценообразования 3.1.3.Модуль 3. Человеческие ресурсы на рынке труда 3.1.4.Модуль 4. Заработная плата и нормирование труда 3.1.5. Модуль 5. Регулирование рынка труда 3.1.6. Модуль 6. Социология труда 3.2. Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы  

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

  Утверждаю Декан факультета ________________В.А. Алешин_ Подпись И.О. Фамилия Дата  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

______Экономика и социология труда__

наименование

 

Направление подготовки (специальность)

________080400 Управление персоналом_______________

 

Квалификация (степень) выпускника

_______бакалавр_________

Кафедра _______Управления человеческими ресурсами______________

название

 

Курс __2_____ семестр _____3________

 

Форма обучения ______очная, заочная_________________________

 

Программа разработана Е.В. Михалкина д.э.н., профессор кафедры управления человеческими ресурсами
   
 

Рецензент(ы)

_Е.В. Фурса _ к.э.н., доцент кафедры экономической теории



Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание

Ростов-на-Дону - 2012

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета _экономического факультета ____ (название факультета/института, направления подготовки) протокол заседания от 27.09.2012__ № _2___________ Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры   Управления человеческими ресурсами________ (название кафедры)   протокол заседания от _______________ № _______________
  СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры ________экономической теории______ (название выпускающей кафедры/факультета, реализующего ООП ВПО)   от _______________ №______________

 


1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА являются изучение экономико-теоретических особенностей социально-экономической политики на внешнем и внутреннем рынках труда, а также выявление, диагностика, изучение, анализ особенностей социально-трудовых отношений на уровне внутрифирменного взаимодействия.

Задачи курса в соответствии с поставленной целью состоят в:

- изучении основ функционирования рынка труда,

- изучении особенностей формирования спроса и предложения на рынке труда,

- умении оценить качество рабочей силы в рамках теории человеческого капитала,

- поиске эффективных направлений регулирования рынка труда,

- исследовании деятельности профсоюзов как институционального фактора на рынке труда,

- выявлении социологического знание как основа социологии труда,

- рассмотрении инструментария социологического исследования труда,

- в анализе социальной организации, социально-трудовых отношений.

 

1.2.. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к базовым дисциплинам профессионального цикла ООП «Управление персонала». В рамках данной дисциплины изучаются основы экономической теории функционирования рынка труда, система социально-трудовых отношений, современные подходы к управлению человеческими ресурсами, проблемы становления и регулирования рыночных отношений в сфере труда в российской экономике, рассматривается применение теоретических моделей к анализу современного российского рынка труда, к анализу содержания организации труда на предприятии, выявлению ее основных составляющих.



Для успешного освоения содержания курса необходимы знания в области управления персоналом организации, общей экономики, теории рынка труда и социально-трудовых отношений, поэтому данная дисциплина в структуре ООП читается в 3 семестре.

Студенты должны знать общую теорию спроса и предложения, теорию эластичности, теорию рынка труда, содержание социально-трудовых отношений, типы рыночных структур, проблемы, связанные с проявлением безработицы, меры по поддержке занятости, роль государства в преодолении проблем напряженности на рынке труда.

Студенты должны владеть практическими приемами решения задач на нахождение точки оптимального поведения на рынке труда (неоклассическая модель предложения труда). Умения решения задач на теорию эластичности позволит разобраться с проявление законов производного спроса (законов Хикса-Маршалла) на рынке труда.

Знание теории дисконтирования (методики приведения будущих доходов к настоящему периоду) позволит рассчитать отдачу от инвестиций в человеческий капитал и оценить рентабельность осуществляемых вложений (внутренняя норма отдачи). Аналогично данная методика применяется в оценке решений о миграции работников (внутристрановые и внутрифирменные) перемещения рабочей силы.

Знание причин различий в заработной плате позволит успешно освоить тему «Компенсационные различия в заработной плате».

1.3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате изучения данной дисциплины студент должен сформировать следующие ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению 0800400 – «Управление персоналом»:

- осознает социально-экономическую значимость будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессио­нальной деятельности (ОК-13);

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИпредусмотренные ФГОС ВПО по направлению 0800400 – «Управление персоналом»:

- владеет навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в т.ч. производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению (ПК-40).

- умеет формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение (ПК-54);

- способен проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-58);

- владеет важнейшими методами экономического и статистического анализа трудовых показателей (ПК-59);

- знает основы проведения аудита и контроллинга персонала и умеет применять их на практике (ПК-60);

- знает основы проведения и методы оценки экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом при различных схемах и условиях инвестирования и финансирования программ развития персонала (ПК-77)

ВУЗОВСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

- знает экономические особенности поведения субъектов спроса и предложения труда при различных структурах рынка (ВК-79),

Кроме того, студент должен:

Знать:

- сущность и социально-экономическую роль труда;

- характер и содержание труда;

- социально – трудовые отношения и их регулирование;

- качество трудовой жизни; экономическую сущность организации труда;

- особенности государственного регулирования рынка труда,

- особенности оценки качества рабочей силы и измерения человеческого потенциала,

- особенности организации труда и форм оплаты труда, дифференциации доходов, роли профсоюзов

- способы изучения трудовых процессов и методику нормирования труда;

- сущность, принципы, формы и системы оплаты труда;

- условия оплаты труда при различных формах хозяйствования;

- виды социальных процессов в сфере труда и их регулирование;

- методику социологических исследований в сфере труда.

 

Уметь:

- оценивать и анализировать содержание социально-трудовых отношений

- определять роль субъектов экономики на рынке труда,

- определять особенности конкурентного, монополистического и монопсонистического рынка труда,

- практически применять модели спроса и предложения труда в процессе принятия управленческих решений,

- практически использовать экономико-теоретические и региональные модели рынка труда в процессе принятия управленческих решений,

- оценивать возможности применения на практике изученные экономико-теоретические модели рынка труда,

- анализировать основные показатели трудовой деятельности,

- оценивать санитарно-гигиенические, психофизические и эстетические условия труда;

- обосновывать и составлять графики условий труда;

- анализировать выполнение норм труда;

- составлять анкету, тест, проводить опрос, обрабатывать и обобщать результаты социологического исследования;

- определять характер межличностных отношений в трудовом коллективе и состояние социально-психологического климата в нем;

- определять экономическую и социальную эффективность мероприятий по совершенствованию трудовой деятельности человека.

 

Владеть

- навыками решения практических задач, тестов и упражнений, соответствующих теоретическим разделам учебного курса

- навыками анализа состояния и тенденций развития рынка труда в России,

- навыками оценки статистической информации о состоянии ключевых индикаторов рынка труда (экономическая активность, уровень занятости, уровень безработицы, уровень трудоспособности и др.),

- статистическим инструментарием, позволяющим рассчитать индекс развития человеческого потенциала,

- навыками оценивания перспектив применения на практике изученных экономико-теоретических моделей поведения субъектов на рынке труда,

- навыками оценки качества человеческого ресурса организации,

- навыками работы с научной, нормативной, справочной литературой, обобщения и использования передового опыта.

1.4. Содержание и структура дисциплины

1.4.1. Содержание модулей дисциплины

№ модуля Наименование модуля Содержание модуля Форма текущего контроля
Труд, трудовые ресурсы, экономическая активность Тема 1. Экономика труда в экономической науке. Предмет и методы. Тема 2.Труд и трудовые ресурсы общества Тема 3.Занятость населения Работа на практических занятиях Презентации, Реферат
Рынок труда: спрос, предложение, модели ценообразования Тема 4. Рынок труда Тема 5. Модель предложения труда Тема 6. Модель формирования спроса на труд Тема 7. Особенности ценообразования на рынке труда. Работа на практических занятиях Презентации Решение задач Реферат
Человеческие ресурсы на рынке труда Тема 8. Качество рабочей силы Тема 9. Мобильность на рынке труда Работа на практических занятиях Презентации Решение задач Реферат
Заработная плата и нормирование труда Тема 10. Заработная плата: модели формирования Тема 11. Производительность и оплата труда Тема 12. Общественная организация и нормирование труда Работа на практических занятиях Презентации Решение задач Реферат
Регулирование труда Тема 13. Институциональные основы рынка труда: профсоюзы и социальное партнерство Тема 14. Безработица Тема 15. Государственная политика на рынке труда Тема 16. Международная организация труда и международный опыт регулирования трудовых отношений. Работа на практических занятиях Презентации Решение задач Реферат
Социология труда Тема 17. Социально-трудовые отношения Тема 18.Социальная организация. Социальное регулирование в трудовых коллективах Тема 19. Социологические исследования процессов труда Работа на практических занятиях Презентации Реферат

1.4.2. Структура дисциплины.Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зач.ед. (144 часа). Из них 18 часов – лекции, 36 - практические занятия, 36 часов – экзамен, 45 часа – контроль самостоятельной работы студентов.

 

Вид работы Трудоемкость, часов
Общая трудоемкость
Аудиторная работа:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа:
Реферат (Р)
Самостоятельное изучение модулей
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, рубежному контролю и т.д.),
Подготовка и сдача экзамена
Вид итогового контроля экзамен

 

 

Модули дисциплины, изучаемые в 3 семестре

№ модуля Наименование модуля Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
Л ПЗ ЛР
Труд, трудовые ресурсы, экономическая активность -  
Рынок труда: спрос, предложение, модели ценообразования -  
Человеческие ресурсы на рынке труда -  
Заработная плата и нормирование труда -  
Регулирование труда -  
Социология труда -  
  Итого: -  
                 

 






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.012 с.