СЕМИНАР 9. Судебные и правоохранительные органы — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

СЕМИНАР 9. Судебные и правоохранительные органы

2017-05-16 405
СЕМИНАР 9. Судебные и правоохранительные органы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные вопросы, выносимые на обсуждение групповой дискуссии:

1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации.

3. Суды общей юрисдикции Российской Федерации.

4. Арбитражные суды Российской Федерации.

5. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

6. Адвокатура и нотариат.

 

3.8 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекционные занятия: аудиторный фонд УРИО.

Семинары: аудиторный фонд УРИО, включая компьютерный класс, оснащённый персональными компьютерами с установленной СПС «Консультант Плюс» и доступом к ресурсам сети Интернет, в том числе интернет-сайту УРИО, раздаточный материал, подготавливаемый преподавателем.

Практические занятия: аудиторный фонд УРИО, включая компьютерный класс – рабочие места студентов оснащены персональными компьютерами с установленной СПС «Консультант Плюс» и доступом к ресурсам сети Интернет, в том числе интернет-сайту УРИО.

На лекциях и практических занятиях по дисциплине «Правоведение» используются демонстрационные экраны, материалы для проведения деловых игр, обеспечивается доступ в интернет для преподавателя и студентов.

Прочее: рабочее место преподавателя, оснащенное персональным компьютером с установленной СПС «Консультант Плюс» и доступом к ресурсам сети Интернет, в том числе интернет-сайту УРИО, мультимедиапроектор, комплекты законодательных и нормативных документов, комплекты учебно-методической документации и др.

 

 

Учебно-методические материалы

4.1 Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)

Таблица 3.1

Тематический план для очной формы обучения (срок обучения 4 года)

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
Лекции (актив. ф., интерактивная ф.) Семинары (практические занятия) (интерактивная ф.)
           
1. Тема 1. Основы государства и общества 9 2 ДР[4] 2 ГД[5] 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия.
2. Тема 2. Право и его система 9 1 ДР 2 ГД ОК 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль.
3. Тема 3. Основы конституционных правоотношений 9 1 ДР 2 ГД 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия.
4. Тема 4. Основы гражданских правоотношений 8 1 ДР 2 ГД ОК 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль.
5. Тема 5. Основы брачно-семейных правоотношений 8 1 ДР 2 ГД ОК 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль.
6. Тема 6. Основы трудовых правоотношений 8 1 ДР 2 ГД ОК 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль.
7. Тема 7. Основы административных правоотношений 7 1 ДР 2 КЛ ОК 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль.
8. Тема 8. Основы уголовного права 7 1 ДР 1 КС[6] 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Круглый стол. Оперативный контроль.
9. Тема 9. Судебные и правоохранительные органы 7 1 ДР 1 ГД ОК 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль.
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах       Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Круглый стол. Оперативный контроль. Самостоятельная работа.

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет более 60 %.

 

Таблица 3.2

Тематический план для заочной формы обучения на базе СО, СПО, ВПО

(срок обучения 4 года)

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
Лекции (актив. ф., интерактивная ф.) Семинары (практические занятия) (интерактивная ф.)
           
  Тема 1. Основы государства и общества 10 1 ДР[7] 2 ГД[8] 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия.
  Тема 2. Право и его система 8 2 ГД ОК 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль.
  Тема 3. Основы конституционных правоотношений 7 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия.
  Тема 4. Основы гражданских правоотношений 7 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль.
  Тема 5. Основы брачно-семейных правоотношений 9 1 ДР 1 КЛ ОК 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль.
  Тема 6. Основы трудовых правоотношений 7 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль.
  Тема 7. Основы административных правоотношений 7 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль.
  Тема 8. Основы уголовного права 8   1 КС[9] ОК 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Круглый стол. Оперативный контроль.
  Тема 9. Судебные и правоохранительные органы 7 1.Лекции. 2.Активные/интерактивные формы (на всех аудиторных занятиях). 3.Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). 4.Самостоятельная работа (письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме). 5.Подготовка к экзамену. Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль.
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах       Лекционное занятие в диалоговом режиме. Групповая дискуссия. Круглый стол. Оперативный контроль. Самостоятельная работа.

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет более 60 %.

4.2 Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

Учебная литература, указанная в программе по дисциплине «Правоведение», используется применительно к учебным задачам, которые конкретизируются преподавателем.

Для достижения образовательных целей учебники и пособия в ходе занятий комбинируются и могут использоваться фрагментарно или в качестве справочных источников.

Учитывая специфичность данного курса, важнейшим источником для освоения программы студентами следует признать лекции, которые передают знания и культурный опыт преподавателя, демонстрируют современный взгляд на изучаемые проблемы, выстраивают логику становления правоохранительной системы страны.

Преподаватель отсылает студентов к дополнительным источникам, в том числе Конституции РФ, федеральным конституционным, федеральным законам, изучение которых входит в самостоятельную работу студента. Указания на источники Internet и на иные ресурсы дают возможность студентам организовать самостоятельный поиск нужной информации и материалов для разработки конкретных тем литературы.

Преподаватель следит за изучением студентами рекомендованных источников и проверяет конспекты.

Лекции и семинары по курсу «Правоведение» проводятся преподавателями кафедры уголовного права. Курс состоит из лекций и семинарских занятий (практических заданий) и является вводной, обзорной юридической дисциплиной при подготовке по неюридическим направлениям подготовки студентов, изучающих основы организации и задач правовой системы России, а также правовое взаимодействие между органами государства.

В ходе изложения материала указывается на соотношение курса «Правоведение» с другими юридическими дисциплинами, особенно конституционным правом, гражданским и уголовным процессом и криминологией.

Должна быть всесторонне показана нормативная база правовой системы России. Прежде всего, Конституция РФ, федеральные законы «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах в РФ», «О прокуратуре в РФ», «О полиции», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Кодексы РФ: Трудовой, Семейный, Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный, Административного судопроизводства и др.

Преподаватель должен обратить внимание намногочисленные изменения и дополнения, вносимые в федеральное законодательство. Изучение дисциплины «Правоведение» предполагает теоретический анализ проблем, который в обязательном порядке должен сочетаться с примерами из жизни.

Изложение материала, как на лекциях, так и в ходе семинаров должно иллюстрироваться конкретными примерами из правовой практики и также данными статистики.

Преподавателем должна быть рекомендована студентам как чисто юридическая, так и иная, в том числе художественная и научная литература на близкие юридическим темы, причём обращено внимание на то, чтобы юридическая литература, в том числе законодательные источники были современными, содержащими изложение самых последних их изменений и дополнений.

Семинарские занятия следует проводить на основе подготавливаемых студентами докладов и содокладов, а также рассмотрения возникающих неясных и спорных вопросов.

Преподаватель должен показать студентам место и роль права в регулировании общественных отношений, различных отраслей права, его направленность, и социальную сущность права, а также специфику объекта, предмета и метода, обеспечивающего стабилизацию постоянно меняющейся среды общественных отношений, рассмотреть совместно со студентами основные институты права.

Методы преподавания дисциплины «Правоведение» включают все виды, в том числе интерактивные: лекции; семинары, лекционные занятия в диалоговом режиме; аналитические задания; групповые дискуссии; обсуждение подготовленных студентами эссе; диспуты, круглые столы; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов.

В процессе преподавания учебного курса «Правоведение» предполагается использование следующих основных педагогических методов обучения и форм занятий.

1. Общенаучные методы:

- анализ — синтез;

- дедукция — индукция;

- системный — комплексный;

- историко-правовой — сравнительно-правовой.

2. Эмпирические методы:

- опрос;

- изучение и обобщение накопленного опыта и практики деятельности судебных и правоохранительных органов.

3. Частно-научные методы:

- формально-юридический;

- сравнительного правоведения.

4. Чтение курса лекции.

5. Проведение семинарских занятий, ориентированных на всесторонний анализ и обсуждение наиболее важных вопросов данного курса, поставленных на лекциях и (или) возникших у студентов в ходе самостоятельной подготовки.

6. Самостоятельная подготовка студентов (освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение письменных работ, в т.ч. рефератов и докладов).

7. Консультации к экзамену.

Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Правоведение» предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 60% аудиторных занятий.

Образовательный процесс по дисциплине строится на основе организации познавательной деятельности студента, включающей в себя элементы пассивного, активного и интерактивного обучения.

Интерактивное обучение – это совместное проблемное обучение через действие.

Во-первых, это обучение в сотрудничестве. Речь идет о сотрудничестве студентов и с преподавателем, и друг с другом. Участники (студенты) взаимодействуют, работают в команде, инструктор (преподаватель) помогает им как организатор, как один из источников необходимой для достижения цели информации, как координатор из действий.

Во-вторых, обучение состоит в разрешении практических проблем, с которыми участники сталкиваются или могут столкнуться в своей профессиональной деятельности.

В-третьих, центральной частью процесса обучения является самостоятельная деятельность участников.

Таким образом, задавая вопрос о том, что делали студенты во время занятия, можно отделить интерактивные методы («мы вместе действовали с целью практического решения проблемы) от более традиционных, академических методов: «пассивных («мы слушали») или чуть более активных («Мы по очереди отвечали»).

В зависимости от уровня подготовки студентов, вида занятий и конкретики излагаемого материала рекомендуется использовать следующие методы преподавания, которые условно можно разбить на четыре основные группы по типу коммуникации между студентами и преподавателем:

- методы самообучения. Рекомендуется использовать как традиционный подход к самообучению путем чтения печатных материалов, так и новые инновационные технологии обучения: аудио- и видео материалы, компьютерные обучающие программы, электронные журналы, интерактивные базы данных, другие учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям.

- педагогические методы «один – одному ». Суть метода заключается в индивидуализации преподавания и обучения, для которого характерны взаимоотношения одного студента с преподавателем или с другим студентом. Методы развиваются в современном образовании не только на основе непосредственного контакта, но и посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта.

- преподавание «один – многим». В традиционной образовательной системе в основе метода лежит представление преподавателем учебного материала перед студентами, не играющими активной роли в коммуникации. Помимо традиционного подхода, целесообразно использовать и инновационные технологии, в частности электронные лекции, которые представляют собой не традиционный лекционный текст, а подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, которые готовят студентов к будущим дискуссиям.

- образованиена базе коммуникации «многие – многим ». Это методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Интерактивные взаимодействия между самими студентами, а не только между преподавателем и студентами, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций, деловых игр и т. д. Технологии аудио-, и видеоконференций позволяют активно развивать такие методы в инновационном образовании. Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, и другие.

Реализация такого рода модели организации образовательного процесса выражается в использовании следующих образовательных технологий:

· лекционные (вводная, проблемная, лекция-презентация, информационная лекция)

· практические (работа в малых группах, case-практики в решении конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ, технические демонстрации с применением видеоматериалов);

· активизации творческой деятельности (дискуссии тематические, метод Сократа, «живые» демонстрации, и др.)

· исследовательские (выполнение творческих контрольных работ; анализ и экспертное оценивание источников, проектов,);

· самоуправления (самостоятельная работа студентов) (выполнение различных письменных работ, работа с источниками по темам дисциплины, моделирование процессов, создание словаря терминов по материалам разделов, написание эссе по проблеме, подготовка презентаций по темам домашних работ и др.).

Для успешной реализации образовательных технологий и с целях улучшения системы коммуникации преподавателя и со студентами возможное использование информационных технологий: предоставление информации в электронном виде, выдача рекомендаций по электронной почте, использование мультимедийных средств в лекционных и практических занятиях и т.д.

4.3 Методические указания для студентов

Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства преподавателя. Самостоятельная работа есть особо организованный вид учебной деятельности, проводимый с целью повышения эффективности подготовки студентов к последующим занятиям, формирования у них навыков самостоятельной отработки учебных заданий, а также овладения методикой организации своего самостоятельного труда в целом.

Являясь необходимым элементом дидактической связи различных методов обучения между собой, самостоятельная работа студентов призвана обеспечить более глубокое, творческое усвоение понятийного аппарата дисциплины «Правоведение», содержания основных нормативно-правовых актов и литературы по данному учебному курсу.

Организация самостоятельной работы студентов должна строиться по системе поэтапного освоения материала. Метод поэтапного изучения включает в себя предварительную подготовку, непосредственное изучение теоретического содержания источника, обобщение полученных знаний.

Предварительная подготовка включает в себя уяснение цели изучения материала, оценка широты информационной базы анализируемого вопроса, выяснение его научной и практической актуальности. Изучение теоретического содержания заключается в выделении и уяснении ключевых понятий и положений, выявлении их взаимосвязи и систематизации. Обобщение полученных знаний подразумевает широкое осмысление теоретических положений через определение их места в общей структуре изучаемой дисциплины и их значимости для практической деятельности.

 

4.3.1 Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Под подготовкой к семинарским (практическим) занятиям подразумевается активная самостоятельная индивидуальная работа студента, выполняемая им в свободное от учебы время и до начала практического занятия. В процессе подготовки к практическому занятию студент должен:

– внимательно ознакомиться с планом занятия;

– изучить конспект лекции;

– изучить и при необходимости законспектировать рекомендуемую литературу;

– изучить соответствующие нормативно-правовые акты;

– самостоятельно проверить свои знания, руководствуясь контрольными вопросами;

- выполнить самостоятельную работу по предложенному плану.

В планы отдельных занятий включены основные вопросы изучаемой темы по программе курса. В связи с тем, что объём учебных часов недостаточен, часть тем (вопросов) курса изучается студентами самостоятельно.

По каждой теме дается примерный перечень основной и дополнительной литературы. Предлагаемая для изучения литература в основном имеется в фондах научной библиотеки УРИО.

Преподавателем, читающим лекции или ведущим семинарские (практические) занятия, может быть рекомендована и иная литература, не вошедшая в упомянутый выше перечень. Начинать изучение литературных источников следует с учебников. При необходимости изучается методическая и справочная литература.

Кроме основной и дополнительной литературы студенту при подготовке к практическому занятию также необходимо воспользоваться периодической юридической печатью, ознакомиться с научными статьями, посвященными изучаемым вопросам, публикуемыми в юридических журналах.

К печатным научным изданиям относятся:

- Монография

- Научно-художественное издание

- Сборник научных трудов (статей)

- Энциклопедия

- Справочник

- Словарь (научных терминов)

Монография – это научное книжное издание, состоящее из одного произведения, содержащего полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы, выполненное одним или несколькими авторами (исполнителями). Монография подводит итог предшествующим исследованиям.

Научно-художественное издание какого-либо произведения содержит всесторонний аппарат, подводящий итоги всех предыдущих научных исследований относительно текста данного произведения.

Энциклопедия – это издание, содержащее полные справочные сведения о каком-либо предмете, области знания, регионе, выдающейся личности или мире в целом и т.д.

Справочник – научно-практическое издание, содержащее материал в такой форме, которая позволяет в кратчайшие сроки получить справочную информацию по конкретному предмету в той или иной области знаний.

Словарь является справочным изданием, в котором информация упорядочена в определенном, чаще всего алфавитном, порядке. Словарь может быть толковым, когда объясняется значение входящих в него слов. Орфографические словари не содержат разъяснений входящих в него слов.

Сборником статей называется научное издание, в котором собрано несколько произведений одного или нескольких авторов. Может быть периодическим или продолжающимся. Статьи объединены общей тематикой, сборник имеет общее заглавие. Формирование сборника осуществляется его составителем возможно при участии редакционной коллегии. Каждая из входящих в сборник статей может иметь свой аппарат (УДК, сноски, ссылочный аппарат, внутреннюю структуру и т.д.).

Программно-методические издания определяют цели и задачи, структуру, содержание образовательных программ и дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения. К программно-методическим изданиям относятся учебные планы и программы (образовательных программ, учебные программы дисциплин, программы практик, научно-исследовательской работы, итоговой аттестации). Они предназначены, прежде всего, преподавателям и методистам, организующим учебный процесс.

Учебный план – документ, регламентирующий учебный процесс. В нем определяются формы и виды обучения, порядок, сроки теоретических, практических и лабораторных занятий, домашних заданий, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, формы и виды контроля знаний, время проведения испытательных экзаменов, зачетно-экзаменационных сессий по дисциплинам.

Программы. Образовательная программа – документ, представляющий собой пояснительную записку, содержащую описание образовательной программы по конкретному направлению (специальности) по целям, содержанию и методам реализации процесса обучения, воспитания, а также научной, материально-технической и информационной базы университета. Образовательная программа разрабатывается на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки (специальности) с учетом примерного и учебного плана, примерных программ учебных дисциплин ООП по направлению подготовки (специальности).

Учебная программа дисциплины – документ, разрабатываемый университетом и определяющий круг основных знаний, навыков, умений и компетенций, подлежащих усвоению студентом по отдельно взятой дисциплине. Рабочая программа представляется в логике изучения дисциплины с указанием целей, задач, последовательности разделов и тем и распределения времени на их изучение.

Программа практики, программа научно-исследовательской работы – документ, разрабатываемый университетом и определяющий круг основных знаний, навыков, умений и компетенций, подлежащих усвоению студентом на практике или в ходе участия или проведения научно- исследовательской работы соответственно.

Программа итоговой аттестации – документ, разрабатываемый университетом и определяющий цели, задачи, содержание, требования и процедуру проведения и оценки итоговой государственной аттестации выпускников по направлению подготовки (специальности) на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Учебно-методические издания – методические указания, методические руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ (бакалаврских и дипломных работ, магистерских диссертаций), по организации самостоятельной работы студентов. Эти материалы содержат методику овладения дисциплинами и выполнения заданий, методику дипломного и курсового проектирования, подготовки контрольных работ. Они организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.

Обучающие издания – учебник, учебное пособие, курс лекций (в т.ч. конспект лекций).

Учебник – основное учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. В учебнике содержатся, прежде всего, базовые знания предмета, включаются апробированные данные и сведения, раскрываются методические аспекты получения знаний в той или иной области, в нём даётся характеристика важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины.

Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Пособие соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник. Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли.

Курс лекций, лекция – авторская работа, раскрывающая конкретные проблемы, ставящая спорные вопросы, отражающая, в том числе и собственную позицию автора. Курс лекций включает лекции одного автора по дисциплине или взаимосвязанные между собою лекции нескольких авторов по нескольким вопросам одной дисциплины. Курс лекций является дополнением к учебнику и излагает в основном новый оригинальный материал.

Вспомогательные издания – практикум и другие пособия, имеющие дополнительный характер.

К практикумам относятся сборники задач, упражнений и контрольных работ, пособия, руководства по проведению лабораторных, практических, домашних работ, задания для проведения практических занятий, пособия, руководства по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ), рабочие тетради, дневники наблюдений, практик, терминологические словари, атласы, карты и прочее.

Практикумы направлены на закрепление знаний и умений, на формирование навыков практической работы, на овладение формами и методами познания, используемыми в данной сфере. Содержание практикума отражает основные аспекты учебного курса, повторяя теоретические и практические вопросы для детального их рассмотрения и закрепления.

Принято различать программированный практикум, он предназначен для самостоятельного изучения предмета и самостоятельного контроля усвоения студентом материала. Небольшие части материала в таком практикуме завершаются вопросами и заданиями, дающими возможность проконтролировать степень усвоения пройденного.

Помимо основных вопросов изучаемой темы в плане к каждому занятию даются также контрольные вопросы для проверки и закрепления студентами полученных знаний. При необходимости студент вправе получить консультацию у преподавателя.

При подготовке к семинарским (практическим) занятиям студент обязан выполнить все указанные преподавателем или предусмотренные планом занятия самостоятельные работы. Все работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, выполнены аккуратно и разборчивым шрифтом (почерком).

 

Рекомендации по работе с источниками права.

Самостоятельная работа призвана, прежде всего, сформировать у студентов навыки работы с нормативно-правовыми актами.

При анализе нормативно-правовых актов студенты должны научиться правильно, фиксировать основные реквизиты документа (полное официальное название, когда и каким государственным органом был принят, кем и когда подписан, где опубликован), порядок вступления в силу и сферу действия.

В процессе изучения правовых источников по дисциплине «Правоведение» необходимо, чтобы студенты могли правильно определить причины и исторические условия принятия данного документа. Важно уяснить главное, сущностное - почему, с какой целью государством был разработан и принят настоящий правовой акт, чем обусловлено его появление именно в это время, каков его социальный смысл. При этом каждый нормативно-правовой акт должен быть рассмотрен не изолированно, а в рамках его системной связи с другими нормами права.

Следует обратить особое внимание при самостоятельном изучении источников на новую для студента терминологию, без знания которой он не сможет усвоить содержание документа, а в дальнейшем и ключевых положений изучаемой дисциплины в целом. В этих целях, как пок


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.