Понятие и признаки государства — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Понятие и признаки государства

2017-05-16 682
Понятие и признаки государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При изучении теории государства и права, предметом которой являются именно государство и право, необходимо получить правильные представления о государстве, определить его основные особенности, признаки, позволяющие отличить его от иных социальных явлений.

К пониманию государства как явления обращались еще древние мыслители. Например, Цицерон видел в государстве средство для установления общего правопорядка. По мнению Аристотеля, государство – это организованное объединение людей, необходимое для их совместной жизни. Исследовали это явление и средневековые авторы, и представители современной мировой науки. И.Кант воспринимал государство как общество людей, которое само распоряжается и управляет собой. По мнению Л.Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми». Рассматривались эти вопросы и отечественной наукой. Так, дореволюционные юристы Г.Ф.Шершеневич и Ф.Ф.Кокошкин трактовали государство как общность людей под одной властью и в пределах одной территории. То есть государство по сути, отождествлялось с обществом.

В советской юридической науке государство анализировалось в рамках марксистской концепции, с позиций которой оно трактовалось как машина для угнетения одного класса другим, машина для того, чтобы одному классу удержать в повиновении прочие подчиненные классы.

Русский термин «государство» считается производным от понятий «суд», «государь» и по своему содержанию полностью соответствует введенному для обозначения государства итальянским мыслителем Н.Маккиавелли термину «stato» (от лат. status – положение). То есть государство понимается как определенное властно-публичное и публично-правовое состояние общества. Современная российская наука характеризует государство именно с этих позиций.

Обобщив имеющиеся в науке дефиниции государства, дадим следующее его определение:

Государство – это единая организация суверенной, политической, публичной власти, которая правовыми средствами и с помощью специального аппарата управления и принуждения обеспечивает организацию общественных отношений на строго определенной территории, устанавливая и взыскивая налоги.

В этом определении закреплены основные признаки государства. Рассмотрим их подробнее.

1. Государство – властвующая организация ( см. об этом гл.1). Это не организация для решения культурных воспитательных, экономических и т.п. задач (хотя, безусловно, государство занимается и их решением), а организация для осуществления власти. Но для того, чтобы стать именно государственной властью, отличной от иного вида власти, государство должно обладать целым рядом признаков.

2. Единство. Государство, государственная власть едина в пределах определенного общества. В обществе может быть несколько партий, много различных религиозных конфессий (со своей центральной властью), общественных объединений и т.д. Каждая из них имеет свою власть, осуществляющую властные полномочия. Государственная же власть одна. Появляющийся иногда процесс «двоевластия» носит временный характер и связан именно с борьбой за единовластие.

3. Суверенитет. Это политико-правовое свойство государства, связанное с его независимостью от какой-либо иной власти и самостоятельностью в решении всех вопросов как внутри страны, так и за рубежом. Следовательно, суверенитет государства, это его верховенство среди всех иных властей. В юридической литературе принято выделять такие свойства суверенитета, как верховенство и независимость государственной власти.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти или ставить себя выше государственной власти. Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом, основана на праве.

Независимость государственной власти означает ее независимость от какой-либо иной власти.

Суверенитет может быть внутренний и внешний. Внутренний – предполагает независимость государства от каких-либо властвующих субъектов внутри страны. Внешний суверенитет означает независимость государства в отношениях с другими государствами и международными организациями. Однако эта независимость не может быть абсолютной. Являясь членом мирового сообщества, любое государство в международных делах должно уважать права человека, требования международных договоров и конвенций.

4. Политический характер. Государственная власть – власть политическая. Государство и создавалось, и развивается, прежде всего, как власть политическая, связанная с решением не конкретных вопросов, а для регулирования отношений между классами, нациями, государствами и т.д. – то есть для политических отношений.

5. Публичный характер. Государственная власть – власть публичная. В обществе различаются два вида власти: общественная, осуществляемая самими членами общества, публичная. Публичность власти проявляется в том, что она:

а) выделилась из общества. Члены общества, как известно, занимаются производством и распределением материальных и духовных благ. Субъекты же, осуществляющие государственное властвование, указанными делами общества не занимаются, а осуществляют лишь власть над остальными членами общества, то есть от общества власть отделилась, «выделилась» из него.

б) с тоит над обществом Отделившись от общества, государство существует не параллельно с обществом, а стоит выше, «над ним», ибо осуществляет по отношению к нему властвование.

в) действует в интересах всего общества. Все иные властные структуры осуществляют властвование только над членами своей группы, в рамках своего социального института (лидер конкретной партии, глава определенной организации и т.д.). Государство же осуществляет власть в пределах всего общества, распространяя ее на всех членов, независимо от их состояния в конкретной социальной группе.

г) осуществляется специальным отрядом людей. Государственную власть осуществляют уже не члены общества (рабочие, врачи, педагоги и т.д.), а субъекты, имеющие специальные властные полномочия, статус, наименование (царь, министр, президент, судъя и т.д.).

6. Правовой характер деятельности. Государство осуществляет свои властные полномочия правовыми средствами. Для решения того или иного вопроса оно издает правовые акты общего и индивидуального характера и обеспечивает их реализацию опять же правовыми средствами. Возможно ли осуществление государственной власти неправовыми, насильственными средствами? Разумеется, возможно. Но это уже будет исключение, отступление от общих принципов государственного регулирования.

7. Организованный характер. Государственная власть – не аморфное образование. Она четко организована в специальный аппарат, состоящий из взаимодействующих органов. От характера организации государственного аппарата зависит и эффективность деятельности государства.

8. Наличие специального аппарата принуждения. Среди органов государства имеются не только органы управления, но и специальные органы, осуществляющие исключительно принуждение. В иных социальных институтах таковых субъектов не имеется. Здесь принуждение осуществляется самими членами сообщества.

9. Территориальная организация власти. Государственная власть в отличие от иных видов власти организуется территориально. Все иные властвующие субъекты имеют определенный круг подвластных (членов определенной партии, религиозной конфессии, членов коллектива и т.д.). Но поскольку государственная власть распространяется на всех членов общества, таким общим, единым критерием, может быть только территория проживания. Государственная власть распространяется на всех субъектов, населяющих определенную территорию. Каких-либо иных критериев распространения государственной власти на подвластных (например, национальность, язык) не может быть.

10. Наличие налогов. Поскольку государственная власть публична, ее субъекты сами непосредственно ничего не производят. Для их существования, для обеспечения функций государства необходимы средства, которые государство и собирает с членов общества, с производителей материальных благ. Причем государство устанавливает налоги самостоятельно, и в случае необходимости взимает их принудительно.

Только в совокупности всех указанных признаков государство становится подлинным «государством». Познание и характеристика указанных признаков имеет не только научно-теоретическое, но и практическое значение. Так, в последние годы перед Россией стояла задача «укрепления государства». А что значит его «укрепление»? Может быть, увеличение вооруженных сил, иных силовых структур, развитие экономики? Безусловно, решение указанных задач имеет большое значение для развития России, российского общества. Однако для того, чтобы государство стало сильным, государственная власть – эффективной, необходимо, чтобы в ней четко проявлялись и реализовались практически все указанные элементы. Нужно, чтобы она была независимой, суверенной, чтобы в стране действовало эффективное право и торжествовала законность, эффективно действовали правоохранительные органы.

Указанные признаки государства позволяют подчеркнуть его особенности как специфического явления, определить признаки, отличающие его от иных субъектов социального властвования. Социальное же назначение государства, его общественная значимость определяется через категорию «сущность государства».

 

Сущность государства

 

Под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе. В науке нет единства в понимании сущности государства, она определяется либо с классовых, либо с общесоциальных позиций. Поэтому в науке сложились два подхода к пониманию сущности государства.

Первый из них - классовый подход. Основываясь на марксистской теории государства, сторонники этой концепции исходят из классовой природы государства. Государство понимается как классовое явление. Оно возникло с образованием классов, изменяется со сменой классов и отомрет при их исчезновением. Следовательно, и сущность права имеет классовое содержание. Классики марксизма, характеризуя классовую сущность государства, трактовали его как машину для угнетения одного класса другим, как орудие классового господства. Правда, при этом подчеркивалось, что помимо угнетения государство занимается и осуществлением «общих дел, вытекающих из природы всякого общества». Однако это не исключало возможности характеризовать сущность государства как диктатуру экономически господствующего класса.

Другой подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служения обществу, а не отдельным лицам или классу. Подобная сущность государства проявляется в том, что оно понимается как орудие обеспечения целостности общества, порядка и организованности в нем, как средство обеспечения прав и свобод человека.

Подобная трактовка имеет ряд преимуществ перед классовым подходом.

Во-первых, здесь подчеркивается общественная, общечеловеческая природа государства., которое действует уже не в интересах класса, а всего общества и отдельных его членов, индивидов.

Во-вторых, в этом случае государство понимается уже не как орудие насилия, а как средство позитивного регулирования, упорядочения отношений, обеспечения свободы общества и личности.

Такой подход ориентирует на демократические методы управления обществом, предполагая участие в этом процессе широких масс населения.

Нередко в науке указанные подходы противопоставляются друг другу. По мнению отдельных авторов, наличие классовой сущности, диктаторских методов управления полностью исключает демократические методы и наоборот. Представляется, что подобная точка зрения не вполне точна. Несмотря на противоположность содержания, эти подходы не исключают друг друга. Выступая как единство противоположностей, они свойственны любому государству. Другое дело, Что при рассмотрении сущности государства следует исходить из конкретно-исторических условий их существования, учитывая тип государства, национальные, религиозные, культурные и иные традиции общества. Так, рабовладельческое государство, безусловно, было орудием диктатуры рабовладельцев. В этом обществе рабы не являлись субъектами права, а были «говорящим орудием». И, конечно, это их состояние обеспечивалось государством. Но это не означает, что рабовладельческое государство не осуществляло каких-либо действий в интересах всего общества. Таковыми, например, являлись оборона от нападения извне, поддержание общественного порядка и т.д.

С развитием общества постепенно сокращалась сфера классово-принудительного воздействия за счет увеличения общесоциальных функций. Современные демократические государства – государства социальные, действующее в интересах общества и личности. Но это не означает, что они не осуществляет действий в интересах политической элиты, определенного социального слоя. Таким образом, можно сказать, что сущность государства имеет двойственную природу: с одной стороны, в ней присутствуют начала классовости, с другой – общесоциальные, гуманистические начала.

 

Литература к теме

Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение.- 2002.- № 3.

Бакарджиев Я.В. Теоретико-методологические основания исследования юридической политики государства: Монография. Курган: Изд-во КГУ, 2008.

Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки. //Государство и право.- 1993.- № 7.

Винниченко О.Ю. Российская государственность в контексте цивилизационного развития. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2007.

Добрынин Н.М. Теория и практика государственного управления: Учебник.- Новосибирск: Наука,2006.

Затонский В.А. Эффективная государственность. М.: Юристъ, 2006.

Керимов Д.А. Современное государство: Вопросы теории. М.: Норма, 2007.

Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства. Т.3. Правовое государство. М.: СГУ, 2003.

Кожевников С.Н. Политическая система России: политический и государственно-правовой аспекты: Монография. Н.Новгород, 2007.

Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов //Советское государство и право. – 1990.- № 10.

Оль П.А., Ромашов Р.А., Тищенко А.Г., Шукшина Е.Г. Государство, общество, личность: проблемы совместимости – М.,: Юристъ, 2005.

Раянов Ф.М. Правовое государство – судьба России. Уфа, 2007.

Четвернин В.А. Понятие права и государства. Введение в курс теории права и государства. М.: Дело, 1997.

Чиркин В.Е. Публичная власть.- М.: Юроистъ.2005.

Шелистов Ю.И. Становление правового государства в Российской Федерации. М., 2004.

 

Глава 4. Формы государства.

1. Понятие формы государства. 2. Форма правления. 3. Форма государственного устройства.. 4. Государственный (политический) режим.. 5. Проблемы формы современного российского государства.

 

 

Понятие формы государства

 

Форма государства - способ организации центральной государственной власти, ее территориальная организация и методы осуществления.

Форма государства – это комплексная характеристика трех различных сторон организации (оформления) государственной власти.

Указанные составляющие этой формы характеризуются в науке как форма государственного правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим.

Все эти элементы находятся во взаимосвязи, в диалектическом единстве. Каждый из них обладает определенными особенностями, но только вместе они характеризуют форму конкретного государства.

Правильно организованная форма государства имеет важнейшее значение для его функционирования. При формировании государственной власти недопустимы субъективизм, волюнтаризм, заимствование чуждых для государства форм. Известно, сколь неудачным было насаждение элементов формы советской государственности в странах народной демократии. Так же неудачны исторические попытки заимствования чужого опыта, бездумное перенесение его на российскую почву. Малейшие ошибки и просчеты в организации формы государства чреваты политическими и экономическими потерями. Подчеркивая это обстоятельство, известный русский философ и юрист И. А. Ильин писал, что форма государства определяется объективными условиями жизни народа, должна быть адекватной его особенностям социального устройства. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел - именно «так» - организоваться,­ чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию» [6].

Форма конкретного государства - не плод творения какого-либо политического лидера, партии, группы лиц или результат научной разработки. На форму конкретного государства оказывают влияние самые различные факторы: экономические, политические, социальные, идеологические, субъективные и объективные. В максимальной степени на нее оказывают влияние исторический опыт, национальные и политические традиции.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.