Научные исследования стресса и семейные истории — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Научные исследования стресса и семейные истории

2017-05-16 225
Научные исследования стресса и семейные истории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обычно мой метод работает потому, что родители правильно и систематически применяют принципы временной линии. Но еще одна причина его успеха, и исследования это подтверждают, – уменьшение стресса у родителей. Поэтому мы предлагаем специальные занятия, на которых учим родителей определять стрессоры (например, «меня волнует, что не хватает времени на себя или на супруга») и ищем конкретные решения. Родители, посетившие эти занятия, добиваются лучших результатов в исправлении поведения ребенка. Корректное выполнение программы и уменьшение стресса являются взаимными стимулами. Мы часто наблюдаем, как родители расслабляются и успокаиваются уже в начале работы программы, применения систематического подхода к воспитанию и овладения новыми навыками воспитания (например, умения хвалить и давать подсказки). Чем спокойнее родители, тем лучше они применяют программу, меньше командуют и разговаривают с детьми мягче. И, когда ребенок начинает вести себя лучше, основные источники стресса больше не нарушают жизнь семьи.

Но иногда стресс настолько сильно давит на родителей, что психологу требуется обратить на него внимание в первую очередь. Некоторые родители приходят к нам в таком состоянии, что ясно: им требуется лечение раньше, чем детям. Иногда, прежде чем заняться программой воспитания ребенка, мы определяем и устраняем источник стресса у родителей. Как‑то нам позвонила одна мама. Ее 7‑летний сын прогуливал школу и без конца дрался с братьями и сестрами. Мама сказала, что ее жизнь пошла под откос: ее с детьми выселили из дома, они жили в машине. Понятно, что в первую очередь мы помогли маме и ее детям обрести кров и пищу и только потом занялись поведением ее сына.

Вот более типичный случай. 35‑летняя Мария обратилась к нам из‑за проблем с поведением ее 11‑летнего сына, Деррила. Они жили вдвоем. Мария работала помощником юриста, ей часто приходилось задерживаться – как тут проконтролировать Деррила! А тут еще проблемы с няней… Даже удачный день Марии не был лишен стрессоров. За серьезный проступок в школе Деррил должен был три дня просидеть дома. Вернувшись в школу, мальчик снова ввязался в драку, был отправлен домой и т. д. Учителя постоянно звонили Марии на работу. Она пришла к нам в состоянии, близком к помешательству, и, как и другие родители в подобном расположении духа, просила рассказать ей о методах наказания.

Мы организовали для Деррила обычную программу. Но несколько занятий было посвящено Марии. Мы определили источники стресса, разработали план их устранения. В первую очередь мы рекомендовали объединиться с другими родителями из класса, чтобы два дня в неделю Деррил проводил у какого‑нибудь одноклассника. Это решение немного облегчило жизнь Марии и позволило ей выделить время на себя. Кроме того, мы решили, что Марии надо отказаться от сверхурочной работы. Ей также было рекомендовано как‑то облегчать свой рабочий день, например, обедать с коллегами. Ее часто приглашали, но Мария обычно отказывалась и обедала в офисе. В итоге Марии стало намного легче. Она приняла наши рекомендации. Программа воспитания Деррила действовала прекрасно, и скоро домашняя атмосфера, а также отношения между матерью и сыном стали намного теплее.

Другая семья состояла из 28‑летней мамы, Лиз, медсестры, и 34‑летнего отца, Алекса, который работал в компании местных грузовых перевозок. У них был 4‑летний сын, Эй‑Джей. Лиз работала полный день, готовила, убиралась, занималась ребенком и… очень устала. Лиз говорила, что хотела бы иметь немного времени для себя. Она мечтала пройтись вечером по магазинам с приятельницей. Конечно, она имела в виду не покупки, а только «осмотр витрин»: денег в семье было немного, и это сильно угнетало и Лиз, и Алекса.

Но Лиз не могла попросить мужа отпустить ее вечером из дома: в их семье это было не принято. Тем не менее на занятиях психолог и Лиз учились просить Алекса. Сначала психолог представлял Лиз, а она должна была сыграть Алекса; после обсуждения сыгранного диалога роли менялись. Они практиковались, чтобы Лиз научилась четко формулировать и высказывать свои мысли. В тот вечер Лиз вернулась домой и сказала мужу, что хотела бы время от времени уходить из дома по вечерам и что просит его присмотреть за сыном. Ей бы хотелось отсутствовать примерно с 7 до 9 вечера. Алекс, к ее удивлению, просто пожал плечами и сказал: «Хорошо». После вечерней прогулки по магазинам Лиз почувствовала себя намного лучше. Этот свободный вечер имел для нее огромное значение: она поняла, что муж заботится о ней, хочет разделить заботы о сыне и что семейный уклад может измениться. Лиз теперь имела право уходить из дома по четвергам, но делала это не всегда.

 

Беспорядок в доме

 

Когда в доме разлад, неудивительно, что дети плохо себя ведут. Это связано и с другими факторами, например, со стрессом у родителей; но беспорядок имеет особое влияние на поведение ребенка. Чтобы решить проблемы поведения, недостаточно навести дома порядок и справиться с собственным стрессом. Но в этом случае программа воспитания будет более эффективной, а кроме того, взаимоотношения родителей и ребенка станут прочнее, обеспечивая ребенку комфорт и защиту.

Откуда мы все это знаем? Вы не поверите, но беспорядок в доме хорошо изучен учеными. «Симптомы» же его таковы: высокий уровень шума; суета; отсутствие регулярных занятий, традиций и ритуалов. Конечно, весь вопрос в выраженности этих признаков. В любом доме, где есть дети, время от времени наступает хаос. Но когда мы говорим о беспорядке в домашнем хозяйстве, то имеем в виду хаос как «естественное» состояние, суету, беспорядок, одни члены семьи не знают, где находятся другие; нет порядка в еде, поездках и т. д.

Беспорядок не зависит от финансового состояния и социального класса. Порой, разговаривая с родителями по телефону, я едва их слышу, словно веду диалог с директором реалити‑шоу «Бешеная семейка», который одновременно руководит съемками: крики, звуки, сопровождающие видеоигры, детское нытье и рев… Все перевернуто с ног на голову; все в диком раздражении, на грани срыва! Мне дурно уже от того, что я описываю этот хаос. Чудовищный беспорядок моментально угадает любой человек, который ничего не знает о людях, живущих в этом доме.

Стресс и депрессия у родителей, нищета и хаос взаимосвязаны, но ученые изучают беспорядок отдельно от других факторов. Это важно, потому что исследования показывают зависимость беспорядочного домашнего уклада и проблемного поведения детей. Однако зависимость эта неоднозначна.

Создают ли проблемные дети больше беспорядка в доме? И в этом ли причина домашнего хаоса? И да, и нет. Одно питает другое, но в этих двусторонних отношениях ведущая роль отводится беспорядку, а не проблемному поведению. Если же беспорядок накладывается на стресс у родителей, они сами провоцируют ребенка на непослушание, и результат часто очень печальный.

Устранение хаоса и ослабление стресса у родителей скорее всего ослабит вероятность непослушания. Все просто. Хаос и стресс – предопределяющие условия нежелательных действий как родителей (чрезмерная реакция, жесткие комментарии), так и ребенка (непослушание), и все это приводит к взрыву эмоций и конфликту. Улучшение поведения ребенка уменьшает беспорядок и стресс. Если мы хотим развить или устранить какое‑либо поведение, то в первую очередь запускаем программу воспитания. Однако навести порядок в доме также очень важно. Само по себе это не устранит проблему, но поможет родителям и детям избегать конфронтации, а значит, более эффективно сотрудничать в воспитании желательного поведения: лучше применять принципы временной линии, например, или использовать стимуляцию.

Поэтому мы одновременно работаем над воспитанием ребенка и над изменением обстановки в доме. Даже легкое «потепление» домашней атмосферы намного улучшит результат нашей программы.

 

Наведите порядок в доме

 

Исследования показывают, что есть вещи, которые вы можете делать чуть лучше, и этого будет достаточно для устранения беспорядка и связанного с ним стресса. Основные рекомендации таковы: создавайте традиции и ритуалы. Это значит, что в семье необходимо устанавливать регулярные, повторяющиеся, предсказуемые и надежные занятия, которые члены семьи могут выполнять вместе.

Большинство таких ритуалов – повседневные дела. Но традиции могут следовать с разными интервалами. Например, это могут быть ежедневные или еженедельные трапезы (в том числе праздничные – воскресный обед, субботний завтрак с блинчиками, ужин с морепродуктами по четвергам и т. д.), походы в кафе, обед после школы, когда вы можете поговорить с ребенком обо всем на свете. Вариантов масса. Это могут быть и ежегодные традиции: дни рождения и большие праздники, пикники. Такие традиции не нужно менять, разве что одну‑две мелкие детали. Вообще чем больше постоянства, тем меньше беспорядка.

Не впадайте в крайность и не стремитесь жестко структурировать все аспекты жизни. Помните про Машу и медведей? Там порядок переходил в хаос и обратно в результате неких действий. Равновесие легко нарушить, но обычно всегда можно увидеть разницу между хаосом и порядком.

Важно вовлекать всех членов семьи в борьбу с хаосом. Но было бы неплохо определить ритуалы для каждого ребенка: укладываться спать в определенное время, определенные занятия перед сном, традиционные дела утром по субботам или вечером по воскресеньям, которые отмечают начало или конец выходных, прогулки с собакой, помощь по дому и т. д. Все это уменьшает беспорядок в доме. Постарайтесь создать смешанные традиции: для всей семьи, для группы внутри семьи (если семья большая) и для отдельных ее членов.

Традиции и ритуалы лучше всего сохраняются в памяти. У меня есть приятель, который в детстве по субботам всегда ходил с отцом на итальянский рынок. Это было еженедельное занятие, и помощь мальчика особенно не требовалась. Тем не менее, став взрослым, он все время вспоминал запах специй и итальянскую речь (его отец редко говорил дома по‑итальянски, но на рынке не упускал случая пообщаться с земляками). Мой друг вспоминал, что иногда он уставал от этих походов и часто предпочел бы остаться дома. Но походы на рынок структурировали неделю и давали возможность побыть с отцом.

Традиции и ритуалы имеют и другие плюсы. Например, они отводят каждому свою роль. Классический пример – трапеза: кто накрывает на стол, кто где сидит за столом, кто убирает посуду и т. д. Все это приводит к порядку и доброму общению. За обедом «отрабатываются» хорошие манеры, обсуждаются дела и т. п. Все это помогает людям осознать себя членами одной семьи. Другой пример – совместный еженедельный поход в библиотеку. Это не только помогает ребенку структурировать неделю, провести время с родителями, но и показывает ему значение книг, чтения, общественного учреждения.

 

Слишком много порядка

 

Вполне естественно, если вы спросите: «Разве порядка может быть слишком много? И разве это может стать проблемой? В наше время многие живут по расписанию». Да, конечно. Но вспомните, что я говорил о семьях, где сложно навести порядок, потому что и родители, и дети с трудом осознают свою роль и не выполняют своих обязанностей. Их жизнь слишком неорганизованна и непредсказуема. Это приводит к тому, что ребенок не ощущает стабильности и безопасности. Он вовсе не пострадает, если родители поручат ему некоторые обязанности и введут определенные традиции: гулять с собакой, обедать с отцом после школы по средам, каждый день в течение часа делать уроки перед ужином или навещать с мамой бабушку дважды в месяц.

Но, как и со многими хорошими начинаниями, случается так, что люди заходят слишком далеко в стремлении к порядку. Я работал с одной семьей из 4 человек: отец, управляющий компанией, мать, помощник адвоката, сын 9 лет и 10‑летняя дочь. Почти каждый час этих детей был расписан: дети ходили в школу, потом на кружки, уроки и т. д. Дел было так много, что у каждого ребенка было расписание с указанием времени уборки комнаты, приготовления уроков, собирания вещей для стирки, упражнения (сын играл на скрипке, дочь занималась танцами) и т. д.

Таким образом, у детей была расписана каждая минута, и родители ожидали у них превосходного выполнения всех дел. Они все время напоминали им о необходимости доводить все до совершенства – в школе, на музыке и на танцах. Сочетание жестко структурированного времени и требование высоких стандартов вызывало такой же стресс, как и полный хаос. Когда все расписано и зафиксировано, невозможно расслабиться. При запуске космического корабля тоже все расписано, но это очень нервное время для всех сотрудников. Если что‑то пойдет не так, как запланировано, весь проект – в нашем случае это спокойная повседневная жизнь, не говоря уж о достойном будущем, – может пойти насмарку. Вам не захочется постоянно чувствовать такое давление расписания. Чтобы дети могли выполнить все запланированное, родители постоянно напоминали, просили, требовали, вознаграждали и наказывали – т. е. ни на минуту не оставляли их в покое. Мальчик чувствовал себя особенно некомфортно, закатывал истерики, постоянно кричал и проявлял повышенную активность. Вы уже с ним знакомы: это Джексон из главы 9.

В дополнение к формированию желательного поведения Джексона и его сестры мы разработали программу и для родителей. Цель состояла в том, чтобы несколько «охладить»[10]их рвение. Поэтому мы ввели новую категорию – «время отдыха от обязанностей». Этот термин был хорошо понятен матери, рабочее время которой состояло из оплачиваемых минут и часов. Свободное время означало, что у детей не будет никаких дел в четверг после обеда или в субботу утром. В эти два часа родители не будут напоминать, подсказывать, требовать – вообще не будут ничего говорить о делах и их исполнении.

 

Чрезмерная регламентация (порядок во всем) и хаос (полный беспорядок) отрицательно влияют на семейную жизнь.

 

«Ослабление режима» намного улучшило обстановку в доме. Этот пример – не только урок умеренности и разумных требований, но и демонстрация принципа «подковообразных» отношений. Речь вот о чем. Чаще всего мы имеем дело с линейными отношениями. Это значит, что вы делаете А, и происходит Б. Если вы много или часто делаете А, то получаете много Б, т. е. чем больше А, тем больше Б. Например, вы давите на газ, и машина едет быстрее; пьете и напиваетесь. Взаимосвязь между высоким уровнем холестерина в крови и сердечными заболеваниями также линейная. Но иногда зависимость представляет собой кривую в виде подковы. Например, уровень холестерина и риск возникновения инсульта. В группу риска входят люди как с высоким, так и с низким уровнем холестерина; те, у кого холестерин в норме, могут не бояться инсульта. То же самое с порядком и хаосом. Чрезмерная регламентация (порядок во всем) и хаос (полный беспорядок) отрицательно влияют на семейную жизнь. Абсолютный порядок встречается редко, обычно бывает излишнее количество занятий, но в клинике мы встречались и с такими семьями. Их жизнь была столь же нездоровой, как и жизнь тех, кто жил в условиях хаоса. Один из способов справиться с чрезмерным порядком и втиснуть в расписание все необходимые дела – оставить свободное время для каждого члена семьи.

 

Установите разумный порядок

 

Современные исследования доказали, что порядок в доме приводит к тому, что:

• дети начинают лучше учиться в школе, растет успеваемость, совершенствуются навыки чтения;

• дети реже проявляют разрушительное поведение;

• подростки реже попадают в опасные ситуации, поскольку родители лучше контролируют их и/или предлагают более конструктивные занятия;

• семейная жизнь становится стабильнее.

Думаю, порядок в доме и определенные правила помогают детям ощущать себя защищенными, ослабляют их тревогу и повышают устойчивость к стрессорам. Возможно, существуют и другие преимущества порядка, еще недостаточно изученные. (Беспорядок в домашнем хозяйстве – новая область исследований.) Возможно также, что если вы хорошо представляете, что происходит дома и в семье, то обстановка будет спокойнее, члены семьи освободятся от стресса и, не тратя сил на ненужные хлопоты, направят их на позитивные, логичные взаимоотношения: разговоры, решение проблем, обсуждение ценностей. В семье, где установлен разумный порядок, дети чаще обращаются к родителям за помощью в критических ситуациях. И напротив, дети, которых наказывали слишком часто, будут избегать родителей.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.