Вы уже выполнили самую сложную часть работы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Вы уже выполнили самую сложную часть работы

2017-05-16 245
Вы уже выполнили самую сложную часть работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Желая сохранить или перенести результаты программы воспитания, помните, что самая сложная часть – собственно программа: проявление у ребенка желательного поведения, его поощрение, закрепление и выработка привычки в определенной ситуации. Исследования показывают, что возвращаться к программе не потребуется. Хотя ничего нельзя гарантировать на 100 %, как правило, если вы работаете дома над желательным поведением в течение трех недель, затем можно приступать к воспитанию в условиях школы, два‑три дня в неделю. Возьмите за основу программу воспитания дома, но не дублируйте ее.

Когда в начале 1970‑х появились, а в 1980‑е усовершенствовались методики изменения поведения, с первыми успехами появились и первые возражения. Обычно противники этих методик говорили примерно так: «Да, вы можете изменять то или иное поведение, но только в одной определенной ситуации. Исправленное поведение не будет проявляться в реальной жизни». Однако новые подходы позволили изменить поведение даже «неисправимых» людей (дети с нарушениями развития и мышления, взрослые с серьезными психиатрическими заболеваниями). Проблем в этой сфере (как и в любой другой) хватает, однако это не значит, что они неразрешимы. Всегда находятся скептики, которые говорят: «Да, вы нашли способ вылечить лейкемию у детей; а как же взрослые больные?» Проблема остается, но современные методики позволяют делать вещи, о которых ранее не могли и мечтать.

Как я уже говорил, человеческий мозг настроен на негатив: мы скорее Иа‑Иа, а не Винни‑Пухи. Поэтому естественно, что люди обращают особое внимание на слабости и недостатки метода. Технологии изменения поведения – развивающаяся область. Критики были справедливы в том, что мы точно не знали, можно ли поддерживать исправленное поведение и перенести его в другие ситуации. Но теперь все сомнения в прошлом. То, что поведение и сохраняется, и переносится, – факт. Мы знаем, как это сделать. Проблема в том, что общественное мнение часто основано на неудачах в использовании методик 1970‑х, когда появилось огромное количество исследований в области поведения человека. Теперь многие специалисты по воспитанию уделяют большое внимание обучению родителей приемам, позволяющим сохранить хорошее поведение детей. Мне кажется, что я в некотором смысле вас разочаровываю, когда пишу о возможности поддержания и переноса исправленного поведения. Но это хорошая новость, даже если она противоречит вашим представлениям о поведении детей.

 

 

Глава 10. Стресс у родителей и беспорядок в домашнем хозяйстве

 

Представляя свой метод, я пытался сохранить баланс между идеалом и реальной жизнью. Я уже показал, как организовать программу и воспитывать детей в идеальных условиях. В значительной степени это касается начальных стадий программы, когда нужно приложить максимум усилий для ее выполнения: вы должны создать условия для проявления желательного поведения; отметить и поощрить его; выказывать энтузиазм там, где это необходимо; всегда сохранять спокойствие и т. д. Но мы все несовершенны, заняты, отягощены своими проблемами. Жизнь на грани нервного срыва не позволяет достичь идеала в применении программы. В реальной жизни этому мешает работа и другие обязанности родителей. Они могут заболеть, выйти из себя, развестись, они могут быть в конце концов заняты большую часть дня. Возьмите себя в руки. Пусть вас успокоит то, что для успеха программы достаточно временами быть в хорошем настроении, и не важно, сколько стрессоров давит на вас постоянно.

Часто сама жизнь ставит препятствия на пути программы воспитания. Так давайте поговорим о стрессорах, которые давят на родителей, о влиянии стрессоров на процесс воспитания и о том, как с ними бороться.

 

Стресс у родителей

 

Функции человеческого организма и мозга в значительной степени зависят от того, как вы реагируете на окружающий мир. Под действием стресса нейромедиаторы головного мозга и гормоны запускают реакции, которые приводят к повышению частоты сердечных сокращений и кровяного давления, сокращению мышц и другим изменениям, подготавливая организм к отражению внешней атаки. Обычно это происходит очень быстро и так же быстро прекращается. Стресс не всегда является негативным воздействием, многие ситуации в жизни, волнующие и интересные события действуют подобным образом. Однако если эти мгновенные реакции слишком часто следуют одна за другой или источник стресса является постоянным, организм все время находится в состоянии повышенной бдительности. Это приводит к серьезным нарушениям – от частых простуд до тревожных расстройств и даже суицида.

Эти реакции вызываются самыми разными стрессорами. Одни события происходят в жизни редко, но вызывают сильную эмоциональную реакцию – развод, потеря работы и т. д. Другие стрессоры действуют постоянно: заболевание или психиатрическое расстройство. Между этими крайностями находятся эпизодические, повторяющиеся стрессоры: приступ депрессии, проблемы на работе. Стрессоры могут быть как негативными, так и позитивными, даже смешанными. Например, свадьба или рождение ребенка – это большая радость и вместе с тем многие заботы.

Повседневные проблемы тоже являются стрессорами, которые поступают в малых дозах, но регулярно: школа, поведение, здоровье, составление и выполнение расписания занятий и т. д. Все эти мелкие стрессоры имеют склонность накапливаться и, хоть по отдельности не могут вывести организм из равновесия, вместе приводят к физическим и психологическим нарушениям. Все виды стресса – от мощного, но одноразового («Тройняшки??!!») до мелкого, но неприятного («Тысячный раз я должен чинить эту сетку на двери!») – это нормальная составляющая жизни, которая может влиять на воспитание детей. Стресс у родителей возникает из‑за самого состояния «родительства». Этот стресс «питается» вашими амбициями и ожиданиями, чувством ответственности за ребенка, а также реакцией ребенка на ваши воспитательные приемы.

Нужно понимать, что само по себе событие – стрессор – только часть стресса. Важно, как человек воспринимает стресс (негативно, позитивно, нейтрально), как относится к нему и реагирует на него. Скажем, американские горки для одного человека – захватывающий аттракцион, для другого – ужас, а третьему просто неинтересно. Стресс зависит не только от его источников; его воздействие на вас зависит от вашей реакции.

Яркий пример – утомительное и неприятное поведение ребенка. Это, безусловно, стресс для родителей, но его сила зависит от того, как родители воспринимают его. Как вы рассматриваете плохое поведение: как умышленные, манипуляторные действия? Или как часть нормального процесса развития личности? Если вы считаете, что ребенок намеренно раздражает вас, то он рискует быть избитым. Я встречал родителей, которые лупили младенцев за то, что «они слишком много плакали». Каждый раз выяснялось, что плач не выходил за рамки нормального: ребенок показывает, что он голоден, или мокрый, или у него режутся зубки. Плачущий ребенок, особенно ваш собственный, – универсальный источник стресса. Вопрос в том, что все по‑разному реагируют на плач.

В наше время все больше людей заводят детей после того, как достигнут определенных карьерных успехов. Поэтому они воспринимают рождение ребенка и его первые годы как более сильный стресс. Многие родители хотят совместить семейную жизнь и карьеру, и ребенок должен «вписаться» в организованную жизнь. Раньше было наоборот: сначала рождался ребенок, а вокруг него выстраивалась жизнь родителей.

 

Плачущий ребенок, особенно ваш собственный, – универсальный источник стресса. Вопрос в том, что все по‑разному реагируют на плач.

 

В любой семье воспитание ребенка – дело, так сказать, нервозатратное: здоровье, благополучие и безопасность, школа, время после школы – все становится поводом для беспокойства. Стоит чаду чихнуть, и вы вызываете врача, няню же выбираете, словно главу ФСБ… Около 10 % новоиспеченных матерей и 4 % отцов‑новичков переживают серьезную депрессию после рождения ребенка. Кроме того, новорожденный может вызвать конфликт между супругами. Новорожденный изменяет весь домашний уклад, и трещинки грозят превратиться в настоящие провалы.

Стресс у родителей многократно усиливается, если рождению ребенка сопутствуют медицинские проблемы (сложная беременность, недостаточный вес при рождении, физические и психические отклонения, инвалидность и другие заболевания). Это в свою очередь влияет на взаимоотношения родителей и ребенка. Например, в состоянии стресса родители с меньшей готовностью реагируют на нужды младенца, и он становится нервным и возбудимым.

Все родители по‑разному реагируют на проблемы ребенка. Особенно остра реакция на «вынос сора из избы». Когда в семейные проблемы вовлекаются посторонние или поведение ребенка нарушает покой окружающих (непослушание, агрессия, гиперактивность), это вызывает дополнительный стресс. Напротив, на такие «внутренние» проблемы, как тревожные расстройства, депрессия и уход от конфликта, родители и учителя гораздо реже обращают внимание. Эти проблемы могут быть очень серьезными, однако они реже становятся источником стресса. И внутренние, и внешние проблемы могут быть мелкими или значительными, но особое внимание привлекают проблемы, которые выходят во внешний мир.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.