Система очков и призы для детей старшего возраста — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Система очков и призы для детей старшего возраста

2017-05-16 230
Система очков и призы для детей старшего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мы собирались поощрять успехи Сары и вести их учет при помощи таблицы достижений. Это тот же подход, который мы использовали в работе с Дэви и Билли: похвала, призовые очки и награда, которую можно купить за полученные очки. Это все поощряет желательное поведение (шаги в правильном направлении). Наша задача – чтобы Сара демонстрировала желательное поведение всегда или почти всегда. Но мы должны немного изменить таблицу для 9‑летнего ребенка.

Сначала я хотел бы освежить в вашей памяти общие принципы таблицы достижений (см. главу 3). Затем мы перейдем к конкретному примеру. Вам надо нарисовать таблицу, выбрать «валюту» (очки, стикеры и т. д.), добавить «стоимость» определенного поведения (1 очко за это, 2 – за то) и выбрать призы, которые Сара сможет купить за полученные очки. Кроме того, помните о главном секрете таблицы: она должна висеть на видном месте, чтобы служить предопределяющим условием для желательного поведения; вам нужно сразу начислять очки за правильные действия; вы должны всегда хвалить девочку одновременно с начислением очков; вы должны быть очень последовательны в назначении очков и вознаграждения. Каждый раз, когда Сара выполняет требуемое, она должна получать очко; и наоборот: никаких призов, если нет заработанных очков. Саре нужно разобраться в таблице, которая закрепляет в ее представлении связь между поведением и его результатом.

Теперь перейдем к подробностям. Начнем с призов. Большинство призов должны быть «ценой» всего в несколько очков. Такие призы Сара может зарабатывать почти каждый день, особенно в начале программы. Естественно, эти призы должны соответствовать возрасту и вкусам девочки: бижутерия, разрешение скачать фильм или музыку на платном сайте, оплата мобильного телефона, подарочный сертификат в любимый магазин. Кроме того, вы можете предложить ей и «бесплатные» привилегии – выбрать себе занятие в свободное время или меню для семейного обеда; разрешение позже обычного времени лечь спать или позавтракать в кровати; совместное с мамой приготовление любимых блюд, прослушивание музыки в своей комнате в выходные; день беспорядка в собственной комнате – подойдет любой вариант, который понравится вашему ребенку.

Переходим к стоимости вознаграждений. Если мы собираемся работать над последовательностью действий (встать, одеться и позавтракать быстро и без напоминаний), то цена может быть такой: Сара получает очко за подъем с кровати в течение 10 минут после пробуждения; еще одно – за одевание и выход к завтраку в течение 20 минут после пробуждения; и она может заработать бонус, если получит оба очка за одно утро. Таким образом, Сара может заработать 3 очка за утро или 15 в неделю (поскольку мы работаем над утренним поведением, в выходные разрешим Саре поваляться). Как и в программе, разработанной для Дэви, у нас будет 6 призов. Для начала это достаточное количество: 2 приза за 2 очка, 2 – за 4, 2 – за 10 и 12 очков. (В Приложении перечислены призы, подходящие для детей разного возраста.) Очевидно, что самый «большой», самый желанный приз будет помещен в категорию 10– и 12‑очковых призов; средний – в 4‑очковую, а самый «маленький» будет самым дешевым. Так Сара сможет получать приз каждый день, если выполнит все условия (2 очка). Если она в один день выполнит действия частично (1 очко), то приз не получит; но на следующий день она поднатужится и заработает 3 очка. Тогда Сара получит право купить 4‑очковый приз.

Как и для Дэви, мы установили «вторую ступень». Дэви мог получить хоккейный шлем за заполнение дополнительной таблицы («Ракета на Луну»). Чтобы получить супрерприз, Саре придется трудиться долгое время. Это может быть: «вечеринка в пижамах» с поеданием пиццы и просмотром фильма, поход в аквапарк и т. п. Вы лучше знаете своего ребенка и можете определить, что он хочет больше всего на свете. Цена будет высока – скажем, 35 очков, и Саре понадобится примерно месяц, чтобы заработать такую сумму. Но это общее количество очков, которые она одновременно может тратить на небольшие призы. Как и для Дэви, мы организуем вторую таблицу с шагом в 5–6 очков. Каждую неделю мы будем переносить во вторую таблицу суммарное количество очков из первой – несмотря на то что эти очки могут быть уже потрачены. Заработав нужное количество очков – когда ракета долетит до Луны (вы можете нарисовать любой символ) – Сара получит суперприз. Такой дополнительный стимул очень хорошо действует на 9‑летних детей, которые быстро разбираются в системе и с удовольствием отслеживают собственный прогресс.

Дизайн таблицы тоже нужно адаптировать к 9‑летнему возрасту. Маленькому ребенку понравятся картинки из мультфильмов, но для более старшего требуется что‑то серьезное, скажем, галочки или звездочки. Таблица должна висеть на видном месте. Заметная таблица – хороший предшественник, который подготавливает выполнение желательного действия: он напоминает Саре, что за определенное поведение полагается приз. Подобная система принята в спортивных командах для поощрения игроков, регулярно посещающих тренировки. Наглядное изображение вознаграждения за тяжелую работу стимулирует членов команды приходить на тренировки и усердно заниматься. В некоторых командах пошли еще дальше: там ввели маленькие значки, которые игроки могут прикреплять к своему шлему. Такая наглядная система вознаграждений действует и как результат (обилие значков демонстрирует окружающим, что спортсмен хорошо готовился к соревнованиям), и как предшественник (поскольку напоминает остальным игрокам о вознаграждении, которое они могут заработать). И уж если взрослые с удовольствием зарабатывают очки, то 9‑летней девочке это тем более понравится.

Как всегда, не забывайте хвалить – это жизненно важно. Система вознаграждения всего лишь помогает вам не запутаться в назначении призов. Но похвала обязательно должна сопровождать вознаграждение. Например, прекрасный ход – зайти к Саре вскоре после ее пробуждения и похвалить за то, что она встала и собралась. Можно добавить: «Иногда мне кажется, что ты совсем взрослая».

Когда вы хвалите 9‑летнего ребенка, интонация голоса должна быть иной, чем для похвалы 4‑летнего. Да, вы должны выражать энтузиазм, но не так бурно (мы поговорим об этом в главе 5). Так что хвалите: выражайте эмоции, формулируйте, какие действия вы одобряете, добавьте физическую ласку, если сможете, – но будьте сдержанны. Некоторые 9‑летние уже считают родителей «не крутыми». Здесь понятие «не круто» включает все, что 9‑летнему ребенку кажется «детским» или «старомодным». Поэтому, если вашему ребенку не нравится похлопывание по плечу, просто приветственно помашите рукой. 4‑летнего ребенка вы должны хвалить, как группа поддержки на спортивных соревнованиях – 9‑летнему нужно сказать так: «Здо́рово, Сара! Ты вовремя вышла к завтраку!» – и покажите большой палец, этого будет достаточно.

Еще одно важное замечание по поводу вознаграждений: не скупитесь на очки. С этим естественным желанием нужно бороться. Родители нередко ждут, пока дети не продемонстрируют полностью желательное поведение, и только потом вносят очки в таблицу. Это ошибка. Помните: мы формируем поведение, и нужно искать все возможности для вознаграждения самых малых позитивных сдвигов. Не думайте, что вам придется вознаграждать ребенка за действия, которые он не совершал. Это значит, что нужно щедро назначать очки, не беречь их, как бесценное сокровище, даруемое только за идеальное поведение.

Работая над формированием поведения, постарайтесь не придираться и не ворчать. Если Сара не выполняет ваши просьбы, повторите просьбу только раз, а потом скажите, что она упустила возможность заработать очко. Может, в следующий раз ей повезет больше. Если она делает успехи и выполняет просьбы без напоминания, предложите ей бонус: встав с кровати, одевшись и сев за стол без напоминаний, она получит дополнительное очко. Здесь мы пытаемся ослабить участие родителей, чтобы Сара приобрела привычку собираться в школу самостоятельно. Это важный момент, потому что программа является временной мерой. Программа – динамический процесс, который постепенно прекращается по мере превращения действий в привычку, не требующую подсказок с вашей стороны.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.