Особенности отношений в детском спортивном коллективе — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности отношений в детском спортивном коллективе

2017-05-16 240
Особенности отношений в детском спортивном коллективе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

М.А. Теряева

Уральский Государственный Университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

 

Одной из отличительных особенностей юношеского возраста является стремление к коллективной жизни, т.е. повышение социального уровня целей, обогащение содержания совместной деятельности, а также увеличение интересов, которые оказывают влияние на взаимоотношения в спортивном коллективе [1].

Неблагоприятное влияние социальной среды на детей и подростков усугубляется в настоящее время. Следует окончательно признать, что происходит смещение акцента на развитие физических способностей. Данная тенденция оставляет в стороне развитие личностных, социально значимых качеств. Одной из причин такого положения является установка у большинства детских тренеров на спортивный результат.

Спортивная деятельность, обладая социализирующим воздействием, может явиться причиной дисгармоничного развития личности спортсмена. Данный аспект имеет негативное влияние Основная причина данного явления- это отсутствие внимания тренера к созданию благоприятных условий для личностного развития спортсменов, общение спортсменов вовремя тренировочного процесса и в свободное время.

В то же время, установка большинства тренеров на спортивный результат, не способствует формированию личностной зрелости, приводит к искажению ценностных ориентаций юных спортсменов, личностных дисгармоний.

Исследования мотивации профессиональной деятельности тренеров показали, что в большинстве случаев тренера стремятся развить физические, технические и тактические качества спортсменов на любом возрастном этапе [2].

В детском возрасте происходит резкое изменение самооценок в сторону завышенных или заниженных. Особенно это выражено в детском возрасте. Наблюдается увеличение уровня тревожности, слабо развитые способности самоконтроля. Это в свою очередь ведёт к снижению психологической устойчивости, негативно влияет на социализацию спортсмена. Одновременно наблюдается ухудшение взаимоотношений внутри коллектива, между спортсменами и тренером, что не способствует социализации.

Проведённый анализ спортивной деятельности позволяет выявить ряд проблем, которые не позволяют детско- юношескому спорту полноценно решать те задачи, которые он должен решать. Прежде всего, это большой отсев юных спортсменов особенно на начальном этапе спортивной подготовки, отсутствие психо- физиологических особенностей детского возраста, следствием чего является неоправданно высокие физические нагрузки и высокое психическое напряжение, что отрицательно влияет на здоровье, психическое развитие детей. Однако главный вывод данного исследования- установка на результат не способствует улучшению спортивных результатов, уходу спортсмена из спортивной среды. Кроме того в профессиональном спорте отсутствуют приёмы формирования микроклимата.

Всё это не позволяет использовать детско- юношеский спорт для решения задачи- подготовки резерва большого спорта. Кроме того, это не позволяет обеспечить формирование полноценной личности юного спортсмена, негативно сказывается на результате. Основной причиной такого положения является недостаточно профессиональный уровень детских тренеров (особенно в плане психологического обеспечения подготовки юных спортсменов), во-вторых, слабым научно- методическим обеспечением деятельности тренеров.

Позднее появляется в публикации Кларендонской комиссии в общественных школах в1864 году. В работе говорится о том, что именно спорт развивает такие качества, как справедливость, отзывчивость, активность, альтруизм. Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремлённость, которая в значительной мере определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Существующие исследования позволили, с одной стороны, выявить психологические особенности волевых действий, совершаемых в условиях преодоления больших трудностей, а с другой стороны — составить детальную психологическую характеристику таких волевых качеств, как смелость, решительность, стойкость в борьбе с препятствиями, дисциплинированность и др. Психологические исследования в области физического воспитания и спорта, наряду с раскрытием конкретных психологических особенностей и закономерностей спортивной деятельности, позволили выявить специальную проблематику и уточнить самую структуру психологии спорта, как специальной отрасли психологической науки [3].

Изучение личности взаимодействия личности в коллективе повышает возможность достижения максимального спортивного результата, эффективность работы специалистов со спортсменами.

На современном этапе некоторые психологи стали изучать когнитивные (психологические) стратегии, которые отличают успешно выступающих начинающих спортсменов от менее удачливых коллег. Например, Мехони и Эвенер (1977), изучая спортсменов, которые вели борьбу за место в сборной команде США по гимнастике, установили, что завоевавшие место в команде лучше справлялись с состоянием тревожности, в большей степени использовали идеомоторную тренировку и положительный аутогипноз по сравнению со спортсменами, которые не вошли в сборную. Успешно выступающие спортсмены характеризуются высшим уровнем уверенности, концентрации внимания во время выступлений на соревнованиях по сравнению с другими спортсменами. Данные качества имеют технологию формирования и развиваются под влиянием коллектива[4].

В работах, посвященных исследованию эмоционально-волевых процессов в детской спортивной деятельности, раскрывается своеобразие и богатство эмоциональных переживаний, испытываемых в процессе спортивной деятельности. Здесь имеют место не только различные стенические и астенические эмоции, связанные с изменением жизнедеятельности организма в процессе напряженных физических упражнений или с тем или иным исходом спортивной борьбы, но и высокие нравственные чувства, вызываемые сознанием ответственности дела, сознанием личного достоинства, своей ощущением связи со спортивным коллективом, переживанием чувства гордости за спортивные успехи своего коллектива, сознанием общественного значения спорта.

Список использованной литературы

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1988. с. 104-106.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. 54 с.

3. Скворцов Г.И. Педагогическая стратегия нравственного воспитания. 2005.№3 с. 56-58.

4. Ильин Е. П. Мотивы человека (теория и методы изучения). – К.: Высшая школа, 1998. с. 120-123.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.