Психофизиологические методы оценки и повышения работоспособности у спортсменов — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Психофизиологические методы оценки и повышения работоспособности у спортсменов

2017-05-16 286
Психофизиологические методы оценки и повышения работоспособности у спортсменов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Голуб Я.В. к.м.н., доцент, СЗГМУ им. И.И. Мечникова, кафедра лечебной физкультуры и спортивной медицины с курсом остеопатии

 

Адекватная и своевременно проведенная коррекция психоэмоционального состояния спортсменов является залогом не только высокой профессиональной работоспособности, но и профилактики психосоматических расстройств, поскольку она создает предпосылки для экономизации вегетативных реакций на физические нагрузки или, наоборот, для максимальной мобилизации резервных возможностей организма, для переноса части истощающих физических тренировок в ментальную сферу, а также для формирования условий более продуктивного протекания процессов нормализации функционально перегруженных систем и органов после завершения тренировочных нагрузок и соревновательной деятельности.

Между тем именно психокоррекционные мероприятия способствуют формированию у спортсмена таких качеств, как целеустремленность, осознанность, концентрированность, уверенность, способность к быстрой релаксации, визуализации, выработке оптимальной периодизации тренировочного процесса и проч. Поэтому крайне важно найти нужное место, определить оптимальную продолжительность и содержание применяемых приемов психологического воздействия для того, чтобы психокоррекция обеспечила нужный эффект. При этом наиболее перспективными следует считать технологии, основанные на сочетанном применении различных факторов, которые можно квалифицировать как «гибридные» технологии, понятийное определение которых позиционируется как совокупность отдельных множеств.

Вместе с тем, накопление психической усталости довольно часто становится причиной прекращения выступлений спортсмена в большом спорте, несмотря на хорошую физическую форму. Источником психических перегрузок может стать не только жесткий режим тренировок и соревнований, но и сам образ жизни элитного спортсмена. Необходимость выполнения больших и разнообразных физических и психических нагрузок, характерная для большого спорта, ставит в ряд наиболее важных такие задачи, как разработка программ психологической реабилитации и нахождение путей сокращения психических нагрузок за счет включения в программу подготовки спортсмена индивидуально подобранных психокоррекционных мероприятий.

Таким образом, психокоррекцию организма спортсменов следует рассматривать как необходимый и постоянно применяемый элемент комплексной подготовки их соревновательного потенциала, независимо от профессиональной специализации и квалификации.

- оценку соответствия объектов испытаний - технологии раздельного и сочетанного использования светозвуковой стимуляции и аппаратно реализуемого вербального психотренинга, осуществляемых с использованием серийно выпускаемого прибора ТММ МИРАЖ (ВИЗАРД, ЛИНГВОСТИМ) для светозвуковой стимуляции и специальным образом подготовленных целевых текстов, записанных на индивидуальной свето- и звуковоспроизводящей аппаратуре и составленных с учетом типовых психологических проблем, испытываемых высококвалифицированными спортсменами различных специализаций в период восстановления и при оптимизации функциональных резервов во время тренировочного и соревновательного периодов - основным требованиям, предъявляемым к методикам коррекции психоэмоционального состояния;

Проведенные исследования показали высокую эффективность разработанных методик.

Выводы:

1) Сочетанное использование свето-звуковой стимуляции и психотренинга наиболее эффективно для превентивной коррекции имеющихся психологических проблем при курсовом использовании

2) Свето-звуковая стимуляция эффективно нормализует нарушения сна в соревновательный период

3) Свето-звуковая стимуляция в сочетании с релаксационными аудиозаписями способствует ускоренному восстановлению

4) Сочетанное использование свето-звуковой стимуляции и психотренинга ПРЕПЯТСТВУЕТ СНИЖЕНИЮ РАБОТОСПОСОБНОСТИ при отсутствии переутомления

5) Сочетанное использование свето-звуковой стимуляции и психотренинга способствует увеличению скорости релаксации мышц

6) Для контроля эффективности процедур свето-звуковой стимуляции и психотренинга следует включать оценку динамики КГР

7) Выбор методов коррекции целесообразно осуществлять в зависимости от свойств нервной системы, определяемых по методике ПРОГНОЗ

8) Для оптимальной эффективности использования свето-звуковой стимуляции и психотренинга целесообразно рекомендовать оснащение команд приборами свето-звуковой стимуляции ЛИНГВОСТИМ или аналогичными, позволяющим проводить световую стимуляцию не менее, чем 14 RGB-светодиодами по отдельным 42 каналам, с возможностью управления от MP3-плеера. За счет этой функции спортсмен может сам выбирать необходимую из перечня имеющихся программ стимуляции согласно имеющегося перечня готовых изолированных и комбинированных программ.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.