Нарушение лексики у детей с умственной отсталостью — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Нарушение лексики у детей с умственной отсталостью

2017-05-16 224
Нарушение лексики у детей с умственной отсталостью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности словарного запаса умственно отсталых привлекали внимание многих авторов (Вера Георгиевна Петрова, Г.И.Данилкина, Н.В.Тарасенко, Григорий Митрофанович Дульнев), которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря.

У умственно отсталых выявляется бедность словарного, запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.

Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного разви­тия, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности
в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.

По данным В.Г.Петровой, умственно отсталые школьни­ки I класса не знают названий многих предметов, которые их окружают (перчатки, будильник, кружка), особенно названий отдельных частей предметов (обложка, страница, рама, подоконник).

В словаре детей преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, одежда).

В активном словаре умственно отсталых детей отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползает, летает). Ученики 1—2-х классов говорят «лягушка идет», «змея идет», «птичка идет». Глаго­лы с приставками заменяют бесприставочными глаголами (пришел, перешел — шел).

Умственно отсталые дети употребляют лишь незначитель­ное количество слов, обозначающих признаки предмета: цвет (красный, синий, зеленый), величину (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, вкусный). Противопоставления же по при­знакам «длинный — короткий», «толстый — тонкий» и т.д. используются очень редко.

По данным Н.В.Тарасенко, умственно отсталые школьни­ки младших классов редко употребляют прилагательные, обо­значающие внутренние качества человека. Количество наре­чий в словаре весьма ограничено (здесь, там, туда, потом).

Встречается неточное употребление слов, парафазии. Пре­обладающими являются замены слов по семантическому сход­ству. Характерными являются замены слова с диффузным, расплывчатым значением (скачет, ползает — «идет», тол­стый, высокий — «большой»). Наблюдаются смешения слов одного рода, вида. Так, словом ботинки дети называют сапо­ги, туфли, галоши; словом рубашка — кофту, рубашку, сви­тер, куртку. Причинами неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей являются трудности дифференциа­ции, различения как самих предметов, так и их обозначений. Умственно отсталые школьники вследствие слабости процесса дифференцировочного торможения легче воспринимают сход­ство предметов, чем их различие, поэтому они усваивают, прежде всего, общие и наиболее конкретные признаки сходных пред­метов. Таким общим и конкретным признаком может быть, назначение предметов (ложка, вилка). Различия предметов не усваиваются, а обозначения не разграничиваются.

Пассивный словарь умственно отсталых детей больше активного, но он с трудом актуализируется, часто для воспро­изведения слова, требуется наводящий вопрос. Трудности вы­зываются, с одной стороны, склонностью умственно отсталых детей к охранительному торможению в коре головного мозга, с другой — особенностью формирования семантических полей. Исследование семантических полей на основе ассоциатив­ного эксперимента, проведенное А.Р.Лурия и О.С.Виногра­довой, показало их недостаточную сформированность. В нор­ме выбор слова-реакции осуществляется на основе смысловых ассоциаций, т.е. смысловому сходству (высокий — низкий, яблоко — груша, скрипкасмычок). У умственно отсталых он осуществляется часто по случайным, иногда звуковым, ассоциациям (врач — грач), что свидетельствует о недостаточ­ной сформированности у них семантических полей, лексичес­кой системности.

Отмечается замедление темпа формирования и качествен­ное своеобразие структуры значения слова, длительное время преобладает «предметная соотнесенность» слова, когда оно является лишь обозначением конкретного предмета. Многие слова так и не становятся понятиями.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.