Код контролируемого элемента 1.8. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Код контролируемого элемента 1.8. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

2017-05-16 943
Код контролируемого элемента 1.8. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основы стихосложения.

Ритм.

Слово ритм в греческом языке, из которого оно пришло к нам, означает «стройность, соразмерность». Как возникает эта соразмерность? Какое условие необходимо для возникновения ритма? Что общего между биением нашего сердца и движущимся маятником часов; мерным шумом прибоя и стуком колес движущегося поезда?

Ритм - это повторение чего-либо через равные промежутки времени. Именно это повторяемость и создает случайность и соразмерность.

Рифма.

Гармония стиха создается совпадением окончаний строк, рифмами. Строки будто аукаются, как эхо, повторяют друг друга, иногда чуть меняя звучание. Перечитайте еще раз вслух стихотворение А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…». Найдите рифмующиеся строки.

Рифма – это повтор звуков, связывающих окончание двух или более строк.

праздной - разнообразной

суровых – сосновых

Строфа.

Строфа – группа стихотворных строк, объединенных строк, объединенных рифмовкой. Строфа может быть из трех строк – терцет, из четырех – катрен.

Рифма

Различают следующие типы рифмы
Название Определение
В зависимости от места ударения
Мужская Ударение падает на последний слог
Женская Последний слог безударный
Дактилическая Ударение падает на третий от конца строки слог
Гипердактилическая Ударение падает на четвертый от конца строки слог
В зависимости от очередности рифмующихся строк
Смежная, парная Рифмуются строки, стоящие друг за другом (АА)
Тройная Рифмуются три подряд идущие строки (ААА)
Перекрестная Рифмующиеся строки идут поочередно (АБАБ)
Опоясывающая, кольцевая Из четырех строчек рифмуются между собой 1-я и 4-я, 2-я и 3-я (АББА)
Тернарная Сложное чередование в шестистишие (ААБААБ)
В зависимости от повторения конечных звуков рифмующихся строк
Точная Розы-морозы
Ассонанс Столы-метлы

 

Подчеркните рифмующиеся слова в стихотворении Фета «Бабочка» и соедините их. Вы видите, что первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой. Возникает перекрестная рифма.

Ты прав одним воздушным очертаньем

Я так мила

Весь бархат мой с его живым миганьем

Лишь два крыла.

Если рифмуются рядом расположенные строки, рождается парная рифма, как в стихотворении Пушкина «Узник»:

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном…

Наконец, рифма может быть кольцевой, когда первая строчка катрена рифмуется с четвертой, а вторая с третьей, как в стихах Бунина:

Уж подсыхает хмель на тыне.

За хуторами, на бахчах,

В нежарких солнечных лучах

Краснеют бронзовые дыни…

Рифмовка в строфе может быть и более сложной.

Стихотворные размеры

Стихотворные размеры в русском стихосложении бывают двусложными и трехсложными.

Двусложными размерами называют стихотворный размер со стропой из двух слогов.

В русском стихосложении есть два двусложных размера: ямб и хорей.

Ямб – двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге (_ _́).

Проследим, как использует ямб А.С. Пушкин.

Трехстопный ямб:

Подру́га дýмы пра́здной, _ _́ _ _́ _ _́ _

Черни́льница моя́… _ _́ _ _́ _ _́

Четырехстопный ямб:

У лу́комо́рья ду́б зеле́ный; _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _

Злата́я це́пь на ду́бе то́м… _ _́ _ _́ _ _́ _ _́

Пятистопный ямб:

Еще́ одно́ после́днее сказа́нье - _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _

И ле́топи́сь око́нчена моя́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́

Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге (_́ _).

Слово «хорей» в переводе с греческого языка значит «плясовой» от слова «хор», «пляска», «хоровод».

Трехстопный хорей:

В ды́мке-не́види́мке _́ _ _́ _ _́ _

Вы́плыл ме́сяц ве́шний… _́ _ _́ _ _́ _

(А.А. Фет)

Четырехстопный хорей:

Скво́зь волни́стые тума́ны _́ _ _́ _ _́ _ _́ _

Про́бира́ется луна́… _́ _ _́ _ _́ _ _́

(А.С. Пушкин)

Пятистопный хорей:

Вы́хожу́ оди́н я на́ доро́гу _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _

Сквозь туман кремнистый путь блестит… _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́

(М.Ю. Лермонтов)

Ямб и хорей – самые популярные размеры в русской поэзии, например, четырехстопным ямбом написано 80-85% стихотворений.

Трехсложные размеры стиха

Рассмотрим строки стихотворения «Железная дорога»:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит…

Расставим ударения и построим схему стиха:

_́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _

_́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́

Вы заметили, что повторяются группы из трех слогов: первый ударный, второй и третий безударные. Это трехсложный размер с ударением на первом слоге. Он называется дактиль: _́ _ _.

Возьмем другие строки – из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети», расставим ударения и построим схему стиха.

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

_ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _

_ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́

Здесь повторяются группы из трех слогов: первый безударный, второй ударный, третий безударный. Это трехсложный размер с ударением на втором слоге. Он называется амфибрахий: _ _́ _

Алгоритм определения стихотворного размера.

· Расставьте ударения.

· Определите безударные гласные.

· Запишите полученную схему.

· Определите размер.

Яте б е ниче г о неска ж у.

Яте б я невстре в о жуни ч у ть.

Ио т о м, чтоя м о л чатве рж у,

Нере ш у сь нина чт о наме кн у ть.

А.Фет.

-трехстопный анапест

Теперь расставим ударения в строках из стихотворения Некрасова «Тройка» и построим схему стиха.

Что ты жадно глядишь в дорогу

В стороне от веселых подруг?

_ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _

_ _ _́ _ _ _́ _ _ _́

Повторяются группы из трех слогов: первый и второй безударные, третий ударный. Это трехсложный размер с ударением на третьем слоге. Он называется анапест: _ _ _́.

Итак, трехсложных размеров стиха три: дактиль (_́ _ _), амфибрахий

(_ _́ _), и анапест (_ _ _́)

Размеры стиха
Двусложные
Хорей _ ́_ Буря мглою небо кроет…  
Ямб _ _́ Мой первый друг, мой друг бесценный!
Трехсложные
Дактиль _́ _ _ Тучки небесные, вечные странники!
Амфибрахий _ _́ _ В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли.
Анапест _ _ _́ Не грусти, дорогая соседка…

 

Подсказка: чтобы запомнить ритм трехсложных размеров, Николай Гумилев предлагал молодым поэтам такую подсказку:

А́нн аА хма́това – дактиль; М а ри́н а Цв е та́ е в а – амфибрахий; Н и к о ла́й Г у м и ле́в – анапест.

Темы и мотивы в лирике

Тема

От греч. thema (основа сюжета произведения).

Интимная лирика

М.Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…»

Б.Л. Пастернак «Зимний вечер».

Пейзажная лирика

А.А. Фет «Чудная картина…»

С.А. Есенин «за темной прядью перелесиц…».

 

Лирика дружбы

А.С. Пушкин «19 октября» (1825).

Б.Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня».

Тема поэта и поэзии

Е.А. Баратынский «Мой дар убог и голос мой не громок…»

М.И. Цветаева «Роландов Рог».


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.