Социальная работа с группой как метод психосоциальной помощи. Принципы групповой работы — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Социальная работа с группой как метод психосоциальной помощи. Принципы групповой работы

2017-05-16 1499
Социальная работа с группой как метод психосоциальной помощи. Принципы групповой работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальная работа с группой развивалась в течение столетия на основе эмпирического опыта и научных теорий и была направ­лена на преодоление последствий промышленной революции и урбанизации. Идеология работы строилась на развитии индивиду­альности отдельного человека, причастности его как гражданина к демократическому преобразованию общества.


Групповая работа, имеющая широкий спектр — от учрежде­ний образования до досуговых групп, получает новый импульс развития в 1920— 1930-е гг., когда она в форме добровольных ас­социаций была включена в образовательный процесс. Это позво­ляет не только расширить базовые навыки работников, но и по-новому осмыслить групповую деятельность как действенный ме­ханизм социализации личности.

Идентификация социальной работы с групповой вызвала глу­бокие изменения в профессиональной деятельности, позволила расширить методы групповой деятельности, включая принятые в индивидуальной работе терапевтические подходы.

В конце XX в. актуализировалась социетальная (ориентирован­ная на социум, социальное окружение) стратегия групповой ра­боты, которая была направлена на решение проблем расовой дис­криминации, проблем бедности и отчуждения. В групповой работе видели способ улучшения жизни отдельного человека, а также возможность изменения окружающей среды, развития демокра­тических начал в обществе.

После Первой мировой войны социальная работа обретает но­вое направление благодаря психоаналитической теории. В 20-е гг. XX в. работа с группой используется как метод лечения (М. Рич­монд). Большое влияние на становление теории групповой работы оказало развитие социологической мысли в трудах Э. Дюркгейма, Ч.Кули, Г.Мид и других. Теоретический прорыв был сделан в понимании структуры группы, ее формы и отношений, склады­вающихся в процессе групповой динамики.

Развитие социальной работы с группой связано с отказом от концепций социального действия и переходом к терапевтической концепции.

И здесь большое влияние оказали социальные и поведенче­ские науки (50 —60-е гг. XX в.). Изучая влияние стилей поведения лидера на климат группы, социальные работники руководствова­лись работами К.Левина, Я.Морено, позволяющими осмыслить концепции структурных отношений.

Групповые и социальные работники начинают специализиро­ваться на работе со случаем.

В 70-е гг. XX в. социальные работники стали разрабатывать группо­вые программы поддержки клиентов, помогавшие выздоравливаю­щим больным подготовиться к выходу из психиатрической больни­цы, сформировать необходимые навыки для жизни вне клиники.

В конце XX в. сформировались цели социальной работы с груп­пой:

1) корректирующие — получение позитивного опыта в ситуа­
циях социальных и индивидуальных дисфункций;

2) профилактические — предотвращение кризисов;

3) позитивного роста и развития;

 

5 Сафонова


4) повышение индивидуальной самооценки — самореализа­
ция через значимые межличностные отношения;

5) гражданская ответственность и участие.

Происходит осмысление роли социальных и поведенческих наук в систематизации социоповеденческих методов лечения. Опреде­ленную роль в развитии групповой работы в мире сыграли между­народные симпозиумы, а также специальные журналы по про­блемам групповой работы, которые стали выходить во многих стра­нах мира.

Атмосфера доверия и поддержки, складывающаяся в группе, помогает человеку ощутить в себе силы и уверенность для преодо­ления внутренних и внешних трудностей. Это особенно важно для людей, которые страдают от дискриминации и враждебного от­ношения либо от нежелания государства и общества признать их проблему достойной внимания. Однако группы взаимопомощи способны решить лишь ограниченный круг задач.

Во-первых, они не могут служить заменой эффективной сети социальных медико-психологических и иных служб, как государ­ственных, так и общественных.

Во-вторых, люди с общими опытом, ситуацией, проблемой могут не иметь возможностей или желания участвовать в деятель­ности по взаимопомощи. Тем не менее группы доказали, что они эффективно дополняют государственные и общественные системы поддержки и способны изменять к лучшему жизнь многих людей.

Социальная групповая работа — это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные сферы человеческой жизнедеятельности — от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами таких групп становятся индивиды с различной этиологией проблем.

Этот метод социальной работы помогает личности расширить свое социальное функционирование, используя целенаправлен­ный опыт группы, более эффективно справляться с проблемами. Если в социальной групповой работе акцент делается на пробле­мы, связанные с социальным функционированием, то в группо­вой психотерапии — на эмоциональные психологические процес­сы у больных людей.

Сегодня наблюдается тенденция, когда методы групповой пси­хотерапии применяются в социальной групповой работе, что рас­ширяет ее познавательные границы.

Социальная групповая работа — это метод интерперсональной помощи развития, где используется групповой контекст ради до­стижения индивидуальных и групповых целей.

Группа — сообщество людей, объединенных общей целью или задачей.

Работа с группой — это метод социальной работы, когда люди, имеющие общие интересы или проблемы, при участии социаль-


ного работника регулярно встречаются для осуществления дея­тельности, направленной на достижение поставленных целей.

Малая группа — это небольшое объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Ее верхние и нижние грани­цы определяются качественными признаками, основные из них — контактность и целостность.

Контактность — это возможность каждого члена группы регу­лярно общаться друг с другом, обмениваться информацией, вза­имными оценками и воздействиями.

Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспри­нимать их как единое целое. Значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида называется референтностъю малой группы.

Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в обще­нии, принадлежности, понимании, симпатии и любви.

Формальные группы — группы, членство и-взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, т. е. опре­деляются формальными предписаниями и договоренностями. Фор­мальными группами являются первичные коллективы, подразде­ления социальных организаций и институтов.

До сих пор не существует однозначной типологии психологи­ческих групп. Даже среди профессионалов в области образования, психологии и психотерапии такие термины, как группа поддерж­ки, групповая терапия, групповое консультирование и групповое руководство, не имеют однозначного толкования. Ассоциация спе­циалистов по групповой работе — подразделение Американской психологической ассоциации — предложила следующую класси­фикацию основных типов групп.

К рабочим группам относятся все группы, участники которых заняты какой-то общей деятельностью или работают над приня­тием совместного решения. Роль руководителя в группах такого рода состоит в том, чтобы использовать законы групповой дина­мики для более быстрого и более эффективного достижения на­меченной цели.

К этому типу групп, в частности, относятся разнообразные оргкомитеты, рабочие совещания, дискуссионные группы и т.п. В нашем случае примером может быть группа детей или подростков.

Обучающие группы обычно формируются в учреждениях систе­мы образования или молодежных и детских центрах. В подобной работе акцент ставится на способах решения проблем, характер­ных для данной аудитории, и на выработке соответствующих со­циальных навыков. Цель такого рода групп — профилактика воз­можных психологических проблем и отклонений, поэтому чле­нам группы предоставляется информация о конкретных пробле-


мах и оказывается помощь в принятии эффективных решений и выработке адекватного стиля поведения. Фактически это темати­ческий семинар с элементами тренинга. Ведущему такой группы необходимо ориентироваться на развитие у детей социальных уме­ний, при этом, безусловно, в группе должна быть атмосфера спло­ченности и доверительности, что обеспечивает также и личност­ный рост участников. Такие группы обычно имеют большое коли­чество участников.

Консультационные группы — это тип групп, занимающихся груп­повым консультированием. Они существенно отличаются от на­званных ранее тем, что ориентированы на процесс, а не на содер­жание. Основным инструментом достижения цели служат меж­личностные отношения внутри группы, все проблемы решаются в процессе взаимодействия, совместных переживаний и обсужде­ний того, что происходит в группе «здесь и сейчас». Такие группы рассматривают обычные, но тем не менее сложные жизненные вопросы, решение которых требует специфических навыков и опыта. Обычно подобные группы создаются в школах или психо­логических центрах.

Психотерапевтические группы решают серьезные психологи­ческие проблемы и ставят целью глубокие изменения в личнос-| тной сфере и поведении участников. Это группы подростков асоциальным поведением или терапевтические группы детей, пе­реживших травмирующие жизненные события. Обычно они со-| здаются в клиниках, а не в школах. Ведущий психотерапевтичес­кой группы должен предварительно пройти курс специально* подготовки.

10.3. Методика организации группового процесса: динамика и фазы группового процесса, характеристики группы

При групповой психотерапии психотерапевтическая группа проходит определенные фазы, или стадии, своего развития.

Фазы могут иметь различную продолжительность, однако пер­вые две обычно занимают от 20 до 30 % времени работы психоте­рапевтической группы.

Первая фаза— зависимость и ориентировка — период об­разования группы. Совпадает с поступлением пациентов в клини­ку и их адаптацией к новым условиям, характеризуется в целом пассивным, зависимым от врача поведением, ожиданиями и вы­соким уровнем напряжения.

Вторая фаза — конфликты и выражение протеста тера­певту. Высокий уровень напряжения, поведение участников груп­пы из пассивного становится активным, аффективно заряжен­ным скрытой или явной агрессией по отношению к психотера-


певту, происходит борьба за лидерство, распределяются роли, обостряются внутригрупповые конфликты и растет сопротивле­ние.

Третья фаза— развитие и сотрудничество. Структурирова­ние группы, упрочение групповых норм, целей и ценностей, фор­мирование групповой сплоченности. Эмоциональная напряжен­ность в группе снижается, борьба за лидерство отступает на вто­рой план, диалоги становятся более откровенными и доверитель­ными. У членов группы появляется чувство безопасности и уве­ренности в том, что группа их защитит.

Четвертая фаза —целенаправленная деятельность, фаза активно работающей группы. Группа может решать собственно психотерапевтические задачи, становится зрелой социальной си­стемой. Ее члены размышляют, советуют, принимают решения. Налаживается положительная обратная связь, которая не нару­шается даже в тех случаях, когда при обсуждении сознательно допускаются отрицательные эмоции и конфликты. Существуют группы, в которых акцент делается на поддержание и совершен­ствование социальных навыков, облегчение определенных симп­томов или разрешение не реализованных внутри психических кон­фликтов. В центре внимания могут быть пациент в группе, взаимо­действие людей в группе или группа как единое целое. Использо­вание методов групповой психотерапии может помочь решить как индивидуальные, так и межличностные проблемы.

Терапевтические факторы включают в себя идентификацию, универсализацию, принятие, альтруизм, перенесение, оценку реальности и обсуждение. Внутри групп воображаемые страхи и переносимые искажения могут быть подвергнуты исследованию и коррекции. Прежде чем мы рассмотрим этапы, методы и приемы работы с группой, определим содержание и специфику группо­вого процесса.

Термин «содержание» характеризует проблемы, которые под­нимаются и обсуждаются в группе. Содержание важно как основа, как первичный материал, который можно использовать в группо­вой работе для пересмотра и конструктивного изменения инди­видуальных психологических установок и поведения. Однако ра­бота в группах, ориентируемых на содержание, строится скорее по принципу «там и тогда», чем «здесь и сейчас». Содержанием могут быть и информация, и способ поведения, и практические навыки, и все прочее, вокруг чего строятся групповая работа и процесс межличностного взаимодействия.

Термин «процесс» употребляется, когда речь идет о взаимоот­ношениях участников группы. Для ведущего, который в своей ра­боте ориентируется на процесс, важно прежде всего не то, что обсуждается, а то, что происходит между участниками и какое значение это имеет в контексте общего развития группы. Он про-


 





сит членов группы обращать внимание в первую очередь на осо­бенности их общения друг с другом и на собственные ощущения.

Иными словами, процессом называется все то, что составляет область взаимоотношений в группе — мысли, чувства и поведе­ние участников непосредственно на занятии. Такая сосредоточен­ность на процессе, на ситуации «здесь и сейчас», помогает участ­никам научиться говорить о своих непосредственных мыслях и чувствах.

Межличностные отношения, которые вызывают притяжение или отталкивание членов любой группы, называются динамикой группы.

Важнейшая составляющая групповой динамики — развитие до­верия, оно должно возникнуть и постепенно возрастать в ходе ра­боты. Без атмосферы доверия участники группы будут чувствовать себя стесненно и не смогут полноценно включиться в процесс, а следовательно, полноценно работать над своими проблемами. Сте­пень доверия может быть различной у участников группы. Не надо ждать, что дети сразу же начнут доверять ведущему и остальным членам группы. Ведущий должен доверять себе, полагаться на груп­повой процесс и не затушевывать возникающие вопросы, чтобы предотвратить возникновение частного, внегруппового обсужде­ния. Ведущий должен помнить, что доверие возникает не сразу и требует больших сил и внимания.

Другая динамическая характеристика, которая связывает груп­пу воедино, — чувство сплоченности. Сплоченность тоже возника­ет постепенно, по мере того как дети начинают делиться своими переживаниями и учатся поддерживать друг друга. В самом начале групповой работы существуют только отдельные личности; у них еще нет чувства единения с группой. Групповая сплоченность воз­никнет только после совместных действий, откровенных обсуж­дений чувств участников, после того как члены группы осозна­ют, что их проблемы очень похожи. Возникновение чувства един­ства позволит ведущему ощутить дух сотрудничества, разделить радость взаимопомощи и желание продолжать саморазвитие.

10.4. Методика и технология организации группового

процесса

Перед каждой группой стоят следующие важнейшие цели.

1. Сенсибилизация навыков восприятия. Под этим понимается, что каждый участник стремится воспринимать собственные чув­ственные представления, мысли, идеи, желания, опасения и по­требности более дифференцированным и всеобъемлющим обра­зом и что в то же время он развивает у себя большую открытость чувствам и мыслям окружающих. Иначе говоря, цель сенсибили-


 


зации навыков восприятия — более точное понимание своего соб­ственного Я и Я- других.

2. Углубление ответственности за самого себя. Имеется в виду
развитие у участников групп важной внутренней установки — го­
товности не объяснять и не оправдывать собственное поведение и
настроение обстоятельствами своей биографии или какими-то
внешними воздействиями, а брать на себя ответственность за соб­
ственную жизненную ситуацию и поведение во всех сферах жиз­
ни, осознавая, что каждый может распоряжаться собой.

3. Разрушение ролевых стереотипов. В рамках психологической
группы можно исследовать и частично разрушать некоторые ин­
дивидуальные ролевые стереотипы.

Наши ролевые стереотипы обычно так сильно укоренены, что обычно мы не осознаем, в какой мере подавляем собственные чувства. Наше поведение, часто непоследовательное и нелогич­ное, отражает существование таких ролевых стереотипов в раз­личных сферах жизни.

Кроме того, мы должны увязывать в себе противоречащие друг другу послания из настоящего и прошлого. Отсюда возникают внут­ренние конфликты. Некоторые поведенческие стандарты, которые родители внушали своим подрастающим детям, для взрослых уже не являются социально необходимыми и полезными. От части уста­ревших и ограничительных поведенческих стандартов можно тоже отказаться в пользу гибкого и реалистичного поведения.

4. Открытое выражение чувств. В процессе групповой работы
участники узнают, что открытое выражение чувств не только до­
пускается, но и поддерживается другими людьми. Под этим пони­
мается, что участники могут осознавать свои чувства, что они их
принимают, могут их выражать действиями или вербально в той
мере, в какой хотят этого. Многие участники понимают, что они
раньше жили слишком эмоционально. Другие, напротив, избега­
ли выражения эмоций. В группе появляется возможность измене­
ния отношения к этой стороне жизни.

5. Осознание собственных мотивов. Перед каждым человеком рано
или поздно встают вопросы: «Почему я веду себя именно так, как
я себя веду? Каковы мои цели? Каковы ценности, которые я хочу
реализовать в жизни?» В психологических группах перед ведущим
стоит цель развивать у участников готовность и способность гово­
рить с другими людьми об этих вещах и ответственно проверять
собственные ценностные представления.

6. Принятие себя. Участники принимают самих себя, развивают
самоуважение и осознают, как они реагируют на видимые разли­
чия между идеальным и реальным Я.

Приобрести чувство ценности собственной личности означа­ет стать более независимым от социальных условностей и ожи­даний других людей. Центр самоуважения должен находиться в


фаницах собственного Я, а не определяться целиком социальным признанием и усвоенными ранее чужими представлениями о ценностях.

7. Принятие других. Под принятием других понимается уваже­
ние и терпимость к мнениям, чувствам и стилю жизни других
людей. Это установка, позволяющая каждому чувствовать меньше
ответственности за других, меньше давить на них и манипулиро­
вать ими. Наконец, принятие других означает, что каждый участ­
ник предоставляет чужой индивидуальности во всех ее аспектах
такое же право на существование, как и себе.

8. Контакт и сотрудничество с другими людьми. Имеется в виду,
что каждый человек не только развивает ответственность за само­
го себя, тем самым расширяя свою автономию, но одновременно
и осознает, что он может реализовать себя только в контакте с,
другими людьми.

Каждый заинтересован в общении и сотрудничестве с други-: ми, при этом он может оставаться самим собой в различных со­циальных ситуациях, не отказываясь от контакта.

9. Межличностная открытость. Это одна из наиболее известных
целей групповой работы. Большинство людей говорят, что после
участия в психологической группе они стали общаться более от­
крыто и откровенно, стали вести себя более доверительно с дру­
гими, меньше прятаться от прямого выражения своих мнений,
идей и желаний.

В то время как названные цели знакомы многим ведущим групп, механизмы их реализации мало известны. Каждый ведущий пси­хологической фуппы должен уметь дифференцировать разнооб­разные процессы, происходящие в фуппе, чтобы разработать для себя критерии оценки собственных действий.

Намного более сложен, чем дифференцирование механизмов фуппового обучения, конечно, вопрос об их взаимовлиянии. Здесь возможны разные мнения, и лишь немногие утверждения дей­ствительно неопровержимы. Важно, чтобы ведущий не искал раз и навсегда установленных ответов на вопросы, а использовал раз­личные концепции и теории для того, чтобы вновь и вновь фор­мулировать новые, связанные с конкретной ситуацией вопросы.

Рассмотрим некоторые наиболее существенные механизмы достижения целей, стоящих перед участниками психологи­ческих групп.

Восприятие собственных чувств. Неспособность многих людей дифференцированно воспринимать собственные сложные чув­ства — факт, достойный сожаления. Многие ведущие фупп счи­тают помощь в этом одной из своих главных задач. Поэтому воз­никло множество техник, улучшающих чувственное восприятие участников фуппы, усиливающих их телесные ощущения и вы­свобождающих сильные чувства.


Человек замечает прежде всего собственные чувства. Их вос­приятие важно потому, что таким образом участники получают реальную возможность ориентироваться, понимать, чего они хо­тят и чего не хотят.

Прямое выражение чувств. Непосредственное выражение чувств — важный шаг в процессе личностного развития. Одни ве­дущие делают акцент прежде всего на выражении позитивных чувств по отношению к другим. Иные считают важным, чтобы участники выражали негативные чувства, прежде всего ярость и гнев.

Некоторые ведущие поощряют непосредственное выражение сильных чувств, возникающих в связи с важными жизненными событиями или со значимыми личностями. Кто-то побуждает участников больше действовать.

Несмотря на социальную табуированность выражения силь­ных чувств, у членов психологической группы есть право выра­жать такие чувства. Однако недопустимо, чтобы ведущий оказы­вал давление на участников или внушал им, что без этого они ничему не смогут научиться. У каждого есть право самому опре­делять интенсивность своих эмоциональных проявлений во вре­мя работы группы.

Откровенность. Участники групп все время говорят, как важно для них откровенное представление самих себя в фуппе. Как пра­вило, речь идет о сообщениях очень личного характера.

Откровенность в общении играет очень важную роль для фуп-повой работы, но только когда для этого есть определенные усло­вия, когда участник правильно выбирает время и верно определя­ет степень своей откровенности в группе.

Ведущему следует отказаться и от ожидания тотальной откро­венности участников фуппы. Она должна всегда быть избиратель­ной, и участник сам определяет, насколько он может быть откро­венным, учитывая ситуацию и особенности партнера по обще­нию.

Обратная связь. Это классический механизм социально-психо­логического обучения в группе. Многие участники оценивают та­кую связь как очень важный опыт.

В процессе обратной связи участник получает от других ин­формацию, т. е. другие члены группы высказываются по поводу самого участника и его поведения. Поэтому всегда остается со­мнение, выражается ли обратная связь в подходящий момент времени и не придется ли тому, кому она адресована, сразу же защищаться.

В то же время обратная связь — важный социальный механизм, от которого не должна отказываться ни одна фуппа, особенно когда многие участники нарциссически обиженно реагируют на Критику. Для конструктивного использования связанных с этим


.


обид важно, чтобы ведущий оказывал помощь группе и чтобы после негативно-критической обратной связи обязательно была выражена и позитивная.

Наличие когнитивного аспекта обучения. Социально-психологи­
ческое обучение непременно должно содержать когнитивный ком­
понент. Он всегда присутствует в группе, в которой работает опыт­
ный и квалифицированный ведущий и применяются хорошие тех­
ники.;

Участники могут прояснить для себя отношения с другими, понять, как их поведение влияет на других, как они сами реаги­руют на те или иные ситуации. Они могут исследовать свои чув-^ ства и модели поведения и благодаря открытому обмену мнения-] ми с другими участниками лучше понять себя и других.

Когнитивное обучение, основанное на проявлении инициати­вы и предполагающее активную деятельность участников, быст-i рее и эффективнее приведет к изменению поведения, чем вы­нужденное принятие содержательной информации от других, когда i человек остается пассивным и часто не проявляет никакого инте­реса к сообщению. Поэтому очень важно, чтобы ведущий вместе с ] участниками все время отслеживал, хочет ли каждый из них чему-то научиться и чему именно.

Возможность оказывать помощь другим людям. Такой опыт очень важен для каждого участника. Группа предоставляет такие воз­можности, и это совершенно необходимо тем, кто не слишком высокого мнения о себе. Группа — прекрасное средство получить иной опыт и развить позитивное представление о себе.

Участники, которые в ходе работы группы почувствовали свою нужность и значимость, покидают ее с более благоприятным про­гнозом для изменения поведения, чем те, у кого такой возмож­ности не было.

Поддерживающая позиция ведущего. Важность этого фактора не стоит недооценивать. Он закладывает фундамент ощущения дове­рия и безопасности, а следовательно, возможности эксперимен­тирования с собой и получения нового опыта. Участники начина­ют чувствовать, что меняются. Они могут пробовать себя даже в том, что для них трудно, если остальные, в особенности веду­щий, их при этом поддерживают.

Ведущий помогает участникам реалистично воспринимать не­достатки, причем таким образом, чтобы за недостатком все вре­мя обнаруживалась какая-то нереализованная возможность или способность. В начале работы с группой ведущий должен объяс­нить участникам ее принципы. Это имеет тем большее значение, чем меньше группа привыкла к подобной форме работы и чем больше она привыкла к традиционным формам обучения. Объяс­нение должно быть кратким, понятным и четко сформулиро­ванным.


Принципы групповой работы одинаково важны как для участ­ников, так и для ведущего. Следование этим принципам может гарантировать каждому члену группы и ведущему психологиче­скую безопасность.

Таким образом, групповая работа состоит из последо­вательности взаимосвязанных шагов, которые можно разбить н а три этапа, среди которых:

- предварительная подготовка: оценка потребностей возмож­
ных клиентов, подготовка проекта групповой работы, реклама
группы, выбор методов оценки работы группы, отбор участников
группы, подготовка материалов;

- проведение групповых занятий;

- завершение работы: заключительное анкетирование, итого­
вая оценка результатов, заключительная встреча группы.

10.5. Методика работы с группой

Приведем некоторые рекомендации по проведению групповой работы с подростками.

Предварительная подготовка проводится до начала групповой работы. Дальнейшее ее развитие во многом зависит от того, как пройдет этот этап. Следует выбрать уютное помещение для груп­повых занятий в уединенном месте, чтобы можно было обеспе­чить конфиденциальность, заранее подготовить необходимые ма­териалы, найти удобные стулья или кресла для детей.

На начальной стадии поведение участников настороженное, что вызвано их участием в предстоящей групповой работе. Первое за­нятие следует начать с хорошо подготовленной процедуры зна­комства, напомнить подросткам о правилах ограниченной кон­фиденциальности, обсудить основные правила работы в группе, подкреплять все попытки участников поделиться своими чувства­ми и открыто рассказывать о себе, в конце занятия поблагодарить и похвалить подростков за их работу.

Переходная стадия в подростковой группе проходит несколько иначе, чем у взрослых. Несмотря на сильную настороженность, проистекающую из травматического опыта их жизни, подростки гораздо быстрее переходят к следующему этапу работы. Участни­ки, как правило, оценивают заинтересованность ведущего в ра­боте, его способность оказывать помощь в решении их проблем, изучают окружение, чтобы понять, можно ли свободно высказы­вать свое мнение о других и принимать их мнение о себе, уточня­ют свои цели и способы их достижения и др. Подросткам нужно помочь понять, чего они хотят достичь за время работы в группе, добиваться сплоченности, предлагать обучающие упражнения, чтобы участники смогли освоить новые приемы в безопасной об-


 




становке в группе, а затем уже применять их в реальной жизни, помочь детям взять на себя ответственность за свое поведение и свои чувства.

Для рабочей стадии характерны следующие особенности. Участ­ники начинают рассказывать о своих попытках применить полу­ченные знания на практике, они придерживаются правил груп­повой работы, слушают друг друга и оказывают поддержку дру­гим в их попытках измениться. Следует продолжать подкреплять и поддерживать попытки участников изменить свое поведение и отработать полученные навыки, стимулировать к использованию сформированных навыков на занятиях и вне группы, напоминать о скором завершении занятий, если количество занятий заранее определено, безотлагательно реагировать на происходящее в груп­пе, не давая накопиться негативным чувствам.

Стадия завершения работы уникальна и должна быть подготов­лена со всей тщательностью. В современном обществе много про­блем возникает из-за неумения прекращать отношения, будь то смерть дорогого человека, развод, потеря любимого животного или отъезд друга.

Момент завершения групповой работы дает шанс научить под­ростков расставаться. Если ведущий упустит его, участники не сформируют этого важнейшего умения. Незадолго до конца груп­повой работы следует попросить участников оценить, насколько удачно они поработали, что еще им следует сделать, чтобы успеть достичь своей цели к моменту завершения занятий, за два-три занятия до конца напомнить о скором завершении работы в груп­пе, на последнем занятии помочь им справиться со своими чув­ствами, возникающими при расставании с группой, совместно подготовить что-нибудь особенное (форму они могут выбрать сами) для завершения занятий.

Чтобы обеспечить для всех участников достаточные возможно­сти для развития, важно, чтобы ведущий хорошо представлял себе идеальную модель группового взаимодействия и структуру груп­пы. Он должен подбадривать членов группы, которые мало вовле­чены во взаимодействие.

Далее представлена модель основополагающих функций ведуще­го группы, разработанная М.Либерманом, И.Яломом и У.Майл­сом. К этим функциям относятся эмоциональная стимуляция участников, проявление уважения к личности участников, пред­ложение интерпретаций и структурирование группового процесса. Рассмотрим их более подробно.

1. Эмоциональная стимуляция участников. Под эмоциональной стимуляцией понимается такое поведение ведущего, когда он, работая с группой, выражает собственные чувства, установки и мнения. Так ведущий концентрирует внимание группы на своей личности. Иначе говоря, эмоциональная стимуляция служит тому,


чтобы посредством демонстрации привести в движение чувства участников. Ведущий выступает в роли модели и на собственном примере показывает, как и что может делать участник в группе. В то же время это поведение происходит из потребности в само­предъявлении или из желания ведущего вести себя, по крайней мере иногда, как участник.

Высокая степень эмоциональной стимуляции ведет к очень личностному стилю ведения, причем ведущий более или менее часто находится в центре внимания группы и сам дает толчок к дискуссии с ним.

Личное влияние ведущего и его харизма могут в действитель­ности мотивировать некоторых участников сильнее привлекать к себе внимание. Ведущие, которые много работают над этим ас­пектом своей деятельности, считают его обязательным условием работы психологической группы.

Многими участниками ведущие воспринимаются как харизма­тические лидеры, источник вдохновения. Но если при этом они не прилагают достаточных усилий, чтобы помочь участникам лучше понять собственное поведение и принять решение о его измене­нии, если в своей работе не опираются на помощь, которую уча­стники могут оказать друг другу, этот стиль внушает опасения. Стиль ведения, главная функция которого — эмоциональная сти­муляция, чрезмерно акцентирует фигуру ведущего как централь­ную и игнорирует важный потенциал самой группы. Слишком ха­ризматический ведущий выглядит столь же карикатурно, как и слишком неуверенный.

Нужно признать, что в определенных ситуациях и по отноше­нию к определенным участникам эмоциональная стимуляция мо­жет быть исключительно плодотворна. Она служит для участников импульсом к большему доверию самим себе.

2. Проявление уважения к личности участников. Это вторая функ­ция ведущего группы. Она выражается в защите участников, прояв­лении по отношению к ним дружеских чувств, симпатии, поддер­жки, признания и ободрения. В основе такого поведения — личная теплота ведущего, принятие участника таким, каков он есть, дей­ствительный интерес к его личности. Ведущие, которые часто вы­ражают членам группы уважение, воспринимаются как чуткие, заботливые, симпатичные, теплые, открытые и дружелюбные. Они служат противоположностью тем, кто, скорее, ориентирован на технические приемы, решителен, солиден и компетентен.

Выражение личного уважения, без сомнения, важнейшее из­мерение поведения каждого ведущего группы, так как оно соот­носится с основополагающими потребностями участников в при­надлежности, признании и уважении.

К сожалению, на практике приходится наблюдать, что многие ведущие симулируют личное уважение и демонстрируют друже-


 




любие и понимание, которых на самом деле не испытывают. Осо­бенно это характерно для тех, кто получил поверхностное обра­зование в области разговорно-терапевтических техник и исполь­зует эти приемы только как технический реквизит, а не потому, что действительно чувствуют симпатию и дружелюбие. Такое псев­доуважение сильно снижает эффективность взаимодействия веду­щего группы и участников и может принести вред.

3. Предложение интерпретаций. Эта функция характеризуется
поведением ведущего, когда он объясняет участникам концеп­
ции и функциональные взаимосвязи для лучшего понимания
ими собственного поведения и сути групповых процессов. Веду­
щий обозначает подходящие рамки для личностного развития
участников, их обучения, взаимодействия, группового разви­
тия и т. п. Некоторые ведущие адресуют свои интерпретации всей
группе. Они заостряют внимание участников на групповом про­
цессе, на социальном взаимодействии и часто призывают обду­
мывать возникающую ситуацию и анализировать события. Дру­
гие ведущие заботятся в основном о том, чтобы каждый участ­
ник думал прежде всего о себе, пытался понять свои чувства,
ценности, стиль взаимодействия и т.п., привлекая подходящие
психологические модели и концепции, которые помогут ему упо­
рядочить свои переживания. Наиболее эффективны ведущие, ко­
торые комбинируют оба аспекта, связывая объяснение индиви­
дуального поведения и ситуации в группе. С помощью таких ди­
дактических действий ведущий фактически выполняет функцию
родителей, педагогов и т.п. Эффективные ведущие примен


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.