Раппорт и какие бывают типы раппорта. Сигналы по невербалике, которые посылает человек. Какие они. Рассказать о них. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Раппорт и какие бывают типы раппорта. Сигналы по невербалике, которые посылает человек. Какие они. Рассказать о них.

2017-05-16 1093
Раппорт и какие бывают типы раппорта. Сигналы по невербалике, которые посылает человек. Какие они. Рассказать о них. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раппорт в рассматриваемом ракурсе — это специфический контакт психотерапевта и клиента, который характеризуется установлением доверия, эмоциональной связи и взаимопонимания. По сути, раппорт можно охарактеризовать как появление резонанса между психотерапевтом и клиентом, когда они становятся единой системой, где изменение одного элемента ощущается другим элементом.

Установление раппорта — это первое и, пожалуй, самое главное условие качественной психотерапевтической работы. В современных информационных источниках упоминаются различные способы раппортирования.

Пробежимся по ним кратко.

1. Подстройка к мимике, позе, жестам и дыханию. Этот, уже ставший классикой НЛП, подход подразумевает копирование внешнего поведения клиента. В Нейротрансформинге подход к такому раппорту весьма скептический. Во-первых, он подходит не всем, а во-вторых есть куда более мощные способы раппортирования.

2. Подстройка по нейрологическим уровням (НЛУ). Данная модель раппорта отталкивается от концепции нейрологических уровней Г. Бейтсона и Р. Дилтса. В Нейротрансформинге активно используются нейрологические уровни С.В. Ковалева (3 основных и 9 главных). Более подробно о НЛУ — в другой заметке. Вкратце — это подстройка к окружению, поведению, способностям, намерениям, ценностям, убеждениям, идентичности, миссии или смыслу, в зависимости от актуального местоположения на НЛУ конкретного клиента.

3. Личностный раппорт — подстройка по социальной роли. В психотерапевтической работе не представляю.

4. Раппорт по модели четырех реальностей Мак Винни. Данный автор выделяет 4 типа реальности, в которых живут люди: унитарная, сенсорная, социальная, мифическая. Более подробно можно почитать по ссылке. Каждая из реальностей обладает уникальными характеристиками, по которым и происходит подстройка в данном подходе к раппорту.

5. Метафорический раппорт. Мой любимый. Именно его я рекомендовал слушателям супервизии, при этом обратив внимание, что я ничего не имею против других видов раппорта, просто этот я использую в работе, и весьма успешно.

В заметке мы рассмотрим три вида метафорического раппорта: «Родственники», «Мост» и «Лотос».Их мы получили на одном из семинаров Сергея Викторовича Ковалева. Упоминания об этих способах в книгах я не видел. Каждый из этих способов настолько же прост, насколько и эффективен. Отмечу, что искусство раппортировать важно не только в условиях психотерапевтической работы. Умение находить контакт с людьми важно везде и всегда, включая нашу повседневную жизнь. Пользуйтесь на здоровье.

Родственники. Просто представьте, что человек, с которым вы говорите — ваш родственник. Только не двоюродный дядушка, которого никогда не видели, а родственник в самом лучшем смысле этого слова. Человек, с которым вам комфортно общаться, и комфортно молчать.

Мост. Представьте, что от вашей груди к груди собеседника перебросился ажурный мост, по которому вы идете навстречу друг другу и, встретившись в центре, начинаете теплую беседу.

Лотос. Представьте, что в вашей душе расцвел тысячелетний лотос, и он своим запахом окутывает вас и собеседника..

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ, ИЛИ ЯЗЫК ВАШЕГО ТЕЛА

Каждый человек воспринимает информацию, исходя из такого расчета: 7% информации приходит вместе со словами, а остальные 97 % воспринимаются нами с помощью невербальных сигналов.

Эти способы общения более известны, как «язык жестов» и означают форму самовыражения, в которой не используются слова и любые символы речи.

Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, ведь очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова, но это можно сделать, используя невербальные средства и методы. Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.

Зная основные способы невербального общения, вы сможете лучше понять и «раскусить» другого человека, когда он в общении с вами пытается контролировать свое поведение, ведь невербальные сигналы проявляются бессознательно и ваш собеседник просто не может ими управлять. Классификация невербальных средств общения и примеры их использования помогут вам не только лучше понять себя, но и научат распознавать ложь и манипуляции со стороны других людей.

Мимика

Мимика – это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушария мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.

Эмоции выражаются в мимике таким образом:

• Гнев – широко открытые глаза, опущенные уголки губ, «прищуренный» взгляд, сжатые зубы;

• Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;

• Страх – сведенные брови, растянутые губы с опущенными и отведенными вниз уголками;

• Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;

• Печаль – «угасший» взгляд, опущенные уголки губ, сведенные брови.

Визуальный контакт

Этот метод невербального общения помогает демонстрировать заинтересованность в беседе и лучше понимать смысл сказанного. Во время разговора два человека вместе создают и регулируют степень комфорта, периодически встречаясь взглядом и отводя его в сторону. Пристальный взгляд может как сформировать доверие, так и породить дискомфорт.

Приятные общие темы поддерживают зрительный контакт, а негативные запутанные вопросы заставляют отводить взгляд в сторону, демонстрируя несогласие и неприязнь. Особенности визуального контакта позволяют делать выводы о степени заинтересованности в диалоге и отношении к собеседнику:

• Восхищение – долгий зрительный контакт, спокойный взгляд;

• Возмущение – пристальный, навязчивый, несколько тревожный взгляд, длительный зрительный контакт без пауз;

• Расположение – внимательный взгляд, зрительный контакт с паузами каждые 10 секунд;

• Неприязнь – избегание зрительного контакта, «закатывание» глаз.

• Ожидание – резкий взгляд в глаза, приподнятые брови.

При визуальном контакте можно выяснить не только отношение собеседника, но и определить некоторые особенности характера по цвету глаз.

Интонация и тембр голоса

Правильно понимать интонацию и тембр голоса означает научиться «читать между строк» послание другого человека. К таким особенностям можно отнести частые паузы, незаконченные предложения и их построение, силу и высота голоса, а также скорость речи.

• Волнение – низкий тон голоса, быстрая обрывистая речь;

• Энтузиазм – высокий тон голоса, четкая уверенная речь;

• Усталость – низкий тон голоса, понижение интонации к концу предложения;

• Высокомерие – медленная речь, ровная монотонная интонация;

• Неуверенность – ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.

Жесты и позы

Чувства и установки людей можно определить по манере сидеть или стоять, по набору жестов и отдельным движениям. Людям легче и приятней общаться с теми, кто обладает экспрессивной моторикой, оживленным расслабленным выражением лица.

Яркие жесты отображают позитивные эмоции и располагают к искренности и доверию.

При этом чрезмерная жестикуляция, часто повторяющиеся жесты могут говорить о внутреннем напряжении и неуверенности в себе.

Невербальное общение становится доступным, а уровень взаимопонимания увеличивается, если вы понимаете позы и жесты вашего собеседника.

• Сосредоточенность – закрытые глаза, пощипывание переносицы, потирание подбородка;

• Критичность – одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;

• Позитивность – корпус тела, голова немного наклонены вперед, рука немного касается щеки;

• Недоверие – ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;

• Скука – голова подперта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;

• Превосходство – положение сидя, ноги одна на другой, руки за головой, веки немного прикрыты;

• Неодобрение – неспокойные движение, стряхивание «ворсинок», расправление одежды, одергивание брюк либо юбки;

• Неуверенность – почесывание либо потирание ушей, обхватывание одной рукой локтя другой руки;

• Открытость – руки раскинуты в стороны ладонями вверх, плечи расправлены, голова «смотрит» прямо, корпус расслаблен;

Межличностное пространство

Расстояние между собеседниками играет важную роль в налаживании контакта, понимании ситуации общения. Часто люди выражают свое отношение такими категориями как «держаться оттуда подальше» или «хочу быть ближе к нему». Если люди заинтересованы друг другом, разделяющее их пространство уменьшается, они стремятся находиться поближе. Для лучшего понимания этих особенностей, а также для того, чтобы правильно разграничивать ситуации и рамки контакта, следует знать основные пределы допустимого расстояния между собеседниками:

• Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.

• Межличностное расстояние (от 0,5 м — до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.

• Социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.

• Публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.

Такие рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Детям комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника, а подростки закрываются и желают отстраниться от других.

Женщины любят более близкие расстояния, независимо от пола их собеседника. Уравновешенные, уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояние, тогда как нервные тревожные люди стараются находиться в отдалении от других.

Научитесь распознавать ложь

Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.

На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?

• слишком продолжительные либо частые паузы, паузы и колебания перед началом реплики;

• ассиметрия мимики, отсутствие синхронности в работе лицевых мышц, когда выделяется несоответствие в мимике двух сторон лица;

• «застывшее» выражение лица, когда оно не меняется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;

• запаздывающее выражение эмоций, когда между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;

• «продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;

• визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;

• подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;

• скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;

• высокий тон голоса, тяжелое дыхание;

• согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;

• скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;

• быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;

• быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;

• более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;

• любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;

• частое моргание глазами

Зная все тонкости приемов невербального общения вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете научиться управлять людьми

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.