Взаимодействие с ведущими специалистами — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Взаимодействие с ведущими специалистами

2017-05-16 336
Взаимодействие с ведущими специалистами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

 

Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование.

Профиль подготовки: Психология образования.

Уровень ООП: бакалавриат.

Форма обучения: очная.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (приказ № 200 от 22.03.2010 г.) и учебного плана, утвержденного Ученым советом МордГПИ (протокол №_____ от __________________).

 

 

Разработчик: к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики и специальных методик О. И. Карпунина.

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры коррекционной педагогики и специальных методик (протокол № ____ от _____________________).

 

Саранск 2012


1. Цель и задачи дисциплины

 

Цель изучения дисциплины – вооружение будущих бакалавров знаниями теоретических основ дефектологии, научных основ обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, формирование профессионального мышления, развитие способности к систематическому профессиональному самообразованию, подготовка к профессиональной деятельности в системе общего, специального и инклюзивного образования.

Задачи дисциплины:

- формировать профессиональное мировоззрение будущих бакалавров;

- способствовать освоению сферы будущей профессиональной деятельности;

- формировать терминологический аппарат данной отрасли знания;

- осваивать научно-организационные основы воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- формировать гуманистическую направленность будущих бакалавров, готовность осуществлять профессиональную деятельность в системе общего, специального и инклюзивного образования;

- углублять профессиональный интерес к междисциплинарным проблемам и вопросам, возникающим на стыке медицинских, психологических, педагогических наук и частных методик.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

 

Дисциплина «Дефектология» относится к профессиональному циклу дисциплин и входит в состав его базовой части (Б.3.1.8), модуля 1 «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности».

 

Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «Дефектология», являются образование (общее, коррекционное, инклюзивное), социальная сфера, здравоохранение, культура.

 

Освоение дисциплины готовит будущих бакалавров к работе со следующими объектами профессиональной деятельности:

– обучение;

– воспитание;

– индивидуально-личностное развитие обучающихся;

– здоровье обучающихся;

– психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида;

– социализация.

 

Профильными для данной дисциплины являются следующие виды профессиональной деятельности:

- психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;

- психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании;

- социально-педагогическая деятельность;

- педагогическая деятельность в дошкольном образовании;

- педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования.

 

Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

общих для всех видов профессиональной деятельности:

- реализация на практике прав ребенка;

- создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;

- участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;

- повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;

- участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;

- использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;

- использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;

- систематическое повышение своего профессионального мастерства;

- соблюдение норм профессиональной этики;

- повышение собственного общекультурного уровня;

- соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:

- проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

- проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;

- работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

- создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;

- помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;

- участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.

 

Для освоения дисциплины «Дефектология» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения дисциплин «Общая и экспериментальная психология», «Теории обучения и воспитания. История педагогики и образования»:

- знание особенностей строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;

- знание закономерностей образовательного процесса, развивающих функций обучения и воспитания;

- знание вариантов развития при различных видах дизонтогенеза;

- знание структурных и динамических характеристик малой группы;

- умение взаимодействовать с детьми и подростками;

- умение использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей;

- умение применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников;

- владение методами исследований в области педагогики и психологии;

- владение современными технологиями педагогической деятельности;

- владение конкретными методиками психолого-педагогической диагностики.

 

Освоение дисциплины «Дефектология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла, в том числе курсов по выбору студентов, содержание которых связано с освоением:

– актуальных вопросов общего, специального и инклюзивного образования лиц с ОВЗ;

– современных исследований в области специальной психологии, специальной педагогики, общего, специального и инклюзивного образования;

– реализацией образования лиц с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования;

– современных систем, технологий и методик образования лиц с ОВЗ;

– особенностей работы с лицами, имеющими ОВЗ.

Освоение данной дисциплины также необходимо для прохождения учебной и производственной практик, подготовки студентов к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Профессиональные компетенции (ПК):

Общие для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

- способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

- готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11).

 

В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):

- способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4);

- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПКСПП-5).

 

В педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):

- способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- Закон «Об образовании», решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;

- правовые основы образования лиц с ОВЗ и будущей профессиональной деятельности;

- теоретические основы дефектологии (объект, предмет, цель, задачи, методология, основные отрасли, проблематика), ее категориальный аппарат, основные направления исследований, методы их осуществления;

- основные направления и перспективы развития дефектологии, специального и инклюзивного образования, системы социальных институтов для раннего выявления и оказания квалифицированной помощи лицам с ОВЗ в России и Республике Мордовия;

- концепции психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ и системы коррекционно-педагогического воздействия;

- сущность, закономерности, принципы, содержание, структуру коррекционно-педагогических процессов и систем, инновационные процессы в сфере специального и инклюзивного образования;

- современные педагогические технологии и педагогические системы воспитания, развития, образования и реабилитации лиц с ОВЗ;

- сущность и специфику профессиональной педагогической деятельности;

- классификации и статистические данные о лицах с ОВЗ, особенности их развития, образования, социализации и интеграции в общество;

уметь:

- проводить анализ собственной профессиональной деятельности и интерпретацию педагогических явлений в области специального и инклюзивного образования;

- использовать современные научно обоснованные и наиболее адекватные приемы, методы и средства обучения и воспитания лиц с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей;

- проектировать и проводить работу по профилактике отклоняющегося развития в процессе обучения и воспитания лиц с ОВЗ;

- организовывать взаимодействие родителей, воспитанников и педагогов как участников образовательного процесса;

- организовывать коррекционно-педагогический процесс с использованием здоровьесберегающих технологий;

- выделять дифференциальные показатели онтогенеза и дизонтогенеза психического, психомоторного развития;

- определять направления коррекционно-педагогического воздействия в зависимости от типа нарушенного развития;

- осуществлять просвещенческие функции по вопросам пропаганды здорового образа жизни и профилактики нарушений и отклонений в психофизическом развитии;

- оказывать консультативную помощь населению по вопросам выбора образовательного учреждения, построения траектории образования, развития, определения направления жизненного и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ;

владеть:

- навыками организации взаимодействия с различными участниками образовательного процесса: коллегами, родителями, общественными и образовательными организациями, детскими коллективами для совместного решения задач педагогической деятельности;

- современными научно обоснованными и наиболее адекватными приемами, методами и средствами обучения и воспитания лиц с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей;

- организацией коррекционно-педагогического процесса в образовательных учреждениях различного типа и вида;

- методикой научного исследования;

- анализом собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

- организацией контроля результатов обучения и воспитания лиц с ОВЗ;

- навыками определения типа нарушенного развития;

- навыками выделения факторов риска появления психических и психомоторных нарушений.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов Семестр
 
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:    
Лекции (Л)    
Семинарские занятия (СЗ)    
Самостоятельная работа (всего)    
В том числе:    
Подготовка к практическим занятиям    
Тестирование (подготовка и прохождение)    
Вид промежуточной аттестации: зачет    
Общая трудоемкость часы зачетные единицы    
   

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание модулей дисциплины

№ п/п Наименование модуля дисциплины Содержание модуля
  Общие основы дефектологии Дефектология как интегрированная отрасль знания о лицах с ОВЗ. Развитие, образование и социализация лиц с ОВЗ. История становления и развития национальных систем специального образования. Система специального образования в России. Интегрированное и инклюзивное образование лиц с ОВЗ
  Основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Дидактические основы образования лиц с ОВЗ. Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ и содержание образования. Государственный образовательный стандарт общего образования лиц с ОВЗ. Принципы образования лиц с ОВЗ. Технологии и методы образования лиц с ОВЗ. Формы организации обучения лиц с ОВЗ. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе общего, специального и инклюзивного образования. Педагогические системы образования лиц с интеллектуальными, сенсорными, речевыми нарушениями, синдромом раннего детского аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами. Актуальные проблемы дефектологии и современной системы образования лиц с ОВЗ

5.2 Модули дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

 

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № модулей данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
   
1. Социальная психология *  
2. Социальная педагогика * *
3. Психология дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста * *
4. Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста * *
5. Психолого-педагогическая диагностика *  
6. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса   *
7. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности * *
8. Дисциплины по выбору, ориентированные на формирование компетенций ОПК-1, 7, 8, 10, 11 * *
9. Дисциплины по выбору, ориентированные на формирование компетенций ПКСПП-4, 5; ПКНО-8 * *

 

5.3. Модули дисциплины и виды занятий

 

№ п/п Наименование модуля дисциплины Лекции (ч) Семинар-ские занятия (ч) СРС (ч) Всего (ч)
  Общие основы дефектологии        
Дефектология как интегративная отрасль знания о лицах с ОВЗ        
Развитие, образование и социализация лиц с ОВЗ        
История становления и развития национальных систем специального образования        
Система специального образования в России        
Интегрированное и инклюзивное образование лиц с ОВЗ        
  Основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья        
Дидактические основы образования лиц с ОВЗ        
Педагогические системы образования лиц с интеллектуальными, сенсорными и речевыми нарушениями        
Педагогические системы образования лиц с синдромом раннего детского аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложными дефектами        
Актуальные проблемы дефектологии и современной системы образования лиц с ОВЗ        
Всего        

Интерактивные формы занятий

 

№ модуля дисциплины Тема занятия Вид занятия Интерактивная форма
  Дефектология как интегративная отрасль знания о лицах с ОВЗ Л мультимедийная презентация
Система специального образования в России Л мультимедийная презентация
Интегрированное и инклюзивное образование лиц с ОВЗ СЗ круглый стол, дискуссия
  Дидактические основы образования лиц с ОВЗ Л мультимедийная презентация
Актуальные проблемы дефектологии и современной системы образования лиц с ОВЗ СЗ круглый стол, дискуссия
5 занятий в интерактивной форме составляют 27,7 % аудиторных занятий

 

Лабораторный практикум

Не предусмотрен ФГОС ВПО.

 

Примерная тематика курсовых работ

Курсовых работ не предусмотрено.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Дмитриев, А. А. Специальная (коррекционная) педагогика / А. А. Дмитриев. – М.: Высшая школа, 2008. – 129 с.

2. Калашникова, М. Б. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии / М. Б. Калашникова. – Великий Новгород: НовГУ, 2007. – 67 с.

3. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М.: Изд-во «НЦ ЭНАС», 2002. – 168 с.

4. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа / Н. Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009. – 320 с.

5. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564 с.

6. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология / Т. Г. Неретина. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 374 с.

7. Основы управления специальным образованием / под ред. Д. С. Шилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 336 с.

8. Панасенко, К. Е. Основы специальной педагогики и психологии / К. Е. Панасенко, О. Д. Коптева. – Белгород: БелГУ, 2006.- 220 с.

9. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике) / сост. Н. В. Новоторцева. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1999. – 144 с.

10. Словарь-справочник по специальному образованию / авт.-сост. О. Л. Алексеева и др. – Екатеринбург: Калинина Г. П., 2008. – 191 с.

11. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 400 с.

12. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 1: История специальной педагогики. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 352 с.

13. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 2: Общие основы специальной педагогики. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 352 с.

14. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3: Педагогические системы специального образования. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 400 с.

15. Специальная педагогика: настоящее и будущее / научн. ред. Н. Н. Быстрова. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2007. – 168 с.

16. Специальная психология и педагогика / Г. И. Колесникова, И. А. Кабарухина, М. В. Харагезян, И. В. Горшколепова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 218 с.

17. Хитрюк, В. В. Основы дефектологии: учеб. пособие / В. В. Хитрюк. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 280 с.

Дополнительная литература:

1. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. – СПб.: Изд-во «Лань», 2003. – 650 с.

2. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика: обучение трудных школьников / К. Гилленбранд. – М.: Академия, 2008. – 236 с.

3. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2008. – 271 с.

4. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 285 с.

5. Жигарева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М. В. Жигарева. – М.: Академия, 2008. – 238 с.

6. Загвязинский, В. И. Общая педагогика / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянов. – М.: Высшая школа, 2007. – 391 с.

7. Информационные и коммуникационные технологии в социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Атухова, А. Е. Будо, Н. Н. Быстрова и др. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008. – 227 с.

8. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики / Г. А. Карпова. – Екатеринбург: Калинина Г. П., 2008. – 353 с.

9. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. – М.: Академия, 2008. – 300 с.

10. Кроль, В. М. Педагогика / В. М. Кроль. – М.: Высшая школа, 2007. – 317 с.

11. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. Г. Литвак. – СПб.: КАРО, 2006. – 336 с.

12. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2008. – 703 с.

13. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: теоретико-методологические основы коррекционной педагогики / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 263 с.

14. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М.: Академия, 2008. – 220 с.

15. Нацаренус, Н. Н. Особенности личности и деятельности ребенка с задержкой психического развития: хрестоматия-практикум / Н. Н. Нацаренус, И. Ф. Павалаки, Н. П. Рассказова. – Сургут: СурГПУ, 2006. – 132 с.

16. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2008. – 479 с.

17. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 160 с.

18. Проблемы интеграции в специальном образовании. – Великий Новгород: НовГУ, 2008. – 93 с.

19. Психологическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Ю. Т. Матасов, И. С. Богачек, Д. И. Бойков, П. А. Чубаров. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2008. – 228 с.

20. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах / авт.-сост. Т. Н. Гордеюк, Л. И. Егошкина; под ред. Ю. В. Егошкина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 181 с.

21. Психолого-педагогические условия повышения качества жизни детей с особыми потребностями / Федеральное агентство по образованию, Иркутский государственный пед. ун-т. – Иркутск: ИГПУ, 2008. – 67 с.

22. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями / авт.-сост. Е. М. Беленькая. – Омск: ИРООО, 2007. – 97 с.

23. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии / сост. Ю. А. Герасименко. – Шадринск: Шадрин. Дом печати, 2008. – 178 с.

24. Реабилитация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе начального профессионального образования / сост. Т. Н. Филютина, Ю. А. Герасименко. – Шадринск: Шадрин. Дом печати, 2008. – 154 с.

25. Система образования для детей с проблемами в здоровье / авт.-сост. Г. В. Головченко и др. – Вып. 10. – М.: Школьная книга, 2008. – 247с.

26. Современные проблемы диагностики и коррекции развития детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: РПГУ, 2007. – 169 с.

27. Социализация детей с нарушениями в развитии: опыт, проблемы, инновации / отв. ред. Н. Н. Иванова. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2007. – 272 с.

28. Специальная школа. Шаги в будущее / авт.-сост. Л. Ю. Александрова, С. В. Ваторолина. – Великий Новгород: Нов ГУ, 2008. – 39 с.

29. Специальные коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / отв. ред. Н. В. Новоторцева. – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – 263 с.

30. Сурдопедагогика / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 571 с.

31. Ткачева, В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование / В. В. Ткачева. – М.: Книголюб, 2008. – 139 с.

32. Фомичева, Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения / Л. В. Фомичева. – СПб.: КАРО, 2007. – 256 с.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Библиотеки России http:// biblio.ru

2. Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http://ru.wikipedia.org

3. Государственная научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru

4. Документы и материалы деятельности Министерства образования и науки РФ www.ed.gov.ru/edusupp/informedu/3585

5. Институт коррекционной педагогики Российской академии образования www.ikprao.ru

6. Информационный портал «Информика» http://www.informika.ru

7. Министерство образования и науки Российской Федерации http://www .mon.gov.ru

8. Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/Books

9. Педагогический энциклопедический словарь http:// dictionary.fio.ru

10. Портал ВСЕОБУЧ – все об образовании http://www .edu_all.ru

11. Российская государственная библиотека http://www .rsl.ru

12. Российский общеобразовательный портал http://www .school.edu.ru

13. Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru

14. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, а также мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций на лекциях. Для проведения практических занятий, а также организации самостоятельной работы студентов необходим компьютерный класс с рабочими местами, обеспечивающими выход в Интернет и корпоративную информационную систему ИНФО-ВУЗ.

Реализация учебной программы должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – институтскому библиотечному фонду, сетевым ресурсам Интернет, корпоративной информационной системе ИНФО-ВУЗ. Для использования ИКТ в учебном процессе необходимо наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители.

 

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

Во ФГОС ВПО по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование (профиль Психология образования) предусмотрен базовый курс профессионального блока «Дефектология». Это обусловлено логикой изучения общих и специальных психолого-педагогических дисциплин, необходимостью обеспечения преемственности между ними. Дефектология является интегративным курсом, включающим в себя специальную психологию и специальную педагогику, дифференцирующихся на ряд самостоятельных отраслей.

Дефектологии как дисциплине отводится важная роль – вооружить будущих бакалавров знаниями теоретических основ современной специальной психологии и педагогики, научных основ обучения и воспитания лиц с ОВЗ; сформировать профессиональное мышление и способность к систематическому профессиональному самообразованию; осуществить подготовку будущих дефектологов к профессиональной деятельности в системе общего, специального и инклюзивного образования. С учетом этой миссии дисциплина «Дефектология» призвана:

– осветить фундаментальные подходы к осуществлению образования лиц с ОВЗ, закономерные связи процессов развития, воспитания, образования и социализации детей с ОВЗ;

– определить методологическую базу изучения упомянутых процессов и поиска путей решения проблем повышения жизненной компетенции, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ;

– выделить общее и особенное в образовании и формировании личности с ОВЗ.

Овладеть данным багажом знаний и умений студентам позволит систематизированный курс по «Дефектологии» и основные учебные пособия по данной дисциплине, которые в этот период должны стать настольными:

1. Дмитриев, А. А. Специальная (коррекционная) педагогика / А. А. Дмитриев. – М.: Высш. шк., 2008. – 129 с.

2. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564 с.

3. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М.: НПЦ ЭНАС, 2002. – 168 с.

4. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): учеб. пособие / сост. Н. В. Новоторцева. – Ярославль: Академия развития, 1999. – 144 с.

5. Словарь-справочник по специальному образованию / авт.-сост. О. Л. Алексеева и др. – Екатеринбург: Калинина Г. П., 2008. – 191 с.

6. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2008. – 400 с.

7. Специальная педагогика: в 3 т. Т. 1. История специальной педагогики / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2007. – 352 с.

8. Специальная педагогика: в 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2008. – 352 с.

9. Специальная педагогика: в 3 т. Т. 3. Педагогические системы специального образования / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2008. – 400 с.

10. Хитрюк, В. В. Основы дефектологии: учеб. пособие / В. В. Хитрюк. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 280 с.

При изучении дисциплины, организации самостоятельной работы студентов, систематизации и усвоении учебного материала необходимо ориентироваться на следующие теоретические, научно-организационные, научно-методические, научно-практические вопросы и проблемы.

В теме «Дефектология как интегративная отрасль знания о лицах с ОВЗ» раскрываются понятия, объекты, предмет, задачи и основные категории дефектологии; рассматривается история развития дефектологической науки как системы научных знаний о лицах с ОВЗ, вклад выдающихся ученых в развитие дефектологии, определяется ее место в системе психолого-педагогических наук и связь с другими науками; характеризуются предметные области и приоритетные направления развития, раскрываются научные основы, актуальные проблемы и перспективы развития дефектологии; рассматривается профессиональная деятельность и личность дефектолога в современной системе образования.

В теме «Развитие, образование и социализация лиц с ОВЗ» актуализируются вопросы сущности понятия и природы личности (факторы, движущие силы, процесс развития, возрастная периодизация), соотношения понятий «развитие», «социализация» и «воспитание личности»; дается понятие о «норме» и «патологии» развития личности, вариантах развития личности, а также об аномальном развитии (понятиях, причинах, категориях); изучается характеристика детей с нарушением психического развития по классификации психического дизонтогенеза В. В. Лебединского (1985), рассматриваются особенности развития, социализации и воспитания личности детей с ОВЗ.

В теме «История становления и развития национальных систем специального образования» раскрываются социокультурные аспекты развития системы специального образования, основные этапы становления национальных систем специального образования (этапы осознания необходимости призрения инвалидов, начала обучения детей с сенсорными нарушениями и создания первых специальных учебных заведений, становления системы специального образования, развития и дифференциации системы специального образования, создания правовой базы и развития процессов интеграции в сфере специального образования); акцентируется внимание на вопросах истории развития системы специального образования в России.

В теме «Система специального образования в России» освещаются вопросы государственной политики, правовых основ специального образования и социальной защиты детей с ОВЗ; характеризуются современная система специального образования в России, профессиональное образование молодежи и взрослых с ограниченной трудоспособностью, реформирование и развитие системы специального образования (основные идеи, задачи, направления и опыт реализации), обсуждаются проблемы интеграции в сфере образования на современном этапе.

В теме «Интегрированное и инклюзивное образование лиц с ОВЗ» изучаются современные подходы к образованию лиц с ОВЗ как в системе специального, так и в системе общего и инклюзивного образования; освещаются цели и задачи, общее и особенное в реализации идей интегрированного и инклюзивного образования, а также основные модели, формы, варианты данных подходов; рассматриваются достижения, существующие проблемы, дальнейшие перспективы в развитии названных направлений; изучается зарубежный и российский опыт инклюзивного образования лиц с ОВЗ; обсуждаются достоинства и недостатки достигаемых в ходе интегрированного и инклюзивного образования результатов интеграции лиц с ОВЗ в общество нормально развивающихся людей.

В теме «Дидактические основы образования лиц с ОВЗ» раскрываются особые образовательные потребности лиц с ОВЗ и содержание образования, принципы образования лиц с ОВЗ, государственный образовательный стандарт общего образования лиц с ОВЗ, технологии и методы образования лиц с ОВЗ, формы организации данного обучения, средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе образования.

В темах третьего модуля «Педагогические системы образования лиц с ОВЗ», направленного на изучение педагогических систем образования лиц с интеллектуальными (умственной отсталостью, задержкой психического развития), сенсорными (нарушениями слуха и зрения), речевыми нарушениями, синдромом раннего детского аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами, дается психолого-педагогическая характеристика лиц данных категорий, рассматриваются особенности их развития, образования, социализации, интеграции в общество; изучается специфика построения и содержания коррекционно-педагогического процесса.

Последнее занятие по дисциплине «Дефектология» («Актуальные проблемы дефектологии и современной системы образования лиц с ОВЗ») рекомендуется проводить в форме круглого стола, на заседании которого рассматриваются вопросы совершенствования нормативно-правовой основы образования лиц с ОВЗ (законодательная база в области образования, социальная защита детей с ОВЗ); анализируется развитие системы специального образования в России, дается критический анализ современного состояния сферы специального образования, идей реформирования системы специального образования, основных направлений развития отечественной системы специального


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.