IV. Подбор текстов к пословицам. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

IV. Подбор текстов к пословицам.



Логопед обращает внимание учащихся на то, что у рассказов не было названий. Предлагает вместо названия сказать посло­вицу, подходящую к одному из рассказов.

Логопед называет одну из пословиц, например: «Песней поле не вспашешь*. Учащиеся пересказывают соответствующий рассказ. Аналогично проводится работа и с другими послови­цами и рассказами.

V. Запись рассказов по памяти. Логопед предлагает учащимся вспомнить и записать любой

рассказ из предыдущих заданий, а вместо названия написать подходящую по смыслу пословицу.

VI. Итог занятия.

Логопед говорит: Вы сегодня познакомились с пословица­ми, разобрали их смысл. Если среди вас окажутся такие дети, как Миша, Алеша и Саша, напомните им эти пословицы и сами их не забывайте.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте рассказ «Кошка Муська». Составить пись­менное описание Муськи.

Котка Муська.

У Саши была кошка Муська. Муська была серенькая. Шер­стка у нее лоснилась. У Муськи серенькие остренькие ушки, есть и усы. У Муськи красивый пушистый хвост. Когда Мусь­ка сердится, она шевелит хвостом. Саша дает Муське мясо, кашу и молоко.

Задание 2. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы. Придумайте название рассказа.

Две лягушки попали в кувшин со сметаной. Долго барахта­лись лягушки в сметане. Одна лягушка устала и не стала барах­таться, опустилась на дно. Другая лягушка продолжала барах­таться. Барахталась, барахталась и сбила из сметаны ком масла. Потом влезла на ком масла и выпрыгнула из кувшина. А пер­вая лягушка так и осталась на дне кувшина.

Вопросы.

Какая из лягушек поступила правильно?

Кто назовет подходящую пословицу к этому рассказу?

Пословица для справки: Терпение и труд все перетрут.

Дифференциация з—ж

Задание 1. Назовите в словах заяц, жук первый звук. Охарактеризуй­те звуки з, ж. Сравните их по артикуляции. Назовите сходство и разли­чие этих звуков.

Задание 2. Скажите, какие из этих звуков схожи по артикуляции. а, з, у, ж.

Задание 3. Запишите буквы а, ж:

а) опираясь на кисть руки логопеда;

б) ориентируясь на стрелки;

в) ориентируясь на условные значки;

г) под диктовку логопеда.

(См. методические указания на зв. с,ш)

Задание 4. Прочитайте слитно слоги и звукосочетания:

У з

Ж

УК

УК

>е и

\

УК УК

Дифференциация з — ж в слогах

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слоги и словосочетания парами. Скажите, ка­кими звуками отличаются эти пары.

за — жа жа за аза ажа ожа оза
зо жо жо зо озо ожо ажо азо
зу — жу жу — зу узу ужу ажу азу
зи жи жи зи изи ижи ижо изо
3? ~~~~ Жа же — зе езе еже оже озе.

Задание 2. Прослушайте слоги. Напишите первую букву каждого слога.



За, жа, жу, зу, жи, зы, зе, же, зо, зё; жла, зла, жло, зло, зли, жли, зла, шла, зме, жму, жмы, зна.

Задание 3. Прослушайте звукосочетания. Запишите только соглас-

Ажа, аза, ужу, узу, узы, ужи, ыжи, езы, язы, ежи, ежу, езу.

Задание 4. Прослушайте, повторите и запишите ряды слогов в той же последовательности.

за жа за жа за жа за жа за жа зо жо зо жо зо жо жо зо жо зо зу жу зу жу зу жу зу жу жу зу.

Задание б. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой з, во вторую — с буквой ж:

а) Жи, зи, за, жа, жу, же, зе, зу, зё, зы, зю;

б) жда, зла, жду, злу, зна, жна, жно, жне, зне, зно, зре;

в) ажа, аза, озу, ожи, аже, изю, изи, ези, оже, ужу, ожу.

Задание в. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку логопеда. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация з — ж в словах

Задание 1.1. Прослушайте слова. Назовите и запишите буквы з, ж:

а) в начале слова:

зал, жаба, жук, зубы, жалко, забор, зев, жара, жир, зебра, зуб, звон, звук, злой, ждать, жнейка, здание, здешний:

б) в середине слова:

Можно, озимые, нужно, озноб, езда, измена, ожидание, межа, поджарить, узы, узелок, ужи, кружечка, узнать, уздечка.

Задание 2. Выделите слоги с з, ж из слов:

а) из начала слова:

Закон, жакет, изба, журавль, животное, зима, живот, зем­ля, дружба, возили, вязанка, кузнец;

б) из середины слова:

Ёжики, лужайка, ужинать, узнали, вазелин, бумажный, од­нажды, указательный, ухаживал, узенький, музыки, мерзло­та.

Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, ка­кими звуками отличаются эти пары. С каждым словом устно составьте предложение.

коза — кожа лоза — ложа

узы — ужи зевать — жевать.



Задание 4. Закончите слово, добавив пропущенный слог:

а) за или жа:

Ли..., ко..., ло..., сту..., ко..., ро..., са..., гро..., еле..., гла..., лу...;

б) зы или жи:

во..., но..., ро..., та..., эта..., ко..., лы..., еле..., вож..., стри..., арбу..., чи..., стреко... ;

в) зу или жу:

ве..., во..., ле..., хо..., бу..., вя..., гры..., сту..., вле..., бро...

Задание 5. Вставьте в слова пропущенные слоги за или жа.

Пи...ма вя...ли ...ноза

ма...ли по...ли ...лейка

во...тый ска*., ли ...студил

ле...ли са...ли ...лила.

Объяснить смысл слова жалейка.

Задание 6. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков з, ж. Составьте схемы этих слов, надпишите буквы з, ж над соответствую­щим слогом, под схемой запишите соответствующее ей слово.

Звезда, зажигалка, задержал, заржали, заржавел, жажда, злак, железо, железный, зажал, жужжит, зазвенел, замок, жестянка, кружева, раздражает, книжный, гвоздика, кружит, резвый, залежи, заряжает, зажимает, лужайка, базар, завиз­жала, визжит .дребезжит.

Задание 7. [

Словарные диктанты

а) с опорой на схему и выделенные буквызгяе;—

б) с делением на слоги и проговариванием. (Используется лексический материал предыдущих заданийГК

Дифференциация з — ж в предложениях Тренировочные упражнения Задание 1. Составьте словосочетания со словами пунктов а и б;

а) Влажная, железный, свежий, пассажирский, зеленая, железная, зимняя, полезное, железное, заряженное;

б) ружье, кольцо, животное, дорога, стужа, поезд, лужайка, замок, воздух, земля.

Задание 2. Закончите словосочетание, отвечая на вопросы. (Использу­ется лексический материал предыдущего занятия.)

Стужа (какая?) ..., поезд (какой?)..., ружье (какое?)..., лу­жайка (какая?)..., замок (какой?)..., кольцо (какое?)..., зем­ля (какая?)..., воздух (какой?)..., животное (какое?)....

Задание 3. Запишите предложения. Вставьте недостающее слово, от­ветив на вопрос.

После дождя (какой?) воздух. Корова — (какое?) животное. После дождя земля (какая?). Дети гуляли на (какой?) лужай­ке. На калитке висел (какой?) замок.

Задача 4. Закончите предложения по картинкам. Запишите их. Под­черкните букву з зеленым карандашом, ж — желтым. (Картинки подби­рает логопед.)

Зоя нашла зеленого (жук). У Лизы новые (лыжи). Во мху живут (ужи). В зоопарке живет полосатая (зебра). Женя и Зина ждут (поезд). В дождь надо брать (зонт).

Задание 5. Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.

...убры ...ивут в ...аповедниках. ...уки бывают ра...ные: ...ук-олень, ...ук-носорог. Е...ик ...ивет в норе, а у зайца нет ...илья. Е... и ...аяц — дикие ...ивотные.

Жильцы.

У дома ...дет гру...овик. На гру...овике приве...ли вещи. В новый дом ...аселяются ...ильцы. Новые ...ильцы будут ...ить на пятом эта...е. Скоро ...ильцы ...аселятвсеэта...и. Но­вые дома удобны для .. .илья.

■ЗАЛ

Медвежата.

Не ...нали медве...ата, — Е...ики — ...ано...ы.

Что колются е...ата, Испугались е...ики:

И давай с е...атами Несут щипцы и но...ики.

Играть, как с медве...атами. И давай по штучке

Вдруг медве.. .ата в еле.. .ы: Вынимать колючки.

Задание 6. Прослушайте рассказ. Нарисуйте к нему картинку. Напи­шите изложение по плану.

Весна.

Наступила долгожданная весна. Засверкало солнце. Зажур­чали ручейки. Ожила трава. На деревьях зазеленели первые ли­сточки. Птицы радостно готовят себе гнезда. Все рады весне.

.План.

1. Приход весны. 4. Трава.

2. Солнце. 5. Листочки.

3. Ручейки. 6. Птицы.

Методические указания. Логопед составляет план вместе с учащи­мися и записывает его на доске. Учащиеся рисуют картинку и после этого пишут изложение.

Задание 7. Прочитайте рассказ. Правильно ли он составлен? Поду­майте, как составить рассказ правильно. Составьте и запишите его. (Текст деформированного рассказа записывается на доске.)

Жучка.

Ежик испугался и убежал. У нас есть собака Жучка. Раз во двор забежал ежик. Жучка сторожит двор. Жучка залаяла на

бЭхСо.*

Гнездышко.

Утром пришли дети, а гнездышко было пустое. Дети на­шли гнездышко и сняли его на землю. Птичка свила гнез­дышко на кусте. В гнездышке было три птенчика. Жалко было детям птенчиков.

Зайка.

Один раз зайка убежал в заросли малины. У Жоры папа охот­ник. Зайка жил у Жоры всю зиму. Он принес Жоре зайца. Жора поймал зайку и отнес в живой уголок.

Задание 8. Диктанты.

Зрительный диктант.

Зима.

Зимой снежок лежит на земле белым ковром. Ярко блестят снежинки. Зина и Женя взяли коньки. Они побежали на озеро. На озере их ждали подруги. Они дружно катались на коньках.

Слуховые диктанты (писать с послоговым проговариванием).

Сторож.

В лесу жил сторож Захар. Его домик был около озера. Зимой Захар ходил с ружьем на охоту. Он выслеживал зверей. Летом он сторожил поля. Захар хорошо знал лес.

Ушан.

Однажды осенью я шел с охотьг: Дорога была завалена жел­тыми листьями. Они лежали пушистым слоем. Вдруг вижу что-то темное. Это оказался зайка с длинными ушами. Взял я его на руки. Зайка съежился и задрожал, а бежать не собирался. Я взял его домой и прозвал Ушан. Прижился у нас зайчонок.

Дифференциация с—ц

Тренировочные упражнения

Задание 1.Назовите первый звук в словах сова, цапля. Охарактери­зуйте звуки с, ц. Сравните их по артикуляции. Скажите, в чем сходство и различие этих звуков.

Задание 2. Скажите, какие из данных звуков схожи полртикуляции. о, ц, у, с.

Задание3. Образуйте слоги и звукосочетания. Прочитайте их.

У У У У У У

ц ц ц с с с

с ц с ц с ц

>У °^ \« °<^ N° «^ \ь

ц с ц с ц

Дифференциация сц в слогах

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слоги и звукосочетания парами. Определите, какими звуками отличаются эти пары.

са ца со цо су — цу сы цы

ца са цо со

ЧУ — су цы сы

аса аца осо оцо

усу — уцу исы ицы

осе оце

есо ецо

усе — уце

исе ице.

Задание 2. Запишите первые буквы каждого слога: Са, ца, цу, сы, су, це, се, си, цы, ся, цо, со.

Задание 3.Прослушайте звуковые сочетания, запишите только со­гласные.

Ацу, исе, иса, уцу, ицу, есу, ису, ецу, оцы, осы, оси.

Задание 4. Прослушайте и запишите ряды слогов в той же последова­тельности.

са — ца — са су — цу — су са — ца — са -

ца

со — цо — со цу

цо — со — цо — со су ца — са — ца со -

- су —цу ■ цу — цу — су со — цо

Задание 5. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой с, во вторую — с буквой у. (Использовать материал предыдущих заданий.)

Задание 6. Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку лого­педа. (Используйте материал предыдущих заданий.)

Дифференциация с ц в словах Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова. Запишите первые буквы этих слов.

Сад, цапля, сок, сук, сабля, цепи, сало, сани, целый, цып­ки, сыпать, цифра, цирк, сила, циркуль, сухо.

Задание 2. Прослушайте слова. Запишите слоги с буквой с или ц.

Яйцо, коса, овца, весы, овцы, несу, носы, лицо, концы, коль­цо, водица, роса, пуговица, красавица.

Задание 3. Закончите слово, вставив слоги:

а) са или ца:

Ли..., ов..., пти..., колба..., лиси..., кури..., голо..., пуго-ви..., мельни..., поло..., ле..., ули... ;

б) со или цо:

Ли..., коле..., яй..., про..., коль... ;

в) Сы или цы:

ве..., паль..., огур..., но..., ножни..., бу...,*пугови..., гло-бу..., бой..., молод..., какту..., мельни..., колод....

Задание 4. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, ка­кими звуками отличаются эти пары слов. Устно с каждым словом со­ставьте предложение.

Цвет — свет, цел — сел, светик — цветик, селиться — це­литься.

Задание 5. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков с и ц. Составьте схемы слов. Надпишите буквы с, ц над соответствующим слогом, под схемой напишите, нужное слово.

Спица, лисица, синица, гусеница, столица, страница, стан­ция, пословица, мастерица, сахарница, месяц, песец, ситец, отец, скворец, птица, демонстрация.

Задание 6. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы с или ц.

Ку...ок, ...апля, по...адка, ...епь, реди...ка, ...веток, ку­ри...а, фоку..., мельни...а, ...такан, огуре..., ...тук, ле...,

яй...о, голо..., куни...а, ...ундук, ...веты, капу...та, ...игейка, крыль...о, ака...ия, опера...ия, ...тан...ия, ме...я..., ...вине..., летопи...е..., ли...твенни...а, демон...тра...ия, занимает...я, кусает..:я, спускает...я, целит...я.

Задание 7. Составьте слова из слогов. Запишите слова. Разделите их на слоги. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ц — черным.

Ни, ца, гу, се; ни, са, хар, ца; ни, ку, ца; три, сес, ца; мо, пись, сец, но; но, бро, не, сец; ци, нас, тур, я; си, ца, ли; тер, цис, на; цы, со, ком, моль; сти, кон, ту, ция.

Задание 8. Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Подчеркните бук­вы с, ц разными карандашами.

На шесте — дворец. Пять братцев,

Во дворце — певец. Всем одно имя.

А зовут его ... . , Годами равные,

Ростом разные.

На пальце одном Доброе, хорошее

Ведерко вверх дном. На людей глядит,

Рогатый, а не бодается. А людям на себя

Глядеть не велит.

Отгадки: скворец, пальцы, наперсток, солнце.

Задание 9.

Словарные диктанты

а) с опорой на схему и выделенные буквы;

б) с делением на слоги. (Используются ранее отработанные слова.)

Дифференциация с — ц в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните буквы с, ц разными ка­рандашами:

а) акация, солнце б) расцвели, цветет, цветы, светит, водица, клюется,курица льется,дворец, кусается, куница, строится, боец, открывает­ся, пуговица, целится, огурец, созревает.

Задание 2. Спишите словосочетания, проговаривая слоги. Подчерк­ните буквы с, ц.

курица с цыплятами, у крыльца акация,

клумба с цветами, солнце за лесом,

пестрая курица, свежая водица,

старая медведица, сладкий леденец,

собака на цепи, знакомая улица,

старая мельница, свежее лицо.

Задание 3. Составьте и запишите предложения со словосочетаниями, представленными в предыдущем задании.

Задание 4. Закончите предложения, вставив пропущенные слова. За­пишите предложения.

Зиме конец, летит.... Курица зовет .... Сахар хранится в .... Лист в книге называется .... Москва — ... нашего государства. Детеныш птицы называется .... Опасный вредитель для садов и огородов —__Поезд подходит к__В году двенадцать.... Сегод­ня целый день светит....

Задание 5. Спишите текст и пословицы, проговаривая слоги. Подчер­кните буквы с, ц.

На кусты напали гусеницы. Синица съела гусеницу. Лиси­ца гонится за зайцем. У брата есть сестрица. Красавица девица сиДит в темнице, а коса на улице* Перелетные птицы ^§§ вест­ники весны. На улице цветет акация.

Весна красна цветами, а осень — снопами.

Над сосной летит синица, под сосной сидит лисица.

Орел — царь-птица, а сокола боится.

Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Сад.

Это ...ад. В ...аду много ...ветов. Е...ть и а...тры, и на...ту-р...ии, и цикламены. ...вета ...елый день в ...аду. Она ...ама поливает ...веты. Кра...ивый у ...веты ...ад.Лиса и заяц.

Лиса и заяц

Увидела ли...и...а зай...а. Подкрала...ь к нему. Зая... заме­тил ли...и и в ку...ты. Ли...и...а за ним. Зая... за ку...т, и ли...и...а за ку...т. Куда зая..., туда и ли...и...а, ...елый день гоняла...ь ли...и...а за зай...ем, но так и не поймала. Молоде... зая...!

Подумайте и скажите, почему заяц молодец. Ответ запишите.

Задание 7.

Слуховые диктанты.

Писать с послоговым проговариванием слогов.

Диктанты. Курица и лисица.

Курица гуляла со своими цыплятами. Вдруг показалась ли­сица. Она хотела схватить цыпленка. Курица увидела лисицу. Она кинулась на нее и отбила цыпленка.

Над лесом солнце. Птицы покинули сады. В садах появи­лись гусеницы. Расцвела сирень. В кустах свистит синица. Любит лисица сцапать в деревне курицу. Сова перекликалась со своими птенцами. На сквере целая клумба нарциссов.

Наступила весна. Засияло солнце. Прилетели с юга еквор-цы и цапли. Скворцы поселились в скворечниках, а цапли стали вить гнезда. Скворцы и цапли стали выводить птен­цов.

Птицы.

Наступила осень. Многие птицы улетают на юг. Они летят целыми стаями. На юге целые дни светит яркое солнце. На лу­гах цветут цветы. Когда наступит весна, перелетные птицы снова вернутся в родные края.

Наши друзья.

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погиба­ют. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы — наши друзья. Их надо беречь.

Задание 8. Прослушайте текст, запишите так, как запомнили.

Цирк.

В пятницу мы ходили в цирк. В центре цирка находится арена. Над ней висят трапеции и кольца. На кольцах кувыр­каются акробаты, по канатам ходят канатоходцы. На арене веселят зрителей клоуны. Они шутят, публика смеется. По арене носятся красивые кони, а на них смелые наездницы. В цирке есть зверинец. Мне нравится ходить в цирк.

(Логопед напоминает учащимся, как правильно писать сло­ва находится, несутся, смеются: «Слышим звук и, а пишем те*.)

Цапля и лиса.

Около леса было болото. На болоте жила цапля. У цапли были маленькие птенцы. Около болота стояла осина. Под оси­ной лисица вырыла себе нору. У лисицы были маленькие ли­сята. Лисица стала охотиться на птенцов, когда цапля охоти­лась за лягушками. Прилетела цапля и стала бить лисицу крыльями. Лисица убежала. Цапля успокоила своих птенцов.

Вопросы.

Кто жил на болоте?

Кто был у цапли?

Как устроилась лисица?

Что делала цапля?

Что делала в это время лисица?

Чем закончилась эта история?

Дифференциация ч — ш

Тренировочные упражнения

Задание 1. Назовите первый звук в словах чайник, шапка. Охаракте­ризуйте звуки ч, т. Сравните их по артикуляции.

Задание 2. Скажите, какие из этих звуков схожи по артикуляции. ч, ц, ы, ш. п.

Задание 3. Прочитайте слоги и звуковые сочетания:

а а ч ш ч

УЛ.___ш

ш ю*

Дифференциацияч — шв слогах Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слоги и звукосочетания парами. Скажите, ка­кими звуками отличаются эти пары.

ча ша ша ча аша ача оше оче

чо шо шо чо ошо очо уше уче

чу шу шу чу ушу учу оши очи

чи ши ши чи уши учи ешу ечу.

Задание 2. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога.

Ча, ша, чу, шу, ше, че, чо, шо, ши, чи; чта, шта, што, что, чле, шле, чка, шка, чре, шту, чту.

Задание 3. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только со­гласные.

Оша, оши, очи, ачу, ечу, ешу, еши, ашо, ачо, аче, оче.

Задание 4. Прослушайте, повторите и запишите ряды слогов в той же последовательности.

xf if xf ie xe ie xf if xf if

ша ча ша чу шу чу шо чо чо шо чо шо чо ши чи ши чу шу шу чу шо чо шо чи ши чи ши чи ши чи.

Задание 5. Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую — с буквой ч, во вторую —с буквой ш. (Используются слоги и звуковые сочетания из предыдущих заданий.)

Задание 6. Запишите под диктовку логопеда слоги и звуковые сочета­ния. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация ч — щ в словах

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова, найдите звуки ч, ш и запишите соот­ветствующие буквы:

а) из начала слова.

Червяк, шапка, чемодан, шкатулка, чай, шар, чайник, шко­ла, чулки, штаны, часы, шутка, чтение, шпилька, шпалы, чи­стота, чисто, штамп, чихать;

б) из середины слова.

Учет, решать, решето, почтение, мишень, кричать, ошиб­ка, получка, отлучка, мышонок, горошина, кулачок, младший, новичок, стручок, хороший, ребятишки, сучок.

а) в конце слова.

Врач, малыш, грач, галош, калач, наш, плач, ваш, обруч, душ, кирпич, шалаш, сыч.

Задание 2. Закончите слово, дописав слога:

а) ча, ша (вспомните, как всегда пишется слог ча):

Ка..., ту..., Ма..., ку..., кры..., ветре..., Ми..., лап..., да..., на..., зада..., Па...,переда..., све..., поро..., отда..., еда..., уда...;

б) Чи, ши (вспомните, как всегда пишется слог ши).

но..., на..., мы..., да..., у..., ту..., гало..., кала..., зада..., малы..., ветре..., ланды..., гра..., мол..., пи..., ды..., ни... .

 

Задание 3. Сравните по звучанию и смыслу пары слов. С каждым словом устно придумайте предложение.

Даша — дача; . кошка — кочка; туча — туша; кручу — крушу.

Задание 4. Измените слова по образцу. Запишите:

Образец: кошка кошечка.

лягушка — ..., катушка — ..., опушка — ..., ракушка — ..., кукушка — ..., крошка — ..., шапка — ..., мошка — ..., по­душка — ... .

Задание 5. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков ш, ч в словах. Составьте схемы слов. Надпишите буквы ш, ч над соответ­ствующим слогом. Под схемой напишите слово по слогам.

Крошечка, подушечка, строчка, чашка, чешуя, крошка, лягушечка, лягушачий, кошачий, паучки, мошки, игрушеч­ный, крошечный, пшеничный, гречневая, ночная.

Задание 6. Прослушайте и запишите ряды слов.

Лягушка — лягушечка — лягушонок — лягушачий; кош­ка — кошечка — кошачий; крошка — крошечка — крошечный.

Задание 7, Запишите слова в три строчки: в первую — с буквой ч, во вторую <—г с буквой — ш, в третью — с буквами ч, ш.

Чулок, шапка, чайник, чешуя, шуба, шина, чайка, маши­на, почк^а, печка, мошка, мачта, крошечный, почта, калач, ма­лыш, силач, чешется, плач, шоколад, кошечка, чашка, чемо-

дан- Ш§

Задание 8. Вставьте в слово пропущенные буквы ш или ч.

Лап...а, кру...а, ...ахта, сту...ит, ...ервяк, ...топать, ...угун, ...иж, ко...ка, о...ки, клю..., поту...и, лу..., кирпи..., ...ере-нок, пе...енье, ...ту...ка, ...а...ки, то...е...ка, ...емодан...ик, ...еп...ик, ...а...е...ка, бука...е...ка, ...айни...ек, ...уло...ки, ба...ма...ки, ...у...у, ...е...уя.

Задание 9.

Словарные диктанты

а) с опорой на схему и выделенные буквы ш, ч;

б) с делением слов на слоги;

в) без опоры на схему и выделенные буквы. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциацияч ш в предложениях Тренировочные упражнения

Задание 1. К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркните буквы ш, ч разными карандашами.

а)сочная шоколад б)гречневая ручка

крошечная пятнышко чистые паштет

черное груша большая человек

сливочный мышка школьная ладошки

заточенный каша широкий каша

горячая ватрушка печеночный чашка

молочная карандаш чуткий ручей,

коричневая шляпа

Задание 2. Закончите предложения подходящими по смыслу словосо­четаниями. (Используются ранее отработанные словосочетания.)

Бабушка сварила ... (к а к у ю? ч т о?). На грушевом дереве созрели ... (к а к и е? ч т о?). У белой кошки было одно ... (к а -к о е? ч т о?). У малышки всегда ... (к а к и е? ч т о?). Наташа любит... (к а к о й? ч т о?). В углу шуршит... (к а к а я? к т о?). Со стола упала и разбилась... (к а к а я? ч т о?). Под горой течет ... (к а к о й?ч т о?). Миша надел на голову ...(к а к у ю?ч т о?).

Задание 3. Придумайте и запишите предложения со словосочета­ниями.

Молочная лапша, печеночный паштет, ночной шорох, кера­мический горшок, школьная ручка.

Задание 4. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы ч, ш.

У Ма...и новая ...а...ка. Папа пьет ...ай из боль...ой кори...-невой ...а...ки. Бабу...ка пе...ет ватру...ки. Ми...а любит го­ря. ..ие ватру...ки. Вну...ка вы...ивала деду...ке поду...е...ку.

Кошка.

Этоко...каМа...ка. Она в ...улане поймала мы...ку. Хозяин ее моло...ком напоил. Сидит Ма...ка на поду...е...ке и песенки мурлы...ет. А ее котенс.ек сам с собой играет.

Дифференциация ч —шв связных текстах

Тренировочные упражнения

Задание 1. Диктанты.

Зрительный диктант.

В лесу мы наткнулись на колючий шиповник. Издали мы услышали шум горной речки. На опушке стояла маленькая избушечка. В нашем магазине утром продают горячие плюш­ки, ватрушки и калачи. Гречневая каша очень полезна. Миша любит сливочный шоколад. В этом году уродились сочные гру­ши. Из норки выскочил крошечный мышонок.

Слуховой диктант.

Летом.

Миша и Наташа летом жили на даче. Речка была далеко. Надо было идти через пшеничное поле. Дети часто ходили на речку пешком. Речка была широкая. Вода в речке чистая. Миша и На­таша построили на берегу речки шалаш. В шалаше они хранили удочки. Миша ловил удочкой ершей, а Наташа читала книгу.

Задание 2. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы полными пред­ложениями. Выполните задание.

Ревушка.

Стоит Машенька на крылечке и плачет. Подходит к ней пе­тушок и спрашивает: «Ты чего, Машенька, плачешь? Давай лучше жучков искать». — «Не хочу жучков искать, хочу пла­кать». Подходит к Машеньке котеночек: «Что ты, Машенька, плачешь? Давай лучше мышек ловить». — «Не хочу мышек ловить, хочу плакать». Подходит к Машеньке теленочек и го­ворит: «Давай, Машенька, реветь со мной». «Давай», — сказа­ла Машенька. И заревела. Но тут подошла к ней корова Ревуш­ка, посмотрела сердито на Машеньку и сказала: «Ты что это, Машенька, меня передразниваешь?» Испугалась Машенька и перестала плакать.

(И. Мазнин.)

Вопросы и задание.

Что сказал Машеньке петушок?

Что сказал Машеньке котеночек?

Что сказал Машеньке теленочек?

Что сказала Машеньке корова Ревушка?

Кого называют ревушкой?

Запишите по порядку всех, кто подходил к Машеньке.

Дифференциация ч—щ Тренировочные упражнения

Задание 1.Назовите первый звук в словах чашка, щепка. Охарактери­зуйте звуки ч, щ. Скажите, чем похожи эти звуки, в чем их различие.

Задание 2. Из данного ряда звуков выберите схожие по артикуляции звуки

А, ч, и, п, щ, в.

Задание 3. Прочитайте слитно слоги и звукосочетания:

Е и

А о о а

А у

Ей и е

Е и

е и<

щ

Дифференциация ч щв слогах

Тренировочные упражнения

Задание 1.                
ча ща ща ча ач - - ащ ащ - - ач а4а - - аща
чо що що — чо оч - - ощ ощ - - оч ощо - - 040
чу — щу щу — чу уч- -ущ ущ- -уч УЩ- -ущу
чи — щи щи чи ич - - ищ ищ - - ич ищи- — ичи
че ще ще — че еч - - ещ ещ - - еч е4е — - еще.

Задание2. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога.

Ча, ща. щу, чу, чи, щи, чё, ще.

Задание 3. Прослушайте слоги. Запишите последнюю букву каждого слога.

Ач, ащ, оч, уч, ущ, ещ, еч, ощ.

Задание 4. Прослушайте звукосочетания. Запишите только соглас­ные:

Аща, ача, ущу, учу, еще, ечо, ечи, ищи, очо, уче, уще.

Задание 5. Прослушайте, запомните, повторите и запишите ряды сло­гов в той же последовательности. Вспомните, как пишутся ча, ща.

ча — ща ча що 40 що

У —Щу — 4у

ча — ща — ча

40 ЩО 40 -

ща ще — че — че -

че — ще — че   ач — - ащ - - 04
ще - - че — ще   оч ощ - - 04
ча — щи — ча   уч- ■ущ- -уч
ща 4у — щу- -чу- - щу    
що ча — щи - - щи чи    
ща          
ще.          

Задание 6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с букввй ч, во вторую — с буквой щ. (Используется материал предыдущих заданий.)

Задание 7. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку логопеда. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация ч — щ в словах Тренировочные упражнения

^здание 1. Прослушайте слова, найдите звуки ч, щ, запишите соот-

^вующие буквы: вет'л

л в начале слова.

тДетка, четко, челнок, щи, щавель, чистота, щепка, чистый,

ррг, щелка, щеки, чтение;

§) в конце слова.

^Срящ, меч, борщ, мяч, плач, вскачь, хвощ, сыч, клещ;

л) в середине слова.

^вечка, трещина, морщины, качели, веревочка, вещевой, ^нка, тащить, защитник, начало, качка, стачка, пещера.

^здание 2. Найдите и запишите слоги с буквами ч, ш.

о) в начале слова:

^ета, щенок, человек, щипать, щиты, чижик, чудо, щеки,

>ол, щенки, чихнуть;

(/) в середине слова.

^ащита, початок, пощада, кричали, вещание, морщины, пе-

ж, защищали, ищейка, починка, начинка, перчатки, мор-

л в конце слова.

0ещи, ключи, встречи, плющи, ищу, кричу, стучу, тащу,

л#ечик, стрекочет, пищит.

^здание 3. Закончите слова, дописав слоги.

л ча или ща:

]ро ..., пи ... , све ... , ветре..., ча ... , зада ..., ку ...;

0) чу или щу:

г^а ..., то ..., пи ..., кри ..., уго ..., ветре ..., наве ..., та..., из^...,кру...,зачи....

задание 4. Вставьте в слова пропущенные буквы ч или щ. {|и...а, све...а, ту...а, мо...ный, пло...адь, зада...а, по...ада, лЧ, ...естный, ...еткий, ...а...а, ...у...ка, ...ено...ек, ве...и...-ру...и...а, то...иль...ик, вол...и...е, уро...и...е, я...и...ек,

КЗ? и

^о.-.ка, кри...а...ии. Объяснить слово: урочище.

Задание 5. Прослушайте ряды слов, запомните, запишите в той же последовательности.

пишу — кричу — гощу " ящик — мячик — вещи

молчу — тащу — верчу пища — куча — пуща

Задание 6. Ответьте на вопросы одним словом, запишите ответ. Вопросы.

Где жили первобытные люди? Какой прибор показывает время? Чем чистят одежду? Чем покрыта кожа свиньи?

Как по-другому называются огурцы, капуста, свекла, лук? Как по-другому называют диких животных? Слова для справок: пещера, часы, щетка, щети­на, овощи, хищники.

Задание 7.

Словарные диктанты:

а) с опорой на схему слова и выделенные буквы ч, щ;

б) с делением на слоги;

в) без опоры на схему слова и выделенные буквы.

Щель, чисто, щит, плащ, щепки, печка, мяч, речка, щетка, чай, мочалка, пища, щенок, дача, чаща, встреча, круча, чище, дощечка, товарищ, чугун, щебечут, кричащий, мальчики, ще­ночек, точильщик, щепочка, щепотка, чешуйка, речной, лета­ющий, щучка, ящичек, палящие, удочка, болельщик, хищник, чемоданчик, строчка, ищейка, поищи, лещи, платочки.






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.083 с.