Тема 2. Среды жизни. Внутривидовые и межвидовые отношения — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 2. Среды жизни. Внутривидовые и межвидовые отношения

2017-05-16 615
Тема 2. Среды жизни. Внутривидовые и межвидовые отношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 1. Раскройте понятия «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенные факторы», приведите примеры. Рассмотрите рисунок 2, дайте определения терминам «оптимум», «экологическая валентность», «экологический спектр вида», приведите примеры стенобионтных и эврибионтных видов растений и животных.

Абиотические факторы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биотические факторы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антропогенные факторы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________ ________________________________________

 

 

Рисунок 2 – Общая схема действия экологического фактора на живой организм: 1 – точка минимума; 2 – точка оптимума; 3 – точка максимума

Оптимум _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экологическая валентность _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экологический спектр вида ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стенобионты ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эврибионты ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Сформулируйте основные закономерности, присущие действию экологических факторов на живые организмы.

 

Закон лимитирующих факторов (Блэкман, 1909) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон толерантности (Шелфорд, 1913) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон неоднозначного действия фактора на различные функции организма ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон (эффект) компенсации факторов (Рюбель, 1930) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон незаменимости фундаментальных факторов (Вильямс, 1949) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон совокупного действия факторов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило экологической индивидуальности (Раменский, 1924) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило взаимодействия факторов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Дайте краткую характеристику основных свойств водной среды.

 

Плотность и давление ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кислородный режим ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Солевой режим __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пресные воды ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Солоноватые воды____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соленые воды ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассолы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Световой режим ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Температурный режим __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Обитатели водной среды (гидробионты) представлены разнообразными экологическими группами, среди которых важнейшими являются планктон, нейстон, плейстон, нектон, перифитон и бентос. Дайте краткую характеристику каждой из экологических групп, приведите примеры морских организмов, в них входящих, и назовите основные их адаптации к данному образу жизни.

 

Фитопланктон _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зоопланктон ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нейстон _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плейстон ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нектон ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перифитон ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бентос _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Опишите некоторые основные способы ориентации животных в водной среде и назовите три-четыре вида, для которых такой способ ориентации является преобладающим.

Зрительная ориентация _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ориентация на звук ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эхолокация _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие гидростатического давления ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Рассмотрите рисунок 3 и поместите изображенных животных в соответствующую экологическую группу. Дополните эти сведения литературными данными.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


Нейстон _________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

Плейстон ________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

Планктон ________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

Нектон __________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

Перифитон _______

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

Бентос ___________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

 

Рисунок 3 – Обитатели пруда (пресного водоема) умеренной зоны

Задание 7. В почве возможно обитание организмов. Неоднородность почвы приводит к тому, что для организмов разных размеров она выступает как разная среда. В связи с этим выделяют микрофауну, мезофауну, макрофауну и мегафауну почвы. Рассмотрите рисунки 4-6, дайте краткую характеристику населения почвы и приведите примеры организмов из каждой экологической группы.

 

Рисунок 4 – Микрофауна почвы (по W. Dunger, 1974)

2–4 – голые амебы, 5–6 – раковинные амебы; 7–10 – жгутиковые; 11–13 – инфузории; 14–16 – круглые черви; 17–18 – коловратки; 19–20 – тихоходки

Рисунок 5 – Мезофауна почвы (по W. Dunger, 1974)

1 – лжескорпион; 2 – гамазовый клещ; 3, 4 – панцирные клещи; 5 – многоножка-пауропода; 6, 7 – коллемболы; 8 – жук из семейства Ptiliidae; 9 – личинка комара-хирономиды

Рисунок 6 – Макрофауна почвы (по W. Dunger, 1974)

1 – дождевой червь; 2 – мокрица; 3 – губоногая многоножка; 4 – двупарноногая многоножка; 5 – личинка жужелицы; 6 – личинка щелкуна; 7 – медведка; 8 – личинка хруща

Микрофауна ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мезофауна _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Макрофауна ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мегафауна _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Эндопаразиты подразделяются на внутриклеточных, внутритканевых и внутриполостных паразитов. Некоторые из них способны значительно изнурять хозяина и даже вызывать его гибель (паразитоиды). Проанализируйте предложенный список паразитических организмов и внесите данные в таблицу 1, указав конкретные места их локализации в теле хозяина. Звездочкой отметьте паразитоидов.

Дизентерийная амеба, трихомонас, лямблия, малярийный плазмодий, трипаносома, опалина лягушачья, грегарина, кокцидия, миксоспоридии, микроспоридии, печеночная двуустка, ланцетовидная двуустка, кошачья двуустка, лягушачья многоустка, бычий цепень, свиной цепень, эхинококк, аскарида человеческая, острица детская, личинки волосатиков, скребни, наездники-яйцееды, наездники-ихневмониды, мухи-тахины

 

Таблица 1 – Эндопаразиты беспозвоночных и позвоночных животных

 

Группа эндопаразитов Представители Их хозяева Локализация в теле хозяина
    Внутриклеточные          
    Внутритканевые          
Внутриполостные        

Задание 9. По своим личным наблюдениям и на основе знаний приведите примеры животных и растений, для которых свойственны биотические взаимоотношения. Заполните таблицу 2.

Таблица 2 – Типы взаимодействий между популяциями видов А и В

 

Гетеротипические реакции Вид А Вид В Пример
Конкуренция      
Нейтрализм        
Мутуализм      
Сотрудничество      
Комменсализм        
Аменсализм        
Хищничество      
Паразитизм        

 

Обозначить с помощью: 0 – нет влияния на данный вид, + – благоприятное влияние, - – неблагоприятное (отрицательное) влияние.

Зачтено, оценка ___________________ Не зачтено ________________________
_________________________ (подпись) _________________________ (подпись)

Рекомендации преподавателя

   
 
 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.