Тема 1. Предмет, задачи, методы экологии. Краткий очерк истории экологии — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 1. Предмет, задачи, методы экологии. Краткий очерк истории экологии

2017-05-16 882
Тема 1. Предмет, задачи, методы экологии. Краткий очерк истории экологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коротченко, И.С.

Экология: рабочая тетрадь / Коротченко И.С.; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2014. – 64 с.

 

Рабочая тетрадь включает в себя методический материал для организации самостоятельной работы студентов при изучении курса «Экология».

Разработана в помощь студентам высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 260100.62 (19.03.02) «Продукты питания из растительного сырья», 151000.62 (15.03.02) «Технологические машины и оборудование» очной и заочной форм обучения и может быть использована учащимися общеобразовательных школ для более углубленного и систематизированного изучения экологии.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярского государственного аграрного университета

 

Автор: Коротченко И.С. – доцент кафедры экологии и естествознания, кандидат биологических наук

 

 

© Коротченко И.С., 2014

© Красноярский государственный аграрный университет, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

Тема 1. Предмет, задачи, методы экологии. Краткий очерк истории экологии. 7

Тема 2. Среды жизни. Внутривидовые и межвидовые отношения. 13

Тема 3. Экологические факторы среды. Экологические. 23

группы организмов. 23

Тема 4. Жизненные формы организмов и типы стратегий живого. 29

Тема 5. Экология популяций. 37

Тема 6. Экология сообществ и концепция экосистемы.. 43

Тема 7. Строение и свойства биосферы.. 53

Тема 8. Экология и здоровье человека. 62

Тема 9. Экологические принципы рационального природопользования. 67

Вопросы к зачету. 72

Литература. 75

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экология – это наука, изучающая отношения организмов между собой и с окружающей их неорганической средой, общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня, среду обитания живых существ, в том числе и человека.

Кроме того, современная экология не только изучает законы функционирования природных и техногенных систем, но ищет пути гармонического взаимоотношения природы и общества, от характера которого зависит здоровье людей их экономическое процветание и сохранение человека как биологического вида. Решение экологических проблем требует огромной работы во всех областях науки и техники. Поэтому идеи и проблемы экологии всемерно проникают в другие научные дисциплины и внедряются в общественное развитие.

Специалист в любой сфере деятельности должен обладать экологическими знаниями, понимать сущность современных проблем взаимодействия общества и природы, разбираться в причинной обусловленности, возложенных негативных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду. Уметь квалифицированно оценить характер, направленность и последствия влияния конкретной деятельности человека на природу, увязывая решение производственных задач с соблюдением соответствующих природоохранных требований, вырабатывать и осуществлять научно обоснованные решения экологических проблем.

Цель дисциплины «Экология» – формирование ценностных ориентаций мировоззренческого уровня, отражающих объективную целостность и ценность природы и базовых экологических знаний, необходимых для обеспечения профессиональной деятельности.

Задачи:

- изучение структуры и закономерностей функционирования экологических систем;

- изучение закономерностей действия экологических факторов на биологические, природные, природно-антропогенные объекты и биосферу;

- изучение механизмов саморегуляции существующих в экосистемах и антропогенных факторов их нарушающих;

- изучение механизмов обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования и реализации концепции устойчивого развития.

- научиться практически использовать теоретический материал в рамках в профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные экологические понятия,

- взаимоотношения организма и среды, экологии и здоровья человека;

- глобальные проблемы окружающей среды;

- экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы;

- основы экономики природопользования;

- основы экологического права и международного сотрудничества в области окружающей среды;

Уметь:

- применять знание законов экологии и экологического законодательства;

- выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения;

Владеть:

- навыками принятия оптимальных решений, минимизирующих негативное воздействие результатов человеческой деятельности на окружающую среду.

Рабочая тетрадь является частью учебного комплекса и предназначена как для самостоятельной работы студентов, так и для работы во время аудиторных занятий. Она содержит различные задания, в том числе в виде таблиц, схем, графиков и рисунков, а также вопросы для контрольной работы по всему учебному курсу экологии. Задания даны в соответствии с тематическим планом лекционного курса по экологии.

 

 


Задание 9.

 

Установите соответствие между ключевыми фигурами в истории экологии и их заслугами:

 

Ж.Б. Ламарк Т. Мальтус А. Болотов Ч. Дарвин В. Вернадский Ю. Одум Л. Браун Н. Реймерс · первым заговорил о неизбежности конфликта между человеком и природой; · сформулировал представление об экологии как о системе наук; · обосновал причины и опасность перенаселения; · заложил основы сельскохозяйственной экологии; · разработал концепцию приспособительной эволюции, объяснил различие между естественным и искусственным отбором; · создал учение о биосфере; · развил представление об экосистеме; · разработал наиболее реалистичные прогнозы будущего человечества.

 

Зачтено, оценка ___________________ Не зачтено ________________________
_________________________ (подпись) _________________________ (подпись)

Рекомендации преподавателя

 

 
 
 

 

Рекомендации преподавателя

   
 
 

Гетеротермные

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 6. Сформулируйте основные экологические правила, характеризующие адаптации гомойотермных животных к температурным условиям обитания.

Правило Бергмана ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило Аллена ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило Глогера _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило Гессе ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон покровов тела ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7. Изучите анатомо-морфологические особенности растений из разных экологических групп, дайте определения и заполните таблицу 4.

Таблица 4 – Экологические группы растений по отношению к воде

 

Экологические группы Характерные представители Основные морфо-экологические адаптации
  Гидатофиты            
  Гидрофиты      
  Гигрофиты      
Мезофиты    
Ксерофиты- суккуленты(стеблевые, листовые, корневые)        
Эуксерофиты    
Стипаксерофиты    

 

Зачтено, оценка ___________________ Не зачтено ________________________
_________________________ (подпись) _________________________ (подпись)

 

Рекомендации преподавателя

 

 
 
 

1 2 3 4

5 6 7 8

 

Рисунок 8 – Жизненные формы жуков-жужелиц (для имаго)

Зоофаги: 1 – геобионты (Scarites), 2– фитобионты (Calosoma), 3, 4 – эпигеобионты (Carabus, Cicindela), 5– стратобионты (Panagaeus), 6 – псаммоколимбеты (Omophron), Миксофитофаги: 7– стратобионты (Curtonotus), 8 – стратохортобионты (Zabrus)

Задание 3. Внимательно рассмотрите рисунок 9, где представлены основные типы кривых выживания, и дайте их характеристику.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Рисунок 3 – Три типа кривых выживания

Задание 4. Классификация жизненных форм млекопитающих определяется признаками, которые кладут в их основу. Хорошо известно, что на морфологию млекопитающих существенное влияние оказывают, прежде всего: а) среда, в которой они обитают; б) характер передвижения; в) тип питания. А. Н. Формозов выделял адаптивные типы зверей: 1) наземные; 2) подземные; 3) воздушные; 4) водные, а в пределах каждого типа рассматривал группы с различным способом передвижения. Интересную классификацию жизненных форм предложил С. П. Наумов (рис. 10). Дайте общую характеристику и укажите по три–четыре вида млекопитающих из следующих экологических групп:

 

Наземные звери ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Звери, населяющие лес и заросли кустарников ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обитатели открытых пространств ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А) Группа копытные _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Группа тушканчика ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Группа суслика ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подземные звери ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Водные звери ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Летающие звери ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Зачтено, оценка ___________________ Не зачтено ________________________
_________________________ (подпись) _________________________ (подпись)

Рекомендации преподавателя

 

 
 
 

 

Рисунок 10 – Жизненные формы млекопитающих

Бег: А – малый суслик; Б – заяц-русак; В – джейран; Лазанье по деревьям: Г – кускус (сумчатые); Д – белка, Е – паукообразная обезьяна; Ж – трехпалый ленивец; Прыжки в кронах: 3 – белка; И – летяга; К – сумчатая летяга; Л – шерстокрыл; М – гиббон; Полет рукокрылых: Н – нетопырь карлик; О – широкоухий складчатогуб; Плавание: П – выхухоль; Р – самка калана с детенышем; С– обыкновенный тюлень; Т – сивуч; У– белуха; Подземные млекопитающие: Ф – крот; X – слепыш; Ц – цокор; Ч – африканский голый землекоп


Тема 5. Экология популяций

 

Задание 1. В дэмэкологии существуют понятия «географическая популяция» и «экологическая популяция». Раскройте эти понятия, приведите примеры.

 

Географические популяции (по Н. П. Наумову) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экологические популяции (по Н. П. Наумову) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Популяции, как групповые объединения, обладают рядом специфических свойств, которые не присущи отдельно взятой особи. Групповые особенностиосновные характеристики популяций. К ним относятся: 1) численность; 2) плотность; 3) рождаемость; 4) смертность; 5) прирост популяции; 6) темп роста. Дайте краткую характеристику этих показателей.

Численность (N) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плотность (k) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рождаемость (b) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смертность (d) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прирост ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темп роста ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Популяции свойственна определенная организация. Распределение особей по территории, соотношения групп по полу, возрасту, морфологическим, физиологическим, поведенческим и генетическим особенностям отражают структуру популяции. Структура популяций имеет приспособительный характер. Раскройте сущность основных показателей структуры популяций.

 

Половая структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возрастная структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пространственная структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этологическая структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Перечислите факторы, которые могут оказывать влияние на рождаемость и смертность в популяциях рыб. Заполните таблицу 6, указывая в графах (+) причины, ускоряющие, в графах (-) замедляющие соответствующие процессы.

 

Таблица 6 – Факторы, влияющие на рождаемость и смертность в популяциях рыб

Процесс Факторы (причины) его изменения
Рождаемость (+)  
 
Рождаемость (-)  
 
Смертность(+)  
 
Смертность (-)  
 

 

Задание 4. Дайте характеристику основных типов пространственного распределения особей в популяциях растений и животных. Приведите примеры.

Равномерный тип распределения ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диффузный тип распределения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мозаичный (агрегированный) тип распределения ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________

Задание 5. Приведите примеры оседлых животных с одиночно-семейным образом жизни и раскройте биологическое значение участков обитания. Каким образом достигается «закрепление» участка?

Оседлые животные с одиночным образом жизни __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оседлые животные с семейным образом жизни __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Способы закрепления участка ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. При групповом образе жизни особи постоянно или периодически образуют скопления разной величины, как правило, включающие отдельные семьи. Усложнение поведенческих связей в популяциях приводит к формированию колоний, стай и стад.

В чем состоят основные биологические преимущества группового образа жизни?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7. Групповые объединения животных, такие как колонии, стаи и стада, представляют различные варианты реализации пространственно-этологической структуры популяций. У оседлых животных с групповым образом жизни элементарной единицей популяции может являться колония. Что такое колония? Назовите виды животных с колониальным образом жизни, расположив примеры в последовательный ряд, отражающий усложнение системы взаимоотношений между особями в колониях.

Колонии ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примеры колониальных животных ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Жизнь животных в группе через нервную и гуморальную системы отражается на протекании многих физиологических процессов в их организме. У изолированных особей заметно меняется уровень метаболизма, быстрее тратятся резервные вещества, не проявляется целый ряд инстинктов и падает жизнеспособность. Известно явление, описанное как «эффект группы». Как проявляется эффект группы в популяциях животных? Существуют ли ситуации, когда эффект группы утрачивается?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 9. Дайте характеристику основных типов популяционной динамики и приведите примеры животных с таким типом динамики численности.

Спокойный ход численности с небольшой амплитудой колебаний в разные годы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сезонный тип динамики численности ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Многолетний тип динамики численности со вспышкой массового размножения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Зачтено, оценка ___________________ Не зачтено ________________________
_________________________ (подпись) _________________________ (подпись)

 

Рекомендации преподавателя

 

 
 
 

Рекомендации преподавателя

 

 
 
 

Рекомендации преподавателя

 

 
 
 

Рекомендации преподавателя

 

 
 
 

Рекомендации преподавателя

 

 
 
 

Вопросы к зачету

 

1. Современное понятие об экологии. Структура экологии.

2. Основные понятия общей экологии: организм, биологический вид, популяция, биоценоз, биогеоценоз, экосистема, биосфера.

3. Основные среды жизни и их характерные отличия.

4. Экологическая валентность (толерантность, эврибионты и стенобионты).

5. Экологическая ниша.

6. Экологический фактор. Классификация экологических факторов.

7. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Правило оптимума. Закон толерантности. Энергетическая «цена» адаптации.

8. Лимитирующий фактор. Закон лимитирующего фактора. Лимитирующие факторы наземно-воздушной и водной сред.

9. Адаптация. Виды адаптации. Типы адаптивных реакций.

10. Популяция и характерные для нее типы взаимодействий.

11. Численность, плотность и структура популяций.

12. Биоценоз и характерные для него взаимосвязи.

13. Экосистема, ее основные характеристики и роль в круговороте веществ.

14. Геологический и биологический круговорот веществ в биосфере.

15. Составные части экосистемы (биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты).

16. Биотические факторы. Внутри- и межвидовые взаимоотношения. Значение взаимоотношений для регуляции численности популяции.

17. Биотические сообщества: видовая структура. Значение видовой структуры для устойчивости экосистемы.

18. Экологические системы: энергетика и трофическая структура, поток энергии и круговорот веществ.

19. Экологические системы: биологическая продуктивность, первичная и вторичная продукция. Валовая и чистая продукция.

20. Динамика экосистем. Экологические сукцессии. Виды сукцессии. Общие закономерности изменений в ходе сукцессии

21. Учение о биосфере. Состав и структура биосферы. Функции живого вещества. Границы биосферы.

22. Антропогенные факторы. Виды влияния человека на природную среду.

23. Понятие о загрязнении. Источники и виды загрязнений.

24. Наиболее опасные загрязнения и их глобальные экологические последствия для атмосферы и гидросферы.

25. Влияние физических, химических и биологических загрязнений на организмы.

26. Понятие экологического нормирования и экологического норматива.

27. Причины и последствия возникновения «парникового» эффекта, озоновых «дыр» и кислотных дождей.

28. Причины и последствия загрязнения гидросферы и литосферы.

29. Экосистемы, создаваемые человеком, их характеристика и основное отличие от природных экосистем.

30. Природно-промышленные системы, их структуры и отличия.

31. Природные ресурсы. Классификация. Современное состояние ресурсов биосферы. Принципы рационального природопользования.

32. Экология человека. Биосоциальная природа человека: эволюционные особенности вида, типы адаптаций, наследственность, влияние искусственной среды на эволюцию человека. Особенности роста популяций человека.

33. Экология человека. Отличие антропогенных экосистем от природных. Влияние природно-экологических и социально-экологических факторов на здоровье человека.

34. Классификация и характеристика особо охраняемых природных территорий.

35. Основы экологического права. Источники экологического права. Государственные органы охраны окружающей природной среды. Понятие, виды и составляющие экологического контроля.

36. Государственный экологический контроль. Понятие и принципы экологической экспертизы. Объекты экологической экспертизы. Экологический мониторинг.

37. Эколого-экономический потенциал как максимально допустимая антропогенная нагрузка на природу. Основные пути усовершенствования природоохранной работы на предприятиях пищевой промышленности.

38. Основные пути усовершенствования природоохранной работы на предприятиях пищевой промышленности.

39. Международное сотрудничество в области охраны природы. Объекты международной охраны природы, их классификация. Международные природоохранные соглашения, проекты и программы по вопросам охраны природы.

40. Прогнозирование состояния окружающей среды.

 

Литература

 

1. Акимова, Т.А. Экология / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин – М.: ЮНИТИ, 1998.

2. Биологический энциклопедический словарь. – М.: изд-во БРЭ, 1995. – 864 с.

3. Блинников, В.И. Зоология с основами экологии / В.И. Блинников. – М.: Просвещение, 1990 – 224 с.

4. Брукс, Р.Р. Химия окружающей среды / Р.Р. Брукс. – М.: Химия, 1982. – 672 с.

5. Воронков, Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная / Н.А. Воронков. – М.: Агар, 1999. – 424 с.

6. Вронский, В.А. Прикладная экология / В.А. Вронский. – Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 1996. – 512 с.

7. Гиляров, А.М. Популяционная экология / А.М. Гиляров. – М.: изд-во МГУ, 1990. – 184 с.

8. Горышина, Т.К. Экология растений / Т.К. Горышина. – М.: Высшая школа, 1979. – 369 с.

9. Грин, Н. Биология: в 3-х т / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. – 3-е изд. – М.: Мир, 2004. Том 1 - 454с., Том 2- 436с., Том 3- 451с.

10. Израэль, Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды / Ю.А. Израэль – М.: Гидрометеоиздат, 1984. – 375 с.

11. Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 602 с.

12. Культиасов, И.М. Экология растений / И.М. Культиасов. – М.: изд-во МГУ, 1982. – 379 с.

13. Наумов, Н.П. Экология животных / Н.П. Наумов. – М.: Высшая школа, 1963. – 618 с.

14. Небел, Б. Наука об окружающей среде: в 2 т. / Б. Небел – М.: Мир, 1993. – 336 с.

15. Никаноров, А.М. Экология / А.М. Никаноров, Т.А. Хоружая. – М.: Изд-во ПРИОР, 2000. – 304 с.

16. Одум, Ю. Экология. В 2-х т.: Пер. с англ. – М.: Мир, 1986. – 376 с.

17. Радкевич, В.А. Экология / В.А. Радкевич. – Минск: Высшая школа, 1997. – 159 с.

18. Ревелль, П. Среда нашего обитания. Книга первая. (Народонаселение и пищевые ресурсы): Пер. с англ. / П. Ревелль, Ч. Ревелль – М.: Мир, 1994. – 344 с.

19. Реймерс, Н.Ф. Популярный биологический словарь / Н.Ф. Реймерс. – М.: Наука, 1991. – 540 с.

20. Реймерс, Н.Ф. Природопользование / Н.Ф. Реймерс. – М.: Мысль, 1990. – 637 с.

21. Реймерс, Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н.Ф. Реймерс. – М.: изд-во Россия Молодая, 1994. – 366 с.

22. Скотт, М. Природа / М. Скотт. – М.: Росмэн, 1995. – 160 с.

23. Строкова, Н.П. Методические указания к практическим работам по курсу «Общая экология» / Н.П. Строкова. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2003. – 82 с.

24. Чернова, Н.М. Лабораторный практикум по экологии / Н.М. Чернова. – М.: Просвещение, 1986. – 97 с.

25. Чернова, Н.М. Экология / Н.М. Чернова, А.М. Былова. – М.: Просвещение, 1988. – 265 с.

26. Шилов, И.А. Экология / И.А. Шилов. – М.: Высшая школа, 1998. – 512 с.

27. Экология / Под ред. проф. В.В. Денисова. – М.: ИКЦ Март, 2006. – 768 с.

28. Экология микроорганизмов: учебник для студентов вузов / Под ред. А.И. Нетрусова. – М.: Академия, 2004. – 272 с.

29. Экология. Природа – Человек – Техника: Учебник / Под общ. ред. А.П. Кузьмина. – М.: ЗАО Изд-во Экономика, 2007. – 510 с.

30. Dunger, W., 1974. Neue und bemerkenswerte Collembolenarten der Familie Neanuridae. Abh. Ber. Naturkundemus. Görlitz, 1974. – 48: 1-20.

31. Odum, E.P. Fundamentals of ecology. 3rd edition. W. B. Saunders Co., Philadelphia and London, 1971. – 544 pp.

32. Raunkiær, Ch. Plant life forms / transl. from Danish by H. Gilbert-Carter. – Oxford: Clarendon Press, 1937. – vi, 104 p.

Коротченко, И.С.

Экология: рабочая тетрадь / Коротченко И.С.; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2014. – 64 с.

 

Рабочая тетрадь включает в себя методический материал для организации самостоятельной работы студентов при изучении курса «Экология».

Разработана в помощь студентам высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 260100.62 (19.03.02) «Продукты питания из растительного сырья», 151000.62 (15.03.02) «Технологические машины и оборудование» очной и заочной форм обучения и может быть использована учащимися общеобразовательных школ для более углубленного и систематизированного изучения экологии.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярского государственного аграрного университета

 

Автор: Коротченко И.С. – доцент кафедры экологии и естествознания, кандидат биологических наук

 

 

© Коротченко И.С., 2014

© Красноярский государственный аграрный университет, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

Тема 1. Предмет, задачи, методы экологии. Краткий очерк истории экологии. 7

Тема 2. Среды жизни. Внутривидовые и межвидовые отношения. 13

Тема 3. Экологические факторы среды. Экологические. 23

группы организмов. 23

Тема 4. Жизненные формы организмов и типы стратегий живого. 29

Тема 5. Экология популяций. 37

Тема 6. Экология сообществ и концепция экосистемы.. 43

Тема 7. Строение и свойства биосферы.. 53

Тема 8. Экология и здоровье человека. 62

Тема 9. Экологические принципы рационального природопользования. 67

Вопросы к зачету. 72

Литература. 75

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экология – это наука, изучающая отношения организмов между собой и с окружающей их неорганической средой, общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня, среду обитания живых существ, в том числе и человека.

Кроме того, современная экология не только изучает законы функционирования природных и техногенных систем, но ищет пути гармонического взаимоотношения природы и общества, от характера которого зависит здоровье людей их экономическое процветание и сохранение человека как биологического вида. Решение экологических проблем требует огромной работы во всех областях науки и техники. Поэтому идеи и проблемы экологии всемерно проникают в другие научные дисциплины и внедряются в общественное развитие.

Специалист в любой сфере деятельности должен обладать экологическими знаниями, понимать сущность современных проблем взаимодействия общества и природы, разбираться в причинной обусловленности, возложенных негативных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду. Уметь квалифицированно оценить характер, направленность и последствия влияния конкретной деятельности человека на природу, увязывая решение производственных задач с соблюдением соответствующих природоохранных требований, вырабатывать и осуществлять научно обоснованные решения экологических проблем.

Цель дисциплины «Экология» – формирование ценностных ориентаций мировоззренческого уровня, отражающих объективную целостность и ценность природы и базовых экологических знаний, необходимых для обеспечения профессиональной деятельности.

Задачи:

- изучение структуры и закономерностей функционирования экологических систем;

- изучение закономерностей действия экологических факторов на биологические, природные, природно-антропогенные объекты и биосферу;

- изучение механизмов саморегуляции существующих в экосистемах и антропогенных факторов их нарушающих;

- изучение механизмов обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования и реализации концепции устойчивого развития.

- научиться практически использовать теоретический материал в рамках в профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные экологические понятия,

- взаимоотношения организма и среды, экологии и здоровья человека;

- глобальные проблемы окружающей среды;

- экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы;

- основы экономики природопользования;

- основы экологического права и международного сотрудничества в области окружающей среды;

Уметь:

- применять знание законов экологии и экологического законодательства;

- выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения;

Владеть:

- навыками принятия оптимальных решений, минимизирующих негативное воздействие результатов человеческой деятельности на окружающую среду.

Рабочая тетрадь является частью учебного комплекса и предназначена как для самостоятельной работы студентов, так и для работы во время аудиторных занятий. Она содержит различные задания, в том числе в виде таблиц, схем, графиков и рисунков, а также вопросы для контрольной работы по всему учебному курсу экологии. Задания даны в соответствии с тематическим планом лекционного курса по экологии.

 

 


Тема 1. Предмет, задачи, методы экологии. Краткий очерк истории экологии

 

Задание 1. Составьте краткий словарик терминов по дисциплине «Экология»

№ п/п Термин Определение
1. Абиотические (экологические) факторы  
2. Автотрофы <

Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.229 с.