ИСПРАВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-3-х КЛАССОВ — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

ИСПРАВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-3-х КЛАССОВ



Методический материал второго раздела книги предполага­ется использовать на втором году обучения тех учащихся (2-й или 3-й класс), у которых наблюдается нарушение письма.

Первые несколько занятий отводят на закрепление тем «Со­став слова», «Родственные слова», «Образование слов», затем логопед работает над различением приставок и предлогов (с предлогами учащиеся подробно познакомились на первом году обучения). В процессе последующей работы над дифференциа­цией звуков логопед может включать в занятия задания на зак­репление морфологического состава слова.

Как отмечалось ранее, у учащихся-дисграфиков много оши­бок на безударные гласные. Во втором разделе книги дается методический материал, направленный на выработку у учени­ков умения находить в слове безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова. На данном этапе работа в основном на­правлена на развитие фонематического слуха. С этой целью предлагается система упражнений на различение гласных и согласных звуков (букв), смешиваемых в устной речи и на пись­ме (гласных ы — и, а я, о ё, у ю, ё — ю; звонких и глухих согласных з — с, б — п, д т, г к, ж ш, в ф; свистящих, шипящих и аффрикат ш с,з ж, с ц, ч — щ, ч — ц).

Дифференциация гласных и согласных дается по единой схеме, что позволяет ученикам пройти последовательно весь комплекс упражнений по различению звуков (букв). Парал­лельно рассматриваются грамматические темы: например «Оглушение звонких согласных в конце слова». Дифферен­циация каждой пары заканчивается диктантами с задания­ми, изложениями и другими видами заданий, связанных с развитием связной речи.

Еще раз напоминаем логопедам, что предлагаемый методи­ческий материал можно использовать выборочно, учитывая ре­чевые нарушения конкретной группы учеников.

РАБОТА НАД СЛОВОМ

Родственные слова Конспект занятий

Тема. Родственные слова.

Цель. Дать учащимся понятие о родственных словах; уп­ражнять в подборе родственных слов.

Оборудование. Плакат с изображением чудо-дерева, карточки со словами сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся прослушать и повторить в той же последовательности ряды слов.

Сад, садовый, посадить, посадки, садовник, соль, соленый, посолить, соленья, рассол, лес, лесник, перелесок, лесок, лесной. П. Работа с текстами. Логопед читает текст рассказа:

«Родник родит речку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы гляди­те, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня».



После того как ученики выслушают текст, логопед, выясня­ет, понятен ли им смысл слов родник, родина, родня, и говорит, что эти слова называются родственными.

Затем логопед читает стихотворение.

Как растут слова.

Как-то много лет назад Вот из сада

Посадили странный сад. Вам рассада.

Не был сад фруктовым — Вот еще посадки рядом.

Был он только словом. А вот садовод,

Это слово, словно корень, С ним садовник идет.

Разрастаться стало вскоре Очень интересно

И плоды нам принесло — Гулять в саду словесном.

Стало много новых слов.

 

И вновь выясняется понимание смысла слов рассада, посад­ки, садовод, садовник.

Логопед спрашивает: .«Из какого слова «выросли» слова са- \ довник, садовод, рассада, посадки? (Из слова — сад.) Слово сад — это слово-корень».

Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо-дерева. Слово сад прикрепляет к корню дерева.

Логопед предлагает: «Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня сад. (Ученики называют слова и вставляют карточки-картинки в прорези дерева.) Все эти слова произош­ли от одного корня и называются однокоренными, родствен­ными. Запишите родственные слова в тетрадь, выделите ко­рень».

Образец записи: сад — рассада, посадки, садовод,

посадили.

Аналогично проводится работа с другими словами: воз, во­зить, перевозка, повозка, возчик.

Ш. Работа с однокоренными словами, не являющимися род­ственными.

Логопед записывает на доске пары слов: рис-рисунок; гора-горевать; водитель-вода — и предлагает ученикам найти в них общую часть.

Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть — корень слова. Сравнить пары по смыслу. Сказать, бу­дут ли эти слова родственными, объяснить, почему не будут.

Делается вывод.

Далее логопед предлагает придумать предложение с каж­дым словом.



IV. Итог занятия.

Логопед: «Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? »

Тренировочные упражнения

Задание 1. К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки, запишите в тетради, выделите корень.

Гора, горе — Горный, горюшко, пригорок, горевать.

гористый, горький, горочка, пригорюнился. Вода, водит — Водить, подводник, привод, водянистый. ,

проводник, водяной, водила, заводная. Пол, поле — Половая, полевой, напольная, полюшко,

половик, половица.

 

 

Рис, рисунок — Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисунка, рисуночек, рисовал. Задание 2. Прочитайте слова. Найдите лишнее, не подходящее по смыс­лу слово. Объясните, почему оно не подходит.

Шиповник, шипы, шипит, шиповки; маленький, малыш, малевать, малявка; шипучка, шиповник, шипящий, зашипел.

Задание 3. Прослушайте сказку. Ответьте на вопросы. Крепыш и Скрепка.

Это случилось в библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь.

Там у дальней стены на верхней полке стоял Словарь. На его страницах были напечатаны все слова, какие есть в русском языке.

Однажды к Словарю стали подбираться мыши, чтобы сгрызть его. Страшно стало Словарю. Начал он думать, как спа­стись от гибели. Думал, думал и вспомнил, что у него в самой середине есть крепкая страница. На ней напечатаны слова с корнем креп. Потряс Словарь эту страницу, и вывалилась из нее крепость, выпрыгнул Крепыш, а вслед за ним вывалилась Скрепка.

Крепость с бойницами, рвами, башнями окружила Словарь. У ворот на мосту встал Крепыш. В крепостные ворота по мосту направилась Скрепка. Увидел ее Крепыш и засмеялся: «Ты за­чем сюда такая тонкая? Без тебя обойдемся». Хотел он Скрепку копьем подцепить, да она успела прошмыгнуть.

Разозлились мыши, никак к Словарю не подобраться. Под крепостными стенами собрались они на военный совет и начали думать, как крепость захватить. Вернулись мыши-разведчики. «Крепка крепость, — сказали они, — укрепления такие, что Крепышу никаких подкреплений не надо. Только один способ есть: ворваться в крепость по подземному ходу. Но надо иметь чертежи и планы, а они на столе в угловой башне. Окна там от­крыты, ветер подует, чертежи и планы сами к нам прилетят».

Стали мыши ждать ветра. Тут ветер подул. Это библиотекарь открыл форточку. Мыши стали радоваться, а чертежи и планы не летят, потому что их скрепила тоненькая Скрепка.

Сняли мыши осаду и ушли в другой конец библиотеки. А там стояла мышеловка рядом с «Книгой о вкусной и здоровой пище». Мыши в нее и угодили.

а) Используйте слова из задания 2; Отпраздновал Крепыш победу. Себя наградил Орденом ук­репления I степени, крепости дал название Крепчайшая и вер­нулся в Словарь. Скрепка тоже заняла свое место в Словаре.

И до сих пор никто не знает, что Скрепка Словарь спасла. Тонкая она, незаметная.

Вопросы:

Кого испугался Словарь?

Что предпринял Словарь для своей защиты?

Почему мыши не смогли подобраться к Словарю?

Почему мыши не получили чертежей и планов?

Что спасло Словарь?

Кто оказался сильнее при защите Словаря?

Задание 4. Вспомните и назовите слова, которые вывалились с креп­кой страницы. (Крепость, Крепыш, Скрепка.)

Назовите похожие слова, которые вы слышали в сказке. (Крепкая, крепостные, укрепления, подкрепление, крепка, скрепила, крепчайшая.)

Как называются все эти слова? (Родственные.)

Из какого корня образовались все эти слова? (Креп.)

СОСТАВ СЛОВА. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ

Приставки

Тренировочные упражнения

Задание 1. а) Прочитайте слова. Выделите корень. Поход, выход, приход, заход;

б) Назовите часть слова, стоящую перед корнем. (по-, вы-, при-, за-) (Это приставки);

в) Догадайтесь, как образовались эти слова. (При помощи приставок.)

Задание 2. Обозначьте в словах сначала корень, затем приставку:

Пошел, зашел, вышел, пришел; понес, занес, вынес, при­нес; побежал, забежал, выбежал, прибежал; повязал, завязал, вывязал, привязал.

Задание 3. Спишите слова в тетрадь. Выделите корень и приставку.

Образец: поход, повар.

б) переезд, выезд, приезд; слет, перелет, вылет, отлет; свез, увез, довез, перевез, отвез, привез; завел, перевел, отвел, увел, привел;

в) отбежал, подплыл, перелетел, заполз, пошел, записал, подул, загремел, ускакал, прибыл, забрал, надел, подшил, пе­редал, уполз, подлетел, подсадил, вшил.

Задание 4. Образуйте новые однокорениые слова, используя приставки, данные в таблице. Логопед вывешивает таблицу «Приставки». — Скажите, все ли приставки можно использовать для образования новых слов от данных.

-летел, -плыл, -говорил, -полз, -летал, -мчался, -сверкал, -дул, -шумел, -гремел, -пищал, -лакал, -пил, -сосал.

Задание 5. Спишите, вставив подходящие по смыслу слова, данные в скобках.

Павлик (подплыл, отплыл) от берега. Митя (подбежал, от­бежал) к лодке. Алеша (поднес,' отнес) ведро домой. Собака (влезла, вылезла) из конуры. Дедушка (сошел, вышел) из трол­лейбуса. Мячик (подскочил, отскочил) от стены. Кошка (влез­ла, залезла) в корзинку. Мальчик (попил, выпил) молока.

Задание в. Спишите предложения. Вставьте пропущенную пристав­ку по- или за-. Обозначьте приставки и корень.

Вдруг -дул ветер, -сверкали молнии, -гремел гром, -шумело море, -бежали волны.

Задание 7. Спишите предложения. Вставьте пропущенные приставки по-, вы-, за-. Обозначьте приставки и корень.

-звенел звонок. Дети -шли из класса. Учительница -шла в учи­тельскую. Валя -шел в библиотеку. Лена -шла за Светой. Девочки -шли из школы.

Задание 8. Спишите предложения. Подберите нужную приставку к выделенным словам. Обозначьте приставки.

Птицы летели к кормушке (под-, от-). Мама ставила цветы в вазу (по-, от-). Хор пел еще одну песню (про-, от-). Маша несла ведра до крыльца (до-, об-).

Задание 9. Спишите словосочетания. Вставьте подходящие по смыс­лу приставки. Обозначьте их.

-плыть до берега, -лететь на хищника, -писать в тетрадь, — резать хлеб, -жарить картофель, -ехать в город, -шел за водой, I шел из школы, -нес в комнату.

Задание 10. Спишите предложения. Вставьте подходящие по смысля приставки. Выделите их.

Зайчик -бежал из леса и -бежал к огороду. Он -бежал вокруг огорода, -бежал к грядке с капустой, -грыз кусочек капусты, I бежал из огорода и -бежал обратно в лес.

Автомобиль -ехал из гаража, -ехал по улице, -ехал до моста, ■ ехал через мост и вскоре -ехал до деревни.

Суффиксы

Задание 1. Прочитайте слова, назовите корень.

Ком, комок, комочек; садик, садочек; лесок, лесочек.

Прочитайте ту часть слова, которая стоит после корня, (-ок, -очек.)

Как она называется?

Подумайте, при помощи чего образовались эти слова.

Задание 2. Выделите суффиксы из слов. Запишите слова в тетрадь, обозначьте суффиксы и корень:

— А —Л

Образец: цветок, ножик.

а) Цветок, листок, грибок, лесок, дубок, уголок, ветерок, носок, голосок, глазок;

б) мостик, листик, хвостик, ножик, котик, дворик, топорик, карандашик, букетик, цветик, кустик;

в) стульчик, шкафчик, барабанчик, баранчик, стаканчик, возчик, грузчик, чемоданчик, карманчик, вагончик.

Игра «Кузовок» (по В.И. Далю).

«Вот кузовок, — говорит логопед и показывает корзиночку, — кладите в него все, что есть на -ок. *. Учащиеся подбирают сло­ва с суффиксом -ок, называют их, затем записывают в тетради, обозначают суффикс.

Выигрывает, кто назовет большее количество слов.

Задание 3. Измените слова по образцу. Запишите их. Обозначьте суф­фикс.

Образец: Ира Ирочка, Валя Валечка, Надя

Наденька.

Ира — ... Рая — ... Надя — ... Зина — ... Валя — ... Миша — ...

Нина—...Галя — ... Петя — ... Света — ... Таня — ... Сережа — ... Марина — ... Зоя — ... Наташа — ...

Задание 4. Измените слова по образцу. Запишите их. Выделите ко­рень и суффикс, обозначьте их.

Образец: рука рученька ручища.

Рука—... —...; нога —... —...; дом —... —...; глаз —... —...; стул —... —...; лоб —... —...; голова—... —...; лапа—... —....

Задание 5. Спишите тексты. Вставьте пропущенные суффиксы. Обо­значьте их.

В свежем воздухе сверкает Первый чист...ий снеж... . И румянит детям щеки Легкий зимний холод... .

Одуванчик.

Цыплята нашли в саду бел...ий шар... . Он им очень понра­вился. Каждый хотел покатать шар... . Шумели цыплят...и, спорили. Но тут подул ветер.... Красивый шар... разлетелся на мал...ие пушинки. Остался голый стебел... и вокруг него удив­ленные цыплята.

Задание 6. От слов-действий образуйте слова-предметы при помощи суффикса. Обозначьте суффикс.

Образец: посадить деревья посадка деревьев. Побелить стены; рубить лес; засолить огурцы; полить ого­род; подкормить посевы; сушить сено; обработать огород.

Задание 7. От слов-признаков образуйте новые слова-признаки при помощи суффикса -еньк-. Суффикс обозначьте.

/\

Образец: белый беленький.

Сладкий — ..., красный — ..., синий — ..., желтый — ..., молодой — ..., старый — ....

Задание 8. Запишите слова в таблицу по образцу.

Приставка Корень Суффикс Окончание
по сад к а

- Посадка, прополка, старушка, кремовый, новенький, девоч­ка, полочка.






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.015 с.