III. Составление краткого пересказа. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

III. Составление краткого пересказа.



Логопед требует от учащихся очень коротко рассказать о про­цессе добывания соли. Отмечаются наиболее удачные варианты.

IV. Итог занятия.Логопед спрашивает: «Чему вы научились сегодня? »

Тренировочное упражнение

Задание 1. Прослушайте рассказ «Карандаш», составьте план расска­за. Кратко перескажите каждую часть.

Карандаш.

У каждого школьника есть карандаш. Казалось бы, такая простая, привычная вещь, а знаешь, как не просто ее сделать?

Когда-то люди писали свинцовыми палочками, которые остав­ляли бледный след на бумаге. Потом появился карандаш, но, что­бы его сделать, понадобился труд людей различных профессий.

Прежде всего, не всякое дерево годится на карандаш. Вот, например, сибирский кедр или красный можжевельник — у них древесина не лохматится под ножом, режется гладко, ее удобно строгать.

Графит добывают в горах, он такой же черный, как и уголь. Но одного графита мало, нужна еще хорошая глина, чтобы стер­женек карандаша был прочным; нужны клей и жир, чтобы гра­фит не рассыпался и оставлял на бумаге яркий след.

На карандашной фабрике все это проходит через умные ма­шины, превращаясь то в порошок, то в мягкую нить, то в тон­кие палочки. Кто только ни работал для того, чтобы получился карандаш! И уважая труд людей, надо беречь такую малень­кую, простую, привычную вещь — твой карандаш!

Слова для объяснения: можжевельник, древеси­на, графит.

Конспект занятия

Тема. Рассказ «Бабочки».

Цель. Учить детей понимать главное врассказе и состав­лять условие задачи по данному тексту.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Работас рассказом.

1) Логопед читает рассказ:

«Стояла жаркая погода. На лесной полянке летали три ба­бочки. Одна была желтая, другая коричневая с красными пят­нышками, а третья бабочка была голубая.

Бабочки сели на ромашку. Тут прилетели еще две разноцвет­ные бабочки и опустились на эту же ромашку. Тесно было ба­бочкам, зато весело!»

2)Составление условия задачи.

Логопед предлагает учащимся вспомнить, из каких частей состоит задача. (Условие и вопрос.)

Л о г о и е д: «Сейчас мы будем учиться составлять задачу, используя рассказ «Бабочки». Следует помнить, что из расска­за надо выбрать самое главное. Что самое главное в рассказе? (Бабочки.) Сколько сначала бабочек сидело на ромашке? (Три.)

Сколько еще прилетело? (Две.) А теперь подумайте и составьте задачу про бабочек».

3) Составление задачи учащимися. Учащиеся. На ромашке сидели три бабочки. К ним при­летели еще две бабочки.



Логопед. Что вы составили? (Условие задачи.) Логопед. Задача получилась? (Нет, потому что нет воп­роса.)

Поставьте вопрос к этой задаче. (Сколько всего стало бабочек?)

4) Сравнение текста рассказа с текстом задачи.

Логопед. Чем отличается рассказ от задачи? (В рассказе все говорится подробно, а в задаче кратко. В рассказе нет вопроса.)

III. Итог занятия.

Логопед. Чему вы сегодня научились?

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте рассказ «Рыбки» и составьте задачу.

Рыбки.

Папа подарил Маше аквариум. Маша с мамой пошли в зоо­магазин и купили семь красивых рыбок. Там они купили мор­ские растения и камешки. Маша радостная бежала домой, ей так хотелось пустить рыбок в аквариум.

Дома в аквариум положили камешки, опустили растения, налили воды и пустили рыбок.

Утром случилась беда. Кот Васька влез на аквариум, лапой вытащил двух рыбок и съел. Кота наказали, а рыбок стали при­крывать стеклом.

Задание 2. Прослушайте рассказ «Цыплята» и составьте задачу.

Цыплята.

У бабушки в деревне есть курица Пеструшка. Нанесла Пес­трушка 15 яиц. Яйца оставили в гнезде. Курица сидела на яй­цах и не слетала даже поклевать корм. Вскоре из яиц вылупи­лись цыплята. Все пятнадцать цыплят были желтенькие, как пушистые комочки. Цыплята росли.

И скоро мы могли уже определить петушков, потому что у них быстро росли гребешки. Получилось восемь петушков, а осталь­ные были курочки.

(Аналогичные задачи можно составить из рассказов на еле* дующие темы: «Грибы», «Птицы», «Посуда» и др.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте рассказ, расскажите сначала о Дружке, за­тем о Пушке.

Дружок и Пушок.

У Шуры есть собака Дружок и кот Пушок. Дружок белый, а Пушок серый. Когда Шура идет гулять, Дружок бежит с ним, а Пушок ждет их на окошке. Дружок и Пушок живут дружно. Дружок любит грызть кости, а Пушок лакает молоко. Ночью Дружок не спит, он сторожит дом, а Пушок пугает мышей.



Задание 2. Прослушайте рассказ. Расскажите о том, как медицин­ская сестра спасла ранего солдата.

Храбрая девушка.

В бою с фашистами был ранен наш солдат. Пуля пробила ему руку и попала в грудь. Солдат упал на снег. Товарищи его ушли вперед. Они гнали фашистов дальше.

К солдату тихо ползла медицинская сестра. Она перевязала ему рану.

Потом эта маленькая девушка потащила солдата в безопас­ное место. Всю дорогу фашисты обстреливали ее из пулемета. Но девушка продолжала ползти и доставила бойца к своим. Так храбрая девушка спасла жизнь солдату.

Задание 3. Прослушайте рассказ. Расскажите о том, как муравей вы­брался из банки с медом.

Догадливые муравьи.

На столе стояла банка с медом. В нее забрались муравьи. Хо­зяйка выгнала муравьев. Потом обвязала банку веревкой и под­весила к потолку.

Один муравей остался в банке. Он наелся и хотел уйти, но выхода не нашел. Долго он бегал по банке. Потом добрался до веревки. По веревке он добрался до потолка. Затем до стены и спустился на пол.

Прошло немного времени, и полчища муравьев поползли по стене. Они переползли на потолок. С потолка по веревке отправлялись в банку.

Муравьи спускались и поднимались до тех пор, пока не съе­ли весь мед.

Задание 4. Прослушайте рассказ. Расскажите только о том, как ежик сделал себе постельку.

Хорошая постелька.

Скоро наступила зима. Пора делать норку. Вырыл ежик себе норку под деревом. Хороша норка, только постельки нет. Побе­жал ежик вокруг дерева. А под деревом много сухих листьев. Нашел зверек листья и стал по ним кататься. Листья пристали к иголкам ежа. Потащил он их в свою норку. Освободил иголки от листьев и опять побежал листья накалывать. Натаскал ежик много сухих листьев, уложил их на дно норки.. Теперь у ежа есть мягкая постелька. Не страшна ежику зима!

ТВОРЧЕСКИЕ ПЕРЕСКАЗЫ Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте начало рассказа. Придумайте конец расска­за. Дайте название рассказа. Перескажите его целиком.

Борис и Андрей ходили в лес за грибами. Долго они бродили по лесу. Грибов набрали полную корзину. Вдруг под кустом ...

Задание 2. Прослушайте начало рассказа. Придумайте конец. Дайте название рассказу. Перескажите его целиком.

Юра и Миша — товарищи. Они живут в одном доме и учатся в одном классе. Они всегда вместе играют, делают уроки. Од­нажды Юра заболел...

Задание 3. Прослушайте начало рассказа, придумайте конец. Дайте название рассказу, перескажите его целиком.

Кончились уроки. Толя и Миша решили идти через проход­ной двор. За ними шел первоклассник Степа.

На крылечке чужого дома сидела большая собака. Толя и Миша стали бросать в собаку камни. Тогда Степа...

Задание 4. Прослушайте начало рассказа, закончите его. Придумай­те название. Разделите рассказ на части. Перескажите его по частям.

Весна. Солнце сверкает на небе. Марина спешит во двор. Там ждут ее подруги. Она бежит по лестнице.

Вдруг Марина услышала жалобное мяуканье ...

Задание 5. Прослушайте начало рассказа, закончите его. Придумай­те название. Разделите рассказ на части. Перескажите его по частям.

Выло жаркое лето. Саша пошел в лес за грибами. Вдруг он увидел дым. В лесу начинался пожар. Саша бросился ...

Задание 6. Прослушайте конец рассказа. Придумайте начало. Пере­скажите рассказ целиком.

... Но вот дождь начал стихать. Выглянуло солнышко. Мок­рые, но довольные ребята бежали домой.

Задание 7. Прослушайте конец рассказа. Придумайте начало. Пере­скажите рассказ целиком.

День рождения.

... Потом ребята пели и танцевали. Всем было весело.

Задание 8. Прослушайте конец рассказа. Придумайте начало. Озаг­лавьте. Перескажите рассказ целиком.

... Крылышко подживало. Вс. зиму прожила дикая уточка у Алеши. Весной, когда начало пригревать солнышко, Алеша выпустил ее на волю.

Задание 9. Прослушайте середину рассказа. Придумайте начало и конец. Озаглавьте. Перескажите рассказ целиком.

... По дороге из школы Дима думал о случившемся. Когда пришел домой, он быстро спрятал свой дневник ...

УСТНЫЕ СОЧИНЕНИЯ Тренировочные упражнения

Задание 1. Ответьте на вопросы полным предложением. Перескажите получившийся рассказ.

Вопросы.

В каком классе ты учишься? Как ты учишься? Как зовут твою учительницу? Как зовут твоего воспитателя? Какие предметы тебе больше нравятся? Как ты готовишь домашнее задание? (Самостоятельно или с помощью старших?)

Задание 2. Ответьте на вопросы полным предложением. Перескажите получившийся рассказ. Придумайте название рассказа.

Вопросы.

Какие деревья сажают в саду?

Какие ягодные кусты сажают в саду?

Когда особенно красив сад? Почему?

Когда снимают с деревьев плоды?

Кто вредит деревьям?

Как надо бороться с вредителями?

Задание 3. Ответьте на вопросы полным предложением. Придумайте название рассказа. Нарисуйте картинку к рассказу. Перескажите полу­чившийся рассказ.

Вопросы.

Где живет заяц?

Какие у него лапы, уши и хвост?

Какой по цвету заяц зимой и летом?

Чем питается заяц летом и зимой?

Кто опасен зайцу?

Задание 4. Рассмотрите картинки. (Даются картинки, изображаю­щие ель и сосну.) Ответьте на вопросы. Перескажите получившийся рас­сказ.

Вопросы.

К какой породе деревьев относятся ель и сосна?

Какой ствол у елки и какой у сосны?

Чем отличается хвоя ели от хвои сосны?

Где растут ель и сосна?

Как называются леса, в которых растут ели и сосны?

Задание б. На прогулке рассмотрите березу и рябину. Обратите вни­мание на ствол, ветки и листья березы и рябины. Вспомните, какие пло­ды у рябины.

Ответьте на вопросы. Перескажите получившийся рассказ. Нарисуй­те рябину и березу.

Вопросы.

Чем отличается береза и рябина?

Где растут эти деревья?

Как называется лес, в котором растут березы?

Есть ли леса, в которых произрастает только рябина?

Какое дерево чаще встречается: береза или рябина?

Задание 6. Прослушайте стихотворения про березку. Расскажите, как описывается березка в этих стихотворениях.

Березка.

Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочком

в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. (А. Прокофьев.)

Березка.

Средь сосен суровых, Среди темных ракит В серебряном платье Березка стоит. Склонились деревья, Цветы и кусты Пред гордым величьем Ее красоты.

(Русская народная песня.)

Конспект занятия

Тема. Осень в лесу.

Цель. Учить детей составлять рассказ по представлению.

Ход з а н я"т и я

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

Логопед читает загадку:

Пусты поля, Мокнет земля,

Лист опадает. Когда это бывает?

Логопед говорит: «Сегодня мы нарисуем картину, которая будет называться «Осень в лесу». Но будем рисовать ее без ка­рандашей, без кистей и красок — словами. А чтобы вам не было трудно, каждый будет изображать один из фрагментов нашей кар­тины). (Распределяются темы: «Погода», «Деревья», «Звери».)

«Я буду рассказывать о погоде, — говорит логопед. — небо закрывают тучи. Дует пронизывающий ветер. Идут холодные дожди.

Дальше рассказ продолжит Саша. Он расскажет о деревьях».

Продолжает Саша.

Примерный текст рассказа Саши: «Цветы увяли. Трава засохла. Листья на деревьях пожелтели и опали. Они покрыли всю землю. Остаются зелеными только ели и со­сны».

Продолжает Рита.

Примерный текст рассказа Риты: «Звери тоже готовятся к зиме. Они утепляют свои норы. Белка и заяц поменяли шубки».

Логопед следит за рассказами учеников, не позволяя им от­ступать от темы. Остальные участники занятия дополняют рас­сказы. Затем одному из учеников предлагается пересказать рассказ целиком.

III. Задание на дом. Нарисовать картинку к рассказу. Пере­сказать текст маме.

IV. Итог занятия.

«Чему вы сегодня научились на занятии?» — задает вопрос логопед.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова. Придумайте по ним рассказы. (При затруднении логопед может использовать соответствующие картинки.)

За малиной.

Утро, роса, малинник, лукошки, крапива, ребята, полдень.

На озере.

Озеро, утки, собака, выстрел, охотник, осечка.

Задание 2. Рассмотрите картинки. Составьте рассказы, используя данные картинки. Придумайте названия рассказам.

а) нарядное платье, пирог, конфеты, чашки с блюдцами, фрукты в вазе, подарки: книжка, мяч, шары, краски, флома­стеры; б) мальчик, папа, девочка, наполненная провизией, корзинка, наполненный вещами рюкзак, палатка, берег реки, ягоды, грибы.

 






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.021 с.