Предлог на Тренировочные упражнения — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Предлог на Тренировочные упражнения

2017-05-12 902
Предлог на Тренировочные упражнения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Игра «На чем можно ездить?».

Образец ответа: На машине.

Логопед предлагает ученикам вспомнить виды транспортных средств и ответить на вопрос, на чем ездят люди. Начертить схему предложения: Люди ездят на машине.

I_________ -------------- □ I I.

Задание 1. Прослушайте предложения. Назовите предлоги. Подбери­те к предлогу подходящее по смыслу слово. Произнесите получившееся словосочетание.

Образец: На, стол. На столе.

Ваза стоит на столе. Кот спит на диване. Дети гуляли на лужайке. Дети катались на каруселях. Арбузы растут на бах­че. Зимой на деревьях лежит снег. Дежурный стоит на вахте. Люди собрались на митинг. Кулик живет на болоте. Утром все спешат на работу. На клумбе растут астры. На березах по­явились сережки. На льдине зимуют полярники. На небе мер­цают звезды. На снегу виднелись следы.

Задание 2. Составьте предложения с данными словами и схемами:

а>|______ = □ 1 I.

б)Ь I I =---------!^НШШ11

На лугу, на пасеке, на сосне, на ветвях, на дороге, на пастби­ще, на аэродроме, на стадионе, на полях, на огороде, на крыше, на берегу, на траве.

Задание 3. Прослушайте предложение, вставьте пропущенный пред­лог. Повторите предложение целиком.

Дети катались... лодке.... берегу реки росла сосна. Аис­ты построили гнездо... крыше.... вышке стоял часовой.... болоте созрела клюква. Портрет висел... стене. Куры сели... насест.... севере ездят... оленях. Саша играет... бала­лайке.

Задание 4. Составьте предложения из данных слов. Назовите слово с относящимся к нему предлогом. Начертите схемы предложений.

Сели, озеро, утки, на; огурцы, на, зреют, грядке; лужи, на, дороге, большие; на, висят, ветках, яблоки; посадили, на, кар­тошку, огороде; созрела, на, клюква, болоте; рыба, на, приман­ку, клюет; на, висит, картина, стене; березе, на, красивые, ви­сят, сережки; охотились, на, уток, диких, охотники; не рисуй, обложке, на.

Задание 5. Прослушайте словосочетание. Вставьте между предлогами и словом слово, обозначающее признак предмета. Повторите получившее­ся словосочетание. Устно составьте с ним предложение. Составьте схему.

Образец. На белой скат ерти. На белой скатерти было пятно. ] ЧЛЛ/ [ 1.

На... скатерти, на... машинке, на... горе, на... сосне, на... чердаке, на... мебели, на... полу, на... шляпе, на... льдине, на... теплоходе, на... севере, на... юге.

Предлог в Нш

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте предложение. Подсчитайте в нем количество слов. Назовите, какое место по порядку занимает предлог.

Образец: Четыре слова. Третье слово предлог в.

Кувшинки растут в заводи. Грибы собирают в корзины. Огур­цы солят в бочках. Рассаду выращивают в теплицах. Одежду вешают в шкаф. Продукты покупают в магазине. В роще пели соловьи. Кроты живут в земле. Лягушки живут в пруду. В со­сновом лесу много маслят. В машине сидели четыре пассажира.

Задание 2. Ответьте на вопросы словосочетанием.

Образец: В рюкзак.

Вопросы.

Куда туристы складывают вещи?

Где хранятся продукты?

Где показывают кинофильмы?

Где живут дельфины?

Где хранятся ручки и карандаши? ♦

Где живет лиса?

Где хранится крупа?

Где живет белка?

Во что одеваются космонавты?

Во что наливают воду?

Задание 3. Прослушайте предложение, вставьте пропущенный пред­лог. Повторите предложение целиком.

Волк живет... логове.... лесной чаще расцвели ландыши.... гнезде пищали птенцы. Машин папа работает... пекарне. Фо­рель водится... горных реках. Грифы живут... горах. Щенок тащит палку... зубах.... синем небе звезды блещут.... синем море волны плещут. Высоко... горах лежит снег. Геологи от­правились... экспедицию.... тишине трещали кузнечики.... котелке булькала уха.

Задание 4. Прослушайте слова с предлогами. Составьте с ними пред­ложения.

В портфеле, в гнезде, в столовой, в небе, в стакане, в стране, в тишине, в воздухе, в конце, в начале, в институте, в школе, в прачечной, в театре, в кафе, в седле.

Начертите схему предложений.

Задание б. Закончите предложение, вставляя подходящее по смыслу слово с предлогом в, отвечая на вопрос где?

Карандаши лежат.......Яблони и груши растут.......Мед­ведь живет.......Киты живут.......Метро строят.......Ястреб

парил.......Скворчата пищали.......Статью напечатали.......

Все лето мы отдыхали.......

Задание 6: Прослушайте слова с предлогами. Вставьте слово, обозна­чающее признак предмета, между предлогом и словом, обозначающим предмет. Повторите получившееся словосочетание. Составьте с ним пред­ложение.

Образец: В почтовый ящик. Опусти письмо в почтовый ящик.

В ящик, в лесу, в реке, в пустыне, в ветвях, в кустах, в та­почках, в пальто, в плаще, в шляпе, в кастрюле, в банке, в му­зее, в театре, в колпаке. *

Задание 7. Прослушайте слова, подсчитайте их количество. Составь­те из этих слов предложение. Сосчитайте количество слов в предложе­нии. Назовите предлог.

Спала, в, белка, дупле; в, шумели, березы, роще; машины, поле, в, загудели; ежика, кустах, в мальчики, нашли; люди, жили, в, первобытные, пещерах; чистом, классе, работать, в, приятно; жалобно, в, деревья, стонут, лесу; зацветут, в, дере­вья, скоро, садах; журчал, овраге, чистый, в, ручеек.

Дифференциация предлогов на, в Тренировочные упражнения

Задание 1. Ответьте на вопрос сначала словом с предлогом, затем пред­ложением. Начертите схему предложения, впишите предлог в схему.

Образец: В лесу. Грибы растут в лесу. На болоте. Кл юк-ва растет на болоте. _______ ~ в I I «

а) Где растут? (грибы, ягоды, орехи, клюква, черника, земляника, брусника; колокольчик, кукуруза, лилия, кувшин­ки, роза, одуванчик, ромашка, мак);

б) Где изготовляют? (лекарства, ткани, станки, ключи, мебель);

в) Гд е покупают? (газеты, лекарства, молоко, биле­ты, пряники).

Игра «Солнечный зайчик». Логопед читает стихотворение про сол­нечного зайчика, затем зеркалом пускает солнечный зайчик и предлага­ет назвать, куда он спрятался.

Скачет зайчик по стене И подмигивает мне. Перепрыгнул на картинку, ' Задержался на ботинке, Поплясал на потолке, Притаился в уголке.

Задание 2. Прослушайте предложение, вставьте пропущенный пред­лог в или на. Произнесите предложение целиком.

... нашей реке много рыбы.... море поднялся сильный шторм. Дети отдыхали... даче. Там Они купались... реке. Новую мебель занесли... комнату... небе появились грозо­вые тучи... роще цели соловьи. Коля и Саша ходили... Лес.... лесу нашли нору.... норе были маленькие лисята. Саша взял одного лисенка... руки.... вазе,... столе лежали фрук­ты.... крыльце стоял человек... шубе.... лесной опушке жила Зима... избушке.

Задание 3. Прослушайте словосочетание. Вставьте пропущенный предлог в или на. С каждым словосочетанием составьте предложение. Впишите в схему предлог.

Образец: | на I \.

Пошли... реку. Села... банку. Сидел... скворечнике. Купались... реке.Влетела... банку. Влетел... скворечник. Упала... ладошку. Сидела... бочке. Лежали... шкафу. Зажала... ладошке. Упала... бочку. Убрали... шкаф.

Предлоги с (со) Тренировочные упражнения

Задание 1. Ответьте на вопрос сначала словом с предлогом, затем це­лым предложением:

Образец: С сыром. Я люблю бутерброд с сыром.

а) С чем ты любишь бутерброд? (с сыром, с маслом, с колба­сой, с ветчиной, с рыбой, с икрой);

б) В чем пекут пироги? (с капустой, с творогом, с мясом, с картошкой, с вареньем, с ягодами, с яблоками, с рыбой);

в) с чем пьют чай? (с конфетами, с медом, с вареньем, с са­харом, с шоколадом, с вафлями, с молоком, с пирогом, с тор­том);

г) С кем ты дружишь? (с Леной, с Лешей, с мамой, с папой, с соседями);

д) С кем ты любишь гулять? (с братом, с сестрой, с ребята­ми, с бабушкой, с дедушкой, с другом, с собакой).

Задание 2. Прослушайте стихотворение, вставьте пропущенные пред­логи, выучите стихотворение.

У меня сестренок семь.

У меня сестренок семь.... Леной стряпать,

Помогать я буду всем!... Нюрой шить,

... Олей сеять,... Шурой сено ворошить,

... Пашей жать, Песни петь... Марусенькой,

... Дашей куклу наряжать, Самою малюсенькой.

Задание 3. Вставьте в предложения пропущенные предлоги с, со.

Посуду убрали... стола. Сотри пыль... книг. Лена... Све­той — подруги. Ложка упала... стола. Маша любит клубнику... сливками. Мама любит клубнику... молоком. Леня пойдет... со мной гулять. Ребята пошли купаться и взяли... собой со­баку. Жеребенок... испугом прижимался к матери.

Задание 4. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Начертите схемы словосочетаний.

Лиса с лисятами, слон со слоненком, мальчик с собакой, женщина с ребенком, крыльцо со ступеньками, каша с моло­ком, мороженое с шоколадом, с радостью побежал, посмотрел с улыбкой, прыгнул с дерева, упала со стола, слетела с головы, приготовила с вечера.

Образец: |_

Предлог из Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте предложения, ответьте на вопросы.

а) О т к у д а?

О б р а з е ц: из туннеля, из кармана.

Поезд вышел из туннеля. Платок выпал из кармана. Птенец выпал из гнезда. Родственники приехали из деревни. Машина выехала из гаража. Ребята вернулись из лагеря. Пассажиры выш­ли из трамвая. Саша приехал из Москвы. Апельсины привезли из Грузии;

б) И з чего?

О б р а з е ц: из ружья, из пластилина.

Охотник выстрелил из ружья. Зайца слепили из пластили­на. Варежки связаны из шерсти. Котлеты приготовлены из моркови. Уху варят из рыбы. Коля сделал шапочку из бумаги. Сок налили из кувшина. Вкусное варенье из рябины. Удили­ще делают из бамбука.

Задание 2. Прослушайте словосочетания, с каждым из них составьте

предложение. &*..

Сделаны из янтаря, узнал из книги, смастерил из дощечек, сделан из дерева, самый сильный из всех животных, самая хит­рая из всех зверей, самая умная из всех птиц, самый умный из морских животных, хлынул как из ведра, вышел сухим из воды.

Задание 3. Прослушайте слова. Составьте из них предложения, под­считайте количество слов в предложении. Назовите предлог.

Первый, показался, из, росток, земли; Емеля, щуку, из, вы­тащил, проруби; выскочила, из, собака, конуры; варенье, из, варят, малины; выглянула, бабушка, окна, из; из, репку, зем­ли, вытащили; покупки, из принесли, магазина; из, валил, дым, трубы; творог, из, приготавливают, молока; Москвы, при­ехали, из, гости.

Предлоги с, из Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте предложение с пропущенным предлогом. Вставьте предлог с или из. Повторите предложение.

Куклы вынули... коробки. Ворона слетала... дерева. Пасса­жиры вышли... троллейбуса. Туристы сошли... теплохода. Молоко вынули... холодильника. Белье достали... шкафа. Пыль стерли... шкафа. Пироги вынули... печки. Бабушка слезла... печки. Блины пекут... муки. Мама вернулась... ма­газина. Дедушка вернулся... бани. Папа вернулся... работы. Ткани... фабрики доставили в магазин.

Задание 2. Прослушайте предложения. Все ли в них правильно? Ис­правьте ошибки.

Дым валит с трубы. Мама пришла с магазина. Саша достал книги из полки. Пироги вынули с плиты. Чайник сняли из пли­ты. Пассажиры вышли с трамвая. Семья возвращалась из дачи. Бабушка приехала с деревни. К нам приехали гости с Киева. Шубу сняли из вешалки. Зрители выходили с театра. На второе подали пюре с картошки и котлеты с рыбы.

Задание 3. Составьте предложения из данных словосочетаний: Приехал из Одессы, сошел с поезда, вышел из вагона, при­шел из библиотеки, спустился с лестницы, выпал из гнезда, свалился с крыши, слетела с клетки, вылетела из клетки, вер­нулся из похода, пришел из школы, выбежал из класса.

Предлоги по, к Тренировочные упражнения

Задание 1. Составьте предложения, включив в них слова с предлогами.

О б р а з е ц: а) По небу плыли облака. К нам приехали гости. б) Конь бежал по дороге. Леня спустился к реке.

а) По дороге, по небу, по воде, по морю, по стеклу, по стене, к дому, к дереву, к лесу, к бабушке, к другу, к нам;

б) Бежал по дороге, плыл по реке, ползла по траве, похло­пал по плечу, погладил по голове, бродили по аллее, плыли по воде, спустился к реке, сходил к товарищу, приехал к дедушке, подошли к остановке, подъехал к станции, пришел к врачу.

Задание 2. Составьте словосочетание, используя данные слова и пред­лог по или к. С каждым словосочетанием придумайте предложение.

(Логопед называет два слова, из которых одно обозначает действие, а другое предмет, и предлог по или к. Ученики составляют словосочета­ние, затем предложение с этим словосочетанием.)

Образец: Шел по дороге. Человек шел по дороге.

Ехал, дорога, по; бежал, улица, по; скакал, поле, по; шел, лес, по; плыл, река, по; скользил, лед, по; подкрался, нора, к; пришел, друг, к; подбежал, дом, к; приехал, дедушка, к; под­плыла, берег, к; подошел станция, к.

Начертите схемы предложений.

Задание 3. Прослушайте предложения, вставьте пропущенный пред­лог к или по. Произнесите предложения целиком.

Путники шли... пыльной дороге. Скоро они подошли... ши­рокой реке.... берегам реки росли ивы.... реке плыла лодка. Она пристала... берегу. Охотники шли... узкой тропинке и вышли... лесному озеру.... берегам озера рос густой камыш.... озеру плавали дикие утки. Охотники стали подкрадывать­ся... уткам. Утки услышали их и улетели.

Предлоги за, из-за Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте словосочетания, назовите предлог. С каж­дым словосочетанием придумайте предложение.

Спрятался за дерево. Держала за руку.

Скрылся за поворотом. Бежала за Алешей.

Скрылось за тучами. Дернула за рукав.

• Стояла за домом. Подросли за лето.

Гнались за лисой. Держалась за брата.

Задание 2. Вставьте в словосочетание пропущенный предлог за. При­думайте предложение с каждым словосочетанием.

Пошла... ягодами.Наблюдал... муравьями.

Выполнил... полчаса.

Пошел... орехами.Следить... собой. Сидел... столом.

Пошли... грибами. Получил... работу.

Скрылось... горизонтом.

Задание 3. Вспомните сказку «Репка». Расскажите, кто за кого дер­жался. Какой предлог повторяется?

Образец: Бабка за дедку. Внучка за бабку.

Задание 4. Рассмотрите картинки и составьте по ним предложения.

(Логопед обращает внимание учеников на то, что есть такие предлоги, которые состоят из двух слов, просит выделить из второго предложения такой предлог.) (Солнышко выглянуло из-за туч.)

 

Задание б. Прослушайте предложение, назовите сложный предлог, затем этот предлог со словом, к которому он относится.

Образец: из-за, из-за туч.

Солнышко выглянуло из-за туч. Из-за куста выскочил зай­чик. Гости встали из-за стола. Из-за поворота выехала маши­на. Ученик встал из-за парты. Из-за леса, из-за гор едет де­душка Егор. Из-за шторы виднелись цветы. Дороги раскисли из-за дождей.

Задание 6. Составьте предложения, используя слова со сложными предлогами.

Из-за дома, из-за горы, из-за стола, из-за конуры, из-за ма­шины, из-за поворота, из-за непогоды, из-за ветра, из-за болез­ни, из-за шкафа, из-за плохой оценки, из-за забора.

Задание 7. Вставьте в предложение пропущенный предлог из-за. Про­изнесите предложение целиком.

Ребята не пошли в поход... плохой погоды.... леса показа­лось солнце. Лена не пошла в театр... болезни.... холодного ветра нельзя было продолжать путешествие. Маленькая обе­зьянка выглядывала... плеча дрессировщика.

Задание 8. Прослушайте предложения. Измените их по образцу. На­зовите предлоги в первом и во втором предложениях.

 

Образец: Собака забежала за конуру.

Собака выбежала из-за конуры. Марина выбежала из-за дома. Из-за поворота выехала машине. Картину вытащили из-за шкафа. Миша вышел из-за дверей. Старый календарь вытащи­ли из-за зеркала.

Задание 9. Прослушайте предложения, вставьте пропущенный пред­лог за, из или из-за. Произнесите предложения целиком.

В воскресенье наша семья отправилась... город. Возврати­лись... города только вечером. От ветра дети спрятались... де­рево. Когда ветер стих, они вышли... дерева.... проливных дождей реки вышли... берегов. Мама поливала огород... лей­ки. Луна выглядывала... туч.... комаров нельзя было выйти на улицу. Шубы шьют... овечьих шкур.... сугроба торчал ста­рый пень.... сугробов нельзя было найти дорогу.

Предлоги над, под Тренировочные упражнения

Задание 1. Составьте словосочетание по образцу: а) Висела над сто­лом; б) Скреблась под полом.

а) Над столом, над лесом, над рекой, над диваном, над кро­ватью, над головой, над травой, над морем, над нами;

б) под полом, под столом, под мостом, под партой, под наве­сом, под диваном, под крышей, под дождем, под землей, под окном.

Задание 2. Придумайте предложения со словосочетаниями, данными в задании. Назовите предлоги.

(Логопед называет словосочетание, ученики составляют с ним пред­ложение, затем называют предлог.)

Образец: Лампа висела над столом. Предлог над. Под полом скреблись мыши. Предлог под.

Задание 3. Прослушайте предложения. Вставьте подходящий по смыс­лу предлог над или под. Произнесите предложения целиком.

Крот прорыл ход... землей.... рекой поднимался густой ту­ман.... йогами шуршала трава. Дрова убрали... навес. Крот живет...землей. Собака спала... столом. Ласточка свила гнездо... крышей.... озером резвились стрекозы. Серый волк... го­рой не пускает вас домой.... нами кружились бабочки. Само­лет летел... лесом.

Предлоги под, из-под Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте предложения, назовите предлоги.

От дождя мы спрятались под деревом. Из-под дивана выме­ли мусор. Зайчик сидел под кустиком. Зайчик выскочил из-под кустика. Под дубом ребята нашли много желудей. Под по­лом скреблись мыши. Картошку вытащили из-под пола. Из-под шляпы виднелись волосы. Спрячь волосы под шляпу.

Задание 2. Замените предлог из-под предлогом под, правильно составь­те предложение.

Образец: Лошадь поставили под навес.

Лошадь вывели из-под навеса. Коробку вытащили из-под кровати. Из-под крыши нашего дома вылетели голуби. Лодка выплыла из-под моста. Кошка вышла из-под стола. Из-под ма­шины вылез шофер. Из-под шкафа вымели много пыли. Дюй­мовочка вышла из-под листика. Из-под скатерти вытащили письмо.

Задание 3. Замените предлог под предлогом из-под. Правильно со­ставьте предложение.

Образец: Лошадь вышла из-под навеса.

Лошадь поставили под навес. Коробку спрятали под кровать. Под крышей нашего дома жили голуби. Лодка плыла под мос­том. Кошка спала под столом. Под машиной лежал шофер. Под шкафом скопилось много пыли. Дюймовочка спала под листи­ком. Письмо нашли под скатертью.

Задание 4. Прослушайте предложения, вставьте пропущенный пред­лог под или из-под. Произнесите предложения целиком.

Большой белый гриб вырос... елью.... снега пробивались первые подснежники. Метро строят... землей.... земли выс­кочил маленький кротенок. Подземные реки текут... землей. Котенок выполз..«ашляпы. Маленький грибок спрятался... ли­стиком. Большая собака выскочила... подворотни.... крона­ми деревьев было прохладно. Во время грозы не стой... дере­вьями.

Задание 5. Составьте предложения из данных слов.

Под, срубили, елку, корень; маленький, пробивался, из-под, росток, земли; щука, большая, под ушла, воду; платье, из-под, виднелось, пальто; выползла, из-под, пня, змея; мы, грибы, под;; сухими, листьями, нашли; под, было, яблоней, много, яблок; курица, под, неслась, крыльцом.

Закрепление предлогов Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте предложения, вставьте пропущенные предлоги.

Дача стоит... реки__рекой виден лес. Охотник возвращался

домой... богатой добычей.... руках охотника было новое ружье. Волны... шумом бились... берег.... магазина привезли... школу новую мебель. Светлана... Костей сидят... одной партой. Голу­бые незабудки выглядывают... травы.... даче мы пили чай... вареньем. Аллея красных роз вела прямо... озеру. Один лебедь

отстал... стаи. Солнце спряталось... тучку__зоопарке мы долго

наблюдали... обезьянами. Сначала обезьяны раскачивались... ветках, зацепившись... них хвостами. Потом начали ловко пе­рескакивать... ветки... ветку. Утомившись, обезьяны рассе­лись... ветках.

Задание 2. Ответьте на вопросы, используя слова: а) школа, б) гора.

б) Куда пошли дети? Где стоят дети? Куда везут дети санки? Откуда съехали дети? Куда трудно взбираться?

а) Куда идут ученики? Где собираются ученики утром? Где находится спортивная площадка? Откуда пришли ученики?

Задание 3. Прослушайте предложения. Вставьте пропущенные пред­логи.

Петя вошел... класс. Он сел... парту. Вынул... портфеля книги и положил... парту. Петя сидит... Юрой. Учитель выз* вал Петю... доске. Мальчик стоит... доски и отвечает урок. Теплая берлога... медведя. Дятел стучит... коре дерева. Ребя­та несут... сад скворечники. Веселые голоса звучат... костра. Звонко запел жаворонок... полями. Стройная елочка росла... поляне. Птичка положила яички... гнездышко.

Задание 4. Придумайте и назовите предложения с данными словами.

С ветераном, о войне, о походе, с вожатым, на велосипеде, с подругой, в кино, к дому, к берегу, за углом, в альбоме, о ка­никулах, под крышей, над головой, над озером, из-за куста, из-за угла, вместе со всеми.

Задание 5. Прослушайте стихотворение. Измените по смыслу слова, данные в скобках.

(Логопед читает стихотворение, слова в скобках произносит в началь­ной форме. Ученики правильно их изменяют и вставляют в предложе­ние. Стихотворение можно выучить наизусть.)

Я с утра Про (малина),

В (лес) гуляю. (Ежевика),

От (роса) Про (еж)

Я весь промок. И про (ежиха),

Но зато У которой за ежат

Теперь я знаю Все иголочки

Про (березка) Дрожат. И про мох.

(По. Н. Матвеевой.)

Задание 6. Ответьте на вопросы, используя слова, данные в скобках, правильно подбирая к ним предлоги.

Где жил Миша? (Москва.) От кого Миша получил письмо? (Брат.) К кому подкралась лиса? (Заяц.) На что села бабочка? (Цветок.) Из чего делают стаканы? (Стекло.) Из чего делают столы и стулья? (Дерево.) Куда сел самолет? (Аэродром.) Отку­да вытащили письмо? (Почтовый ящик.) Куда влетела птич­ка? (Форточка.)

Задание 7. Прослушайте стихотворение. Назовите слово, которое стоит между предлогом и словом, обозначающим предмет, затем предлог со сло­вом, обозначающим предмет.

Образец: темный, в лес.

В темный лес дремучий Сколько алых ягод

Заглянула осень. У лесной рябинки!

Сколько свежих шишек Выросли волнушки

У зеленых сосен! Прямо на тропинке.

Задание 8. Прослушайте предложения. Назовите предлог со словом, обозначающим предмет. Какое слово разделяет предлог и слово, обозна­чающее предмет?

В сосновом лесу растут лисички. В березовом лесу растут; подберезовики. На старом болоте много клюквы. В густых вет­вях мы увидели белочку. Грузовик мчался по пыльной доро­ге. На: лесной полянке много спелых ягод. На пестром лугу^ красовались маки. Дикие гуси собирались в большие стаи. Удобно сидеть за школьной партой. За шустрым щенком бе­жала собака.

Задание 9. Составьте предложения из данных слов.

Ребята, речке, в, купаются; кошка, комнаты, из, выско­чила; Лена, книгу, из, взяла, шкафа; Степан, журнал, взял, полки, с; птицы, над, кружатся, деревьями; Рита, вышла, балкон, на; Марина, Викой, с, дружит; Саша, хорошие, с, Женей, друзья.

Задание 10. Составьте предложения из данных слов, изменяя слова по смыслу.

Моя, мама, печатать, машинка, на; фрукты, на, положить, тарелка; узкая, дому, к, тропинка, вести; налить, Маша, кув­шин, из, молоко; поезд, станция, к, подходить; на, постелить, стол, скатерть; ребятишки, по, бежали, мокрая, трава.

Задание 11. Составьте предложения из данных слов, правильно вы­бирая предлоги.

Пастух стадо (у, в) речки пасет. Ребята (у, в) реке купаются. Кошка (с, из) комнаты выскочила. Галка (с, на) крыши сарая, слетела. Дым идет (из, с) трубы. Дети (с, из) горки катались. Мышка (из, с) норки вылезла. Саша (с, из) снял головы, шап­ку. Бабушка (из, с) Киева приехала. Пассажиры (из, с) сошли I теплохода.

Задание 12. Прослушайте предложения. Ответьте на вопросы полным предложением. (Логопед следит за правильным употреблением предло­гов.) Начертите схемы предложений.

Предложения Вопросы

Школьники работали в поле. Откуда возвращались

школьники?

Дети были в школе. Откуда пришли дети?

Снег лежал на крыше. Откуда сбрасывали снег?

Письмо было в ящике. Откуда взяли письмо?

Маша гостила у бабушки. Откуда приехала Маша?

Воробей сидел на заборе. Откуда слетел воробей?

Теплоходы пристают к От чего отходят теплоходы?

пристани.

Валя гостила в Москве. Откуда вернулась Валя?

Посуду поставили на стол. Откуда убрали посуду?

Мальчик зашел за дом. Откуда вышел мальчик?

Кошка залезла под пол. Откуда вылезла кошка?

Пловец нырнул под воду. Откуда вынырнул пловец? Человек завернул за угол. Откуда вышел человек?

Задание 13. Составьте предложения из данных слов. Начертите схемы предложений.

Собирать, дети, в, шишки, лес, еловый. Лена, букет, на, собрать, луг, цветущий. В, орешник, дети, густой, орехи, собирать. Посадки, мы, собирать, в, маслята, молодые. Встретить, у, Лена, подруга, киоск, газетный. Пионеры, на, разжечь, поляне, костер, лесная.

Наташа, Катя, с, парк, гулять, в. Работать, поле, на, плуг, с, трактор. Ученики, пойти, учительница, с, театр, в. Колхозники, идти, грабли, с, луг, на. Папа, вернуться, из, Павлик, деревни, с. Выходить, из, пассажиры, вагоны, вещи, с.

Задание 14. Рассмотрите картинки, составьте по ним предложения. (Логопед следит за правильным употреблением учащимися предлогов.)

Задание 15. Составьте предложения из данных слов. Начертите схе­мы предложений.

Кто?Что сделал (-а, -и)? Что? Для кого? Косить, Витя, трава, кролики, для. Подарок, Таня, приготовить, мама, для. Дед Мороз, для, подарки, дети, принести. Для, приготовить, медведь, зимовка, берлога. Приготовить, для, чай, пассажиры, проводник. Вить, птенцы, для, гнезда, свои;

Задание 16. Дополните предложения, отвечая на вопросы. (Логопед называет начало предложения, ставит вопрос к следующему слову. Учащиеся подбирают слова, подходящие по смыслу.)

Например: Солнышко (что сделал о?)... (к у д а?)... (к о г д а?)....

Дети (что сделал и?)...(от ч е г о?)... (к у д а?)....

Маленький зайчишка (что дела л?)... (г д е?)... (от к о г о?)....

Дети зимой (ч т о д е л а л и?)... (н а чем?)....

Дети слепили (когда?)... большого (кого?)....

Зайчик (что с д е л а л?)... (откуд а?).

Школьники (ч т о сделали?)... для птиц (что?)....

РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

Учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи затрудняются в построении конструкции связной моно­логической речи. При пересказах не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Особенно ярко это про­является при написании учениками изложений и сочинений. Несформированность связной речи является серьезным препят­ствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.

Работу по формированию умения четко излагать свои мысли начинаем с пересказа услышанного с опорой на вопросы, дей­ствия, предметные картинки, данные в последовательности рассказа. Позднее учим детей определять части в рассказе, со­ставлять его план и пересказывать, опираясь на этот план.

Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включа­ем в задание пересказы по отдельным фрагментам (начало, се­редина и конец) рассказа.

После того как дети овладевают умением последовательно передавать содержание услышанного, учим их составлять вы­борочный пересказ. Этот вид работы требует умения выделять сюжетные линии в рассказе. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ. Цель которого передать содержа­ние услышанного кратко, выбрав самое главное. Любому виду пересказа или рассказа должны предшествовать словарная ра­бота, анализ текста, четкая целевая установка для всех учащих­ся, присутствующих на занятии. После этого переходим к со­ставлению самостоятельных рассказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатле­ниям учеников.

ПЕРЕСКАЗЫ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте рассказ, ответьте на вопросы, из каждого предложения назовите действие. Перескажите рассказ, как запомнили.

Муравей.

Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник.

Вопросы.

Что нашел муравей?

Чего не мог сделать муравей один?

Кого позвал на помощь муравей?

Что сделали муравьи?

Всегда ли вы помогаете друг другу?

Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

Вопросы.

Что сделал ласточка?

Что сделал воробей?

Кого позвала на помощь ласточка?-

Что сделали ласточки?

Храбрецы.

Ребята шли в школу. Вдруг выскочила собака. Она с лаем кинулась на ребят. Мальчики бросились бежать. Один Боря ос­тался стоять на месте. Собака перестала лаять и подошла к Боре. Боря погладил ее. Потом Боря спокойно пошел в школу, а собака тихо побрела за ним.

 

Вопросы.

Куда шли ребята?

Что случилось по дороге?

Как повели себя мальчики?

Как повел себя Боря?

Почему собака пошла за Борей?

Правильно ли назван рассказ?

Задание 2. Прослушайте рассказы, ответьте на вопросы, нарисуйте картинки к рассказам. Перескажите содержание рассказов.

Лето в лесу.

Наступило лето. На лесных полянках трава выше колен. Стрекочут кузнечики. На бугорках краснеет земляника. Цве­тут малина, брусника, шиповник, черника. Вылетают из гнезд птенцы. Пройдет немного времени, и появятся вкусные лесные ягоды. Скоро придут сюда дети с корзинками соби­рать ягоды.

Вопросы.

Какое время года наступило?

Какая трава на полянах?

Кто стрекочет в траве?

Какая ягода краснеет на бугорках?

Какие ягоды еще только цветут?

Что делают птенцы?

Что скоро будут собирать дети в лесу?

Цыпленок.

Маленькая девочка намотала шерстяные нитки на яйцо. Получился клубок. Этот клубок она положила на печку в кор­зинку.

Прошло три недели. Вдруг послышался писк из корзинки. Пищал клубок. Девочка размотала клубок. Там был маленький цыпленок.

Вопросы.

Как девочка сделала клубок?

Что произошло с клубком через три недели?

Лиса и рак. (Русская народная сказка)

Лиса предложила раку бегать наперегонки. Рак согласил­ся. Лиса побежала, а рак уцепился за лисий хвост. Лиса добе­жала до места. Обернулась лиса, а рак отцепился и говорит: «А я давно тут тебя жду».

Вопросы

Что предложила лиса раку?

Как перехитрил рак лису?

Сиротка \

Собаку Жучку заели волки. Остался маленький слепой ще­нок. Прозвали его Сироткой. Щенка подложили кошке, у кото­рой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку, повер­тел хвостом и лизнула щенка в нос.

Однажды на Сиротку напала бродячая собака. Тут появилась кошка. Она схватила зубами Сиротку и вернулась к высокому пеньку. Цепляясь за кору когтями, она втащила щенка наверх и прикрыла его собой.

Вопросы.

Почему щенка прозвали Сироткой?

Кто воспитывал щенка?

Как защищала кошка Сиротку?

Кого называют сироткой?

Конспект занятия

Тема. Рассказ «Как медведь сам себя напугал» по Н. Слад-кову.

Цель. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа.

Оборудование. Предметные картинки, изображаю­щие ветку дерева, медведя, белку, шишку, зайца, сорок, ло­сей, гриб, девочку, лису.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед раздает учащимся по одной картинке (см. оборудо­вание) и предлагает составить по картинке предложение.

II. Работа с рассказом.

Логопед читает рассказ:

«Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на ветке — выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Та крик под­няла на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать!

Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! Не уйти ли лучше? — подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекача.

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шиш­кой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал».

1)Словарная работа. Логопед выясняет, понятен ли учащимся смысл слов хрустнула, угодила, насторожил, выпуг­нул, помчал, дал стрекоча и предложения Пошли лоси по лесу кусты ломать. Затем предлагает детям подобрать к указанным словам близкие по смыслу слова (синонимы).

2) Расстановка картинок в последова­тельности, соответствующей сюжету рас­сказа. Логопед предлагает учащимся расставить картинки. При затруднении помогает детям.

3) Выяснение причинно-следственных связей.

Вопросы:

Почему медведь убежал из леса? Почему испугались лоси? Почему испугалась сорока? Почему испугался заяц? Почему испугалась белка?

4) Выяснение логических связей. Вопросы:

Получился бы рассказ, если бы не было медведя? Почему рассказ не получился бы? Получился бы рассказ, если бы не было белочки? шишки у белки? и т. д. Логопед делает вывод. Ни одно звено нельзя выпустить из рас­сказа, рассказ не получается.

5) Выяснение последовательности дей­ствий в рассказе.

Логопед обращает внимание учащихся на последователь­ность происходящих в рассказе действий. Ставит вопросы и указывает на соответствующую картинку, например: «Что сде­лал? (Указывает на медведя.) — Вошел. Что сделала? (Указы­вает на веточку.) — Хрустнула. Что сделала? (Указывает на белку.) — Испугалась». И т. д.

Затем предлагает учащимся вспомнить и назвать по поряд­ку слова-действия, опираясь на картинки (вошел, хрустнула, испугалась, выронила, упала, угодила, вскочил, помчался, на­скочил, выпугнул, подняла крик, услышали, пошли кусты ло­мать, рявкнул, убежал).

6)Восстановление текста с опорой на по­следовательность глаголов. Логопед называет действие, учащиеся — предложение с этим словом.

7) Рассказ текста по предметным кар­тинкам, расположенным в сюжетной по­следовательности.

8) Пересказ без опоры на картинки. Логопед кладет картинки обратнойстороной и предлагает учащимся вспом­нить, что было изображено на каждой, и пересказать сказку.

III. Задание на дом. Нарисовать картинки к рассказу, пере­сказать рассказ маме.

IV. Итог занятия.

«Чему вы сегодня научились?» — спрашивает логопед.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте рассказ «Гадюка», назовите последователь­ность действий в рассказе, перескажите его. (Логопед читает рассказ, затем обсуждает с детьми его смысл.)

Раз я пошел в лес. Со мной побежал Пушок. Вдруг в траве послышалось шуршание. Это была гадюка. Гадюка — ядови­тая змея. Пушок кинулся на гадюку и прогнал ее.

Работа над рассказом строится аналогично работе над рассказом «Как медведь сам себя напугал».

Задание 2. Прослушайте рассказы. Назовите последовательность про­исходящих в них действий. Перескажите рассказы, используя слова, данные после каждого рассказа.

Скворец.

В комнату вбежал кот. В зубах у кота был скворец. Коля от­нял у него птичку, подлечил раненое крылышко. Потом маль­чик выпустил скворца на волю. &№#г.

Слова-действия: вбежал, отнял, подлечил, выпустил.

 

Кот Васька.

Кот Васька заметил на дереве гнездо. Он быстро полез к гнез­ду. Старый дрозд увидел злодея и клюнул Ваську в лоб. Испу­гался кот и спрыгнул с дерева.

Слова-де


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.239 с.