Дательный падеж кому? чему? Тренировочные упражнения — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Дательный падеж кому? чему? Тренировочные упражнения

2017-05-12 858
Дательный падеж кому? чему? Тренировочные упражнения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 1. Прослушайте стихотворение. Ответьте на вопросы: что чему н у ж н о? чт о кому нужно?

.Образец ответа: Ниткаиголка. Или: Нитка нуж­на иголке. (Логопед требует, чтобы ученики голосом выделяли окончания имен существительных.)

Кому'что?

Иголке — нитка. Забору — калитка. Супу — картошка. А книжке — обложка.

Задание 2. Прослушайте стихотворение. Ответьте на вопросы: Кому нужен хвост для полета? Кому нужен хвост для сражений?

Хвост

Есть хвост

У падающих звезд.

И у семян бывает хвост.

У птиц, у самолета.

Он нужен для полета.

Для скорпионов

Хвост важней:

Они хвостом сражаются!

Задание 3. Ответьте на вопросы:

а) ко м у нужны эти инструмент ы?

Образец ответа: Молоток нужен столяру.

Игла, ножницы, пишущая машинка, скальпель, бинт, кис­точка, малярная кисть, пила, лопата, рубанок, паяльник, от­вертка;

 

б) кому нужны эти музыкальные инструменты? Образец ответа: Скрипка нужна скрипачу. скрипка, рояль, гитара, домбра, арфа, гармонь, литавры, ба­рабан, балалайка, труба.

в)Кому какая еда?

Образец ответа: Кроликуморковка. Или: Морков­какролику.

Морковка, трава, молоко, овес, рыба, конфеты, кость, желу­ди, мед, орехи, пшено.

Игра «Мы дежурим». Распределяются обязанности между детьми: например, Таня будет вытирать пыль, Соня — поли­вать цветы и т. д.

Логопед спрашивает детей: «Кому вытирать пыль? Кому подметать пол? Кому протирать парты? Кому поливать цве­ты?»

Образец ответа: Таневытирать пыль.

Задание 4. Прослушайте стихотворение, закончите слова, добавив недостающий слог, выделите голосом конец слова.

Мать игрушки принесла Сыну Ва... барабан,

И детишкам раздала. Доч... Леноч... банан,

Подарила Ка... шар, Алеш... лукошко,

А Таню... самовар, А его братиш... кошку.

Задание 5. Составьте предложения с данными словами.

Подарить, дедушка, шарф; купить, мама, цветы; дать, то­варищ, книга; дать, собака, еда; дать, кошка, молоко; расче­сать, сестричка, волосы; заплести, подруга, коса; смастерить, птицы, скворечник; поменять, рыбы, вода; накрошить, цып­лята, яйцо.

Образец: Дедушке подарили шарф.

Задание в. Закончите предложения, изменяя слова, данные в скоб­ках, по смыслу.

Расскажи...... (сказка, сестренка).

Дай...... (морковка, кролик).

Почитай...... (книга, бабушка).

Отдай...... (книга, Витя).

Дай...... (лекарство, дедушка).

Налей...... (вода, собака).

Нарисуй...... (картинка, сестра).

Спой...... (Матушка, песенка).

Позвони...... (тетя Вера).

Отнеси...... (трава, коза).

Принеси...... (полотенце, брат).

Сделай...... (клетка, кролики).

Помогай дома...... (мама, папа).

Помоги...... (Анна Николаевна).

Задание 7. Дополните предложения, отвечая на вопросы. Начертите схемы предложений. Поставьте вопросы к каждому слову.

Образец: I.

Саша показывает (ч т о? к о м у?).....

Продавец показывает (что?ком у?)

Женя читает (ч т о? к о м у?).......

Рита рисует (ч т о? к о м у?).......

Собака зализывает (ч т о? к о м у?).,<.-

Повар наливает (ч т о? к о м у?).......

Дедушка плетет (ч т о? к о м у?)......

Андрей мастерит (ч т о? к о м у?)......

Портниха шьет (ч т о? к о м у?).......

Медсестра делает (ч т о? к о м у?).....

Творительный падеж кем? чем? Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложения, отвечая на вопросы. Повторите предложения полностью.

Шьют (чем?).... Рисуют (чем?)....

Едят (чем?).... Режут (чем?)....

Забивают (чем?).... Расчесываются (чем?)....

Копают (чем?).... Строгают (чем?)....

Пилят (чем?).... Машут (чем?)....

Стучат (чем?).... Смотрят (чем?)....

Метут (чем?).... Слушают (чем?)....

Пишут (чем?).... Топают (чем?)....

Задание 2. Закончите предложения, вставляя пропущенные слова, отвечающие на вопрос чем? Про изнесите пре дложения сначала полнос­тью, затем два слова: ^1Ш^^ I I.

Сухую траву сгребают.... Суп едят.... Котлеты едят.... Лук режут.... Суп мешают.... Траву косят.... Гвозди вытаскива­ют.... Огонь заливают.... Тесто месят.... Машинист управля­ет.... Пилот управляет....

Задание 3. Закончите предложения, отвечая на вопросы. Произнеси­те предложения полностью.

Мамы нет дома. Маша и Саша решили убрать комнату. Саша подмел пол (ч е м?).... Маша стерла пыль влажной (ч е м?).... Саша помыл посуду горячей (ч е м?).... Маша вытерла ее чис­тым (ч е м?).... Пришла мама. Она была довольна (к е м?)....

Задание 4. Закончите предложения, отвечая на вопросы. Произнеси­те предложения полностью.

Маляр красит (ч т о? ч е м?).......

Столяр строгает (ч т о? ч е м?).......

Рита рисует (ч т о? ч е м?).......

Зина режет (ч т о? ч е м?).......

Дворник подметает (ч т о? ч е м?).......

Лена машет (к о м у? ч е м?).......

Папа грозит (к о м у? ч е м?).......

Толя рисует (к о м у? ч е м?).......

Врач смазывает (к о м у? ч т о? ч е м?).......

Бабушка вяжет (к о м у? ч т о? ч е м?).......

Задание 5. Подберите подходящие по смыслу слова к данным.

Образец: резать ножом, бритвой. Резать..., рисовать..., подметать..., стирать..., махать..., дорожить..., светить..., смазать..., стучать..., вытирать....

Задание 6. а) Измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос кем? или ч е м?

Образец: ножом, портфелем, пилой, ученицей.

плащ выключатель игла свеча
веник корабль чашка буря
забор море рука земля
ведро муравей звезда шея
самолет трамваи салфетка батарея

б) Составьте предложения с выделенными словами.

Задание 7. а) Измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос кем? или чем?

Образец: Цыплятацыплятами, туфлитуфлями.

Цыплята, ножницы, лыжи, ворота, зубы, ручки, колокольчи­ки, уши, ноги, ветки, листки, сапоги, страницы, книги, вилки, картины, камни, листья, деревья, крылья, обои, гуси, змеи, стаи, кости, семьи, автомобили, караси, дожди, тополя, ручьи, корни;

б) Составьте предложения с выделенными словами.

Задание 8. Закончите предложения, отвечая на вопрос чем?

(Логопед читает первое предложение целиком, во втором предложе­нии не договаривает последнее слово. Ученики дополняют предложение и произносят его целиком.)

Образец: Мальчик взял карандаш. Он рисует карандашом.

Маша взяла утюг. Она будет гладить платье....

Дима взял пилу. Он будет пилить дрова....

Соня взяла масло. Она намажет хлеб....

Папа купил сыну велосипед. Он доволен новым....

Мама купила дочке куклу. Дочка довольна новой....

Мама с Тоней отдыхали на море. Вечером они любовались....

Осенью журавли собираются в стаи. Они улетают на юг....

Долго шли проливные дожди. Дороги размыты....

Дул сильный ветер. Деревья поломаны сильным....

Задание 9. Измените слова, данные в скобках, по смыслу. Произнеси­те предложения целиком.

Папа работает (учитель), а мама — (воспитательница). Тетя Вера работает — (ткачиха), а дядя Боря — (врач). Гвозди вытаскивают — (клещи), а забивают — (молоток). Мы едем в деревню — (поезд), а дальше — (машина). Мы шли сначала — (лес), а потом — (поле). Зимой луга покрыты — (снег), а летом — (трава). Раков ловят — (руки), а рыбу — (удочка). На доске пишут — (мел), а в тетрадях — (ручки). Яблоки и груши назы­вают — (фрукты), а капусту и кабачки называют — (овощи). Бабочку и кузнечика называют — (насекомые), а ласточку и воробья называют — (птицы).

Задание 10. Составьте предложения из данных слов, правильно изме­няя их по смыслу.

Дорожки, посыпать, снег; улица, освещать, фонарь; крыша, крыть, железо; волосы, мыть, шампунь; трава, сгребать, грабли; трава, косить, косилка; пруд, затянуть, тонкий, лед; руки, мыть,

туалетное, мыло; кусты," подрезать, садовые, ножницы; дорожки, посыпать, мелкий, гравий; елку, наряжать, елочные, игрушки.

Распространение предложений Тренировочные упражнения

Задание 1. а) Составьте предложения из данных слов (логопед называ­ет слова и последовательно задает вопросы. Ученики составляют предло­жения).

Кто? Что сделал(-а)? Что?

Связала, бабушка, варежки. Приготовила, обед, мама. Дерево, сломала, буря. Пыль, Вера, вытирала. Велосипед, починил, папа. Люда, картошка, чистить.

Кто? Что сделал(-а)? Кого?

Нашел, червяк, грач. Поймала, кошка, мышка. Поймал, рыба, рыболов. Увидела, стрекоза, Рита. Вова, дедушка, встречать. Ребята, синичка, кормить.

Кто? Что сделал(-а)? Кому?

Кость, мама, собака, дать. Нарисовать, картинки, сестра, Лена. Саша, дедушка, ранец, купить. Вова, папа, щенок, подарить. Сшить, рубашка, мама, Саша. Куры, насыпать, Рита, корм.

Образец: Мама дала кость собаке.

Составьте предложение и начертите схемы предложений.

Сын, мама, красивый, свитер, связать; поздравительная, почтальон, открытка, папа, приносить; интересная, сестра, книжка, брат, читать; рыба, рыбаки, крупная, сеть, поймать; маленький, Лена, показать, зайчонок, Игорь.

Образцы: Мама связала сыну красивый свитер. Сыну мама связала красивый свитер. Красивый свитер мама связала сыну.

Задание 2. Составьте предложения по картинкам сначала из двух, за­тем из трех, четырех, пяти и более слов. Выделите главные слова в пред­ложениях. (При затруднении логопед помогает учащимся вопросом.) На­чертите схемы всех предложений. Поставьте вопросы к каждому слову:

Образцы:

а) Девочка чистит. I— =. Девочка чистит яблоко. I— = I I. Девочка чистит спелое яблоко. 1__ ~ \.лл/ Г I. Девочка чистит спелое яблоко брату.

Девочка ножом чистит спелое яблоко брату. I— ' ' ----- \лл/ I II I.

N

б) Девочка рисует.

Девочка рисует пейзаж.

Девочка рисует пейзаж красками.

Девочка рисует летний пейзаж красками.

Девочка рисует летний пейзаж акварельными красками.

в) Девочка моет. Девочка моет пол. Маленькая девочка моет пол. Маленькая девочка моет паркетный пол. Маленькая девочка моет паркетный пол щеткой.

г) Папа делает кораблик. Папа делает сыну кораблик.

Папа делает сыну бумажный кораблик.

Папа делает маленькому сыну бумажный кораблик.

Задание 3.'Рассмотрите рисунки. Составьте предложения, в которых будет ве менее четырех слов.

Задание 4. Прослушайте предложения. Каждое предложение сокра­тите до четырех, трех, двух слов. Назовите главные слова в предложе­нии. Начертите схемы предложений.

Образец:

Оля читает бабушке интересную сказку.

I--------- |Ы= '■ \лл/ II

Оля читает интересную сказку.

I_____= \ЛЛ/ ||

Оля читает бабушке.

Оля читает сказку.

Оля читает.

Задание 5. Подберите к вопросу слово так, чтобы получилось предло­жение. Подсчитайте количество слов в последнем предложении.

(Логопед называет слово, обозначающее предмет, и ставит вопрос. Учащиеся подбирают следующее слово. Получившееся предложение про­износится целиком. Затем логопед ставит вопрос к третьему слову. Уча­щиеся подбирают подходящее по смыслу слово. Предложение произно­сится целиком. Например:

Логопед: Ученики:

Кошка что делает? Лакает. Кошка лакает.

Какая кошка? Серая. Серая кошка лакает.

Задание в. Прослушайте предложение, уберите указанное слово. На­зовите оставшиеся слова, дайте оценку: получилось или не получилось предложение.

(Логопед называет предложение из 4—5 слов. Учащиеся подсчитыва­ют количество слов в предложении. Затем логопед предлагает убрать 3-е (4,2,1-е) слово, произнести, что получилось. Учащиеся должны ответить, получилось предложение или нет.

Например

Логопед. Летом солнышко ярко светит. Уберите третье слово.

Учащиеся. Летом солнышко светит. Предложение по­лучилось.

Логопед. Уберите первое слово.

Учащиеся. Солнышко светит. Предложение получи­лось.

Логопед. Можно ли еще убрать слова? (Нет. Предло­жение не получится.) Остались только главные слова.

Предлоги

В данной главе рассматриваются только те предлоги, кото­рые не употребляются учащимися в устной речи или смешива­ются с другими. Например, наиболее часто ученики пропуска­ют предлоги в, на, к и др., предлог из заменяют предлогом с («пришел со школы», «вернулась с магазина», «приехал с Киева» и т. п.). Сложные предлоги из-за, из-под заменяют­ся предлогом из («выскочила из пола» вместо выскочила из-под пола, «выбежала из куста» вместо выбежала из-под кус­та и т. п.).

Логопеду следует учесть, что в процессе работы над каждым предлогом вначале отрабатывается понимание его простран­ственного значения, а затем и другие значения.

По мере того как дети учатся понимать значение предлогов и правильно употреблять их, в задания постепенно включают новый предлог, ранее не изучавшийся. Параллельно с работой над правильным употреблением предлогов на занятиях исполь­зуют задания, которые подводят учащихся к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами.

Все задания рассчитаны на устное и письменное выпол­нение.

Включая в перспективный план работу с предлогами, лого­пед должен учитывать данные, полученные при обследовании детей, и планировать работу только над теми предлогами, кото­рые вызывают затруднения у учащихся данной группы.

Конспект занятия

Тема. Предлоги.

Цель. На практическом уровне познакомить детей с пред­логами; учить пользоваться предлогами в устной речи.

Оборудование. Карандаши, предметные картинки на доске, изображающие куб и шар, которые находятся в раз­ных положениях.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам придумать по одному предло­жению из трех слов.

II. Предлог как самостоятельное слово.

Логопед предлагает ученикам выполнить следующие задания.

Положить карандаши на книгу.

Положить карандаши в книгу.

Положить карандаши под книгу.

Положить карандаши... книгу.

Логопед поясняет: «Вы затрудняетесь выполнить последнее задание только потому, что я пропустила одно маленькое сло­во. Догадайтесь, какое слово я пропустила».

Затем логопед продолжает «Положите карандаш на книгу. (Задание выполняется.) Положите карандаши... книгу. Ка­кое пропущено слово? (На.)»

Далее повторяются те же задания, но предлоги не называ­ются. Ученики каждый раз называют пропущенный предлог.

III. Составление словосочетаний с предлогом.

Логопед выполняет различные действия, например кладет карандаши в пенал. Ученики называют только предлог в.

На доске нарисованы кубик и шарик в разных положениях: на кубике, под кубиком, за кубиком, в кубике, над кубиком.

Логопед предлагает ученикам ответить на вопрос сначала одним маленьким словом, затем словосочетанием.

«Где лежит шарик? —... на кубике.... в кубике*.

Логопед предлагает детям изобразить маленькие слова гра­фически П (квадратиком).

В заключение логопед делает вывод: чтобы правильно пост­роить предложение, необходимо помнить о маленьких, но очень важных словах, без которых предложение теряет смысл. Эти слова называются предлогами.

Задание. Составить словосочетание, отвечая на вопрос где ша­рик? Начертить схему. _____^___

Образец: 1——___ □ II.

IV. Итог занятия.

Логопед спрашивает: «Что нового вы узнали на занятии?»


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.