Управление Винительный падеж ко г о? что? — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Управление Винительный падеж ко г о? что?



Задание 1. Ответьте на вопросы. Начертите схемы предложений.

1. Кого дети увидели в зоопарке? В лесу? В поле? В реке? В болоте?

2. Что дети увидели в огороде? В поле? В саду? На лугу? На болоте?

3. Кого (что?) дети увидели в лесу? В поле? На реке?

Образец: а) слона, крокодила, бегемота;

б) Дети увидели слона, крокодила, бегемота;

в)1------------ = I 1,1 Д1 1,

Игра«Самый наблюдательный».

Логопед предлагает ученикам по время прогулки вниматель­но посмотреть вокруг и заметить как можно больше разных предметов. На следующем занятии они должны рассказать, что видели. Выиграет тот, кто больше запомнит и назовет предметов.

Образец ответ а: Я видел дерево, цветы, бабочки, де­тей и др.

Задание 2. Закончите предложения по вопросам. Произнесите их це­ликом.

а) Почтальон разносит (ч т о?).... б) Учитель учит (к о г о?).... Повар варит (ч т о?).... Врач лечит (к о г о?)....

Парикмахер стрижет (ч т о?) Пастух пасет (к о г о?)....

Машинист ведет (ч т о?)... . ' Ветеринар лечит (к о г о?)

Водитель ведет (ч т о?).... Птичница кормит (кого?)

Художник рисует (ч т о?).... Конюх кормит (кого?).... Часовщик чинит (ч т о?) ... . Доярка.доит (кого?)... .

Прачка стирает (ч т о?).... Продавец обслуживает (к о г о?)

Ткач ткет (ч т о?).... Водитель возит (к о г о?)....

Портниха шьет (ч т о?)... .Артисты приветствуют (к о г о?)

Задание 3. Ответьте на вопросы полным предложением.

Что варит сталевар? Кого разводит пчеловод?

Что добывает шахтер? Кого ведут в детский сад?

Что моет посудомойка? Кого нарисовал художник?

Что копает землекоп? Кого боится мышка?

Что рубит лесоруб? Кого боится кошка?

Задание 4. Дополните предложения подходящими по смыслу словами.

В овощном магазине Коля купил ... и ... . В лесу ребята видели ... и ... . Садовник окопал ... и ... . В огороде дети пололи ... и ... . Бабушка связала Лене ... и ... .

Задание 5. К каждому слову-действию придумайте слова-предметы* отвечающие на вопросы к о г о? ч т о?:

а)Жду...,...; встречаю ... и ...; догоню...,...; ловлю ... и...? спрашиваю ...,...; пасу ... и ...; кормлю ... и ... ;

б) Читаю ..., ...; рисую ..., ...; варю ..., ...; поливаю ..., ...; покупаю .., ...; стираю ..., ...; шью ..., ...; решаю ..., ...; пишу ..., .. >, экарю ..., ... •

Задание 6. Закончите предложения, отвечая на вопрос: что дела­ют люди названных профессий? Начертите схемы пред­ложений.

Образец ответа: Землекоп копает землю.

Землекоп.......Врач.......Учитель.......Сталевар.......

Цветовод.......Пчеловод.......Лесник.......Писатель.......

Рыболов.......Каменщик....... Рудокоп.......Шахтер.......

Стекольщик.......Кровельщик.......

Задание 7. Прослушайте отрывок из стихотворения «Цветные каран­даши», правильно изменяя слова, данные в скобках. Выучите отрывок наизусть.



Карандаши цветные

Умеют рисовать

(Труба),

Часы стенные,

(Корова)

И кровать,

(Луна),

(Картошка),

Дождь,

И дым,

И сад зимой

И летом,

Лишь надо знать,

Когда каким

Писать все это цветом.

Задание 8. Ответьте на вопросы: что бы вы нарисовали зеленым, желтым, красным, синим, коричне­вым карандашами? Почему вы рисовали зеле­ным, желтым и т. д. карандашами?

Образец ответа: Зеленым карандашом я нарисовал траву. Трава зеленая.

Задание 9. Прослушайте рассказ. Найдите в нем ошибки. Исправьте их.

Ежик.

Тимошка и Гришка были в лесу. Тимоша ловил жуки. Гри­ша нашел ежик. Гриша принес ежик домой. В доме были мыши. Гриша пустил ежик в дом. Ежик ловил мыши.

Задание 10. Закончите предложения, изменив в них последнее слово. Назовите главные слова. Поставьте к ним вопросы.

Мама купила кастрюля. Коля видел жаба. Жаба ловила ко­мар. Ласточки едят мошки. Столяр сделал табуретка. Таня связала кофта. Виталик смастерил лодочка. Ястреб унес цып­ленок. Саша забросил удочка. Кружевница- пяетвттфужем*-.

Задание 11. Составьте предложения из данных слов. Начертите схе­мы предложений.

Сестра, сварить, варенье; капитан, подавать, команда; мат­росы, мыть, палуба; брат, встречать, сестра; дождь, смочить, земля; Маша и Лена, видеть, радуга; трава, роса, покрывать; дерево, сломать, ветер; карасик, поймать, щука; электричка, ждать, пассажиры.

Задание 12. Прослушайте рассказ «Зоопарк». Найдите в нем ошиб­ки. Исправьте их.

Зоопарк.

Дети ходили в зоопарк. Там они видели огромный слон, по­лосатая зебра, забавные обезьяны. Слон обливался холодной водой. Зебры жевали свежая трава. Обезьяны корчили смеш­ные рожицы.

Задание 13. Составьте предложения из данных слов. Начертите схе­мы предложений.

Дети, найти, маленький, зайчонок; мама, варить, молоч­ный, суп; Вова, собирать, спелая, малина; рыбаки, поймать, огромный, сом; бабушка, штопать, старая, кофта; мы, читать, интересная, книга.



Образец:!______ == \ЛЛ/ I I

Родительный падеж кого? чего? Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте рассказ В. Бианки «Чей нос лучше?».

Мухолов-тонконос сидел на ветке и'смотрел по сторонам. Только покажется муха или бабочка, он сейчас же на крылья, поймает ее и проглотит. Потом опять сядет на ветку и ждет, высматривает. Увидел поблизости клеста-крестоноса и стал ему плакаться на свое горькое житье.

— Мне, — говорит, — очень уж утомительно пропитание себе добывать. Сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть? А зерно клевать не могу: нос у меня чересчур слаб:

А клест-крестонос и говорит:

— Вот посмотри, какой у меня замысловатый нос: крестом. Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.

Клест ловко поддел клювом чешуйку еловой шишки и дос­тал семечко.

— Верно, — сказал Мухолов, — твой нос хитрее устроен.

— Ничего вы не понимаете в носах! — прохрипел из болота бекас-долгонос. — Хороший нос должен быть прямой и длин­ный, чтобы им козявок из тины доставать было удобно. Погля­дите на мой нос.

Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос, длин­ный, как карандаш, и тонкий, как спичка.

— Ах, — сказал Мухолов, — вот бы мне такой нос.

— Постой! —запищали в один голос два брата-кулика — ши-лонос и серпонос. — Ты еще наших носов не видел!

И увидел Мухолов перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой — вниз, и оба тонкие, как шило.

— Мой нос для того вверх смотрит, — сказал шилонос, — чтобы им в воде всякую мелкую живность поддевать.

— А мой нос для того вниз смотрит, — сказал серпонос, — чтобы им червяков из травы таскать.

— Ну, — сказал Мухолов, — лучше ваших носов не приду­маешь.

— Да ты, видно, настоящих-то носов и не видел, — крикнул из лужи широконос, — смотри, какие настоящие носы быва­ют: во-о!

Все птицы так и прыснули со смеху прямо широконосу в нос:

— Ну и лопата!

— Зато им воду щелокчить как удобно! — досадливо сказал широконос и поскорей опять кувыркнулся в лужу, набрал пол­ный нос воды и давай щелокчить, воду по краям выпускать. Вода-то вышла, а козявочки, какие в ней были, во рту остались.

— Эх вы, мелюзга! — крикнул им пеликан-мешконос с озе­ра. — Поймали мошку — и рады! А того нет, чтобы про запас себе что-нибудь оставить. Я вот рыбку поймаю — ив мешок себе отложу, опять поймаю — и опять отложу.

Поднял толстый пеликан свой нос, а под носом у него ме­шок, набитый рыбой.

— Вот так нос! — воскликнул Мухолов. — Целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь!

— Ты, должно быть, моего носа еще не видел, — сказал дя­тел, — вот полюбуйся. Нам, лесным работникам, надо весь ин­струмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы не только носом себе корм добываем из-под коры, но еще и дерево долбим: дупла выдалбливаем, жилища устраиваем и для себя, и для других птиц. Нос у меня — долото.

— Чудеса! — сказал Мухолов. — Сколько носов видел я нын­че, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.

Выстроились перед мухоловом-тонконосом крестонос, дол­гонос, широконос, серпонос, шилонос, мешконос и долбонос.

Да тут вдруг упал сверху серый ястреб-крючконос, схватил Мухолова и унес к себе на обед. Остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны. Так и осталось неизвестно, чей нос лучше.

Логопед объясняет значения слов: замысловатый, вылущи­вать, чешуйка, прыснули, щелокчить. Вопросы.

1) Как назывались птицы, о которых вы сегодня узнали?

2) Чей же нос лучше?

3) На что похожи клювы клеста, кулика, второго кулика, пеликана, ястреба?

Задание 2. Определите, клюв какой птицы изображен на рисунке.

Образец ответа: Это клюв дятла.

Задание 3. Отгадайте, кого эти следы. (Логопед демонстрирует кар­тинки, изображающие следы различных животных, птиц, человека, или рисует на доске.)

Образец ответа: Это следы лисы.

Задание 4. Ответьте на вопрос: кто детеныш кого? Образец ответа: Жеребенок детеныш лошади. Теленок — ... Поросенок — ...

Козленок — ... Ягненок —...

Щенок — ...

Задание 5. Закончите словосочетания, правильно изменяя слова, дан­ные в скобках.

Гнездо (ласточка). Письмо (сестра). Улицы (город). День (Победы). Цветок (клевер). Листья (береза). Кроны (деревья). Следы (птица). Чешуя (рыба). Стволы (сосна).

Задание в. Закончите словосочетания, отвечая на вопросы:

Листья чего? ... Грядка чего? ... Крылья кого? ...

Корни чего? ... Плод чего?... Хвост кого? ...

Верхушка чего? ... Цветок чего? ... След кого? ..."

Ветка чего? ... Щепотка чего? ... Нора кого? ...

Задание 7. Закончите предложения, вставляя по смыслу слова. От­ветьте на вопросы.

У Васи есть сестра. У Миши нет.... У Миши есть брат. У Ва­си нет....

Вопросы.

У кого есть брат, а у кого есть сестра?

Кого нет у Васи, а кого нет у Миши?

У Кати есть собака. А у Любы нет .... У Любы есть кошка. У Кати нет ... .

Вопросы.

У кого есть собака, а у кого есть кошка?

Кого нет у Кати, а кого нет у Любы?

У бабушки есть зонт. У дедушки нет .... У дедушки есть плащ. У бабушки нет ....

Вопросы.

У кого есть зонт, а у кого есть плащ?

Чего нет у дедушки, а чего нет у бабушки?

У велосипеда есть цепь. У мотоцикла нет .... У мотоцикла есть мотор, а у велосипеда нет ....

Вопросы.

У чего нет цепи, а у чего нет мотора?

Чего нет у велосипеда, а чего нет у мотоцикла?

У Паши есть рыбки. У Вити нет.... У Вити есть голуби. У Па­ши нет....

Вопросы.

У кого есть рыбки, а-у кого есть голуби?

Кого нет у Паши, а кого нет у Вити?

У Люды есть краски. У Марты нет .... У Марты есть флома­стеры. У Люды нет ....

Вопросы.

У кого есть краски, а у кого есть фломастеры?

Чего нет у Люды, а чего нет у Марты?

Задание 8. а) Игра «Чего много?»

Оборудование. У детей картинки, на которых изоб­ражено множество предметов, например, флажки, ложки, вил­ки и др.

У логопеда картинки с изображением одного предмета.

Методические указания. Логопед показывает детям картинку и го­ворит: «У меня один флажок ». Ученик, у которого есть картинка с флаж­ками отвечает: «У меня много флажков». Щ

б) Игра «У кого чего много?»

Методические указания. Логопед раздает ученикам по одной картин­ке, на которой изображены, например, вилки. Начинает игру. Педагог говорит, например, Тане, не показывая ей свою картинку: «У меня мно-

го...» Таня спрашивает: «Чего?» Логопед отвечает: «Вилок». Таня пово­рачивается к Сереже и говорит: «У Анны Ивановны много вилок. А у меня много ...» Другой ребенок спрашивает: «Чего?» Таня отвечает: «Тетра­дей». И т. д. по цепочке. Логопед следит за правильностью ответов.

Задание 9. Закончите предложения, правильно изменив слова, дан­ные в скобках. Повторите два последних слова в предложении.

Образец: Нет листьев.

Поздней осенью на деревьях нет (листья). В зале еще нет (стулья). В книжке нет (картинки). В поле нет (люди).

Не слышны голоса (птицы). На болоте много (комары). В на­шем лесу нет (змеи). В дальнем лесу много (ужи). У птиц нет (зубы). В пустыне нет (леса). В нашей реке нет (кувшинки).

Задание 10. Составьте предложения, сравнивая предметы:

а) по вкусу: морковку и помидор; бруснику и клюкву; малину и кры­жовник.

Образец ответа: Морковка слаще помидора.

б) по величине: корову и овцу; куст и дерево; папу и сына; ягненка и овцу; теленка и корову;

Образец ответа: Корова больше овцы. Овца меньше коровы.

в) по физической силе: кошку и мышку; медведя и лису; лошадь и ослика.

Образец ответа: Кошка сильнее мышки. Мышка слабее кошки.

Задание 11. Прослушайте текст.

Коля нарисовал различные деревья и закрыл их листиками от этих деревьев. Таня рассматривала листики и угадывала, какие деревья нарисовал Коля. Это лист береза. Значит, ты на­рисовал береза. Это лист осина. Ты нарисовал осина. Это лист клен. Ты нарисовал клен. А эти листья-иголки елка, сосна. Ты нарисовал елка, сосна.

Вопросы.

1) Правильно ли Таня угадала деревья?

2) В чем она ошибалась?

Исправьте ошибки, допущенные Таней. (Логопед еще раз читает предложения, ученики находят и исправляют ошибки.)






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.015 с.