История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-05-14 | 221 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В желтый сумрак мертвого апреля, Попрощавшись с звездною пустыней, Уплывала Вербная неделя На последней, на погиблой льдине... Иннокентий Анненский
Шестая неделя Великого Поста - "вербница", вербная неделя. Основные обряды и действия, связанные с вербной неделей, совершались в воскресенье. А канун Вербного воскресенья - Лазарево воскресение. С этим днем связан шуточный вопрос: Когда воскресенье бывает в субботу? Дело в том, что церковный праздник воскресения Святого Лазаря приходится на субботу вербной недели, т. к. накануне входа Христа в Иерусалим Иисус воскресил Лазаря через несколько дней после его кончины.
В некоторых деревнях России в день Лазарева воскресения пекут хлебцы в количестве, соответствующем членам семьи; в один из хлебцев запекают грош; у кого он окажется, тот будет счастлив в будущем году, для девушки это предвещает счастливое замужество.
А сам праздник входа Господня в Иерусалим (или Вербное воскресенье) празднуется в последнее воскресенье перед страстной неделей и входит в число главных христианских праздников. Он знаменует память въезда Иисуса Христа в Иерусалим на "осляти", причем народ по пути шествия Христа бросал пальмовые ветви. По примеру евреев, встречавших Господа с пальмовыми ветвями, православные держат в руках во время утрени вербовые ветки. Праздник этот называется еще и Неделею Ваий (пальм).
До отмены патриаршества Петром I Патриарх в этот день во всем облачении ездил на коне, долженствующем изображать осла, от Лобного места до Успенского собора и обратно. В этот день Церковь освящала вербы, и народ присутствовал на церемонии патриаршего выезда с вербами в руках.
|
Вот как описывают эту красивую церемонию историки: "Из Успенского собора выносили большое дерево, увешанное яблоками, изюмом, смоквами, финиками, ставили его на сани и тихо везли по Кремлю. Поддеревом стояли пятеро мальчиков-певчих, одетых в белые кафтаны, и пели молитвы.
От дворца до Василия Блаженного на площади устанавливали по обе стороны аллей зеленые кадки с воткнутыми в них вербами. После ранней обедни царь в выходной одежде, сопровождаемый Патриархом, всем столичным духовенством и боярами, шествовал по вербной аллее к Покровскому собору (т. е. церкви В. Блаженного) и слушал там позднюю обедню. В это время народ любовался на изукрашенное Лобное место, покрытое бархатом и сукнами.
Посреди Лобного места ставился аналой с.Евангелием, а рядом с Лобным местом помещалась приготовленная для процессии "осля" в белой суконной попоне, закрывавшей также и голову, и нарядная верба, утвержденная на особых изукрашенных дрогах и убранная подобно тому, как теперь убираются на Рождество елки; на ветвях деревца подвешивались разные сласти - изюм, винные ягоды, орехи, яблоки, искусственные цветы, разные блестки и звезды из меди, шумихи (сусальное золото. - Прим. сост.). После обедни Государь, Патриарх и духовенство выходили на Лобное место, протодьякон читал Евангелие, и в соответствующем месте Патриарх, взяв в одну руку Евангелие, в другую крест, благославлял Государя. Потом Патриарх садился на осла, царь брал в руки конец повода, и вся процессия, сопровождаемая нарядной вербой, медленно двигалась обратно ко дворцу. Тогда народ падал на колени, и вся площадь затихала в торжественном молчании. Мальчики лет 12 в белых одеждах, числом иногда до тысячи, разбрасывали по пути процессии красные сукна и восклицали: "Осанна!".
Обойдя вокруг главных кремлевских храмов, Патриарх или - в более древнее время - Митрополит входил снова в Успенский собор и служил обедню. После обедни царь и вельможи обедали у Патриарха.
|
Нарядная "верба" отдавалась народу. Но прежде от нее ломали ветви для молодых царевичей и царевен. Так торжественно справлялось в старой Москве Вербное воскресенье, память хода Господня в Иерусалим".
По традиции, в этот день в храмах совершается обряд освящения вербы. Еще у древних славян существовало поверье, что верба обладает магическими свойствами. Она будто бы предохраняет людей от козней злых духов, охраняет скот и посевы от всяческих бедствий и т. п. Поэтому освященную вербу хранили в доме в течение целого года, ею выгоняли скот в поле, вешали ее ветки на скотных дворах. Это поверье перешло и в христианство. Может быть, возникло оно в связи с тем, что именно верба, первой среди других растений, оживает после зимней спячки природы. Если погода не благоприятствовала цветению вербы, то ее ветки предварительно ставили в воду, чтобы к Вербному воскресенью они могли распуститься.
Общераспространенным был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели своих любимцев легкими ударами вербы, приговаривая: "Верба хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба".
Этот обычай в какой-то степени сохранился и до сих пор. Ударив легонько вербой, можно сказать и такие слова:
"Верба xлеcm
Бьет до слез.
Верба синя
Бьет несильно,
Верба красна
Бьет напрасно,
Верба бела
Бьет за дело,
Верба хлёст -
Бьет до слез!".
Вербе и ее сережкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных сережек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освященной вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали сережки вербы в хлеб, а в костромских селениях пекли печенье в форме вербных почек.
Многие верили, что освященная верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре.
Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость.
А вот сажать вербу считалось плохой приметой. Говорили: "Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит". (Т. е. умрет, когда.из вербы можно будет вытесать лопату).
|
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, т. к. на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. В пучку привязывали украшение - бумажного ангелочка. Он так и назывался "вербный херувим".
Много еще поговорок, примет и поверий связано с вербой. На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил. Лазарь, приди нашего киселя поесть, - говорили в Лазареве воскресение. Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья. Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут. На вербной мороз - яровые хлеба хороши будут, - верили на Новгородчине. Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.
А были и такие: "Не верба бьет, старый грех", "Он сказывает на вербу грушу (т. е. врет)", "Немец - что верба: куда ни ткни, тут и принялся!".
Страстная неделя
Последняя, седьмая неделя Великого Поста - Страстная, Святая, Великая - включает шесть дней; она начинается в понедельник и завершается в субботу, предшествующую пасхальному воскресенью.
Все дни на Страстной седмице называются Великими. А вся неделя - Страстной: неделя, когда Христос был предан, осужден, возведен на Голгофу, распят и воскрес.
В эти дни перед верующими проходит вся жизнь Христа и все его учение: в Великий понедельник православные вспоминают бесплодную смоковницу, иссохшую до корня, как образ человека, погибающего в нераскаянии; в Великий вторник - притчи Иисуса Христа о десяти девах, о талантах, о Страшном Суде и т. д.; в Великую среду вспоминают о женщине, помазавшей Спасителя миром (греч. - благовонное масло; состав, употребляемый при совершении таинства миропомазания); в Великий четверток - богослужения посвящены Тайной Вечере -последней праздничной трапезе, которую провел Христос со своими учениками. Иисус сел с двенадцатью учениками за стол и сказал им: "Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием". Богослужение этого дня также посвящено молению Спасителя в саду Гефсиманском, куда после Тайной Вечери Иисус Христос пришел со своими учениками; вспоминается и взятие Спасителя стражей, происшедшее вследствие предательства Иуды.
|
Христос молился... Гефсиманский сад
К Его лицу клонил свои оливы.
А за холмами угасал закат.
И Он подумал: "Боже, как красиво!".
Христос стоял вблизи учеников,
А между ними - горькое молчанье.
А с неба наклонился звездный Ковш,
Как будто мог он вычерпать печаль их.
Он говорил: "Душа моя скорбит смертельно..."
И просил: "Побудьте рядом".
Своих сомнений и своих обид
Он в эту ночь ни от кого не прятал.
И о себе все зная наперед,
В душе своей не ощущал Он страха.
Не содрогнулся, слыша, как идет,
Гремя оружьем, медленная стража.
И Он сказал: "Зачем же на меня
Идете вы с колами и мечами?
Я не разбойник среди бела дня... " -
Но те хранили гнусное молчанье.
Дорога шла сквозь злобу и сквозь ложь.
Свое страданье выдавал Он взглядом.
И месяц плыл над Гефсиманским садом,
Как занесенный над землею нож.
А. Дементьев. "Гефсиманский сад".
В Великую пятницу вспоминаются страдания Иисуса Христа: суд и осуждение, его распятие, страдания и сама смерть на кресте.
В третьем часу дня совершается вечерня, во время которой присутствующие сопереживают крестную смерть Спасителя, снятие тела Христова со креста и погребение его; в Великую субботу (суббота покоя) вспоминают пребывание Спасителя телом во гробе и его сошествие душою в ад. Во время литургии Великой субботы священнослужители переоблачаются из темных траурных одеяний в светлые. Начинается ожидание праздника. Весь день до вечера освящается особая пасхальная снедь: куличи, пасхи, яйца. В двенадцатом часу ночи совершается полуночница, а ровно в полночь, при трезвоне колоколов - крестный ход вокруг храма. Начинается Светлая Заутреня, вовремя которой собравшиеся почтить Воскресение Христово приветствуют друг друга радостными восклицаниями: "Христос воскресе!".
Всю Страстную неделю полагается для верующих особенно строгий пост (прежде всего, это касается пятницы), запрет на любые развлечения и праздное времяпровождение, посвящение себя делам благотворительности и милосердия.
В основном народные обряды и обычаи Страстной недели связаны с Великим четвергом, но не только. Известно, что во вторник Страстной недели делали "соченое молоко": рано поутру, еще до рассвета, сметают по закромам конопляное и льняное семя, перемешивают, толкут в ступе и разводят водою. Домашнюю скотину хорошо поить таким молоком для убережения от всяких болезней, но и лечение, и приготовление пойла должны быть совершены ранней зорькою и втайне от мужчин. Если скотина не пьет молока, значит, быть худу: на нее каким-нибудь злым человеком напущена порча - и на весь ее приплод. В страстную среду скотину обливают на дворе водою, натаянной из снега, собранного по оврагам и посоленного прошлогоднею "четверговой солью". Эта вода предохраняет двор от всякою напуска на весь год.
|
Великий четверг сосредоточил вокруг себя огромное число поверий, примет, обрядов. Страстной четверг в народе называют чистым. В этот день все моют, чистят, убирают, готовят свой дом к празднику. После четверга вплоть до светлого праздника Пасхи мести пол не принято. Все должно быть убрано в четверг. Главное в этот день - умывание, обливание, купание. В старину девушки и юноши ходили на речку ровно в полночь, чтобы умыться или искупаться в холодной воде. Верили, что в полночь этого дня наступает весна и приносит с собой красоту и здоровье. А если купались дома, приносили воду до первого луча солнца и бросали туда золото и серебро - чтобы быть богатым и здоровым.
Обязательным было мытье в бане.
Сугубо великочетверговым делом являлось приготовление "четверговой соли". Обычную крупную соль завертывали в тряпочку и перепекали в печи, иногда - с квасной гущей. Можно это сделать в чугунной сковородке. Пережженную соль толкут и просеивают. По преданию, соль, приготовленная в это время, обладает целебными свойствами и употребляется в домашнем лечении как лекарство для людей и скота. Эту соль подавали к столу в Пасху. Одна из самых старых традиций Великого четверга - заклятие мороза. Из овсяной муки приготавливали ритуальный кисель, часть которого съедали в страстной четверг, часть оставляли на Пасху. На Пасху им разговлялись раньше кулича. Хозяин дома, вынося остатки киселя на улицу или раскрыв окно, произносил: "Мороз, мороз, поди к нам кисель с молоком хлебать, чтоб тебе наше жито в поле сберегать, градом не бить, червем не точить и всему бы в поле целу быть".
Множество обрядов Великого четверга связано с желанием очистить дом, двор, огород "от грязи, накопившейся за зиму, от нечисти, затаившейся в углах, предупредить болезни и другие напасти". На заре многие проводили окуривание, сжигая можжевельник в избе. Прогоняли через дымящийся можжевельник скотину и перешагивали сами.
Чтобы волосы были густые и длинные, девушки подстригают кончики своих кос. Первый раз советуют подстригать волосы и годовалому ребенку именно в этот день.
Выносили мыло на улицу на ночь, это мыло делало лицо особо чистым и здоровым.
Верили, что печная зола со страстного четверга, пятницы и субботы охраняет капусту от червя. Считали: "Кто в Великий четверток легко и рано встает, встает рано во весь год". Была на этот день и такая примета: "Если в Великий четверток холодно, то весна холодна до седьмой недели; если дождь - мокрая".
Многие обряды Страстной недели выглядят сейчас совсем архаичными, но еще в начале века они были чрезвычайно распространены в России. На Страстной неделе угощали водяного. Происходило это так. Рыбаки сбрасывались и покупали старую клячу - без торгу, за первую спрошенную цену, чтобы показать: для угощения такой важной особы ничего не жаль!. Трое суток лошадь откармливали коноплей, жмыхом и хлебом. В последний вечер мазали ей голову соленым медом, а гриву убирали мелкими красивыми ленточками. Перед самым "угощением" спутывали лошади ноги веревками и надевали жернов на шею. Наступает полночь. Лошадь ведут к реке. Большое несчастье, если речной воевода не жалует угощение: лошадь не тонет. Водяной всю зиму лежит на речном дне и спит глубоким сном. К весне, изрядно проголодавшись, он просыпается и начинает ломать лед и до смерти мучить рыбу назло рыбакам. Но если Примет угощение, делается покладистым, сговорчивым, стережет рыбу, гонит ее в невода, переманивает из других рек, спасает рыбаков. Говорят, три дня и три ночи ждет речной владыка угощение на Страстной неделе. Не дождавшись, передушит всю рыбу в реке, а затем покинет ее навеки.
Еще в конце прошлого века в Вятской губернии происходило следующее: в Великий четверг до восхода солнца хозяйка дома, нагая, бежит со старым горшком в руке на огород и опрокидывает горшок на пол; горшок остается опрокинутым на полу в течение всего лета - он предохраняет кур от хищной птицы.
А в глухих костромских деревнях для защиты дома девушка до солнца садилась на помело, распускала волосы и в одной рубахе, без пояса, объезжала дом с постройками. Подъехав к окну, обращалась к матери: "Тетка Зина, скотина дома?" - "Дома!". Благословляла. И так-три раза. Может быть, этот забавный обряд заинтересует наших современниц. Незабываемое было бы зрелище!
Бытовали и такие поговорки да приметы. Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет. Какова погода в чистый четверток, такова и в Вознесенье. В Великий четверток полнолуние - весной большая вода. В Великий четверток мороз, так и под кустом овес. Коли в чистый четверток горячие свечи донесены от стояния домой, то будет урожай яровой пшеницы. В Великий четверток парят кринки можжевелом, чтоб был хороший верх (устой, сливки).
Начиная с четверга страстной недели, шла подготовка к празднику Пасхи. Покупали муку, яйца, творог, телятину и другие продукты. Готовили пасхи и куличи, запекали окорок, жарили телятину. Рыбные блюда вообще не готовили. Все должно быть готово к вечеру субботы, когда кулич, пасху и яйца несут святить.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!