Состояние орального и артикуляционного праксисов — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состояние орального и артикуляционного праксисов

2017-05-14 621
Состояние орального и артикуляционного праксисов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У большей части больных с грубой степенью выраженности эфферентной моторной афазии оральный праксис нарушен. Боль­ные справляются с воспроизведением отдельных поз, но затрудня­ются при необходимости перейти к следующей. В этих случаях воз- I никают застревания на отдельных элементах действия, поиски поз. То же самое наблюдается и в артикуляторном праксисе: изолиро­ванные звуки больные повторяют относительно свободно, однако ' задание воспроизвести серию звуков вызывает существенный арти- | куляционный сбой. Эфферентная артикуляционная апраксия явля­ется первичным дефектом, на основе которого развивается аффе­рентная моторная афазия.

При меньшей степени выраженности речевого дефекта имеют­ся нарушения орально-артикуляционного праксиса. Переключение с позы на позу, с артикулемы на артикулему затруднено, особенно в усложненных условиях. В символическом праксисе возможны пер­северации.

У больных с легкой степенью данной формы афазии отмечают­ся негрубые расстройства в сфере орально-артикуляционного прак­сиса по премоторному типу. Иногда они проявляются в виде псев-доскандированности речи, т.е. произнесении слов по слогам. Такой способ говорения увеличивает время на артикуляционные переклю­чения и тем самым облегчает его.

Спонтанная речь

Спонтанная речь больных с грубой формой афазии бедна. Она состоит в основном из хорошо упроченных слов, преимущественно номинаций. Имеются значительные произносительные трудности, проявляющиеся в- «застревании» на отдельных фрагментах слова. Слова «разорваны», абрисы их, как правило, не сохраняются. Инто­нация бедная, однообразная. Речевая активность средняя.

Больные с менее грубой афазией в состоянии передать в общих чертах свою мысль. Однако фразовая речь практически отсутствует. У ряда больных имеется аграмматизм типа телеграфного стиля. Сло-' варь представлен в основном существительными, частотными глаго­лами в инфинитиве. В сложных по звуковой структуре словах вы­ражены трудности артикуляторных переключений. Интонационный рисунок речи бедный. Имеются ошибки в ударении. В целом в выска­зывании отсутствует плавность, оно носит разорванный характер.

При легкой степени выраженности речевого дефекта спонтан­ная речь больных достаточно развернута, фраза однообразна по синтаксической структуре, однако отмечается большое количество речевых штампов, маскирующих трудности речевого программиро­вания. Выявляются отдельные аграмматизмы. Словарный состав разнообразный. Высказывание не всегда носит ситуативный харак­тер. Возможна монологическая речь на определенные темы.

Речевые автоматизмы

В большинстве случаев у больных даже с грубой эфферентной моторной афазией имеются те или иные речевые автоматизмы: со­пряженный и отраженный прямой счет (обратный счет недоступен), пение со словами.

При средней и легкой степени данной формы афазии речевые автоматизмы обычно сохранны.

Повторная речь

Даже при грубой степени выраженности речевого дефекта большая часть больных способна к повторению отдельных звуков как с опорой на артикуляционный образ, так и по акустическому образцу. Повторение слогов затруднено из-за трудностей артикуля­ционных переключений. Некоторые больные не в состоянии слить в открытый простой слог согласный и гласный звуки. Воспроизведе­ние слова, как правило, не удается. Повторная речь воспроизводится легче спонтанной.

При средней степени выраженности речевого расстройства по­вторная речь нарушена не грубо. Больные справляются с повторе­нием звуков, слогов, слов и простых фраз. Однако в более сложных по синтаксической структуре фразах допускают аграмматизмы. Имеются артикуляционные трудности при произнесении слов. Страдает и просодический компонент высказывания. Больные а трудом передают интонацию вопроса, восклицания.

У больных с легкой афазией повторная речь с незначительными произносительными трудностями, проявляющимися в отсутствии плавных артикуляторных переходов внутри слова (тенденция к mw слоговому произнесению).

Диалогическая речь

Больным с грубым речевым дефектом недоступно поддержание диалога. При меньшей грубости речевого нарушения больные спо­собны участвовать в ситуативном диалоге, но при этом отмечаются частые эхолалии, прямое использование текста вопроса для ответа. Может наблюдаться стереотипность ответов, персеверации (застре­вание на фрагментах предыдущих ответов). Выражены трудности переключения с одного фрагмента слова на другой. Наиболее дос­тупен ситуативный диалог.

При легкой степени выраженности афазии диалогическая речь в общем сохранена и близка к норме, хотя нередко остается некото*-рая стереотипность формулировок, недостаточная развернутость вопросно-ответных видов речи. Имеются также специфические произносительные трудности.

Называние

Некоторым больным даже с грубой формой эфферентной мо­торной афазии доступно воспроизведение отдельных высокочас­тотных номинаций, артикуляционное выражение которых является высоко упроченным преморбидно. Вместе с тем называнию серьез­но препятствуют персеверации, проявляющиеся в трудностях арти­куляционных переключений внутри слов.

При средней степени выраженности данной формы афазии на­звание как функция нарушена не грубо. Однако трудности звуковой (артикуляционной) организации слова довольно значительны. От­сутствует способность воспроизводить слова на основе их кинети­ческих мелодий. Слоговая структура часто нарушена.

У больных с легкой эфферентной моторной афазией называние в общем сохранено, однако имеется определенный словарный дефицит. Больные редко продуцируют малочастотные называния, из- бегают слов со сложной звуковой структурой.

Фраза по сюжетной картинке

Больным с грубым речевым дефектом составление фраз по сю­жетной картинке практически недоступно. Они конструируют лишь очень простые по синтаксической структуре фразы. Часты пропуски названий действий, реже— предметов, служебных частей речи, в окончаниях и т.п., однако кроме этих элементов «телеграфного сти­ля» имеются и произносительные трудности.

В случае средней и легкой степени выраженности речевого на­рушения больные справляются с составлением по сюжетной кар­тинке фраз относительно простых грамматических моделей. Встре­чаются отдельные аграмматизмы.

Пересказ текстов

У больных с грубой и средней степенью выраженности эффе­рентной моторной афазии обнаруживаются дефекты, сходные с те­ми, которые имеются у больных с афферентной моторной афазией. Это объясняется тем, что и те и другие лишены полноценных арти­куляционных опор.

При легкой афазии пересказ текстов сопровождается отдель­ными трудностями конструирования фразы, имеются элементы аграмматизма типа телеграфного стиля. Высказывания несколь­ко бедны просодически, есть отдельные артикуляционные за­стревания.

Понимание речи

Первичные расстройства функции понимания отсутствуют да­же у больных с грубой афазией. Однако имеют место и трудности восприятия речи из-за отсутствия полноценных артикуляционных опор, а также инертности в области переключения слухового вни­мания. Отмечается неполное понимание речевых конструкций, в которых грамматические элементы несут существенную смысловую нагрузку.

При средней и легкой степени выраженности эфферентной мо­торной афазии особенности понимания речи менее выражены и аналогичны особенностям нарушения речи у больных с грубой эф­ферентной моторной афазией.

Объем слухо-речевой памяти

Клинические проявления нарушений слухо-речевой памяти те же, что и при афферентной моторной афазии.

Состояние функции чтения

У больных с грубой степенью выраженности эфферентной mo-i торной афазии чтение практически отсутствует. Имеется способ-1 ность к прочитыванию отдельных букв, поскольку связь «артикуле-ма — графема» сохранена. Прочитывание слогов происходит со] значительными артикуляционными затруднениями. Чтение слов недоступно больному, т.е. имеются трудности артикуляционной деятельности, связанной с необходимостью воспроизведения не единичных, а серий графем. Вместе с тем у большей части больных имеются некоторые возможности глобального чтения (раскладыва­ние подписей под картинками и т.д.). При меньших степенях грубо­сти эфферентной моторной афазии чтение в значительной мере со­хранно.

Состояние функции письма

У больных с грубой степенью выраженности эфференой мотор- I ной афазии дефекты письма качественно те же, что и при грубой степени афферентной моторной афазии. При меньшей грубости де­фекта в письме под диктовку больные допускают большое число литеральных парафазии, выступающих в виде персевераций, про­пусков не только согласных, но и гласных звуков. В основном это обусловлено нарушениями звуко-буквенного анализа состава слова, а именно трудностями организации его сукцессивной звуковой, структуры.

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Спонтанная речь

У больных с грубой динамической афазией спонтанная речь практически отсутствует, за исключением отдельных упроченных в прежней речевой практике речевых штампов, преимущественно разговорно-бытового характера. При их воспроизведении не обна­руживается каких-либо произносительных трудностей, однако ин­тонационная картина отличается однообразием. Речевая активность низкая. Часты эхолалии. Больные постоянно нуждаются в стимули­ровании речи извне.

У больных со средней степенью выраженности афазии спон­танная речь состоит из коротких фраз, однообразных по синтакси­ческой структуре. Имеется аграмматизм «телеграфного стиля». В целом высказывание выглядит бедным, однообразным по интони­рованию. Словарный состав без резких ограничений. Произноси­тельных дефектов не отмечается. Речевая активность низкая. Пре­обладает диалогическая речь. Отмечаются эхолалии. Часто встре­чаются речевые штампы как разговорные, так и профессиональные.

В случае легкой степени выраженности афазии спонтанное высказывание достаточно развернуто, но отличается обеднением со стороны логических построений и стереотипностью синтак­сической структуры. Часто повторяются одни и те же обороты речи, упроченные ранее в бытовой и профессиональной речи. Общий рисунок характеризуется недостаточной интонационной выразительностью. Морфологическая структура речи отличается уменьшением модально-оценочных слов, служебных частей речи и т.д. У некоторых больных встречаются аграмматизмы согласо­вания. Произносительные трудности не выявляются. Речевая ак­тивность ниже нормы. Эхолалии возникают в основном «на ис­тощении».

Речевые автоматизмы

Больные всех трех степеней выраженности дефекта легко справляются со всеми видами прямой автоматизированной речи. Обратный счет, перечисление дней недели, месяцев в обратном по­рядке сопровождается персеверациями, истощением внимания, со­скальзыванием на прямой порядок перечисления и т.д.

Повторная речь

У больных с грубой степенью выраженности речевого дефекта повторная речь носит в основном характер эхолалии. Повторяемые слова и фразы, как правило, не осмыслены. Выражены персевера­ции в виде «добавочной» речевой продукции, обусловленной персе­верациями по типу застревания на предыдущих фрагментах или.же по типу звукового и смыслового соскальзывания.

При средней степени выраженности дефекта повторная речь «опережает» остальные виды речевой деятельности, однако в ней имеются эхолалии и недостаточное осмысление. Встречаются штампы, возникающие непроизвольно, персевераторно. Просодиче­ский компонент изменен в сторону снижения выразительности, эмоциональной однозначности.

У больных с легкой динамической афазией повторная речь в целом сохранена, за исключением наличия отдельных эхолалий «на истощении».

Диалогическая речь

Диалогическая речь больных с грубой степенью выраженности речевого дефекта практически отсутствует. Они в состоянии лишь отвечать словами «да» или «нет», а также используют в качестве ответов отдельные междометия. Возможно участие больных в диа­логе, однако ответы стереотипны, преобладают речевые штампы. Наиболее доступен ситуативный диалог.

При меньшей степени выраженности афазии диалогическая речь в целом сохранена, но отмечается некоторая стереотипность формулировок, недостаточная развернутость вопросно-ответных I форм речи.

Называние

Даже при грубой степени выраженности динамической афа- I

зии больные, как правило, могут найти и назвать обиходные I

предметы. При средней степени выраженности речевого дефекта I

номинативная функция речи вообще без грубых нарушений, од- I

нако предметный словарь существенно превосходит глагольный. I

В случае легкой динамической афазии называние в общем со- I
хранено.

Фраза по сюжетной картинке

При грубой степени выраженности динамической афазии боль- I ные не в состоянии составить фразу по сюжетной картинке. При I средней степени грубости дефекта составление простой фразы по I сюжетной картинке возможно, однако часто возникают трудности речевого программирования на уровне глубинной структуры фразы (неспособность устанавливать субъектно-предикативные, субъект- I но-объектные отношения и т.п.), а также на уровне поверхностного I синтаксиса: ошибки во флексиях, предлогах и других грамматиче- I ских элементах высказывания.

Больные с легкой динамической афазией, как правило, справ­ляются с конструированием фразы по сюжетной картинке.

Пересказ текстов

Пересказ текстов больным с грубым речевым дефектом практи­чески недоступен.

Больные с менее грубой афазией пересказывают текст чаще все­го в форме ответов на вопросы или по очень подробному плану. При этом обнаруживается явная «привязанность» ответов к синтак­сической модели вопроса.

Больные с легкой степенью данной формы афазии в общем справляются с пересказом текста, однако имеются трудности конст­руирования сложных фраз. Встречаются также отдельные аграмма-тизмы.

Понимание речи

Больные с грубым дефектом понимают речь неполностью глав­ным образом вследствие истощения внимания, персевераций. Выяв­ляются элементы «полевого поведения»: больной отвлекается на то, что находится в пределах зрения. Иногда затруднено понимание грам­матически сложно построенной речи. Отмечаются явления «псевдо­отчуждения смысла слова» из-за трудностей включения в задание.

Картина расстройств понимания у больных с более легким ре­чевым дефектом в основном та же.

Объем слухо-речевой памяти

Объем слухо-речевой памяти при грубой динамической афазии исследовать затруднительно из-за дефектов понимания. Объем слу­хо-речевой памяти у больных с более легким дефектом первично сужен, имеются элементы «отвлечения» внимания при восприятии речевых рядов.

Чтение

Чтение отдельных букв в простых словах доступно даже боль­ным с грубой динамической афазией. Чтение фраз с искажениями, вызванными персеверациями, приводящими к застреванию на от­дельных словах и невозможности переключиться на следующие. В более легких случаях чтение как функция сохранено, однако имеют­ся явления «застревания» на отдельных фрагментах текста, пропус­ки слов и целых словосочетаний. При применении специальных приемов, концентрирующих внимание больного, возможности по­нимания в значительной мере расширяются. Понимание прочитан-

ного текста иногда не совсем полное, главным образом из-за недос- I таточности функции внимания.

Письмо

Письмо отдельных букв и простых слов большинству больных с I грубой степенью данной формы афазии доступно, так же, как и спи-сывапие. Однако при письме под диктовку более сложных слов и I фраз больные допускают ряд искажений, в основном в виде пропус-1 ков и персевераторных «добавок» элементов текста. Письмо «от себя» практически недоступно из-за общего снижения речевой активности.

У больных с более легкой динамической афазией не выявляется I грубых нарушений в области звуко-буквенного анализа состава ело-1 ва, хотя имеются ошибки в результате недостаточности в сфере внимания. Письмо «от себя» ограничивается стереотипными рече- I выми конструкциями, свидетельствующими о речевой аспонтанно- I сти не только в устной, но и в письменной речи. Имеются ошибки I персевераторного характера, некоторым больным свойственны аг-1 рамматизмы согласования.

При легкой степени выраженности динамической афазии пись- I мо как функция не страдает, однако имеются определенные особен- I ности письменной речи: бедность формулировок, их стереотип- I ность, недостаточная степень развернутости как результат прежде I всего недостаточной речевой активности и трудностей программи- I рования письменного высказывания.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.