Дифференциация б — д в словах Тренировочные упражнения — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Дифференциация б — д в словах Тренировочные упражнения



Тренировочные упражнения

Задание 1. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.

Роза — роса, коза — коса, Зоя — соя.

Задание 2. Прослушайте слова, поднимите букву з или с, если в слове услышите звук с или з.

Сок, зонт, сук, зуб, сон, сталь, звон, зыбкий, сытый, вязан­ка, забота, суровый, арбузы, вазелин, восемь, восковой, пузырь, василек, пузырек.

Задание 3. Определите наличие и место звуков с, з: а) в словах, б) в названиях картинок. (Слова произносит логопед, картинки он только по­казывает.)

 

Приблизителъныи перечень слов;-выстав­ка, красота, зубр, квас, стекло, возы, озимые, зимние, весен­ние, стакан, забор.

Приблизительный перечень картинок:

слон, нос, ставни, змея, арбузы, обезьяна, замок, санки, страус.

Задание 4. Прослушайте слова. Назовите и запишите: а) начальный слог; б) конечный слог.

а) Сани, соты, Зоя, Соня, зубы, сухо, сыты, салют, закат, зима, синий, сели, зелень, семя, Сема, сыны;

б) коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, росы, весы, возы, неси, вези.

Задание 5. Прослушайте слова. Запишитеих в две строчки: в первую с буквой з, во вторую — с буквой с. Подчеркните слог с з или с. (Можно использовать слова предыдущих заданий.)

Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы

...такан, ...акон, ...покойно, ...ладкий, ...лой, ...абота, ...лово, ...доровье, ...оловей, ...а.-.лонка, ...драв...твуй, ...па....ибо, ...анаве...ка, ...о...нательный, ...али...ать, ...о...тавить, ...а...тавить, ...ано...а.

Задание 7. Допишите недостающий слог с буквой з или с по картинкам Та..., ко..., ко..., ва..., у..., ро..., бу....


 

 

 

 


209

 

Задание 8. Закончите и запишите слово, добавив слоги.


а) За или са. ли... ...пог Ли... ...мок ко... ...хар мимо... ...жег

...бота пи...тель ...гадка вя...ли ...поги пи…-ла ...веса ли...ла;


б) зы или сы.

но…, воло..., зано..., на...вать, ва..., моро..., занаве..., на...пать, ро... .стреко.., капри..., по...пать.

Задание 9. К данным словам присоедините приставку за. Назовите и запишите получившиеся слова»

Образец: нести—занести.

Вязать, светить, нести, возить, носить, сесть, стелить, со­лить, сорить, просить.

Задание 10. Составьте схемы слов. Буквы з, с напишите над соответ­ствующим слогом.

О б р а. з е ц: забор з,_ .кузнец_з_ . засохнуть з_с___

Сливы, забор, хвост, звонок, пастух, магазин, посадил, куз­нец, гуси, зелень, угостил, засохнуть, созывать, зазвенел, за­поздать, звезда, засеять, составить, созреть, записка, засту­дить, засада,заснуть.

Задание 11. Рассмотрите картинки. Назовите их. Сделайте схему этих слов. Надпишите буквыз, с над соответствующим слогом. Под схемами напишите слова.




 

 

 

 


210

 

 

Задание 12. Измените слово так, чтобы после согласных з, е появился гласный, подчеркните и назовите последний слог. Образец: вяз — вязы, лес—леса.

глаз— ... пояс — ... насос — ... автобус — ... нос—... арбуз—... промхоз—... занос—... мороз — ... груз — ... водолаз — ... трус— ... овес—... компас—... вкус—... шлюз—... грязь—... заказ—... обоз—... воз—...

Слова для объяснения: шлюз, обоз.

Задание 13. Измените слово так, чтобы после согласных з, с появился гласный. Подчеркните гласную. Объясните, как проверить звонкий со­гласный в середине слова. .

Образец: низко — низок, коляска — колясочка.

низко—... сказка—... замазка—... стамеска—... узкий—... березка—... .повязка—... просьба—

близко — ... коляска — ... краска —... дерзкий — ... скользко—... указка—... маска—... редиска—...

Задание 14. Вставьте пропущенную букву з лис. В скобках напишите проверочное слово. Подчеркните гласную, при помощи которой вы про­верили эти согласные.

Образец: у...кий (узенький), кра...ка (красочка).

Кра...ка, тру..., зака..., дер...кий, бли...ко, бере...ка, ове..., гла..., вку..., водола..., автобу..., троллейбу..., сколь...кий, ни...ко, повя..,ка, свя...ка.

Задание 18. Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте провероч­ные слова к словам раз, вас. Выпишите слова парами. Подберите прове­рочное слово к слову таз.

Ни разу!

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз.

(А. Кондратьев.)

211

 

Задание 16. Запишите слова в три колонки; с буквой з — в первую, с буквой с — во вторую, с буквамисз третью. Подчеркните букву ззеленым карандашом, букву с — синим. Выделенные слова пишите по слогам

Санки, сели, славный, запах, разок, редиска, зарядка,ста­дион, салазки, красивый, розовый,сказочный, морозный, глазки, записка, низкий, указка, вывеска, краска, узкий,за­навеска, забился,развесистый, засветить,пластилин, засада.



Задание 17. Словарный диктант (с опорой на графическую схему слова).

Методические указания

а) логопед произносит слово, учащиеся дают графическое изобра­жение этого слова, надписывают буквы з,с, затем пишут слово цели­ком.

Резинка, музыка, угостил, спелый, занозы, сукно, кусок, весна,зелень;

б) логопед показывает картинку, не называя ее. Затем учащиеся вы­полняют задание, как в пункте а.

Заставил, золото, засверкал, зазнайка, замерзло, стадо, спят, заснул, застыл, пастух, запасы, морозы.

Задание 18. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните буквы з, с. Запишите выделенные слова по слогам.

Методические указания. Логопед выписывает-загадку на доску или раздает ученикам индивидуальные карточки с загадками. Учащиеся чи­тают загадку и выполняют задание. Правильность выполнения проверя­ется по ходу работы.

Летом серый, зимой белый. Серебристые подвески

След январского мороза — Надевает в перелеске

Белоствольная....

Слова для объяснения: подвески, перелески.

Бел, как снег, В рот попал — В чести у всех. Там и пропал.

Объяснить выражение: «в чести у всех».

212

 

Дом открыт со всех сторон. Тут живут и на коврах, Надколоннами шатры, И в колоннах, Под колоннами—ковры. И в шатрах,

Слово для объяснения: шатер.

Золотое решето Снег на полях, Черных домиков полно. Лёд на реках. Сколько черненьких домиков. Инейсверкает, Столько беленьких жильцов. Когда это бывает?

Таетснежок,Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?

Отгадки: зайчик, сорока, береза, лес, подсолнух, сахар, весной, зимой.

Дифференциация з — с в предложениях. Тренировочные упражнения

Задание 1. Вставьте в предложения пропущенные слова, подходящие по смыслу.

зуб — суп У Зои разболелся коренной ....

Бабушка сварила вкусный.... коза—коса У Зины красивая, пышная ....

В огород забрела.... зыбь—сыпь У больного высыпала красная ....

На болоте страшная.... солить — залить Огурцы надо ... рассолом.

Надо ... на зиму огурцы. сев — зев У больного красный ....

Начался весенний.... злить — слить Не надо ... собаку.

Остатки воды можно....

Задание 2. Закончите словосочетание одним словом, содержащим звук с или з.

213

 

Образец: вязать носок.

Нести ... . Занести ... . Везти ... . Завезти ... . Вязать ... . Завязать....

Слова для справок: сумку, газету, санки, узел, носки.

Задание 3. Составьте словосочетания, используя слова пунктов а и б.

а) Морозный, веселый, интересная, звонкая, полосатая, Кремлевские, высокий, знойная, зыбкая;

б) сказка, воздух, песня, запевала, пустыня, забор, звезды, зебра, трясина.

Задание 4. Составьте словосочетания, подбирая к словам первой строч­ки подходящие по смыслу слова из второй строчки. Затем придумайте с этими словосочетаниями предложения.

а) Самовар, озеро, автобус, звонок, соловей, кузнечик, змея;

б) замерзло, закипел, уползла, засвистел, затормозил, застрекотал, зазвенел.

Задание 5. С каждым словосочетанием составьте и запишите предло­жения.

Спелый арбуз. Загорелая спина Злая собака. Сильный мороз. Здоровые зубы. Заботливая сестра. Зимняя спячка. Старый зонтик. Смелый поступок. Интересная сказка. Морозный воздух. Звездное небо. Звонкий голос. Спелый колос. Звонкий звонок.

Задание 6. Выпишите из текстов слова с буквамиз, с. Подчеркните букву з зеленым карандашом, букву с-—синим.

Ждите нас.

Улыбнись, луна, засмейся. Так взлетим, что только звезды Мягкий свет, вокруг разлейся. Пронесутся мимо! Два луча пусть перед нами Вы не бойтесь — мы вернемся Лягут словно рельсы. Живы, невредимы. Оторвемся от земли мы,

214

 

 

Зарядка

По порядку Мы растем смелыми, Стройся а ряд! На солнце ;

На зарядку Загорелыми. Все подряд!

Заметно стали убывать дни. Быстро наступают сумерки. Ночное небо затянуто тучами. На нем.не видно ни одной звез­ды. Поздно приходит рассвет.

Зазвенел звонок, дети быстро заняли свои места. Снег быст­ро засыпал заячьи следы. Спелые арбузы привезли на рынок. Фермеры вовремя скосили спелый овес. .

Золотой луг.

Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. На лугу росли одуванчики, и луг был весь золотой. Это было очень кра­сиво.

Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зеленый. Когда я днем шел домой, луг опять был весь золотой. Ястал наблюдать. К вечеру луг опять зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрылся, спрятал свои золотые лепестки в зеленую ча­шечку.

Когда солнце взошло, я мог видеть, как одуванчики раскры­ваются и как луг становится опять золотым.

Какие интересные цветы одуванчики: они вечером ложатся спать, а утром встают.

(По М. Пришвину.)

Задание 7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Зазвенел ... , и ученики вошли в ... . Пошел дождь, люди раскрыли .... Самолет набрал... и .... После ... наступает вес­на. На елку к детям пришел Дед .... Солнце ... мало. Вот при­шли ..., и зима ....

Задание 8. Составьте предложения из данных слов.

За, собака, забором, залаяла; зубы, у, разболелись. Сони, сильно; за, собака, гналась, зайцем; взяла, зайца, собака, след;,

 

 

оборвалась, песня, внезапно, звонкая; в, стог, змея, сена, упол­зла; звонко, в, запел, саду, соловей; лепестки. Соня, и, собира­ли, Зоя, роз; на, засверкала, кустах, роса.

Задание 9. Составьте предложения по сюжетным картинкам.

 


 

 

 


Задание 10. Составьте предложения по предметным картинкам.

216

 

 

 

 

 


Дифференциация з— с в связных текстах Тренировочные упражнения Задание 1. Вместо точек вставьте пропущенную букву з или с.

Зима.

На...тупила ...има. Были ...ильные моро.-.ы. ...ина в...яла ...анки и пошла на горку. Она катала...ь на ...анках с горки. За ней бегала ...обака Тре...ор. Не боит,..я ...ина моро...а

Березка.

В ...аду бере...ка. Бере,..ка была,..ухая. На бере...ке гне...до ...яблика, ...яблик та...кал в гне...до ли...тики.

Гвоздика.

Погляди-ка, погляди-ка, Что .за кра.. .ный огонек? Это дикая гво... дика Новый пра...днует денек.

217

 

Вопросы.

Где были Роза и Лиза?

Кого они видели в зоопарке?

Что делали зубры?

Что делали обезьяны?

Зимой.

На дворе холодно. Снег покрыл землю. Мороз разрисовал стекла замысловатыми узорами. Воробьи прыгают по заснежен­ным дорожкам. Голодно им зимой.

(На доске написаны слова: замысловатые, заснеженные.)

Вопросы.

Как разрисовал стекла мороз?

Какие зимой дорожки?

По каким дорожкам прыгают воробьи?

Когда голодно птицам?

Зима.

Выпал снег. В лесу тихо. Медведи залегли в берлогу и спят. Белки сидят в дупле и грызут орехи. Зайки залезли под кусты. Злые волки бегают по лесу.

Вопрос. Как ведут себя зимой медведи, белки,зайки и злые волки?

Задание 4. Письмо по памяти. .

Методические указания. Логопед читает текст. Выясняет у учащих­ся, какие слова для них трудны, разбирает эти слова. Затем читает текст еще раз. Учащиеся пишут, как запомнили.

Зайка.

Папа у Захара — охотник. Он принес сыну зайку. Всю зиму зайка был у Захара. Захар кормил зайку капустой и морков­кой. Весной Захар выпустил зайку на волю.

В зоопарке.

В воскресенье была экскурсия в зоопарк. В зоопарке ребята увидели много разнообразных зверей. Огромный сильный слон

 

 

.. .иним утром от моро.. .а На ...аре ...венят бере...:ы. , Всебере...ы—зеркала. Из ...еленого ...текла.

Белка пе...енки поет Да орешки в.. .е гры.. .ет, А орешки не про.. .тые В...е ...корлупки ...олотые. (А. Пушкин.)

Задание 2. Спишите текст, заменяя картинку словом. Логопед разда­ет детям тексты, где вместо слов в скобках — картинки.

Зоя гуляла в (сад). В (сад) (березы). На (березы) была (осы). Зоя села у (береза). (Оса) укусила Зою. (Девочка) заплакала. Мама увела (девочка) из (сад)

Запасы белки.

В (лес) росла (сосна). В дупле (сосна) было (гнездо) белки. Белка запасла еду на зиму. Всю зиму белка была сыта.

Земляника.

У Зины красивая (корзина). Зина пошла в (лес) за (земляни­ка). Под (куст) она нашла спелую (земляника). (Девочка) на' брала полную (корзинка) (земляника).

Задание 3. Прослушайте рассказы. Письменно ответьте на вопросы. Методические указания. На доске написаны слова обезьяна, рассказа­ли, гримасничали, которые вызывают у детей затруднения при написа­нии.

В зоопарке.

Лиза и Роза были в зоопарке. Там они увидели много раз­ных зверей: зубров, полосатую зебру. Забавных обезьян. Зуб­ры стояли у забора. Обезьяны забрались на дерево и гримас­ничали. Лиза и Роза рассказали друзьям обо всем, что видели в зоопарке.

 

хоботом захватывал еду. Полосатые тигры спокойно грелись на солнышке. Забавные обезьяны зацепились за ветки и раска­чивались на них. Полосатые зебры жевали сено. Белый мед­ведь ходил на задних лапах.

Ребята долго вспоминали интересную экскурсию в зоопарк.

 

Забавной обезьяне Разгулялась вьюга, Забыли дать бананы. Наклонились ели Забыли дать бананы До земли. С испугу Забавной обезьяне. Ставни заскрипели.

Задание 5. Диктанты.

Зрительные диктанты.

Методические указания. Логопед пишет на доске предложения. Дает время на прочтение этих предложений. Затем предложения закрывают­ся. Дети пишут текст по памяти.

 

Зайка.

Захар и Слава были в лесу. Вот следы зайки. Под кустом си­дел зайка. Захар закричал. Зайка испугался и ускакал.

Сазан.

Саня и Сережа ловили рыбу на озере. Они закинули сети и потянулиих вдоль озера. Вытянули сети. А там оказался ог­ромный сазан. Сазана принесли домой. Мама сварила из сазана вкусную уху. Сазан—вкусная рыба.

Слуховой диктант. Заноза.

Соня срезала розу в саду. У розы шипы. У Сони заболела рука. Это была заноза. Мама вытащила занозу и смазала ранку йодом.

Творческие рассказы. 1. Составьте рассказы, используя данные словосочетания.

Знойный день; река Серебрянка; раскаленный песок; звон­кие голоса; загорелые спиньц вернулись домой; заботливая се­стра

 

Морозный воздух; озеро замерзло; заиндевелые деревья и кусты; звери в лесу; зимняя спячка.

2. Составьте рассказ по опорным словам.

Рассвет,проснулись, засверкала, застрекотала, запели, стре­козы;

пора спать, сестренка, не засыпает, просит рассказать, Се­режа, интересная сказка, слушает, спокойно засыпает.

Дифференциация б—п

Задание 1. Выделите начальные звуки из слов банка, полка.

Задание 2. Из данного ряда звуков назовите похожие по артикуля­ции: б, а, п, т. Назовите сходство и различие этих звуков. Охарактери­зуйте эти звуки.

Задание 3. Выделите начальные звуки в словах. Боря — Поля, бык — пыль, баня — память.

Дифференциацияб— п в слогах

Тренировочные упражнения

Задание 1. Образуйте слоги. Прочитайте слитно получившиеся

слоги.

Задание 2. Образуйте звукосочетания. Прочитайте их слитно.


 
 
 
 

 

 

 

Задание 3. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками от­личаются эти пары слогов.

ба—па па—ба бя—пя пя—бя би—пи бо — по по — бо бе— пе пе — бе пя—бя бу— пу пу — бу бю — пю пю —бю бе — пе бы.—пы пы—бы би—пипи—би пю—бю.

Задание 4. Прослушайте слоги. Запишите начальные буквы каждого

слога.

Па. ба, бо. по. пы, пу,бя, пя. бу, бы, пе, бе: бло, пло, пла, про, плы, бро, бли, блу, плу, пле, пля.

Задание 5. Прослушайте звуковые сочетания. Запишите только со­гласные.

апа, аба, оба, опа, у па, уба, ыба, ипа, епа, ыпа, убо.упу, убу.

Задание 6. Прослушайте ряды слогов, запомните, повторите в той же последовательности.

па— ба — па пу — бу — пу . па—ба—па— ба ба—па— ба бу — пу — бу ба — па — ба — па пу — бу — бу — пу бу—пу—пу— бу.

Задание 7. Прочитайте и повторите слоговые ряды. Методические указания. На доске написаны ряды слогов. Учащиеся читают эти слоги, затем постепенно, ряд за рядом, они закрываются. Дети воспроизводят слоговой ряд по памяти. Логопед обращает внима­ние детей на четкое произнесение звонких и глухих согласных.

по — бо — по по— бо — бо— по бо — по — бо— по би— пи— би пи — би— би —пи па — ба — па— ба пя— бя— пя бу — пу— пу— бу бы — пы. — бы —пы. бе — пе — бе бе — пе — пе — бе би— пи— би —пи.

Задание 8. Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую — с буквойб, во вторую — с буквой п..

Ба, па, пу, бе, пе, пю, бю, пы, бы, бе, пе; апа, аба, абе, апе, оба, опа, упу, упи, убу, уби, обе, опе.

Задание 9. Выделите слоги со звуками б и я из слов, запишите эти слоги.

Пуля, боты, рыба, арбузы, бумага, пузырь, попугай, апрель, аптека, платок, пружина, брызги, брошка, плита, прыгать, плутишка, братик, плывет.

222

 

Задание 19. Диктанты.

Слуховые диктанты.

1. Методическое указание. Логопед произносит слово, ученики чер­тят его графическую схему, надписывают букву15 или п над соответству­ющим слогом, затем пишут слово под этой схемой.

Брови, бумага, путь, запутал, заборы, букашка, запоры, бабуш­ка, попугаи, бублики, побелки, напугать, брусника, пальто.

2. Методические указания. Логопед произносит слово ученики запи­сывают его по слогам, проговаривая каждый слог.

Болото, полотно, заплатка, басня, бутон, пакет, бутылка, платок, барабан, сапоги, попугаи, забота, победа, побелка.

3. Методические указания. Дети рассматривают картинйки, не назы­вая их, затем проговаривают слова по слогам и записываютих в тетради.

227

 

 

 

 

 

 

 

 


4. Прослушайте и запишите с лова с буквой б в одну колонку, с буквой п — в другую.

Липа, бумага, зубы, букет, полки, брат, рабочий, прыгая, бежал, торопился, спал, белый, плотный, прутик, будильник, погода, яблоко.

Дифференциация б — п в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте предложения. Назовите слова со звуками б, п. Запишите их.

Арбуз и капуста — овощи. В парке было много лип. На бере­зе набухли почки. Бочка по морю плывет. Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

Задание 3. Спишите Подчеркните буквыб, п.

Показался желтый бок, Покати — не тронусь с места. Только я не колобок. Приросла к земле я крепко. Не из мягкого я теста. Назови меня. Я ....

 

Барабан.

Бабушка купила Борису барабан. Борис бил в барабан: бум-бум! Слава и Миша были в саду. Услыхали они бой барабана и пришли к Борису. Они тоже забили в барабан.

Задание 2. Выпишите из текста слова с буквамиб, п.

Слова.

Борис и Клава вышли во двор.

—Клава, давай подбирать слова на б. Клава сказала: « Боты». Борис крикнул: «Барабан!» Клава придумала: «Булавка». Маленькая Маша сказала: «Лавка».

— Ты ошиблась. Маша. Надо придумать слова на звук б, а ты придумала на звук л.

Маша подумала и тихо сказала: « Бусы ».

Озеро Сенеж.

Московские школьники любят бывать летом на озере Сенеж. .Около озера густые леса. В них за час наберешь полное лукош­ко грибов или брусники. По дороге можно встретить топкое бо­лото. Перейти через него можно при помощи самодельной пе­реправы. Между лесами луга, поля с цветущей пшеницей. На гречиху за медом летят трудолюбивые пчелы.

Чудесные места в нашем Подмосковье.

Задание 4. Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

палка — балка Старушка опирается на....

Крыша опирается на.... бочка — почка Капусту вытащили из ....

Листья появились из.... забор — запор Вокруг дома сделали новый ....

У калитки хороший.... забыть—запить Ссору надо ....

Лекарство надо.... блещут — плещут В синем небе звезды ....

В синем море волны ....

Задание 5. Выпишите из каждого предложения словосочетание, в со­ставе которого есть буква б или п. Образец: пустая бутылка.

229

 

На столе стояла пустая бутылка из-под молока. В магазин завезли спелые арбузы. Миша смастерил бумажный пароходик. На яблоне красовались спелые яблоки. На сосне пушистая бе­лочка грызет орешки. Осенью мы искали белые грибы. Идут по улице босоногие ребятишки. Я сел под большой тополь. На песчаном берегу видны следы.

Задание 6. Составьте и запишите предложения, правильно изменяя слова в скобках.

Боря будет рисовать (петушок), (грибы), (павлин).

У Полины (барабан), (палочка).

Бабушка печет (пироги), (плюшки), (бублики).

Паша лепил (белочка), (грибы).

Папа покупает (пальто), (брюки).

Задание 7. Составьте предложения с данными словосочетаниями. За­пишитеих.

Пустой пузырек. Пестрая блузка. Полный пакет. Пологие берега. Сбор пионеров. Бобовый суп. Полевой букет. Плохая побелка. Полосатые брюки. Зубная паста. Спелые яблоки. Бумажный пакет. Пробный забег. Пополнить запасы. Забавная песенка.

Задание 8. Прочитайте предложения. Ответьте на вопросы. Ответы запишите.

Полина в субботу полола бобы.

Боря в пятницу поливал по­мидоры.

Вопросы. Что делал Боря? Что делала Полина?

Задание 9. Рассмотрите картинку. Ответьте на вопросы. Ответы запи­шите.

Методические указания. Для данного задания используются иллюс­трации к сказке «Колобок». Ответы учеников должны быть полными.

Вопросы.

Куда сел Колобок?

Что сказала лиса колобку?

Задание 10. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

П...олезно, ...егать, ...осиком, ...етя и ...оря ...о...ежали по росе. Мы нашли под ...ерезой ...елые гри...ы. Мой ...рат

230

 

...оймал ...ольшую ры...у. Клу...ок лежал, лежал да в лес ...о...ежал.

 

Задание 11. Вставьте в слова пропущенные буквы. Проверьте соглас­ные б, я в конце слова. Выделенные слова разделите на слоги.

Мамасварила вкусный су.... У.. .ори.. .олит зу.... Он не смо­жет есть горячий Су... . ...уря ...овалила телеграфный стол....

У дома намело ...олыпой сугро.... Кар... живет в озере. Кра...

живет в море. На о...ушке росразвесистый ду.... В ...улочную

...ривезли свежий хле.... На крыше воркует ...елый голу...ь.

Задание 12. Рассмотрите картинки. Составьте и запишите предложе­ния по этим картинкам.

Методические указания. Логопед добивается от учащихся распрост­ранения предложения с помощью наводящих вопросов.

Образцы предложений: Бабушка печем пироги. Рыболов поймал большую рыбу. Петя бросил палку собаке.

Задание 13. Прочитайте слова. Составьте с этими словами предложе­ния. Запишитеих.

Бабочка, полянка, над, порхать, белая; Полина, белая, блуз­ка, и, покупать, платочек; из бумага, Боря, змей, делать; тро­пинка, шагал, путник, быстро, по; бабушка, подарить, брюки, новые, Даша. Паша, поблагодарить, бабушка, подарок, за.

 

Задание 14. Прочитайте предложения. Правильно ли они составле­ны? Исправьте ошибки. Запишите правильно.

Паутинка плетет паука. Бутон сидит на букашке. Потолок осыпается с побелки. Ботинки поставили Петю под стол. Граб­ли сгребали ребятами сено и убирали под навес.

Дифференциация б — п в связных текстах .

Тренировочные упражнения

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркнитеих.

Осенью.

Насту...ила осень. Стоит ненастная ...огода. Вчера ...одул резкий ветер, ...олетели разноцветные листья. Я лю...лю на....людать листо...ад. Вот с ...ерезки летят светло-жёлтые лис­тья, ...урые листья то...оля и ольхи.Ночь те...ерь длинная. Улетают ...оследние ...ерелетные ...тицы.

Задание 2. Составьте и запишите рассказ, отвечая на вопросы.

Вопросы.

Где были дети?

Что делал Петя?

Какую рыбу поймал Петя?

Какую бабочку поймала Поля?

Что делал Поля?

Задание 3. Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его. Бабушкины, баранки.

Бабушка, баранки, испекла, Петя, папа, мама, поблагода­рили.

Приблудный

Паша, Боря, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заб­лудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный.

Задание 4. Составьте и запишите рассказы по опорным словам. При­думайте названия рассказов.

232

 

 

Поля, бабушка, позвать, телевизор, показывать, пингвины, поудобнее, передача.

Проснулся, райбудил, быстро, побежал, позавтракал, нако­пал, сбежал, пристроился, рыбачить.

Задание 5. Прочитайте стихи, запомните. Запишитеих по памяти.

Белый снег, А вот белка Белый мел. Не бела, Белый заяц Белой даже Тоже бел. Не была.

 

В Понедельник я построил

Мост и крепость из песка.

И шагали ровным строем

Мимо крепости войска...

Задание 6. Прослушайте рассказы. Запишитеих, как запомнили.

Помощники.

Люди на лугу убирали сено. На небе показалась большая туча. Школьники шли на прогулку. Они бросились помогать. Вместе успели убрать все сено.

Наш дом

Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома мага­зин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома рас­тут тополя и березы. Вокруг дома ребята посадили много цве­тов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

Школьный сад.

Пришла весна. Хорошо весной в нашем школьном саду. Белые и розовые цветы распустились на вишнях и яблонях. На березке появились зеленые листочки. Много работы в саду весной.

233

 

Дифференциацияд— т

Тренировочные упражнения

Задание 1. Выделите первые звуки из слов дыня, тыква. Дайте характеристику звуковд, т. Чем они различаются?

Задание 2. Из данного ряда назовите похожие по артикуляции звуки. о, т, и,д,п,у.

Задание 3. Назовите первый звук в словах.

Даша, Тоня, тополь, домик, точка,.дождь, тина, тапки, Дина, деньги, тени, тянет, теплый, день, дюны.

Задание 4. Образуйте слоги и звуковые сочетания. Получившиеся слоги и звуковые сочетания запишите в тетради.

 

 

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками от­личаются эти пары слогов.

да — та та — да дя— тя тя — дя дя— тя до—то то—до дё — те тё—дё те—де ду — ту ту — ду дю—тю тю—дю дё—те ды — ты ты — ды ди — ти ти — ди тю — дю.

Задание 2. Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога.

Та, дя, по, до, то, ты, ды, до, тя, те, де, дё, то, ту, тю, дю;

тла, для, тло, дло, тля, дли, тлы, дра, тра, тру, вру.

 

 

Задание 3. Прослушайте звукосочетания, запишите только соглас­ный:

Ада, ата, ода, ота, уту, уду, иди, ити, удю, уди, ути.

Задание 4. Прослушайте, Запомните ряды слогов, повторитеих в той же последовательности:

та — да —та ту — ду — ту та — да — та — да да — та — да ду — ту — ду да — та — да —та

ту — ду— ду— ту

ду — ту — ту — ду.

Задание 5. Прочитайте и повторите слоговые ряды:

то—до— то то — до — до— то то —до — то — до ди — ти — ди ти — ди — ди — ти ди — ти — ди — ти тя — дя— тя ду— ту — ду — ту ты — ды — ты — ды де— те — де бе — те — те — де дё — те — дё — те.

Задание 6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой д, во вторую — с буквой т:

а) Да, та, ту, де, те, ту, тю, дю, ды, ты, то, до, ди, ти;

б) ада, ата, ату, аду, оду, оту, уда, ута уте, уде, уди, ути.

Задание 7. Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку:

Да, то, до, ты, ты, ды, ти, де, те, дю, тю; аду, ату, оте, оде, иди, ити, юта, еде, эти.

Дифференциация д — т в словах

Задание 1. Прослушайте слова, назовите, какой звук — д или т — а) стоит в начале слова, б) стоит в середине слова.

Образец ответ а: а) в слове дом — звук д;

б) в слове петух — звук т.

а) Дом, дым, там. Тома, темный, доля, толь, думай, тихо, туфли, друг, тля, для, дружба, трудный, труд;

б) петух, ветка, ведра, ветер, погода, победа, посуда.

Задание 2. Прослушайте слова, выпишите слоги с буквами д илит,запишите эти слоги.

235

 

Дыни, тело, дело, дыши, тише, диван, духи, тебе, туман, сады, соты, коты, иду, иди, следы, радуга, победа, затихло, труба, трава, дракон, стена, метла, другой, трудно.

Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звука­ми отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.


Дом — том;

дачка — тачка;

Дима — Тима;


дочка — точка;

душ — тушь;

дело — тело;


удочка — уточка;

плоды — плоты;

день — тень.


Задание 4. Рассмотрите картинки. Определите наличие и места зву­ков д, т в названиях этих картинок.


 

 


Задание 5. Определите наличие и место букв д, т над схемами слов.

Тарелка, бидон, подруга, работа, пальто, твердый, трудный, дотронулся, путник, дотянулся, радио, сутулый, заводы, ко­мандир.

Задание 6. Определите наличие звуков д, т в названиях картинок. Составьте схемы слов. Надпишите букву д или т над схемой слова. Под схемой запишите соответствующее слово.

 

 

 

 

 

 

 


 

 


Задание 7. Выпишите слова в три столбика: в первый — с буквой д, во второй — с буквой то, в третий — с буквами д и т. Трех- и более сложные слова разделите ва слоги.

Туда, трудно, тетрадь, дата, дотронулся, дотянулся, ветер, туча, подул, стук, нарядный, отодвинулся, страны, ударил, туман, дотащил, задремал, двери, свисток, труба, подруга, тра­ва.

Задание 8. Закончите слова, добавив слоги да или та.

бе...   ...бун   горо...   приро..  
коф...   ...та   воро...   порося.  
во...   ...кой   боро...   свобо...  
ва...   ...ры   гуся...   добро...  
ро...   ...ют   утя...   полно…  

Задание 9. Закончите слова, добавив слоги ду или ту.

...май за...мал забу... ...май за...шил зае...

...га прос...да при... ...гой по...шил по...шка

Задание 10. Закончите слова, добавив слог ди. или ти.

де... ...хо лю... бан...ки

во... ...кий тетра... вой...те

уй... ...хий лю...ки во...те.

Задание 11. Измените слова, добавив слог те. Запишите получившие­ся слова по слогам .

Об р а з е ц: войди —вой-ди-те.

Иди — ..., уйди — ..., приди — ..., отойди — ..., найди — ..., зайди — ..., отодвинь— ..., надень — ..., думай — ..., стирай —

Задание 12. Измените слова, добавив приставку до. Запишите полу­чившиеся слова.

Образец: тащить — дотащить.

Топить — .... таять — .... тянуть — ..., держать —..., нести — ...,пить—..., бежать—...,есть—..., тронуться — ...,стучаться —...,терпеть — ...,толочь — ....

Задание 13. Измените слова, добавив приставку от. Запишите полу­чившееся слово по слогам.

Образец: таял — от-та-ял.

Дал — ...» тащил— ..., делил —..., давил — ..., точил — ..., тянул — ..., таял — ..., толкнул — .... давал — ....

Задание 14. Вставьте в слова пропущенную букву д или т.

Трак...ор, боро...а, с...реоа, воро...а, гра...усник, заво...ной, ве...ка, ве...ро, пого...а, желу...и, м6ло...ок, о...еяло, ве...ер, капус...а, пар...а, у...очка, ...е...ра...ь, ...ож...ик, с...а...о, ...ру...но.

Задание 15. Спишите слова, вставляя пропущенную букву д или т. Объясните, почему вы ставили именно эту букву:

а) Утка — у...очка, ягода — яго...ка, погода — пого..;ка, се­ледочка — селе...ка, лодочка — ло...ка, шуточка — шу...ка,

238

 

тетрадочка — тетра...ка, веточка —ве,..ка, деточка — де...ка, подкладочка—подкла.-.ка; .

б) сладок — ела...кий, меток — ме...кий, гладок — гла...-кий, редок —- ре...кий, краток д— краткий;<






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.086 с.