Теория системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Теория системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова

2017-05-12 4169
Теория системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

 

Центральным понятием в теории системогенеза деятельности является понятие психологической системы деятельности. По опреде- лению В. Д. Шадрикова психологическая система деятельности – это

«целостное единство психических свойств субъекта деятельности и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регули- руют и реализуют деятельность и которые организованы в плане вы- полнения конкретной деятельности» [49, C. 34].

Предметная деятельность предстает перед субъектом в форме

нормативно одобренного способа деятельности, который затем в про- цессе обучения, распредмечиваясь, превращается в индивидуальный способ деятельности. Таким образом, в процессе обучения и освоения деятельности (профессии) происходит формирование внутреннего плана деятельности (психологической системы деятельности).

В. Д. Шадриков предложил модель функциональной психологи- ческой системы деятельности, компонентами которой являются орга- низованные в психологическую систему психологические свойства человека (психические функции и процессы), необходимые для дос- тижения конкретной цели деятельности. Сущностью психологическо- го анализа деятельности является, таким образом, изучение психиче- ских процессов и психологических факторов, которые побуждают, программируют и регулируют активность личности, а также свойств личности, через которые эта активность реализуется. Данная модель анализа деятельности универсальна и подходит для анализа любой деятельности (трудовой, игровой, коммуникативной и др.).

В основу разработки теоретической модели психологической системы деятельности положены основные принципы теории функ-

 


циональных систем П. Я. Анохина. П. Я. Анохиным предложена уни- версальная модель работы мозга и сформулированы центральные ме- ханизмы целостных приспособительных актов любой степени слож- ности. Согласно теории функциональных систем, ведущими в по- строении функциональных систем являются закон результата и закон динамической мобилизации структур, обеспечивающих формирова- ние функциональной системы и получение данного результата [по 48].

По аналогии с понятием функциональной системы, В. Д. Шад- риковым предложено понятие функциональной психологической сис- темы деятельности, важными принципами построения теоретической модели которой выступили – принцип функциональности и принцип системности. «Принцип функциональности характеризует процесс по- строения системы деятельности из уже имеющихся психических эле- ментов путем их динамической мобилизации в соответствии с векто- ром «цель-результат» (для решения задач деятельности в человеке как субъекте труда мобилизуются все, что у него есть)» [по 48, C. 83]. Принцип системности предполагает, что все индивидуальные качест- ва деятельности выступают не изолированно, включены в единую систему, т. е. функционально взаимосвязаны.

Важным критерием освоения деятельности является формиро-

вание оперативности всех компонентов психологической системы деятельности. Оперативность в данном случае понимается как тонкое приспособление всех звеньев психологической системы деятельности к требованиям решаемых задач.

При изучении системогенеза деятельности необходимо учиты- вать такие важные характеристики как неравномерность и гетеро- хронность освоения деятельности.

Исходной структурой для формирования психологической сис- темы деятельности выступает человек во всем многообразии его ин- дивидуальных качеств как субъекта деятельности (потребностей, ин- тересов, мировоззрений, убеждений и установок, жизненного опыта, особенностей отдельных психических функций, нейродинамических качеств, свойств личности). В процессе формирования психологиче- ской системы деятельности индивидуальные качества личности, субъ- екта приспосабливаются, изменяются, переструктурируются в соот- ветствии с основными целями деятельности, т. е. приобретают черты

оперативности.

 

 


Основными компонентами психологической системы деятель- ности являются следующие функциональные блоки:

· мотивы деятельности;

· цели деятельности;

· программы деятельности;

· принятие решений;

· подсистемы деятельностно важных качеств.

Мотивы деятельности. Формирование и трансформация моти- вационного компонента деятельности происходит на всем пути освое- ния деятельности, а также непосредственно в процессе осуществления профессиональной деятельности. Развитие мотивационного компо- нента в процессе профессионализации идет в двух направлениях [по

48]:

1. Трансформации общих мотивов личности в трудовые моти- вы. Важным моментом формирования психологической системы дея- тельности является принятие личностью деятельности, раскрытие ее личностного смысла. В основе этого явления лежит механизм «сдвига мотива на цель» (А. Н. Леонтьев).

2. Изменение системы мотивов в соответствии с изменением

уровня освоения деятельности. Данное явление получило название

«дрейф мотивов» (В. Д. Шадриков). «Дрейф мотивов» представляет собой изменение мотивационной сферы личности в процессе профес- сионализации (на разных ее уровнях), и включает: изменение струк- туры мотивов, появление новых и инволюция старых мотивов, изме- нение значимости отдельных мотивов. На сегодняшний день наиболее полно изучена динамка мотивов профессиональной деятельности на разных уровнях профессионализации представителей различных про- фессий.

Цели деятельности. Если мотив побуждает к деятельности, то

цель направляет и определяет способ и характер деятельности. В. Д. Шадриковым выделены два аспекта цели как компонента психологи- ческой системы деятельности [по 48]. Цель деятельности выступает как:

1. Цель-результат. В данном случае речь идет о цели как о норма- тивном результате деятельности. Формирование цели деятельности начинается с формирования представлений о нормативном результате

деятельности (цель как образ будущего результата).

 

 


2. Цель-задача. Здесь цель выступает как задача, как уровень дос- тижения, который ставит перед собой субъект. В процессе формиро- вания цели-задачи (цели-уровня достижения) происходит субъектив- ная трансформация цели нормативно одобренного способа деятельно- сти в личностно значимый для субъекта процесс деятельности. Эта трансформация происходит на основе взаимодействия мотивов и жиз- ненного опыта личности с нормативным способом и условиями дея- тельности. В цели-задаче, таким образом, воплощается личностный смысл деятельности.

Принятие решения. Принятие решения в широком смысле озна-

чает процесс выбора одной альтернативы из нескольких возможных [по 48]. В качестве предмета исследования в изучении принятия ре- шения выступают: мотивация принятия решения, ответственность за принятие решения, право выбора при принятии решения, возможность осознания, оценки и коррекции вырабатываемых решений.

Программа деятельности. Программа деятельности отражает структуру деятельности и организует отдельные действия в простран- стве и времени (определяет, что должен делать субъект для достиже- ния цели деятельности). В. Д. Шадриков разделяет нормативную и индивидуальную программу деятельности. Нормативная программа деятельности фиксирована в документах (инструкциях и т.д.). В про- цессе деятельности у субъекта формируется индивидуальная про- грамма деятельности. Последняя, как компонент психологической системы деятельности представлена в виде образа деятельности в форме знаний о последовательности и способах выполнения действий [по 48].

Деятельностно важные качества. В процессе освоения дея- тельности, а также на разных стадиях профессионализации индивиду- альные качества субъекта формируются в подсистему деятельностно важных качеств или профессионально важных качеств. Профессио- нально важные качества – это качества, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Индивидуальные качества субъекта деятельности, обеспечивающие успешность деятельности (эффективность формирования и функционирования психологической системы деятельности) характеризуются как способности. В. Д. Шад- риковым выделено три основных направления перехода индивидуаль-

ных качеств субъекта в деятельностно важные качества [по 48]:

 

 


1. Функциональное объединение отдельных качеств, потенциально важных для выполнения деятельности («первичных ПВК»), и прояв- ление их в режиме взаимодействия.

2. Развитие первичных ПВК в деятельности и приобретение ими качеств оперативности.

3. Системное проявление структуры первичных ПВК в деятельно-

сти. Как отмечает Г. А. Суворова, данное направление исследований в настоящее время недостаточно разработано.

 

 


Список литературы

 

 

1. Абульханова К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее раз- личные методологические значения // Психология индивидуально- го и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Во- ловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 34–50.

2. Абульханова К. А., Рубинштейн С. Л. Ретроспектива и перспектива

// Проблема субъекта в психологической науке. – М.: Изд-во ИП- РАН, 2000. – С. 13–27.

3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.:

Наука, 1977. – 397 с.

4. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: пере- осмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защи- та // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 3–16.

5. Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир

личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. – 1993.

– № 2. – С. 3–16.

6. Барабанщиков В. А. Онтологическое основание перцептивного процесса // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ,

2002. – С. 182–220.

7. Барабанщиков В. А., Мебель Л. Г. Ситуационный подход к иссле- дованию психики и поведения человека // Системные исследования в общей и прикладной психологии. – Набереж. Челны: Слово, 2000.

– С. 54–69.

8. Барабанщиков В. А., Носуленко В. Н. Системность. Восприятие.

Общение. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 480 с.

9. Бекасов О. Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности // Гуманистические проблемы психологической теории / Под ред. К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. – М.: Наука, 1995. – С. 169–179.

10.Брушлинский А. В. Вопросы методологии и теории субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С.

9–33.

11.Брушлинский А. В. Деятельность, действие, психическое как про- цесс // Вопросы психологии. – 1984. – № 5. – С. 17–29.

 

 


12.Брушлинский А. В. К проблеме субъекта в психологической науке

// Гуманистические проблемы психологической теории / Под ред. К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. – М.: Наука,

1995. – С. 5–14.

13.Брушлинский А. В. Мышление как процесс и проблема деятельно- сти // Вопросы психологии. – 1982. – № 2. – С. 28–40.

14.Брушлинский А. В. О критериях субъекта // Психология индивиду- ального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 9–33.

15.Брушлинский А. В. Психология субъекта / отв. ред. проф. В. В.

Знаков. – М.: Институт психологии РАН; СПб.: издат. «Алетейя»,

2003 г. – 272 с.

16.Брушлинский А. В. Психология субъекта и его деятельности // Со- временная психология / Под ред. В. Н. Дружинина. – М.: ИНФРА- М, 1999. – С. 330–346.

17.Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. Т 4. – М.: Пе- дагогика, 1984. – С. 380–383.

18.Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. –

Киев: Наукова Думка, 1984. – 208 c.

19.Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. – М.: Тривола, 1994. – 304 с.

20.Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа.

– М.: Политиздат, 1974 – 328 с.

21.Климов Е. А. Введение в психологию труда – М.: Издательство

Московского университета, 1988. – 199 с.

22.Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения –

М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

23.Климов Е. А. Пути в профессионализм – М.: Московский психоло- го-социальный институт: Флинта, 2003. – 320 с.

24.Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жиз- ни // Гуманистические проблемы психологической теории / Под ред. К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. – М.: Наука, 1995. – С. 179–184.

25.Коржова Е. Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации

// Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. – СПб.: Алетейя, 2000. – С.

155–159.

 

 


26.Крылов А. А. Психология труда и инженерная психология – Л.: ЛГУ, 1979. – 124 с.

27.Кублицкене Л. Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности // Гуманистические проблемы психологической тео- рии / Под ред. К. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. – М.: Наука, 1995. – С. 185–192.

28.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиз- дат, 1977. – 304 с.

29.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981. –

508 с.

30.Леонтьев А. Н. Философия психологии. Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. – М.: Изд-во Моск. ун- та, 1994. – 288 с.

31.Леонтьев А.Н. Избр. Психол. Произв. В 2-х т. – М.: Педагогика,

1983.– Т. 1. – С. 169.

32.Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. – 1979 г. – № 8, – С. 34–47.

33.Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психо- логии / РАН, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1999. – 350 с.

34.Мильман В. Э. Функциональный анализ деятельности // Вопросы

психологии. – 1991 г. – №1. – С. 71–80.

35.Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.: Московский психо- лого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МО- ДЭК», 1995. – 356 с.

36.Петровский А. В., Петровский В. А. Категориальная система пси- хологии // Вопросы психологии. – 2000 г. – №5. – С. 3–17.

37.Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической пси- хологии. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 528 с.

38.Петровский В. А. Феномен субъектности в психологии личности:

Автореф. дис. … д-ра психол. наук / Ин-т пед. инноваций Рос. ака- демии образования. – М, 1993. – 70 с.

39.Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. – 216 с.

40.Пряжников Н. С. Психологический смысл труда – М.: Издательст- во «Институт практической психологии», Воронеж:НПО «Модек»,

1997, – 352 с.

41.Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.

– 328 с.

 

 


42.Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии. – М.: Наука, 1997. – 463 с.

43.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер Ком,

1998. – 688 с.

44.Рубинштейн С. Л. Человек и мир. – М.: Наука, 1997. – 191 с.

45.Селиванов В. В. Свойства субъекта и его жизненный цикл // Пси- хология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 310–

329.

46.Славская А. Н. Роль субъекта в создании и интерпретации автор- ской концепции // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 161–182.

47.Слободчиков В. И. Выявление и категориальный анализ норматив-

ной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психоло- гии. – 2000 г. – № 2. – С. 42–52.

48.Суворова Г. А. Психология деятельности. – М.: ПЕРСЭ, 2003 г. –

176 с.

49.Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности как систе- мы // Психологический журнал. – 1980. - № 3. – С. 33–46.

 


 

Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Деятельностный подход и категория деятельности в психо- логии…………………………………………………………………… 4

1.1. Категория деятельности в психологии: основные теоретические ориентиры……………………………………………………………………. 4

1.2. Деятельностный подход в психологии: основные направления ис- следований………………………………………………………………… 17

1.3. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как направление

в развитии деятельностного подхода………………………………………. 20

1.4. Общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева………. 21

1.5. Человек как субъект деятельности и жизнедеятельности. Общая ха- рактеристика субъектно-деятельностного направления в психологии... 31

1.5.1.Разработка проблемы деятельности в трудах С. Л. Рубинштейна…. 39

1.5.2. Психология субъекта. Разработка субъектно-деятельностного

подхода в трудах А. В. Брушлинского…………………………………….. 44

1.5.3. Достижения и тенденции в разработке категории субъекта в пси- хологии…………………………………………………………………… 48

1.6. Трудовая профессиональная деятельность как предмет изучения в психологии…………………………………………………………………… 54

Глава 2. Системная методология в разработке проблемы деятельности

в психологии………………………………………………………………… 62

2.1. Характеристика системного подхода и реализация его принципов в изучении деятельности в психологии……………………………………… 62

2.2. Теория системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова………………. 69

Список литературы………………………………………………………….. 73

 

 


 
Позиция № 118 в плане издания учебной литера- туры

МГУ на 2007 г.

 

Мария Николаевна Волкова

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.