Формы и методы государственного управления — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Формы и методы государственного управления

2017-05-14 634
Формы и методы государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Понятие и виды форм государственного управления

 

Задачи и функции государственного регулирования реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. А осуществление ими функций государственного управления происходит в определенных формах управленческой деятельности, которые регламентируются правовыми актами в целях их упорядоченности и результативности.

Таким образом, внешнее практическое выражение государственно- управленческой деятельности представляет собой форму этой деятельности.

Поскольку правовые формы управления имеют юридическое установление и содержание, то они влекут соответствующие правовые последствия. Правовая форма управления «характеризуется следующими признаками:

- установление в нормативном акте;

- наличие государственно-властной природы;

- подзаконность управленческих действий и подзаконный характер полномочий органов управления и их должностных лиц;

- главное содержание – исполнительно-распорядительная деятельность» 1.

Среди форм управления выделяют:

- установление норм права (правотворчество);

- применение норм права (издание индивидуальных актов управления);

- проведение организационных действий;

- осуществление материально-технического обеспечения этих действий.

Выделяют следующие две наиболее общие и крупные группы форм управленческой деятельности:

а) правовые формы, которые связаны с установлением, применением и защитой норм административного права;

б) неправовые формы, в которых совершение тех или иных управленческих действий непосредственно не связано с изданием юридических актов управления.

2. Методы государственного управления

 

Рассмотрение вопроса о формах управления влечет за собой анализ другого правового явления в управленческой теории и практике – метода осуществления управленческих действий. Под методами осуществления управленческих действий понимаются способы (приемы) воздействия органа исполнительной власти (должностного лица) как субъекта управления на объект управления, который используется для достижения поставленных целей и задач государственного управления.

К числу традиционных признаков (или характерных черт) методов управления можно отнести следующие:

1) Методы управления тесно связаны с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти.

2) Методы управления выражают упорядочивающее воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты.

3) Методы управления находят свое непосредственное выражение в связях между субъектами и объектами государственного управления.

4) Методы управления используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции.

5) Метод управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект.

6) Учитывая многообразие приемов и способов реализации управления, метод управления является определенной возможностью решения управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти.

7) В методах управления в определенном объеме выражается публичный интерес, управляющая воля государства.

8) Метод управления всегда непосредственно выражает полномочия юридически-властного характера, исходящие от государства и его исполнительного аппарата.

9) Для методов управления характерна правовая форма их практического выражения, что проявляется в правовых актах управления.

10) Выбор конкретных методов управления зависит от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти и объектов управления.

Среди методов управления различают:

а) методы управляющего воздействия, которые называются также административно-правовыми методами. Они всегда имеют юридически властное значение и выражение;

б) методы организации работы аппарата управления (имеют частное значение);

в) методы совершения отдельных управленческих действий (имеют процедурный характер).

В основе административно-правовых методов в соответствующих вариантах проявляются два универсальных метода воздействия на волю, сознание, поведение людей и их коллективов, а именно – убеждение и принуждение.

Убеждение выражается в применении комплекса различных приемов и способов побудительного обеспечения должного поведения в сфере реализации исполнительной власти. Практически убеждение выражается в разнообразных формах поощрения, стимулирования, профилактики, внушения.

Принуждение состоит в применении комплекса различных способов и приемов принудительного обеспечения должного поведения. Так, в частности, в случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении административной или дисциплинарной ответственности либо в иных мер административного или дисциплинарного принуждения.

Методы управления подразделяются также на административные (прямые) и экономические (косвенные).

Административные методы воздействуют на сознание, волю и поведение лиц, которым они адресованы. При их реализации не происходит прямого экономического влияния на субъектов права; материально-имущественные последствия их применения либо отсутствуют вообще, либо незначительны.

Административные методы можно классифицировать по различным основаниям:

- в зависимости от формы выражения административные методы управления могут быть правовыми (содержатся в нормативно-правовых актах и имеют свое правовое содержание) и организационными (характеризуются осуществлением организационно-управленческих действий);

- на основе административно-правовых признаков выделяются нормативные (применяются в целях принятия нормативных правовых актов) и индивидуальные (применяются с целью принятия индивидуального административного акта)

- по степени управляющего воздействия на объекты управления различают императивные, уполномочивающие и поощрительно-рекомендательные методы управления. Императивные методы содержат запреты, прямые административные команды, государственно-властные предписания. Уполномочивающие методы разрешают совершать определенные действия или принимать соответствующие акты управления. Поощрительно-рекомендательные методы содержат поощрения и рекомендации по осуществлению соответствующих действий.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.