Пути преодоления сенсорной алалии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Пути преодоления сенсорной алалии

2017-05-14 492
Пути преодоления сенсорной алалии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обследование ребенка. Работа проводится с учетом симптоматики расстройства:

1) установить контакт с ребенком

- ситуативное – личностное общение (эмоциональное) – общение по поводу самого ребенка.

- ситуативное – деловое, оно же предметное. Это общение по поводу предметов в окружении.

- внеситуативно – познавательное – раскрываются отношения между предметами.

- внеситуативно – личностное – раскрываются отношения между людьми.

Вопросы.

С ребенка постепенно переключаются на предметы. В процессе начала общения мы вырабатываем систему жестов, доступных для понимания ребенка. Использовать игрушку, чтобы ребенок понимал - что хорошо, что плохо (если молодец, то гладим по головке и куклу гладим). Главное, чтобы ребенок понял, когда задается вопрос, мимика и ответы.

Проводим развитие неречевых психических процессов: дифференциацию по цвету, рядообразование по интенсивности, по цвету, отрабатываем понятие величины, формы.

Постепенно переходим к развитию его слуховой сферы. Сначала учим сопоставлять неречевые звуки с предметом. Для этого используются звучащие игрушки. Задача – научить ребенка искать игрушку по звуку. Можно спрятать игрушку (накрыть полотенцем). Затем издаем звучание игрушкой и задаем вопрос - где? Следовательно, когда издаем звук, заинтересовываем ребенка своим выражением лица. Показать жест – слушай. Затем продемонстрировать, что нужно искать. Перед этим можно поиграть, просто спрятав игрушку. Затем показываем, что предмет обнаружен, показываем как она звучит. Затем демонстрируем звучание одной, другой игрушки, прячем игрушки за ширму. Затем задаем вопрос, что прозвучало (руками). Когда ребенок справился с двумя стимулами, то добавляем третий. Работа должна продолжаться на протяжении всего коррекционного курса.

Затем восприятие речевых звуков. После работы с игрушками переходим к соотнесению звуковых предметов и явлений окружающей среды (переливание воды, разрезание бумаги, звук шагов, трения). Даем 1 минуту тишины, затем спрашиваем – какие звуки они слышали, в каком порядке они звучали.

Развитие речевого слуха

После того, как ребенок дифференцирует звучащие игрушки, мы берем игрушки, которым соответствуют определенные звукоподражания. Нужно, чтобы это была новая игрушка. Сама игрушка звучания не издает (кошку ставим и говорим мяу). Когда ребенок начинает сопоставлять, то берем следующую. Когда ребенок будет различать звукоподражания, тогда заменяем звукоподражание своим словом. Играем в эту игру, меняясь ролями. У ребенка возникнет потребность имитировать это звучание. Наша задача – поощрять. Если у ребенка не получится, то постепенно накапливаем словарь (экспрессивный и импрессивный), формируем фразы в той же последовательности, как и в нормальном онтогенезе (сначала фраза из 2-х слов, одно слово опорное – вот на, а второе слово меняется – вот мышка, вот кукла). Затем формируется фраза – сущ. + глагол с опорой на заданный образец (тётя идет, тётя сидит). Затем расширяется фраза прямым дополнением (мама несет книгу). Затем работа над грамматикой – изменение сущ.-х в числе, падеже. Всегда отрабатываем параллельно сущ. и глаголы, постепенно присоединяем прил. и другие части речи. Затем распространяем фразы и переходим к работе над связной речью. 2 этапа:

1) сформировать функцию планирования высказывания. Планирование задается в виде внешних опор (м.б. серия картин, серия предметных картин, значки, символы). Сначала нужно указать форму, цвет, величину.

2) Лексико – грамматическая наполняемость. Отрабатывать слова и речевые обороты, которые будут использованы в тексте.

Важное направление – работа по развитию фонематич. системы (3 функции фонематич. системы, 5 форм фонематич. анализа, фонем. синтез, фонем. представления, нормал. артикуляция….

Суффиксальный, префиксальный, сложнее корневой – способы словообразования.

При работе с детьми с сенсорной алалией – помнить о повышенной утомляемости речеслухового анализатора. Следовательно, материал давать дозировано, при появлении персеверации делать паузы, переключать ребенка на неречевую деятельность или прекращать занятия. Восприятие каждого слова требует времени. Необходимо делать паузы между словами, облегчать условия восприятия материала за счет создавания определенного контекста (как речевого, так и неречевого контекста). Практика показывает, что дети лучше обучаются при параллельном обучении грамоте. Следовательно, таких детей нужно обучать грамоте глобально, путем соотнесения предмета и написанным на табличке слова. Затем предлагается соотносить предложения с картинкой и фрагменты текста. Особое значение уделять работе над глагольным словарем. Такая работа проводится путем соотнесения слов, действий. Важным моментом является выполнение ребенком инструкций. Сначала даются одноступенчатые инструкции (принести книгу), затем 2-х ступенчатые (положи книгу на стол, а ручку в портфель), затем усложняется. Когда ребенок выполняет инструкцию, он проговаривает свои действия, фразу держит глагол.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.