СТАРШАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

СТАРШАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА




Организация коррекционно-развивающей работы



Организациякоррекционно-развивающейработы

В старшей логопедической группе для детей с ОНР с октября по май (включительно) проводится в неделю 16 занятий (при 15 в массовой группе), четыре дня по три занятия, один день — четыре занятия (одно во второй половине дня). Например:

Понедельник — утро — 3 занятия, вечер — нет занятий. Вторник — утро — 3 занятия, вечер — 1 занятие. Среда — утро — 3 занятия, вечер — нет занятий. Четверг — утро — 3 занятия, вечер — нет занятий. Пятница — утро — 3 занятия, вечер — нет занятий.

Примерная сетка занятий на неделю1

Ознакомление с окружающим (предметный мир,

природное окружение, явления общественной жизни)... 2 занятия

Развитие речи. Ознакомление с художественной

литературой....................................................................... 2 занятия

Развитие элементарных математических представлений 1 занятие

Рисование (чередуется с лепкой)...................................... 1 занятие

Конструирование (чередуется с аппликацией)................ 1 занятие

Музыкальное...................................................................... 2 занятия

Физкультурное................................................................... 2 занятия

Подгрупповое логопедическое......................................... 4 занятия

Подгрупповое с психологом............................................. 1 занятие

ЛФК (выносятся за сетку как лечебные процедуры)....... 2 занятия

Примерный режим дня

Прием детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика.... 7.30—8.30

Подготовка к завтраку, завтрак........................................ 8.30—8.50

Подготовка к занятиям...................................................... 8.50—9.00

1-е занятие воспитателя и 1-е подгрупповое

логопедическое занятие.................................................... 9.00—9.20

1 Занятие логоритмикой проводится логопедом и музыкальным руководителем раз в неделю вместо музыкального занятия, желательно в среду.


Январь:
Февраль:
Март:
Апрель:
Май:

102 Старшая логопедическая группа

2-е занятие воспитателя и 2-е подгрупповое

логопедическое занятие.................................................... 9.30—9.50

3-е занятие воспитателя и 3-е подгрупповое

логопедическое занятие................................................. 10.00—10.20

Индивидуальная работа логопеда с детьми, игры,

подготовка к прогулке, прогулка.................................. 10.20—12.25

Возвращение с прогулки, игры, индивидуальная

работа логопеда с детьми.............................................. 12.25—12.40

Подготовка к обеду, обед.............................................. 12.40—13.10

Подготовка ко сну, сон.................................................. 13.10—15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные



процедуры...................................................................... 15.00—15.15

Подготовка к полднику, полдник.................................. 15.15—15.30

Вечернее занятие........................................................... 15.30—15.50

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию

логопеда, игры, свободная деятельность детей........... 15.50—16.05

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой............ 16.05—18.00

Примерное расписание работы логопеда

1-е подгрупповое занятие................................................. 9.00—9.20

2-е подгрупповое занятие.................................................. 9.30—9.50

3-е подгрупповое занятие.............................................. 10.00—10.20

Индивидуальная работа с детьми................................. 10.20—12.40

Участие логопеда в режимных моментах.................... 12.40—13.00

Примерный перечень лексических тем

Октябрь:

1-я неделя — «Осень. Признаки осени.

Деревья осенью»;

2-я неделя — «Огород. Овощи»;

3-я неделя — «Сад. Фрукты»;

4-я неделя — «Лес. Грибы. Ягоды».

Ноябрь:
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя

«Одежда»; «Обувь»; «Игрушки»; «Посуда».


Организация коррекционно-развивающей работы

Декабрь:

1-я неделя — «Зима. Зимующие птицы»; 2-я неделя — «Домашние животные зимой»; 3-я неделя — «Дикие животные зимой»; 4-я неделя — «Новый год».

1-я неделя — у детей зимние каникулы.

Проводятся только индивидуальные занятия.

2-я неделя — «Мебель. Части мебели»;

3-я неделя — «Грузовой и пассажирский

транспорт»;

4-я неделя — «Профессии на транспорте».

1-я неделя — «Детский сад. Профессии.

Трудовые действия»;

2-я неделя — «Ателье. Швея. Закройщица.

Трудовые действия»;

3-я неделя — «Стройка. Профессии. Трудовые

действия»;

4-я неделя — «Наша армия».

1-я неделя — «Весна. Приметы весны.

Прилет птиц»;

2-я неделя — «Комнатные растения»;

3-я неделя — «Речные, озерные и аквариумные

рыбы»;

4-я неделя — «Наш город».

1-я неделя работы»; 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя

— «Весенние сельскохозяйственные



— «Космос»;

— «Откуда хлеб пришел?»;

— «Почта».

1-я неделя — у детей весенние каникулы, проводятся только индивидуальные занятия; 2-я неделя — «Правила дорожного движения»; 3-я неделя — «Лето, насекомые»; 4-я неделя — «Лето, полевые цветы».




Старшая логопедическая группа


Организация коррекционно-развивающей работы



 


Предметно-пространственная развивающая среда

Организуя предметно-пространственную развивающую сре­ду в групповом помещениистаршей логопедической группы, пе­дагоги должны руководствоваться возрастными и психологи­ческими особенностями старших дошкольников с общим недо­развитием речи. Прежде всего следует учесть, что старший дошкольный возраст является сенситивным периодом развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в стар­шей логопедической группе нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полез­но проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры. В центре «Будем говорить правильно» в групповом помещении обязательно долж­ны быть представлены картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лек­сическим темам. Количество картинок по каждой лексической теме должно быть значительно большим по сравнению с пре­дыдущей возрастной группой.

В центре «Играем в театр» должно быть представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрали­зованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном и т.п.) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам. Учитывая особенности общего и речевого развития детей с ОНР, не стоит брать более одной сказки на каждый период работы. Программа рекомендует использование сказок: «Колобок», «Теремок» и «Кот, Петух и Лиса». К изготовлению декораций и костюмов для поста­новки представлений по этим сказкам обязательно привле­каются дети.

В 5 лет происходит заметное изменение памяти (Не-мов Р. С). У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно стимули-


ровать повторение как основу запоминания, активно использо­вать различные мнемотехнические средства, символы, схемы.

Ребенка шестого года жизни следует учить рассматривать и сравнивать предметы, воспринимаемые посредством всех органов чувств; находить в них общее и различное; учить объ­единять предметы по общим признакам. Так, совершенство­вание чувственного опыта приобретает особое значение: оно способствует улучшению восприятия, стимулирует и развитие мышления, и развитие речи. Очень важным становится про­ведение занятий в групповой лаборатории или центре науки и природы, где дети узнают об элементарных свойствах пред­метов, учатся простейшим навыкам обращения с ними, узна­ют о правилах безопасного поведения. Предоставляя детям возможность понюхать, потрогать, пощупать предметы и ма­териалы, педагог не только развивает их тактильный и сенсор­ный опыт, но и прививает интерес к познавательной деятель­ности. В лаборатории появляются первые приборы: лупы, мик­роскоп, безмен, песочные часы, аптечные весы. Педагоги привлекают детей к фиксации результатов опытов в журнале.

Особое значение приобретает использование обучающих дидактических игр, в которых начинается формирование мо-тивационной готовности к школьному обучению.

У пятилетних детей появляется желание объединяться для совместных игр и труда, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели. Значит, нужно создать условия для проведения игр-соревнований, более активно привлекать де­тей к различным совместным трудовым действиям (уходу за комнатными растениями, подготовке оборудования и пособий к занятиям и т. п.).

У детей шестого года жизни развивается и эстетическое вос­приятие действительности, поэтому эстетике оформления жиз­ненного пространства уделяется особое внимание. Детей при­влекают к организации развивающего пространства в групповом помещении, прислушиваются к их пожеланиям, используют для оформления интерьера выполненные ими поделки.

В логопедическом кабинетепри организации развивающей среды нужно создать и наполнить необходимым оборудованием



Старшая логопедическая группа


Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы



 


центры, отражающие развитие всех сторон речевой деятель­ности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и ре­чевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков должны со­держать по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляцион­ной, тонкой, ручной, общей) по-прежнему должны иметь мес­то в кабинете логопеда. Игрушки и оборудование в них могут стать более разнообразными и сложными (кубик Рубика и другие игрушки-головоломки, калейдоскопы и т. п.). По реко­мендации психологов следует сохранить и центры с игрушка­ми и играми для девочек и мальчиков. Детей можно привлечь к замене оборудования в центрах. В этой возрастной группе можно практически полностью заменять оборудование во всех центрах еженедельно, оставляя небольшую часть материалов, игр и пособий для закрепления пройденного.


Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал

I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие словаря

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных об­разов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пас­сивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существитель­ных — названий предметов, объектов, их частей по всем изу­чаемым лексическим темам.

Учить группировать предметы по признакам их соотнесен­ности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвое­нию понимания действий, выраженных приставочными гла­голами; работы по усвоению понимания действий, выражен­ных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам ка­кой? какая? какое?, обогащать активный словарь относи­тельными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжа­тельными прилагательными, прилагательными с ласкатель­ным значением.

Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синони­мов и слов-антонимов.



Старшая логопедическая группа


Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы



 


Расширить понимание значения простых предлогов и ак­тивизировать их использование в речи.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, опре­делительных местоимений, указательных наречий, количест­венных и порядковых числительных и их использование вэкспрессивной речи.

Закрепить понятие слово и умение оперировать им.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.012 с.