Глава 1. Психолого — педагогические основы ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальной школе — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 1. Психолого — педагогические основы ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальной школе

2017-05-14 746
Глава 1. Психолого — педагогические основы ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Психолого — педагогические основы ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальной школе

1.1. Сущность понятий «отношения», «множества», «равенство» и «неравенство» с математической точки зрения........................................................9

1.2. Особенности изучения элементов теории отношений в программах «Школа 2100» и «Переспектива»............................................................................................11

Выводы по 1 главе.....................................................................................................19

Глава 2. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальной школе

2.1. Выявление уровня знаний младших школьников об математических отношениях при изучении математики...................................................................20

2.2. Проект по реализации педагогических условий формирования элементов теории отношений при изучении математики........................................................28

Выводы по 2 главе.....................................................................................................37

Заключение.................................................................................................................38

Список литературы................................................................................................... 39

Приложения................................................................................................................41

 

Введение

 

В настоящее время в стране ведутся интенсивные поиски путей усовершенствования математического образования, его перестройка. Важнейшие общие идеи и положения, ее изложены в основах "Концепции непрерывного образования" и "Концепции общего среднего образования как базового в системе непрерывного образования". В связи с этим происходят пересмотр общих целей обучения математике и в начальной школе, усиление развивающей и воспитывающей роли математики в общем образовании младших школьников.

Вклад начального этапа математического образования в реализацию общих целей обучения должен состоять в том, чтобы создать необходимые условия для воспитания у учащихся математического стиля мышления, характеризующегося такими качествами, как доминирование логической схемы рассуждения, лаконизм, четкая расчлененность хода аргументации, точность использования символики при овладении научными понятиями. Овладение ими необходимо влечет за собой формирование у учащихся элементарных знаний по математической логике, а также пропедевтики развития основ математического языка. Умение пользоваться математическим языком в процессе познания законов окружающей действительности составляет смысл понятия "математическая культура" - важнейшего компонента математического образования (Х.Ш.Шихалиев).

Исследования психологов и педагогов В.В. Выготского, Д.Б. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Л.В.Занкова, В.В. Давыдова, Н.М. Скатки-на и др. показывают, что при определенных условиях можно достичь не только высокого уровня ЗУН, но и общего развития. В традиционном обучении развитие выступает как желательный, но далеко не предсказуемый продукт обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает, что:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Актуальность исследования. Современные перспективные подходы к организации системы школьного образования, в том числе и математического образования, определяются, прежде всего, отказом от единообразной, унитарной средней школы. Направляющими векторами этого подхода являются гуманизация и гуманитаризация школьного образования.

Гуманитаризация школьного математического образования реализуется как гуманитарная ориентация обучения математике. Гуманитарная ориентация является одним из основополагающих принципов новой концепции и выражается, условно говоря, тезисом «не ученик для математики, а математика для ученика», означающего постановку акцента на личность, на человека.

Этим определяется переход от принципа «вся математика для всех» к внимательному учету индивидуальных параметров личности - для чего конкретному ученику нужна и будет нужна в дальнейшем математика, в каких пределах и на каком уровне он хочет и может ее освоить. Иначе говоря, переход к конструированию курса «математики для всех», или, более точно, «математики для каждого».

Одной из основных целей учебного предмета «Математика» как компоненты общего среднего образования является формирование и развитие мышления человека, прежде всего абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения «работать» с абстрактными, «неосязаемыми» объектами. В процессе изучения математики формируются и важнейшие качества личности. В частности, в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое (дедуктивное) мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления - такие, как сила и гибкость, конструктивность и критичность и т.д.

Поэтому в качестве основополагающего принципа концепции школьного образования в аспекте «математики для каждого» на первый план выдвинут принцип приоритета развивающей функции в обучении математике. Иными словами, обучение математике ориентировано не столько на собственно математическое образование, в узком смысле слова» сколько на формирование личности с помощью математики.

В соответствии с этим принципом главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки, как таковой, а общеинтеллектуальное, общекультурное развитие - формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления и качеств личности, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации его к этому обществу.

Формирование условий для индивидуальной деятельности человека, основывающейся на приобретенных конкретных математических знаниях, для познания и осознания им окружающего мира средствами математики остается, естественно, столь же существенной компонентой школьного математического образования. С точки зрения приоритета развивающей функции конкретные математические знания в «математике для каждого» рассматриваются не столько как цель обучения, сколько как база организации полноценной интеллектуальной деятельности учащихся. Именно эта деятельность, как правило, оказывается более значимой для формирования личности учащегося и уровня его развития, чем те конкретные математические знания, которые послужили ее базой.

Знакомство с множествами и операциями над ними имеет важное значение для дальнейшего изучения многих вопросов школьной программы по математике и вместе с тем способствует интенсивному развитию мыслительных операций и речи учащихся: дети постоянно должны сравнивать объекты, выявлять в них сходство и различие, классифицировать, строить обобщения, выражать в речи и обосновывать наблюдаемые свойства и отношения.

Противоречие между необходимостью в ознакомлении младших школьников с элементами теории отношений при изучении математики и недостаточной разработанностью педагогических условий эффективного формирования элементов теории отношений при изучении математики.

С учетом выявленного противоречия определена проблема исследования: каковы педагогические условия ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики.

Решение данной проблемы стало целью нашего исследования: выявить и обосновать педагогические условия ознакомления младших школьников с элементами теории отношений при изучении математики.

Объектом исследования: процесс ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальных классах.

Предмет исследования: педагогические условия ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальных классах.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью раскрытия сущности понятий «отношения», «множества», «равенство» и «неравенство».

2. Обосновать педагогические условия, способсвующие ознакомлению школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальных классах.

3. Выявить у обучающихся уровень ознакомления с элементами теории отношений при изучении математики.

4. Разработать проект ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики.

Гипотеза исследования: ознакомление школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальных классах будет наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Включать в рабочий процесс новых понятий и заданий связанные с элементами теории отношений.

Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:

- метод сбора информации (изучение литературы);

- диагностические: тестирование, анкетирование.

- экспериментальные методы (констатирующий эксперимент).

База исследования: учащиеся 4 «А» класса и учителя МБОУ «СОШ № 27» г. Череповца.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении раскрыта актуальность проблемы, представлен методологический аппарат исследования. В первой главе определены психолого-педагогические основы исследования. Вторая глава содержит описание опытно-экспериментальной работы (констатирующий эксперимент, проект формирующего эксперимента). В заключении представлены основные выводы по проделанной работе. Список литературы содержит источник. В приложении представлены анкеты для учителей, учащихся, таблицы.

 

 

Выводы по 1 главе

В 1 главе в 1 параграфе мы рассмотрели основные понятия это отношение, множество, равенство и неравенство, и дали им определения с математической точки зрения.

Во 2-ом параграфе мы рассматривали особенности изучения математических отношений по двум программам Демидова Т. Е., Козлова С. А. И Тонких А.П. «Школа 2100» и Л. Г. Петерсон «Переспектива». Общие у этих програм то что изучение математических отношений начинается с 1 класса. Отличия то, что:

- в программе «Школа 2100» выделяют 4 содержательных линии, а в программе «Преспектива» 7 содержательных линий;

- раскрытие понятия множество и его элементы более точно и полно раскрыто в програме Л. Г. Петерсон «Преспектива»;

- двойнное неравенство вводится в программе Л. Г. Петерсон «Преспектива».

 

 

Глава 2. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальной школе

Вывод по 2 главе

В результате опытно-экспериментальной работы по проблеме ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальной школе, мы разработали 3 методики по выявлению уровня знаний младших школьников об математических отношениях. Провели эти 3 методики у 27 учащихся 4 «а» классе МБОУ СОШ№27 г. Череповеца. Результаты были разные, но в целом ребята справились с нашими заданиями, которые были представленые в методиках. Все работы ребят представлены в приложениях.

После мы разработали конспект урока в начальной школе по программе Л. Г. Петерсон «Перспектива».

 

Заключение

 

Главной задачей начальной школы является то, что она призвана заложить у ребенка знания, сформировать навыки и умения, развить способности и задатки, необходимые для дальнейшего обучения в школе. Одним из таких необходимых условий является развитие знаний об математических отношениях.

В своей работе мы изучили и проанализировала психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу, особенности подачи учебного материала при работе с математическими отношениями.

С целью подтверждения гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа, которая проходила на базе МБОУ «СОШ № 27» в 4 «а» классе г. Череповца.

Результаты, полученные на констатирующем этапе, показали высокий уровень знаний об математических отношениях.

Для успешного развития математических отношений учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого ученика.

 

После проведения подобранных методик у учащихся 4 «а» класса МБОУ СОШ №27 знания об математических отношениях было выявлено,что большая часть учащихся имеет высокий уровень — 77%, 5 человек средний уровень — 18%,и только 1 человек низкий уровень — 4%. Это очень хорошо.

 

 

Список литературы

 

1. Бантова, М. А., Белтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных класса. - М.: 1984.257 с.

2. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе. - М.: - 2007. - 455 с.

3. Демидова, Т. Е., Козлова С. А., Тонких, А. П. Рабочая программа по образовательной системе «Школа 2100». - М.: 2012.

4. Демидова, Т. Е., Козлова, С. А., Тонких, А. П. Математика 1 класс, учебник для общеобразоват. учреждений: в 3 ч. - М.: 2012. - 96 с.

5. Демидова, Т. Е., Козлова, С. А., Тонких, А. П. Математика 3 класс, учебник для общеобразоват. учреждений: в 3 ч. - М.: 2012. - 96 с.

6. Драгалин, А.Г., Колмогоров, А. М. Введение в математическую логику. - М.: 1982.

7. Кондаков, Н. И. Логический - справочник словарь. - М.: 2012. - 538 с.

8. Ожегов, С. И. Словарь толкового русского языка. - М.: 1994. - 403 с.

9. Осмалова, И. В. Исследовательская деятельность младших школьников как средство достижения метапредметных образовательных результатов.// Начальная школа: плюс до и после.- 2014. - №6. - с. 48 -50.

10. Петерсон, Л. Г. Рабочая программа по образовательной системе «Переспектива». - М.: 2012.

11. Петерсон, Л. Г. Математика 1 класс, учебник для общеобразоват. учреждений: в 3 ч. - М.: - 2012.- 96 с.

12. Петерсон, Л. Г. Математика 3 класс, учебник для общеобразоват. учреждений: в 3 ч. - М.: - 2012.- 96 с.

13. Петерсон, Л. Г. Математика 4 класс, учебник для общеобразоват. учреждений: в 3 ч. - М.: - 2012.- 96 с.

14. Пчелко, А. С. Основы методики начального обучения математике. - М.: - 1965.

15. Стойлова, Л. П. Математика: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: 2002. - 6 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: - 2009.

17. Фройденталь, Г. Математика как педагогическая задача. - М.: - 1982.

18. http://edu4.ru/forum/index.php?autocom=blog&blogid=208&showentry=34068.

19. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/101127.

20. http://www.for6cl.uznateshe.ru/chto-takoe-otnoshenie-chisel/.

 

 

Приложение 1

Таблица 3

Уровни знаний младших школьников о математических понятий

ФИО Количество баллов Уровень
  Анастасия А.   Высокий
  Карина А.   Низкий
  Диана Г.   Высокий
  Андрей Д.   Средний
  Даниил Д.   Средний
  Анна К.   Низкий
  Диана К.   Низкий
  Матвей Л.   Высокий
  Максим М.   Низкий
  Оксана М.   Высокий
  Анастасия Н.   Высокий
  Михаил Н.   Высокий
  Юлиана Н.   Средний
  Евгения П.   Высокий
  Стапен П.   Средний
  Артемий П.   Средний
  Роман Р.   Высокий
  Константин Р.   Высокий
  Кирилл С.   Средний
  Юлия С.   Низкий
  Анастасия С.   Высокий
  Игнат С.   Высокий
  Карина С.   Средний
  Анастасия Ч.   Высокий
  Максим Ш.   Средний
  Иван Ш.   Низкий
  Владисла Ш.   Высокий

 

Приложение 2

ФИ______________________________________________________________

 

Класс ____________________________________________________________

 

Инструкция: Соотнести понятия с определением и подчеркнуть существенные признаки.

 

 

Равенство В математике группа предметов или живых существ, собранных вместе  
Множество Называют два выражения, соединеных знаком «=»
Неравенство Часть множества
Подмножество Предметы или живые существа, входящее в множество  
Элементы множества Называют два выражения, соединеных знаком < или >.  

 

Приложение 3

ФИ______________________________________________________________

 

Класс ____________________________________________________________

 

Инструкция: Соотнести понятия с определением и подчеркнуть существенные признаки.

 

Равенство В математике группа предметов или живых существ, собранных вместе  
Множество Называют два выражения, соединеных знаком «=»
Неравенство Часть множества
Подмножество Предметы или живые существа, входящее в множество  
Элементы множества Называют два выражения, соединеных знаком < или >.  

 

 

Приложение 4

ФИ________________________________________________________________

 

Класс ____________________________________________________________

 

Инструкция: Соотнести понятия с определением и подчеркнуть существенные признаки.

 

Равенство В математике группа предметов или живых существ, собранных вместе  
Множество Называют два выражения, соединеных знаком «=»
Неравенство Часть множества
Подмножество Предметы или живые существа, входящее в множество  
Элементы множества Называют два выражения, соединеных знаком < или >.  

 

Приложение 5

Таблица 5

Уровень знаний младших школьников в решение заданий связаные с понятием равенства, неравенства и множество

 

ФИО Количество баллов Уровень
  Анастасия А.   Средний
  Карина А.   Низкий
  Диана Г.   Средний
  Андрей Д.   Средний
  Даниил Д.   Средний
  Анна К.   Низкий
  Диана К.   Низкий
  Матвей Л.   Средний
  Максим М.   Низкий
  Оксана М.   Высокий
  Анастасия Н.   Высокий
  Михаил Н.   Высокий
  Юлиана Н.   Средний
  Евгения П.   Высокий
  Степан П.   Средний
  Артемий П.   Средний
  Роман Р.   Высокий
  Константин Р.   Высокий
  Кирилл С.   Средний
  Юлия С.   Средний
  Анастасия С.   Высокий
  Игнат С.   Высокий
  Карина С.   Средний
  Анастасия Ч.   Высокий
  Максим Ш.   Средний
  Иван Ш.   Средний
  Владисла Ш.   Высокий

 

 

Приложени 6

ФИ____________________________________________________

Класс__________________________________________

 

1. Поставь знак <,> или =.

3577 3568 3м 4см

19991 19995 50дм 50см

65789 65789 90мм 9см

2. Назови 3 элемента множества классов в матемтике.

 

 

3. Сколько элементов содержит а) множество дней недели

 

б) множество букв русского алфавита

 

4. Где нарисовано пересечение множеств А и В, обведи в кружок.

 

5. Где нарисовано объедение множеств А и В, обведи в кружок.

 

Приложение 7

 

ФИ____________________________________________________

Класс__________________________________________

 

1. Поставь знак <,> или =.

3577 3568 3м 4см

19991 19995 50дм 50см

65789 65789 90мм 9см

2. Назови 3 элемента множества классов в матемтике.

 

 

3. Сколько элементов содержит а) множество дней недели

 

б) множество букв русского алфавита

 

 

4. Где нарисовано пересечение множеств А и В, обведи в кружок.

 

5. Где нарисовано объедение множеств А и В, обведи в кружок.

 

Приложение 8

ФИ____________________________________________

Класс__________________________________________

 

1. Поставь знак <,> или =.

3577 3568 3м 4см

19991 19995 50дм 50см

65789 65789 90мм 9см

2. Назови 3 элемента множества классов в матемтике.

 

3. Сколько элементов содержит а) множество дней недели

 

б) множество букв русского алфавита

 

4. Где нарисовано пересечение множеств А и В, обведи в кружок.

 

5. Где нарисовано объедение множеств А и В, обведи в кружок.

 

 

Приложение 9

Таблица 7

Уровень знания младших школьников объяснять выбор постановки знака <, > или =

ФИО Количество баллов Уровень
  Анастасия А.   Высокий
  Карина А.   Низкий
  Диана Г.   Высокий
  Андрей Д.   Средний
  Даниил Д.   Средний
  Анна К.   Низкий
  Диана К.   Низкий
  Матвей Л.   Высокий
  Максим М.   Низкий
  Оксана М.   Высокий
  Анастасия Н.   Высокий
  Михаил Н.   Высокий
  Юлиана Н.   Средний
  Евгения П.   Высокий
  Стапен П.   Средний
  Артемий П.   Средний
  Роман Р.   Высокий
  Константин Р.   Высокий
  Кирилл С.   Средний
  Юлия С.   Низкий
  Анастасия С.   Высокий
  Игнат С.   Высокий
  Карина С.   Средний
  Анастасия Ч.   Высокий
  Максим Ш.   Средний
  Иван Ш.   Низкий
  Владисла Ш.   Высокий

 

 

Приложение 10

ФИ____________________________________________________

Класс______________________________________

Объясни свой выбор в постановке знака <,> или =.

1. 341+562 784-123

 

159м 159дм

 

Приложение 11

ФИ____________________________________________________

Класс______________________________________

Объясни свой выбор в постановке знака <,> или =.

2. 341+562 784-123

 

159м 159дм

 

 

Приложение 12

ФИ____________________________________________________

Класс______________________________________

Объясни свой выбор в постановке знака <,> или =.

3. 341+562 784-123

 

159м 159дм

 

Оглавление

 

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Психолого — педагогические основы ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальной школе

1.1. Сущность понятий «отношения», «множества», «равенство» и «неравенство» с математической точки зрения........................................................9

1.2. Особенности изучения элементов теории отношений в программах «Школа 2100» и «Переспектива»............................................................................................11

Выводы по 1 главе.....................................................................................................19

Глава 2. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальной школе

2.1. Выявление уровня знаний младших школьников об математических отношениях при изучении математики...................................................................20

2.2. Проект по реализации педагогических условий формирования элементов теории отношений при изучении математики........................................................28

Выводы по 2 главе.....................................................................................................37

Заключение.................................................................................................................38

Список литературы................................................................................................... 39

Приложения................................................................................................................41

 

Введение

 

В настоящее время в стране ведутся интенсивные поиски путей усовершенствования математического образования, его перестройка. Важнейшие общие идеи и положения, ее изложены в основах "Концепции непрерывного образования" и "Концепции общего среднего образования как базового в системе непрерывного образования". В связи с этим происходят пересмотр общих целей обучения математике и в начальной школе, усиление развивающей и воспитывающей роли математики в общем образовании младших школьников.

Вклад начального этапа математического образования в реализацию общих целей обучения должен состоять в том, чтобы создать необходимые условия для воспитания у учащихся математического стиля мышления, характеризующегося такими качествами, как доминирование логической схемы рассуждения, лаконизм, четкая расчлененность хода аргументации, точность использования символики при овладении научными понятиями. Овладение ими необходимо влечет за собой формирование у учащихся элементарных знаний по математической логике, а также пропедевтики развития основ математического языка. Умение пользоваться математическим языком в процессе познания законов окружающей действительности составляет смысл понятия "математическая культура" - важнейшего компонента математического образования (Х.Ш.Шихалиев).

Исследования психологов и педагогов В.В. Выготского, Д.Б. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Л.В.Занкова, В.В. Давыдова, Н.М. Скатки-на и др. показывают, что при определенных условиях можно достичь не только высокого уровня ЗУН, но и общего развития. В традиционном обучении развитие выступает как желательный, но далеко не предсказуемый продукт обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает, что:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Актуальность исследования. Современные перспективные подходы к организации системы школьного образования, в том числе и математического образования, определяются, прежде всего, отказом от единообразной, унитарной средней школы. Направляющими векторами этого подхода являются гуманизация и гуманитаризация школьного образования.

Гуманитаризация школьного математического образования реализуется как гуманитарная ориентация обучения математике. Гуманитарная ориентация является одним из основополагающих принципов новой концепции и выражается, условно говоря, тезисом «не ученик для математики, а математика для ученика», означающего постановку акцента на личность, на человека.

Этим определяется переход от принципа «вся математика для всех» к внимательному учету индивидуальных параметров личности - для чего конкретному ученику нужна и будет нужна в дальнейшем математика, в каких пределах и на каком уровне он хочет и может ее освоить. Иначе говоря, переход к конструированию курса «математики для всех», или, более точно, «математики для каждого».

Одной из основных целей учебного предмета «Математика» как компоненты общего среднего образования является формирование и развитие мышления человека, прежде всего абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения «работать» с абстрактными, «неосязаемыми» объектами. В процессе изучения математики формируются и важнейшие качества личности. В частности, в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое (дедуктивное) мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления - такие, как сила и гибкость, конструктивность и критичность и т.д.

Поэтому в качестве основополагающего принципа концепции школьного образования в аспекте «математики для каждого» на первый план выдвинут принцип приоритета развивающей функции в обучении математике. Иными словами, обучение математике ориентировано не столько на собственно математическое образование, в узком смысле слова» сколько на формирование личности с помощью математики.

В соответствии с этим принципом главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки, как таковой, а общеинтеллектуальное, общекультурное развитие - формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления и качеств личности, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации его к этому обществу.

Формирование условий для индивидуальной деятельности человека, основывающейся на приобретенных конкретных математических знаниях, для познания и осознания им окружающего мира средствами математики остается, естественно, столь же существенной компонентой школьного математического образования. С точки зрения приоритета развивающей функции конкретные математические знания в «математике для каждого» рассматриваются не столько как цель обучения, сколько как база организации полноценной интеллектуальной деятельности учащихся. Именно эта деятельность, как правило, оказывается более значимой для формирования личности учащегося и уровня его развития, чем те конкретные математические знания, которые послужили ее базой.

Знакомство с множествами и операциями над ними имеет важное значение для дальнейшего изучения многих вопросов школьной программы по математике и вместе с тем способствует интенсивному развитию мыслительных операций и речи учащихся: дети постоянно должны сравнивать объекты, выявлять в них сходство и различие, классифицировать, строить обобщения, выражать в речи и обосновывать наблюдаемые свойства и отношения.

Противоречие между необходимостью в ознакомлении младших школьников с элементами теории отношений при изучении математики и недостаточной разработанностью педагогических условий эффективного формирования элементов теории отношений при изучении математики.

С учетом выявленного противоречия определена проблема исследования: каковы педагогические условия ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики.

Решение данной проблемы стало целью нашего исследования: выявить и обосновать педагогические условия ознакомления младших школьников с элементами теории отношений при изучении математики.

Объектом исследования: процесс ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальных классах.

Предмет исследования: педагогические условия ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальных классах.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью раскрытия сущности понятий «отношения», «множества», «равенство» и «неравенство».

2. Обосновать педагогические условия, способсвующие ознакомлению школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальных классах.

3. Выявить у обучающихся уровень ознакомления с элементами теории отношений при изучении математики.

4. Разработать проект ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики.

Гипотеза исследования: ознакомление школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальных классах будет наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Включать в рабочий процесс новых понятий и заданий связанные с элементами теории отношений.

Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:

- метод сбора информации (изучение литературы);

- диагностические: тестирование, анкетирование.

- экспериментальные методы (констатирующий эксперимент).

База исследования: учащиеся 4 «А» класса и учителя МБОУ «СОШ № 27» г. Череповца.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении раскрыта актуальность проблемы, представлен методологический аппарат исследования. В первой главе определены психолого-педагогические основы исследования. Вторая глава содержит описание опытно-экспериментальной работы (констатирующий эксперимент, проект формирующего эксперимента). В заключении представлены основные выводы по проделанной работе. Список литературы содержит источник. В приложении представлены анкеты для учителей, учащихся, таблицы.

 

 

Глава 1. Психолого — педагогические основы ознакомления школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальной школе


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.184 с.