Тема: «Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания» (4 ч.) — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема: «Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания» (4 ч.)

2017-05-14 352
Тема: «Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания» (4 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Общенаучные формы и методы познания в социальных исследованиях.

2. Специфические методы социального познания: анкетный опрос, интервьюирование и др.

3. Социальный факт и его особенности. Специфика обобщения фактов в социальном познании и формирование социальных законов.

4. Социальные теории.

5. Метод моделирования в социальных науках

Литература:

1. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.. 1986.

2. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М., 1989

3. Воробьёв В.Я., Елсуков А.Н. Теория и эксперимент. Минск, 1989

4. Дюркгейм Э. Метод социологии // Дюркгейм Э.Социология. Её предмет, метод и назначение. М.. 1995.

5. Ильин В.В. Структура и развитие научных теорий. М., 1980.

6. Кемеров В.Е. Методология обществознания. Екатеринбург, 1990.

7. Ковальченко И.Д. Методы исторического познания. М.. 1987.

8. Коллинз Р. «Золотой век» макроисторической социологии // Время мира. Новосибирск, 1998. Вып. 1.

9. Кохановский. Философия и методология науки. М., 2000.

10. Кутырев В.А. Современное социальное познание. М., 1988.

11. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии 1992, № 10.

12. Ракитов А.И. Историческое познание. М.. 1982.

13. Хвостова К.В. и Финн В.К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М.: Ин-т. всеобщей ист. РАН, 1997. 256 с.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

1. Аспекты бытия науки (наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры).

2. Эволюция подходов к анализу науки (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, Т. Полани).

3. Методологический плюрализм П. Фейерабенда.

4. Понятие научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

5. Концепция неявного знания М. Полани.

6. К. Поппер и Т. Кун о механизмах развития науки.

7. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов
научной деятельности.

8. Т. Кун: «Структура научных революций».

9. Особенно развития современной науки.

10. Динамика проблематики философии науки: от позитивизма к постпозитивизму.

11. Наука и техногенная цивилизация.

12. Специфика научного познания.

13. Научные и вненаучные формы знания.

14. Функции науки в жизни общества.

15. Преднаука и становление науки в период античности.

16. Наука в период Средневековья и Возрождения.

17. Научная революция и классическая наука Нового времени.

18. Структура эмпирического уровня научного знания.

19. Структура теоретического уровня научного знания.

20. Мета теоретический уровень научного знания.

21. Наука как социальный институт: научное сообщество и научный этос.

22. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

23. Понятие социального познания. Роль философии в формировании
научных знаний об обществе.

24. Методология социальных наук.

25. Особенности современного социального познания.

26. Специфика методов социально-гуманитарных наук.

27. Природа ценностей и их онтологический статус.

28. Аксиологическое содержание социального познания. Ценности в науке.

29. Понятие «жизнь»: проблема философского определения. Специфика понимания жизни в философии немецкого романтизма.

30. Основные смыслы понятий «жизнь», «жизненный порыв» в философии
А. Бергсона. Инстинкт, интеллект, интуиция.

31. Жизнь как категория наук о духе в философии В. Дильтея.

32. Разрушение классических и становление неклассических представлений о
пространстве и времени.

33. Отличие естественнонаучного и философского представлений о мирах
пространства и времени.

34. М. Хайдеггер о социальном времени.

35. К. Ясперс об осевом времени.

36. Бродель о времени как стационарной социальной системе.

37. Специфика социально-гуманитарного познания и его субъект.

38. Субъект гуманитарного познания в позитивистском и герменевтическом проектах.

39. Понятие научной коммуникации. Коммуникативная природа научного познания.

40. Виды научной коммуникации. Специфика научной коммуникации в информационном обществе.

41. Дискуссия и конвенция в науке.

42. Типы научной рациональности.

43. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках.

44. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.

45. Проблема истинности в свете практического применения в социально- гуманитарных науках (М. Вебер, К. Поппер, X. Гадамер и др.).

46. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных
науках.

47. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

48. Исследовательские программы в социально-гуманитарных науках.

49. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук.

50. Взаимодействие социальных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.

51. Наука, антинаука, лженаука.

52. Многообразие форм познавательной деятельности. Виды знания.

53. Релятивизм в современной науке и философии.

54. Редукционизм, его возможности и границы.

55. Понятие истории и философии науки

56. Внутренние и внешние факторы развития науки

 

Глоссарий

Биосфера. Техносфера. Ноосфера

Верификация

Герменевтика

Гипотеза

Глобальный эволюционизм

Гносеология

Гуманизация знания

Гуманитаризация знания

Дедукция

Диалектический метод

Дифференциация наук

Закон

Знание

Значение

Индукция

Интеграция наук

Интернализм

Интерпретация

Исследовательская программа

Истина

Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука

Метафизика

Методология

Методы научного познания

Методы построения теории: аксиологический, гипотетико-дедуктивный

Модель

Наука

Научная деятельность

Научная картина мира

Научная классификация

Научная коммуникации

Научная парадигма

Научная проблема

Научная революция

Научное знание

Научное мировоззрение

Научное наблюдение

Научно-исследовательская программа

Научные ценности

Научные школы

Научный

Научный эксперимент

Неопозитивизм

Объект

Объект социально-гуманитарного познания

Объяснение

Позитивизм

Понимание

Постпозитивизм

Преднаука

Рациональность

Рефлексия

Синергетика. Синергетический подход

Системный метод

Смысл

Социально-гуманитарные науки

Субъект

Субъект социально-гуманитарного познания

Сциентизм и антисциентизм

Теория

Факт науки

Фальсификация

Философия

Философия науки

Хронотоп

Ценности

Экстернализм

Эмпирический и теоретический уровень знания

Эпистемология

 

Список источников и литературы:

1. Абрамова Н.Т. Границы редукционизма и проблема сохранения разнообразия // Философия науки. Вып. 4. С. 183-191.

2. Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии 1992, № 10.

3. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

4. Бахтин М.К. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М., 1989.

5. Вебер М. "Объективность" познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология XX век. М., 1995. С 557-603.

6. Вебер М. Исследования по методологии науки. М., 1980.

7. Готлиб А.С. Современные проблемы методологии социогуманитарного познания. Самара, 2001.

8. Денич В.И. и др. Вненаучное знание и современный кризис мировоззрения // Вопросы философии. 1994, № 12.

9. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. №4. С. 135-152.

10.Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.

11.Ельчанинов В.А. К определению понятия «методология» // Актуальные проблемы теории исторического сознания. Барнаул, 2004.

12.Заблуждающийся разум. М., 1990.

13.Ильин В.В. О специфике гуманитарного знания // Вопросы философии, 1985. № 7

14.Касавин И.Т. Традиции и интерпретации. СПб, 2000.

15.Крымский С.Б. Культурные архетипы или знание до познания // журнал «Природа» 1991, № 11.

16.Кун Т. Логика открытия или психология исследовании? // Философия науки. Вып. 3.., М.,1997.

17.Кун Т. Объективность, ценностные суждения и выбор теории // Современная философия науки. М., 1996

18.Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. 1993, № 2.

19.Мамчур Е.А. Релятивизм в трактовке научного знания и критерии научной рацииональности // Философия науки. Ч. 2. Новосибирск, 2004

20.Маркова Л.А. Наука и религия: проблемы границ. СПб, 2001.

21.Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.

22.Печенкин А.А. Релятивизм. Выводы, замечания // Современная философия науки. М., 1996. С. 18-40.

23.Поппер К. Нормальная наука и опасности, связанные с ней Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки». 4.2. Новосибирск, 2004 г. Либо. Философия науки. Вып. 3.., М.,1997.

24.Проблема борьбы с лженаукой // Вестник РАН. 1999. Т. 69. № 10.

25.Псевдонаучные знания в современной культуре // Вопросы философии 2001, № 6.

26.Разум и экзистенция. СПб., 1999.

27.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

28.Розов М.А. О двух аспектах проблемы редукционизма // Философия науки. Ч. 2. Новосибирск, 2004.

29.Самохвалов К.Ф. О границах между естественнонаучными и гуманитарными знаниями // Философские науки. Изд-во ИФ РАН Вып. 4.

30.Сытых О.Л. Актуальные проблемы современной науки // Образование и социальное развитие региона. 2003, № 1.2.

31.Сытых О.Л. Вероятное знание. Барнаул, 2000.

32.Тулмин С. Выдерживает ли критику различие нормальной и революционной нау­ки?!. Философия науки. Вып.5., М., 1999.

33.Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии. 1993. № 4.

34.Фролов И.Т. Философия и этика науки: итоги и перспективы // Вопросы философии 1995, № 7.

35.Хазен А. О лженауке, и ее последствиях и об ошибках в науке // «Наука и жизнь» 2002, № 10. или Философия науки. Новосибирск, 2004. Ч. 3 С. 213-233.

36.Холтон Д. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии 1992 № 2.

37.Черникова И.В. Современная наука и научное познание в зеркале философской рефлексии // Вестник МГУ. Сер. 7 «Философия». 2004, № 6.

 

Требования к написанию и оформлению реферата

Реферат должен содержать:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список литературы;

Примерный объем работы в целом должен составлять ориентировочно 20-25 печатных страниц (шрифт – Times New Roman, 14 кегль, интервал – полуторный).

Титульный лист оформляется по образцу, данному в приложении.

Оглавление включает введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список литературы.

Введение должно включать в себя следующие пункты:

- актуальность исследования;

- степень разработанности проблемы;

- цель и задачи исследования;

- предмет и объект исследования;

- методологическую основу исследования.

Основная часть работы посвящена решению поставленных во введении задач и обычно содержит две, главы, каждая из которых выполняет свою функцию в логике изложения.

Заключение содержит краткие выводы по результатам проведенной работы, а также в нем выделяются дальнейшие перспективы исследования

Список литературы составляется в соответствии с установленными требованиями. Каждый источник, упомянутый в списке, значится под определенным порядковым номером и должен быть описан в соответствии с ГОСТом 7.1-84 («Библиографическое описание документа»).

 

Примеры библиографического описания разных типов источников

Книга с одним – тремя авторами:

Графский В.Г., Черепанова С.Л. Всеобщая история права и государства. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 744 с.

Книга с четырьмя и более авторами:

Социальная работа / Под общ. Редакцией В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.

Теория зарубежной судебной медицины / В.И. Алисиевич, Ю.С. Пурдяев, Ю.В. Павлов [и др.]. – М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1990. – 400 с.

Статья из сборника:

Сахаров А.Д. Читатели Пушкина // За строкой учебника: сб. ст., - М., 1989. – С. 216-229.

Статья из журнала;

Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. – 1990.- № 1. – С. 5-33.

Диссертации:

Жуков В.А. Социально-медицинские аспекты здоровья современного человека: Дис. канд.социол. наук: 09.00.11 / Моск. гос. ун-т. М., 1997. 123 с.

Авторефераты диссертаций:

Иванов Р.А. Социальное управление: региональные аспекты: Автореф. дис. канд. социол. наук: 09.00.11 / Моск. гос. ун-т. М., 1997. 25 с.

Статья из электронных ресурсов:

Петрова И.Н. Оформление библиографических ссылок на электронные информационные ресурсы // Вестник АлтГУ [Электронный ресурс] // АлтГУ. – Электрон. дан. – Барнаул, 2000. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://www.lib/dsn-asu.ru.

Примерные темы рефератов

 

Примерные темы рефератов по истории

1. Исторический метод Геродота и «прагматическая история» Фукидида.

2. История, риторика, мораль в греко-римской традиции.

3. Лукиан из Самосаты: первая попытка создания теории историописания.

4. Основы христианской хронологии истории.

5. Византийская традиция историописания.

6. Характерные черты средневекового историзма и жанры средневековой историографии.

7. Русская летописная традиция: своеобразиеи этапы развития.

8. Историки итальянского Возрождения: политическая и риторическая школы.

9. Историография эпохи Реформации и Контрреформации.

10. Западноевропейская историография в XVII — первой половине XVIII в.

11. Русская историческая мысль в первой половине XVIII в. и «История Российская» В.Н. Татищева.

12. «Философская история» XVIII в.

13. Западноевропейская историография в первой половине XIX в.

14. Л. фон Ранке и его критический метод.

15. Концепция всеобщей истории Т.Н. Грановского.

16. Н.М. Карамзин и «История государства Российского».

17. Исторические взгляды С.М. Соловьева.

18. К. Маркс и материалистическое понимание истории.

19. И.Г. Дройзен и его «Историка».

20. Историческая концепция итеоретико-методологические воззрения В.О. Ключевского.

21. Учение о культурно-исторических типахН.Я. Данилевского.

22. Проблемы всеобщей истории,философии истории и теории исторического познания в трудах Н.И. Кареева.

23. Б. Кроче и его «Теория и история историографии».

24. А.С. Лаппо-Данилевский и методология источниковедения.

25. Культурно-историческое направление в российской историографии.

26. Глобальные теории исторического процесса в историографиипервойполовины XX в. (О. Шпенглер и А.Дж. Тойнби).

27. Р. Дж. Коллингвуд и его «Идея истории».

28. «Методологическая революция» школы «Анналов».

29. «Новая социальная история» и историческая антропология.

30. «Критический поворот» в историографии на рубеже 1980—1990-х гг.

 

Примерные темы рефератов по экономике

1. Особенности зарождения экономической мысли Древнего Востока.

2. Основная проблематика экономической мысли Античности.

3. Основные итоги и направления экономической мысли Средневековья.

4. Меркантилизм как форма генезиса экономической теории.

5. Марксизм и «Экономикс» о содержании и роли классическойшколы политической экономии.

6. Роль А. Смита в развитии мировой экономической теории.

7. Д. Риккардо как лидер английской классической школы.

8. Специфика зарождения экономической мысли в России (XVI—XVIII вв.).

9. Основные итоги и направления эволюции отечественной экономической мысли в XIX в.

10. Современные дискуссии о содержании и значении экономического учения К. Маркса.

11. Предшественники маржинализма в мировой экономической литературе XVIII — первой половины XIX в.

12. Причины, ход и значение маржиналистской революции в экономической теории.

13. Институционализм вебленовской традиции и неоинституционализм: сопоставление методологии, общей теории и практических выводов.

14. Австрийская и неоавстрийская школа (конец XIX—XX в.): развитие традиции.

15. «Кейнсианская революция»: причины, содержание, итоги.

16. Основные школы кейнсианства во второй половине XX в.

17. Монетаризм как главная форма неоклассической макроэкономики.

18. Развитие неоклассической теории благосостояния в XX в.

19. Кризис экономической теории в XX в.

20. Новейшие дискуссии об экономическом наследии В.И. Ленина.

21. Концепция социализма в экономическом наследии Ленина и Сталина.

22. Основные школы «политической экономии социализма» в СССР (1950-1980-е гг.).

23. Борьба школ и направлений в отечественной экономической мысли (после 1991 г.).

 

Примерные темы рефератов по философии

1. Значение истории философии для человеческой культуры и для самой философии.

2. Значение истории науки для конкретной научной деятельности и истории философии для профессионального творческого философствования.

3. Разделение истории философии на исторические этапы. Регионально-культурные образования. Философские направления и школы.

4. Античная философия, ее специфика.

5. Первые греческие мудрецы. Преднаучное и предфилософское знание в их синтезе.

6. Эволюция понятия первоначала в ранней античной философии: ионийские философы, Гераклит, элейцы, атомисты, Эмпедокл, Парменид, Зенон.

7. Пифагор и пифагорейцы: единство древнегреческой математики и философии. Пифагорейский союз.

8. В чем специфика древнегреческого атомизма? «Атом» как результат видоизменения понятия первоначала. Значение понятия «атом» для истории науки.

9. Сократ, его жизнь, мученическая смерть, идеи его устного учения. Влияние Сократа на человеческую мысль.

10. Диалогическая форма сочинений Платона и платоновская диалектика.

11. Платоновское учение об идеях: мифологические и философские элементы. Мир идей, мир вещей, мир чисел.

12. Аристотель, его жизнь и сочинения. Энциклопедический ум Аристотеля. Синтезирование различных областей знания. Теоретическая и практическая философия.

13. Этика и социальная философия Аристотеля.

14. Эпикур и эпикуреизм: единство физики и этики.

15. Неоплатонизм. Своеобразие философии Плотина.

16. Патристика как философия раннего Средневековья. Разделение на раннюю, зрелую и позднюю патристику.

17. Аврелий Августин и его «Исповедь»: многовековое влияние на теологию, философию, культуру в целом. Августинизм в средневековой философии (Дунс Скот).

18. Борьба реализма и номинализма в средневековой философии.

19. Влияние Фомы Аквинского на религиозно-философскую мысль.

20. Специфические особенности философии Нового времени по сравнению с философией предшествующих и последующих периодов.

21. Р. Декарт: единство науки и философии.

22. Философия Спинозы как единство гносеологии, антропологии и этики.

23. Отражение эпохи войн и революций в социальной философии Т. Гоббса. Учение о «естественном состоянии человеческого рода» и возникновении государства, собственности в философии Гоббса и Дж. Локка.

24. Философы XVII в. о роли общественного договора, о правах человека, разделении властей и веротерпимости.

25. Г.В. Лейбниц: путь от механицизма к динамической картинемира.Лейбниц как ученый и философ.

26. Историческая роль философии Просвещения.

27. Немецкая классическая философия как (относительно) единоефилософско-культурное образование. Особенности немецкой классической мысли.

28. Докритический период в развития философии И. Канта: основные произведения и идеи.

29. «Критика чистого разума» - великое философское произведение И. Канта.

30. Учение И. Г. Фихте о человеке. Деятельная сущность человека. Свобода и равенство - главные социальные ценности.

31. Вклад Ф.В. Шеллинга в диалектическое понимание природы. Философия естествознания Шеллинга.

32. Философская система зрелого Гегеля, ее основные разделы и их внутреннее подразделение.

33. К. Маркс как идеолог, политик, экономист и роль философии в обосновании идеологии марксизма.

34. Специфические особенности русской философиии се роль в развитии российской и мировой культуры.

35. Роль М.В. Ломоносова в развитии российской науки и культуры. Философские идеи Ломоносова.

36. Размежевание славянофилови западников и его отражение в философских дискуссиях.

37. Специфика философского учения B.C. Соловьева о Всеединстве.

38. Критика «отвлеченных начал» и обоснование цельного знания в философии B.C. Соловьева.

39. Философское учение Н.А. Бердяева. Философия Бердяева в контексте западных философских учений XX в. (философия жизни, феноменология, экзистенциализм, персонализм).

40. Философия жизни, новая онтология, новый мистицизм С. Франка. Учение об идеальном бытии.

41. Специфика интуитивизмаН.О. Лосского.

42. Позитивизм в философии.

43. «Философия жизни» и ее формы.

44. Влияние А. Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф. Ницше на развитие философии XIX-XX в.

45. Неокантианскиешколы и их критическая ревизия философии И. Канта.

46. Феноменологическая философия Э. Гуссерляи его последователей. Причина ее усиливающегося влияния.

47. Экзистенциалистская философия в XX в.

48. Драма жизни и философия М. Хайдеггера. «Бытие ивремя» и основные проблемы онтологии XX—XXI вв.

49. Философия науки в XX в., ее основные идеи и перспективы развития.

50. Отношение к науке и технике в философии XX в. Антитеза сциентизма и антисциентизма.

51. «Постмодернизм» в философии и культуре.

52. Современные споры по проблемам либерализма, прав и свободчеловека, социальной справедливости, правового государства.

53. Современная философия науки и ее связь с историей философии.

 

Примерные темы рефератов по праву

1. Предмет и методы изучения истории политико-правовых учений.

2. Политико-правовая мысль Древнего Китая (Конфуций, Мо-цзы,легисты).

3. Политико-правовая мысль Древней Индии («Законы Ману», « Артхашастра»).

4. Правовые и политические взгляды древнегреческих софистов.

5. Учение Платона о праве и государстве.

6. Учение Аристотеля о праве и государстве.

7. Учение римских юристов о праве и государстве. Формирование юриспруденции как самостоятельной науки.

8. Учение Цицерона о праве и государстве.

9. Основные направления развития средневековой политико-правовой мысли (Фома Аквинский, Марсилий Падуанский, средневековые юристы).

10. Политико-правовые учения Возрождения (Н. Макиавелли, Ж. Боден, Ф. Бэкон).

11. Правовые и политические учения XVII в. в Голландии (Г. Греции, Б. Спиноза).

12. Правовыеи политические учения XVIIв. в Англии (Т. Гоббс, Дж. Локк).

13. Правовые и политические учения эпохи европейского Просвещения (С. Пуфендорф, Г.В. Лейбниц, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Ч. Беккариа).

14. Политические и правовые учения в США во второй половине XVIII - начале XIX в. (Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Дж. Адаме, Дж. Мэдисон).

15. Учение И. Канта о праве и государстве. Соотношение метафизики права и юриспруденции в трактовке Канта.

16. Учение Г.В.Ф. Гегеля о праве и государстве. Соотношение философии права и юридической науки в трактовке Гегеля.

17. Учение о праве представителей исторической школы права (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г. Пухта).

18. Основные направления юридического позитивизма в Западной Европе в XIX в. (И. Бентам, Дж. Остин, Р. Иеринг).

19. Политико-правовые концепции неокантианцев(Р. Штаммлер, Г. Радбрух, В. Науке).

20. Политико-правовые концепциинеогегельянцев (Ю. Бивдер, К. Ларенц, Д. Джентиле, Б. Телдерс).

21. Основные концепциивозрожденного естественного права в XX в.

22. Концепции юридическогонеопозитивизма (Г. Ксльзен, Г. Харт, О. Вайнбергер).

23. Экзистенциалистские учения о праве и государстве(В. Майхофср, Э. Фехнер, К. Коссио).

24. Онтологическое учение о праве(Р. Марчич).

25. Учение С.Е. Десницкого о праве и государстве.

26. Учение К.А. Неволина о праве и государстве.

27. Учение Б.Н. Чичерина о праве и государстве.

28. Учение B.C. Соловьева о праве и государстве.

29. Учение П. И. Новгородцева о праве и государстве.

30. Психологическая теория права и государства Л.И.Петражицкого.

31. Юридический позитивизм и неопозитивизм в России (Г.Ф. Шершеневич, В.Д. Катков).

32. Советская юриспруденция: эволюция основных концепций права и государства.

33. Юриспруденция в постсоветской России: основные направления развития учений о праве и государстве.

 

Примерные темы рефератов по педагогике

1. Понятие воспитания и его различные трактовки.

2. Становление и развитие педагогики как науки о воспитании.

3. Развитие взаимодействия педагогики с другими науками о человеке.

4. Педагогика и религиозные учения: их взаимоотношения в различные исторические эпохи.

5. Политизация педагогики: причины и следствия.

6. Становление системы педагогических наук и их дифференциация.

7. Идеал человека и цели воспитания и образования, их эволюция и отражение в деятельности воспитательно-образовательных институтов.

8. Дидактические концепции и их реализация в практике образовательных учреждений: история и современность.

9. Идея непрерывного воспитания и образования: возникновение, эволюция, реализация.

10. Влияние философии рационализма на развитие педагогической науки.

11. Различные концепции воспитания и их реализация в историческом развитии школьной практики.

12. «Традиционные» и «альтернативные» школы в истории образования:

анализ и оценка их деятельности.

13. Педагогическая наука в XX в.

14. Тенденции в развитии современной педагогики и отражение в них исторического опыта.

15. Исторический обзор развития систем образования (в различных регионах мира).

16. Семейное воспитание: сущность,задачи, требования к нему общества в различные исторические эпохи.

17. Проблема общего и профессионального образования: история и современность.

18. Проблема учителя в истории педагогики («педагог», «учитель», «преподаватель»).

19. Историческое развитие отечественной педагогики: анализи оценки.

20. Отношение к истории в современной педагогике.

 

Примерные темы рефератов по психологии

1. Проблема детерминизма в психологии.

2. Биогенетический закон и его приложение к развитиюпсихики.

3. Роль научных сообществ в развитии личности ученого.

4. Сравнительный анализ подходов к развивающей и психотерапевтической роли искусства в глубинной и гуманистической психологии.

5. Проблема внутренней свободы и ее роли в развитии личности в концепциях стоиков и В. Франкла.

6. Психологизм и особенности его развития в России.

7. Марксистская психология: существует ли она?

8. Оппонентный круг Л.С. Выготского.

9. Развитие рефлекторной концепции в психологиии ее влияние на социогенетические теории развития психики.

10. Роль социальной ситуации в развитии российской психологии Х1Х- XX вв.

11. Личность и субъект: общее и различия.

12. Детерминанты развития личности: общая характеристика.

13. Нормативность развития личности: существует ли она?

14. Биосфера, психосфера и ноосфера как уровни представленностичеловека.

15. Роль и границы социального воздействия на личность.

16. Проблема сознания в психологии.

17. Психофизическая проблема и способы ее решенияв ведущих психологических школах.

18. Теория деятельности и бихевиоризм: общее и различия.

19. Сравнительный анализ подходов к развивающейи психотерапевтической роли искусства в работах Аристотеля и Платона.

20. Достоверность и объективность познания в теорияхрационалистов исенсуалистов XVII в.

21. Ортодоксальность и творчество в теории 3. Фрейда.

22. Возможности и границы управления поведением в бихевиоризме.

23. Роль интеллекта в развитии психики: позиции 3. Фрейда и Ж. Пиаже.

24. Описательная и объяснительная психология: достоинства и недостатки.

25. Сравнительный анализ понимания функций и содержания души в идеалистических и материалистических психологических концепциях ученых Древней Греции.

26. Теоретические различия в практике директивной и индирективной терапии.

27. Взаимосвязь научения и обучения в теории бихевиоризма.

28. Взаимосвязь «психотерапевт-клиент» в концепциях глубинной и гуманистической психологии.

29. Российская интеллигенция - творец и произведение отечественной психологии.

30. Становление культурно-исторической психологии в России.

31. Российская и советская психология: общее и различия.

32. Особенности становления психологии в России.

33. Наука о поведении: русский путь.

34. Сравнительный анализ подходов к психологии искусствав работахД.Н. Овсянико-Куликовского, ГГ. Шпета и Л.С. Выготского.

35. Достижения и недостатки психоаналитического направления.

36. Причины ревизии теории 3. Фрейда.

37. Основные направления развития гуманистической психологии.

38. Особенности построения эксперимента в гештальтпсихологии.

39. Проблема инсайта и подход к ее изучению в гештальтпсихологии.

40. «Постулат непосредственности» и способы его преодоления в различ­ных психологических школах.

 

Примерные темы рефератов по социологии

1. Проект позитивной науки об обществе: сравнительный анализ взглядов А. де Сен-Симона и О. Конта.

2. Влияние английской политэкономии XIX в.на развитие эволюционной социологии Г. Спенсера.

3. Интеллектуальные истоки социологии Э. Дюркгейма: влияние идей Ш.Л. Монтескье и Г. Спенсера.

4. М. Вебер о методологиисоциальных наук.

5. Методологические взгляды Г. Зиммеля: сущность общества и методы его исследования.

6. Теории социальной дифференциации Г. Спенсера и Э. Дюркгсйма:

сравнительный анализ.

7. Проблема отчуждения в творчестве К. Маркса.

8. Теория социальных и экономических цикловВ. Парето: основные понятия и механизмы циклических изменений.

9. Проблема стадий социетальной эволюции в трудах М.М. Ковалевского.

10. Классические истоки структурного функционализма Т. Парсонса: влияние Э. Дюркгейма и Б. Малиновского.

11. Социальные обследования конца XIX - начала XXв. и формирование современных методов социальных наук.

12. П. Сорокин о социологическом реализме и номинализме.

13. Социологические интерпретации «аномии»: от Э. Дюркгейма к Р. Мертону.

14. «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» Э. Гуссерля и анализ социальных структур жизненного мира в работах А. Шюца: формирование исследовательской программы социальной феноменологии.

15. Возникновение структуралистской парадигмы в социологии: влия­ние культурной антропологии и лингвистики.

16. Концепция «искаженной коммуникации» всоциальных науках:от 3. Фрейда к Ю. Хабермасу.

17. Влияние В. Виндельбанда и Г. Риккерта на формирование современной социологической методологии.

18. Американский прагматизм и основные принципы символического интеракционизма Чикагской школы: сходство и различия.

19. Бихевиоризм Б.Ф. Скиннера и возникновение теории социального обмена.

20. Классическая социологическая традиция и формирование социальных теорий гендера.

21. Марксистские теории империализма (Р. Хильфердинг, Р. Люксембург, В.И. Ленин) и мир-системная теория И. Уоллерстайна.

22. Марксистская теория идеологии и возникновение исследовательской программы социологии знания.

23. Философия Л. Витгенштейна и современная социологическая теория.

24. Классическая эволюционная теория, неодарвинизм и перспективы социобиологии.

25. Эволюция идеи измерения в социологии: от А. Кегле к П. Лазарсфельду.

 

Примерные темы рефератов по политологии

1. Политическая мысль и политическая наука.

2. Периодизация истории политической мысли.

3. Междисциплинарные связи политическойнауки.

4. Проблема метода в политологии.

5. Политическая мысль Востока: правительи подданный.

6. Политическая мысль Античности и еевлияние на новоевропейскуюполитическую мысль.

7. Дуализм «града земного» и «града Божьего» в политической мысли Средневековья.

8. Византийский идеал политического правления.

9. Политическая мысль средневековой Руси.

10. Политические идеи Возрождения и Реформации.

11. Концепция Г. Греция как предпосылка создания Вестфальской системы национальных государств.

12. Теория Т. Гоббса о выходеиз естественного состояния с помощью государства.

13. Необходимость ограничения государственного деспотизма в концепции Дж. Локка.

14. Политическая мысль эпохи Просвещения.

15. Политологические идеи И. Канта.

16. Учение И. Канта о вечном мире.

17. Суверенитет личности и суверенитет народау И.Г. Фихте.

18. Гегелевская «философия права» и учение Г.В.Ф. Гегеля огражданскомобществе.

19. Основные политические идеологии нашеговремени и их формирование в XIX в.

20. Либерализм.

21. Консерватизм.

22. Идеология социализма, марксизма, социал-демократии.

23. Постметафизический этап в развитии политическоймысли.

24. Бихевиоризм в политологии.

25. Проблема политического участия.

26. Субъект и система в современной политической теории.

27. Политическая культура.

28. Столкновение цивилизаций или диалог культур.

29. Проблема суверенитета и Вестфальская системанациональных государств.

30. Закат Вестфальской


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.