Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

2017-05-14 454
Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

кандидатского экзамена

«История и философия науки»

(социально-гуманитарные науки)

 

Барнаул 2011

 

Ответственные редакторы:

Кандидат философских наук, доцент Черданцева И.В.

Кандидат философских наук, доцент Метелев А.В.

ст. преподаватель Романова И.М.

преподаватель Шафранова К.А.

 

 

Настоящая программа кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» подготовлена преподавателями кафедры социальной философии, онтологии и теории познания АлтГУ в соответствии со стандартами и требованиями Министерства образования и науки РФ. Программа предназначена для соискателей кандидатской степени по социально-гуманитарным наукам.

 

 

 

План УМД 2011 г.

 

Подписано в печать Формат

Усл.печ.л. 2.0 Тираж 100 экз. Заказ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение 4

Часть 1. Философия науки 4

Часть 2. Философские проблемы социально-гуманитарных наук 5

Планы семинарских занятий 8

ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА

ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ 14

Глоссарий 15

Список источников и литературы 17

Требования к написанию и оформлению реферата 19

Примерные темы рефератов 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 29

Введение

Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей учёных степеней всех научных специальностей. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в её историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются учёные. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе её развития, и получение представления о тенденциях исторического развития науки.

 

Часть 1. Философия науки

Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

Проблема возникновения науки. Основные подходы к определению науки и времени её возникновения. Наука как форма познавательной деятельности, как социальный институт и сфера духовного производства.

Предмет философии науки и его философская трансформация. От исследования методов познания к поискам моделей развития науки.

Расширение и углубление проблематики философии науки в позитивистской философии. Позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер). Неопозитивизм (Б.Рассел, Р.Карнап). Постпозитивизм (К.Поппер, И.Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани, С.Тулмин).

Проблема метафизических оснований науки.

Основные модели развития науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса, П. Фейерабенда, М. Полани. Значение аналитической философии в развитии проблематики философии науки

Интерналисты и экстерналисты о механизмах развития науки.

 

Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации.

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

 

Тема 3. Наука как социальный институт.

Определение науки как социального института. Научные сообщества и их типы. Научный этос, его основные черты: способность к теоретическому мышлению, познавательный интерес, креативность, внутренняя свобода и т.д. Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

Часть 2. Философские проблемы социально-гуманитарных наук

Тема 8. Понятие методологии.

Дискуссии по определению понятия. Методология и метод познания. Определение понятия «методология». Значение методологии в познавательном процессе.

Планы семинарских занятий

Занятие 1.

Тема: «Наука: понятие, специфика, рефлексия» (4 ч.)

Специфика научного знания. Дисциплинарная структура науки.

Литература:

1. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М.,1996.

2. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2004.

3. Вернадский В.И. О Науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997.

4. Ильин В.В. Критерии научности знания М.,1989.

5. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. М.,1985.

6. Мамчур Е.А. Идеалы единства и простоты в современном научном сознании // Вопросы философии 2003, № 12.

7. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1998

8. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методологи. М.. 1998.

Наука, антинаука, лженаука.

Литература:

1. Кругляков Э.П. «Ученые» с большой дороги. М., 2001.

2. Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. 1993, № 2.

3. Проблема борьбы с лженаукой // Вестник РАН. 1999. Т. 69. № 10.

4. Псевдонаучное знание в современной культуре // Вопросы философии. 2001, № 6

5. Хазен А. О лженауке, и ее последствиях и об ошибках в науке // «Наука и жизнь» 2002, № 10. или Философия науки. Новосибирск, 2004. Ч. 3 С. 213-233.

6. Холтон Д. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии 1992 № 2.

 

 

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4.

Занятие 5.

Тема: «Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности» (4 ч.)

Занятие 6.

Занятие 7.

ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

1. Аспекты бытия науки (наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры).

2. Эволюция подходов к анализу науки (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, Т. Полани).

3. Методологический плюрализм П. Фейерабенда.

4. Понятие научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

5. Концепция неявного знания М. Полани.

6. К. Поппер и Т. Кун о механизмах развития науки.

7. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов
научной деятельности.

8. Т. Кун: «Структура научных революций».

9. Особенно развития современной науки.

10. Динамика проблематики философии науки: от позитивизма к постпозитивизму.

11. Наука и техногенная цивилизация.

12. Специфика научного познания.

13. Научные и вненаучные формы знания.

14. Функции науки в жизни общества.

15. Преднаука и становление науки в период античности.

16. Наука в период Средневековья и Возрождения.

17. Научная революция и классическая наука Нового времени.

18. Структура эмпирического уровня научного знания.

19. Структура теоретического уровня научного знания.

20. Мета теоретический уровень научного знания.

21. Наука как социальный институт: научное сообщество и научный этос.

22. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

23. Понятие социального познания. Роль философии в формировании
научных знаний об обществе.

24. Методология социальных наук.

25. Особенности современного социального познания.

26. Специфика методов социально-гуманитарных наук.

27. Природа ценностей и их онтологический статус.

28. Аксиологическое содержание социального познания. Ценности в науке.

29. Понятие «жизнь»: проблема философского определения. Специфика понимания жизни в философии немецкого романтизма.

30. Основные смыслы понятий «жизнь», «жизненный порыв» в философии
А. Бергсона. Инстинкт, интеллект, интуиция.

31. Жизнь как категория наук о духе в философии В. Дильтея.

32. Разрушение классических и становление неклассических представлений о
пространстве и времени.

33. Отличие естественнонаучного и философского представлений о мирах
пространства и времени.

34. М. Хайдеггер о социальном времени.

35. К. Ясперс об осевом времени.

36. Бродель о времени как стационарной социальной системе.

37. Специфика социально-гуманитарного познания и его субъект.

38. Субъект гуманитарного познания в позитивистском и герменевтическом проектах.

39. Понятие научной коммуникации. Коммуникативная природа научного познания.

40. Виды научной коммуникации. Специфика научной коммуникации в информационном обществе.

41. Дискуссия и конвенция в науке.

42. Типы научной рациональности.

43. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках.

44. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.

45. Проблема истинности в свете практического применения в социально- гуманитарных науках (М. Вебер, К. Поппер, X. Гадамер и др.).

46. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных
науках.

47. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

48. Исследовательские программы в социально-гуманитарных науках.

49. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук.

50. Взаимодействие социальных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.

51. Наука, антинаука, лженаука.

52. Многообразие форм познавательной деятельности. Виды знания.

53. Релятивизм в современной науке и философии.

54. Редукционизм, его возможности и границы.

55. Понятие истории и философии науки

56. Внутренние и внешние факторы развития науки

 

Глоссарий

Биосфера. Техносфера. Ноосфера

Верификация

Герменевтика

Гипотеза

Глобальный эволюционизм

Гносеология

Гуманизация знания

Гуманитаризация знания

Дедукция

Диалектический метод

Дифференциация наук

Закон

Знание

Значение

Индукция

Интеграция наук

Интернализм

Интерпретация

Исследовательская программа

Истина

Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука

Метафизика

Методология

Методы научного познания

Методы построения теории: аксиологический, гипотетико-дедуктивный

Модель

Наука

Научная деятельность

Научная картина мира

Научная классификация

Научная коммуникации

Научная парадигма

Научная проблема

Научная революция

Научное знание

Научное мировоззрение

Научное наблюдение

Научно-исследовательская программа

Научные ценности

Научные школы

Научный

Научный эксперимент

Неопозитивизм

Объект

Объект социально-гуманитарного познания

Объяснение

Позитивизм

Понимание

Постпозитивизм

Преднаука

Рациональность

Рефлексия

Синергетика. Синергетический подход

Системный метод

Смысл

Социально-гуманитарные науки

Субъект

Субъект социально-гуманитарного познания

Сциентизм и антисциентизм

Теория

Факт науки

Фальсификация

Философия

Философия науки

Хронотоп

Ценности

Экстернализм

Эмпирический и теоретический уровень знания

Эпистемология

 

Список источников и литературы:

1. Абрамова Н.Т. Границы редукционизма и проблема сохранения разнообразия // Философия науки. Вып. 4. С. 183-191.

2. Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии 1992, № 10.

3. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

4. Бахтин М.К. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М., 1989.

5. Вебер М. "Объективность" познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология XX век. М., 1995. С 557-603.

6. Вебер М. Исследования по методологии науки. М., 1980.

7. Готлиб А.С. Современные проблемы методологии социогуманитарного познания. Самара, 2001.

8. Денич В.И. и др. Вненаучное знание и современный кризис мировоззрения // Вопросы философии. 1994, № 12.

9. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. №4. С. 135-152.

10.Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.

11.Ельчанинов В.А. К определению понятия «методология» // Актуальные проблемы теории исторического сознания. Барнаул, 2004.

12.Заблуждающийся разум. М., 1990.

13.Ильин В.В. О специфике гуманитарного знания // Вопросы философии, 1985. № 7

14.Касавин И.Т. Традиции и интерпретации. СПб, 2000.

15.Крымский С.Б. Культурные архетипы или знание до познания // журнал «Природа» 1991, № 11.

16.Кун Т. Логика открытия или психология исследовании? // Философия науки. Вып. 3.., М.,1997.

17.Кун Т. Объективность, ценностные суждения и выбор теории // Современная философия науки. М., 1996

18.Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. 1993, № 2.

19.Мамчур Е.А. Релятивизм в трактовке научного знания и критерии научной рацииональности // Философия науки. Ч. 2. Новосибирск, 2004

20.Маркова Л.А. Наука и религия: проблемы границ. СПб, 2001.

21.Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.

22.Печенкин А.А. Релятивизм. Выводы, замечания // Современная философия науки. М., 1996. С. 18-40.

23.Поппер К. Нормальная наука и опасности, связанные с ней Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки». 4.2. Новосибирск, 2004 г. Либо. Философия науки. Вып. 3.., М.,1997.

24.Проблема борьбы с лженаукой // Вестник РАН. 1999. Т. 69. № 10.

25.Псевдонаучные знания в современной культуре // Вопросы философии 2001, № 6.

26.Разум и экзистенция. СПб., 1999.

27.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

28.Розов М.А. О двух аспектах проблемы редукционизма // Философия науки. Ч. 2. Новосибирск, 2004.

29.Самохвалов К.Ф. О границах между естественнонаучными и гуманитарными знаниями // Философские науки. Изд-во ИФ РАН Вып. 4.

30.Сытых О.Л. Актуальные проблемы современной науки // Образование и социальное развитие региона. 2003, № 1.2.

31.Сытых О.Л. Вероятное знание. Барнаул, 2000.

32.Тулмин С. Выдерживает ли критику различие нормальной и революционной нау­ки?!. Философия науки. Вып.5., М., 1999.

33.Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии. 1993. № 4.

34.Фролов И.Т. Философия и этика науки: итоги и перспективы // Вопросы философии 1995, № 7.

35.Хазен А. О лженауке, и ее последствиях и об ошибках в науке // «Наука и жизнь» 2002, № 10. или Философия науки. Новосибирск, 2004. Ч. 3 С. 213-233.

36.Холтон Д. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии 1992 № 2.

37.Черникова И.В. Современная наука и научное познание в зеркале философской рефлексии // Вестник МГУ. Сер. 7 «Философия». 2004, № 6.

 

Требования к написанию и оформлению реферата

Реферат должен содержать:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список литературы;

Примерный объем работы в целом должен составлять ориентировочно 20-25 печатных страниц (шрифт – Times New Roman, 14 кегль, интервал – полуторный).

Титульный лист оформляется по образцу, данному в приложении.

Оглавление включает введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список литературы.

Введение должно включать в себя следующие пункты:

- актуальность исследования;

- степень разработанности проблемы;

- цель и задачи исследования;

- предмет и объект исследования;

- методологическую основу исследования.

Основная часть работы посвящена решению поставленных во введении задач и обычно содержит две, главы, каждая из которых выполняет свою функцию в логике изложения.

Заключение содержит краткие выводы по результатам проведенной работы, а также в нем выделяются дальнейшие перспективы исследования

Список литературы составляется в соответствии с установленными требованиями. Каждый источник, упомянутый в списке, значится под определенным порядковым номером и должен быть описан в соответствии с ГОСТом 7.1-84 («Библиографическое описание документа»).

 

Примеры библиографического описания разных типов источников

Книга с одним – тремя авторами:

Графский В.Г., Черепанова С.Л. Всеобщая история права и государства. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 744 с.

Книга с четырьмя и более авторами:

Социальная работа / Под общ. Редакцией В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.

Теория зарубежной судебной медицины / В.И. Алисиевич, Ю.С. Пурдяев, Ю.В. Павлов [и др.]. – М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1990. – 400 с.

Статья из сборника:

Сахаров А.Д. Читатели Пушкина // За строкой учебника: сб. ст., - М., 1989. – С. 216-229.

Статья из журнала;

Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. – 1990.- № 1. – С. 5-33.

Диссертации:

Жуков В.А. Социально-медицинские аспекты здоровья современного человека: Дис. канд.социол. наук: 09.00.11 / Моск. гос. ун-т. М., 1997. 123 с.

Авторефераты диссертаций:

Иванов Р.А. Социальное управление: региональные аспекты: Автореф. дис. канд. социол. наук: 09.00.11 / Моск. гос. ун-т. М., 1997. 25 с.

Статья из электронных ресурсов:

Петрова И.Н. Оформление библиографических ссылок на электронные информационные ресурсы // Вестник АлтГУ [Электронный ресурс] // АлтГУ. – Электрон. дан. – Барнаул, 2000. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://www.lib/dsn-asu.ru.

Примерные темы рефератов

 

Примерные темы рефератов по истории

1. Исторический метод Геродота и «прагматическая история» Фукидида.

2. История, риторика, мораль в греко-римской традиции.

3. Лукиан из Самосаты: первая попытка создания теории историописания.

4. Основы христианской хронологии истории.

5. Византийская традиция историописания.

6. Характерные черты средневекового историзма и жанры средневековой историографии.

7. Русская летописная традиция: своеобразиеи этапы развития.

8. Историки итальянского Возрождения: политическая и риторическая школы.

9. Историография эпохи Реформации и Контрреформации.

10. Западноевропейская историография в XVII — первой половине XVIII в.

11. Русская историческая мысль в первой половине XVIII в. и «История Российская» В.Н. Татищева.

12. «Философская история» XVIII в.

13. Западноевропейская историография в первой половине XIX в.

14. Л. фон Ранке и его критический метод.

15. Концепция всеобщей истории Т.Н. Грановского.

16. Н.М. Карамзин и «История государства Российского».

17. Исторические взгляды С.М. Соловьева.

18. К. Маркс и материалистическое понимание истории.

19. И.Г. Дройзен и его «Историка».

20. Историческая концепция итеоретико-методологические воззрения В.О. Ключевского.

21. Учение о культурно-исторических типахН.Я. Данилевского.

22. Проблемы всеобщей истории,философии истории и теории исторического познания в трудах Н.И. Кареева.

23. Б. Кроче и его «Теория и история историографии».

24. А.С. Лаппо-Данилевский и методология источниковедения.

25. Культурно-историческое направление в российской историографии.

26. Глобальные теории исторического процесса в историографиипервойполовины XX в. (О. Шпенглер и А.Дж. Тойнби).

27. Р. Дж. Коллингвуд и его «Идея истории».

28. «Методологическая революция» школы «Анналов».

29. «Новая социальная история» и историческая антропология.

30. «Критический поворот» в историографии на рубеже 1980—1990-х гг.

 

Примерные темы рефератов по экономике

1. Особенности зарождения экономической мысли Древнего Востока.

2. Основная проблематика экономической мысли Античности.

3. Основные итоги и направления экономической мысли Средневековья.

4. Меркантилизм как форма генезиса экономической теории.

5. Марксизм и «Экономикс» о содержании и роли классическойшколы политической экономии.

6. Роль А. Смита в развитии мировой экономической теории.

7. Д. Риккардо как лидер английской классической школы.

8. Специфика зарождения экономической мысли в России (XVI—XVIII вв.).

9. Основные итоги и направления эволюции отечественной экономической мысли в XIX в.

10. Современные дискуссии о содержании и значении экономического учения К. Маркса.

11. Предшественники маржинализма в мировой экономической литературе XVIII — первой половины XIX в.

12. Причины, ход и значение маржиналистской революции в экономической теории.

13. Институционализм вебленовской традиции и неоинституционализм: сопоставление методологии, общей теории и практических выводов.

14. Австрийская и неоавстрийская школа (конец XIX—XX в.): развитие традиции.

15. «Кейнсианская революция»: причины, содержание, итоги.

16. Основные школы кейнсианства во второй половине XX в.

17. Монетаризм как главная форма неоклассической макроэкономики.

18. Развитие неоклассической теории благосостояния в XX в.

19. Кризис экономической теории в XX в.

20. Новейшие дискуссии об экономическом наследии В.И. Ленина.

21. Концепция социализма в экономическом наследии Ленина и Сталина.

22. Основные школы «политической экономии социализма» в СССР (1950-1980-е гг.).

23. Борьба школ и направлений в отечественной экономической мысли (после 1991 г.).

 

Примерные темы рефератов по философии

1. Значение истории философии для человеческой культуры и для самой философии.

2. Значение истории науки для конкретной научной деятельности и истории философии для профессионального творческого философствования.

3. Разделение истории философии на исторические этапы. Регионально-культурные образования. Философские направления и школы.

4. Античная философия, ее специфика.

5. Первые греческие мудрецы. Преднаучное и предфилософское знание в их синтезе.

6. Эволюция понятия первоначала в ранней античной философии: ионийские философы, Гераклит, элейцы, атомисты, Эмпедокл, Парменид, Зенон.

7. Пифагор и пифагорейцы: единство древнегреческой математики и философии. Пифагорейский союз.

8. В чем специфика древнегреческого атомизма? «Атом» как результат видоизменения понятия первоначала. Значение понятия «атом» для истории науки.

9. Сократ, его жизнь, мученическая смерть, идеи его устного учения. Влияние Сократа на человеческую мысль.

10. Диалогическая форма сочинений Платона и платоновская диалектика.

11. Платоновское учение об идеях: мифологические и философские элементы. Мир идей, мир вещей, мир чисел.

12. Аристотель, его жизнь и сочинения. Энциклопедический ум Аристотеля. Синтезирование различных областей знания. Теоретическая и практическая философия.

13. Этика и социальная философия Аристотеля.

14. Эпикур и эпикуреизм: единство физики и этики.

15. Неоплатонизм. Своеобразие философии Плотина.

16. Патристика как философия раннего Средневековья. Разделение на раннюю, зрелую и позднюю патристику.

17. Аврелий Августин и его «Исповедь»: многовековое влияние на теологию, философию, культуру в целом. Августинизм в средневековой философии (Дунс Скот).

18. Борьба реализма и номинализма в средневековой философии.

19. Влияние Фомы Аквинского на религиозно-философскую мысль.

20. Специфические особенности философии Нового времени по сравнению с философией предшествующих и последующих периодов.

21. Р. Декарт: единство науки и философии.

22. Философия Спинозы как единство гносеологии, антропологии и этики.

23. Отражение эпохи войн и революций в социальной философии Т. Гоббса. Учение о «естественном состоянии человеческого рода» и возникновении государства, собственности в философии Гоббса и Дж. Локка.

24. Философы XVII в. о роли общественного договора, о правах человека, разделении властей и веротерпимости.

25. Г.В. Лейбниц: путь от механицизма к динамической картинемира.Лейбниц как ученый и философ.

26. Историческая роль философии Просвещения.

27. Немецкая классическая философия как (относительно) единоефилософско-культурное образование. Особенности немецкой классической мысли.

28. Докритический период в развития философии И. Канта: основные произведения и идеи.

29. «Критика чистого разума» - великое философское произведение И. Канта.

30. Учение И. Г. Фихте о человеке. Деятельная сущность человека. Свобода и равенство - главные социальные ценности.

31. Вклад Ф.В. Шеллинга в диалектическое понимание природы. Философия естествознания Шеллинга.

32. Философская система зрелого Гегеля, ее основные разделы и их внутреннее подразделение.

33. К. Маркс как идеолог, политик, экономист и роль философии в обосновании идеологии марксизма.

34. Специфические особенности русской философиии се роль в развитии российской и мировой культуры.

35. Роль М.В. Ломоносова в развитии российской науки и культуры. Философские идеи Ломоносова.

36. Размежевание славянофилови западников и его отражение в философских дискуссиях.

37. Специфика философского учения B.C. Соловьева о Всеединстве.

38. Критика «отвлеченных начал» и обоснование цельного знания в философии B.C. Соловьева.

39. Философское учение Н.А. Бердяева. Философия Бердяева в контексте западных философских учений XX в. (философия жизни, феноменология, экзистенциализм, персонализм).

40. Философия жизни, новая онтология, новый мистицизм С. Франка. Учение об идеальном бытии.

41. Специфика интуитивизмаН.О. Лосского.

42. Позитивизм в философии.

43. «Философия жизни» и ее формы.

44. Влияние А. Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф. Ницше на развитие философии XIX-XX в.

45. Неокантианскиешколы и их критическая ревизия философии И. Канта.

46. Феноменологическая философия Э. Гуссерляи его последователей. Причина ее усиливающегося влияния.

47. Экзистенциалистская философия в XX в.

48. Драма жизни и философия М. Хайдеггера. «Бытие ивремя» и основные проблемы онтологии XX—XXI вв.

49. Философия науки в XX в., ее основные идеи и перспективы развития.

50. Отношение к науке и технике в философии XX в. Антитеза сциентизма и антисциентизма.

51. «Постмодернизм» в философии и культуре.

52. Современные споры по проблемам либерализма, прав и свободчеловека, социальной справедливости, правового государства.

53. Современная философия науки и ее связь с историей философии.

 

Примерные темы рефератов по праву

1. Предмет и методы изучения истории политико-правовых учений.

2. Политико-правовая мысль Древнего Китая (Конфуций, Мо-цзы,легисты).

3. Политико-правовая мысль Древней Индии («Законы Ману», « Артхашастра»).

4. Правовые и политические взгляды древнегреческих софистов.

5. Учение Платона о праве и государстве.

6. Учение Аристотеля о праве и государстве.

7. Учение римских юристов о праве и государстве. Формирование юриспруденции как самостоятельной науки.

8. Учение Цицерона о праве и государстве.

9. Основные направления развития средневековой политико-правовой мысли (Фома Аквинский, Марсилий Падуанский, средневековые юристы).

10. Политико-правовые учения Возрождения (Н. Макиавелли, Ж. Боден, Ф. Бэкон).

11. Правовые и политические учения XVII в. в Голландии (Г. Греции, Б. Спиноза).

12. Правовыеи политические учения XVIIв. в Англии (Т. Гоббс, Дж. Локк).

13. Правовые и политические учения эпохи европейского Просвещения (С. Пуфендорф, Г.В. Лейбниц, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Ч. Беккариа).

14. Политические и правовые учения в США во второй половине XVIII - начале XIX в. (Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Дж. Адаме, Дж. Мэдисон).

15. Учение И. Канта о праве и государстве. Соотношение метафизики права и юриспруденции в трактовке Канта.

16. Учение Г.В.Ф. Гегеля о праве и государстве. Соотношение философии права и юридической науки в трактовке Гегеля.

17. Учение о праве представителей исторической школы права (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г. Пухта).

18. Основные направления юридического позитивизма в Западной Европе в XIX в. (И. Бентам, Дж. Остин, Р. Иеринг).

19. Политико-правовые концепции неокантианцев(Р. Штаммлер, Г. Радбрух, В. Науке).

20. Политико-правовые концепциинеогегельянцев (Ю. Бивдер, К. Ларенц, Д. Джентиле, Б. Телдерс).

21. Основные концепциивозрожденного естественного права в XX в.

22. Концепции юридическогонеопозитивизма (Г. Ксльзен, Г. Харт, О. Вайнбергер).

23. Экзистенциалистские учения о праве и государстве(В. Майхофср, Э. Фехнер, К. Коссио).

24. Онтологическое учение о праве(Р. Марчич).

25. Учение С.Е. Десницкого о праве и государстве.

26. Учение К.А. Неволина о праве и государстве.

27. Учение Б.Н. Чичерина о праве и государстве.

28. Учение B.C. Соловьева о праве и государстве.

29. Учение П. И. Новгородцева о праве и государстве.

30. Психологическая теория права и государства Л.И.Петражицкого.

31. Юридический позитивизм и неопозитивизм в России (Г.Ф. Шершеневич, В.Д. Катков).

32. Советская юриспруденция: эволюция основных концепций права и государства.

33. Юриспруденция в постсоветской России: основные направления развития учений о праве и государстве.

 

Примерные темы рефератов по педагогике

1. Понятие воспитания и его различные трактовки.

2. Становление и развитие педагогики как науки о воспитании.

3. Развитие взаимодействия педагогики с другими науками о человеке.

4. Педагогика и религиозные учения: их взаимоотношения в различные исторические эпохи.

5. Политизация педагогики: причины и следствия.

6. Становление системы педагогических наук и их дифференциация.

7. Идеал человека и цели воспитания и образования, их эволюция и отражение в деятельности воспитательно-образовательных институтов.

8. Дидактические концепции и их реализация в практике образовательных учреждений: история и современность.

9. Идея непрерывного воспитания и образования: возникновение, эволюция, реализация.

10. Влияние философии рационализма на развитие педагогической науки.

11. Различные концепции воспитания и их реализация в историческом развитии школьной практики.

12. «Традиционные» и «альтернативные» школы в истории образования:

анализ и оценка их деятельности.

13. Педагогическая наука в XX в.

14. Тенденции в развитии современной педагогики и отражение в них исторического опыта.

15. Исторический обзор развития систем образования (в различных регионах мира).

16. Семейное воспитание: сущность,задачи, требования к нему общества в различные исторические эпохи.

17. Проблема общего и профессионального образования: история и современность.

18. Проблема учителя в истории педагогики («педагог», «учитель», «преподаватель»).

19. Историческое развитие отечественной педагогики: анализи оценки.

20. Отношение к истории в современной педагогике.

 

Примерные темы рефератов по психологии

1. Проблема детерминизма в психологии.

2. Биогенетический закон и его приложение к развитиюпсихики.

3. Роль научных сообществ в развитии личности ученого.

4. Сравнительный анализ подходов к развивающей и психотерапевтической роли искусства в глубинной и гуманистической психологии.

5. Проблема внутренней свободы и ее роли в развитии личности в концепциях стоиков и В. Франкла.

6. Психологизм и особенности его развития в России.

7. Марксистская психология: существует ли она?

8. Оппонентный круг Л.С. Выготского.

9. Развитие рефлекторной концепции в психологиии ее влияние на социогенетические теории развития психики.

10. Роль социальной ситуации в развитии российской психологии Х1Х- XX вв.

11. Личность и субъект: общее и различия.

12. Детерминанты развития личности: общая характеристика.

13. Нормативность развития личности: существует ли она?

14. Биосфера, психосфера и ноосфера как уровни представленностичеловека.

15. Роль и границы социального воздействия на личность.

16. Проблема сознания в психологии.

17. Психофизическая проблема и способы ее решенияв ведущих психологических школах.

18. Теория деятельности и бихевиоризм: общее и различия.

19. Сравнительный анализ подходов к развивающейи психотерапевтической роли искусства в работах Аристотеля и Платона.

20. Достоверность и объективность познания в теорияхрационалистов исенсуалистов XVII в.

21. Ортодоксальность и творчество в теории 3. Фрейда.

22. Возможности и границы управления поведением в бихевиоризме.

23. Роль интеллекта в развитии психики: позиции 3. Фрейда и Ж. Пиаже.

24. Описательная и объяснительная психология: достоинства и недостатки.

25. Сравнительный анализ понимания функций и содержания души в идеалистических и материалистических психологических концепциях ученых Древней Греции.

26. Теоретические различия в практике директивной и индирективной терапии.

27. Взаимосвязь научения и обучения в теории бихевиоризма.

28. Взаимосвязь «психотерапевт-клиент» в концепциях глубинной и гуманистической психологии.

29. Российская интеллигенция - творец и произведение отечественной психологии.

30. Становление культурно-исторической психологии в России.

31. Российская и советская психология: общее и различия.

32. Особенности становления психологии в России.

33. Наука о поведении: русский путь.

34. Сравнительный анализ подходов к психологии искусствав работахД.Н. Овсянико-Куликовского, ГГ. Шпета и Л.С. Выготского.

35


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.299 с.