Модуль 6. Педагог как субъект педагогической деятельности — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Модуль 6. Педагог как субъект педагогической деятельности

2017-05-14 568
Модуль 6. Педагог как субъект педагогической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагог в мире профессиональной деятельности. Субъектные свойства педагога. Структурное представление субъектных свойств педагога. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога. Специфика и структура педагогических способностей, их диагностика и возможности развития. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Понятие о профессионально значимых качествах лично­сти педагога. Личностная направленность в структуре субъекта педагогической деятельности. Профессиональное самосознание как фактор эффективности педагогической деятельности.

Психологические аспекты профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования педагога.

 

 

Модуль 7. Анализ профессиональной деятельности

Преподавателя вуза

Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее основные компоненты. Формы и функции педагогической деятельности, ее целостный характер. Профессионализм и мастерство в педагогической деятельности. Психолого-педагогические умения в структуре деятельности преподавателя. Понятие о стилях педагогической деятельности. Виды стилей педагогической деятельности: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный. Пути перестройки, коррекции и совершенствования педагогической деятельности.

 

Модуль 8. Учебно-педагогическое сотрудничество и общение

в образовательном процессе

Понятие и сущность педагогического общения. Структура общения: перцептивный, коммуникативный и интерактивный компоненты общения. Психологические аспекты и проблемы профессионально-педагогического общения. Образовательный процесс как взаимодействие и общение. Психологическая сущность сотрудничества и диалогического общения как формы субъект-субъектного взаимодействия. Психология педагогического воздействия. Стимулирующие и корректирующие приемы и методы педагогического воздействия. Стили педагогического общения. Основы коммуникативной культуры педагога. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности. Психологические основы проектирования и организации ситуации совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов.

 


Литература

1. Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3.

2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.

3. Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М., 1989. - С. 144-177.

4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980. - Т. 1, 2.

5. Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы // Высшее образование в России. 1996. № 3.

6. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. - С. 3-19.

7. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978 (а).-С. 3-20.

8. Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974.

9. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.

10. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

11. Балл Г.А., Бургин М. С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое влияние // Вопросы психологии. 1994. № 4.

12. Барабанщиков А. В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов // Советская педагогика. - 1981. - № 1.

13. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблемы человека в современной философии. М., 1969. - С. 73-144.

14. Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. 1990. № 10.

15. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

16. Бибрих Р.Р., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобра-зования в учебной деятельности студентов младших курсов //

Вестник Московского ун-та. - Сер. 14. Психология. - 1987. - № 2. - С. 20-30.

17. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная инициатива как проблема творчества. Ростов на Дону, 1983.

18. Бойко В.В. Диалог лектора со слушателями: психологические аспекты. Л.: Знание, 1987.

19. Бугаев Н.В. К вопросу об университетском преподавании. М., 1901.

20. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.

21. Вербицкий А. А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 31-39.

22. Высокие интеллектуальные технологии образования и науки. Материалы III Международной научно-методической конференции. Санкт-Петербург, 1996.

23. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.

24. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 31-38.

25. Гальперин П. Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления// Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С. 80 - 84.

26. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование умственной деятельности. М.: МГУ, 1965.

27. Гамаюнов К.К. Самостоятельная работа студентов. Методические рекомендации преподавателям. Л., 1988.

28. Гапонов П.М. Лекция в высшей школе. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977.

29. Головатный Н.Ф. Студент: путь к личности. - М., 1982.

30. Гоноболин Ф.Н. Педагогические способности и их классификация // Материалы конференции по проблеме способностей. М., 1970. - С. 91-94.

31. Горлов О.А. Анализ использования студентами свободного времени в дни самостоятельных занятий // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Экспериментальная, профилактическая и тропическая медицина. 1995. № 2.

32. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

33. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.

34. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1993.

35. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1976.

36. Жуков В.М. Критерий оценки деятельности преподавателя вуза // Ветеринария. 1994, № 7.

37. 3имняя И. А. Педагогическая психология. М., 2000.

38. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. - С. 90 -102.

39. Ильясов И. И. Структура процесса учения. М., 1986.

40. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.

41. Карпенко Л. А. Влияние размера учебной группы на успешность совместной познавательной деятельности // Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С. 71-75.

42. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности (в зависимости от типологических свойств нервной системы). Казань, 1969.

43. Ковалева В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России. 1996. № 3.

44. Кон И. Психология юношеского возраста. М., 1979.

45. Концептуальные вопросы развития высшего образования / Отв. ред. Б.Б. Коссов. М., 1991.

46. Корнилова Т.В. Психологические методы в практике высшей школы. М., 1993.

47. Корнилов Т.Е., Григоренко Б.А. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов // Вопросы психологии. 1995. №5.

48. Кузьминa H.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.

49. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. Нальчик, 1996.

50. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

51. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М., 1983. - Т. 1, 2.

52. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1993.

53. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М., 1974.

54. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.

55. Лисовский В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974.

56. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.

57. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

58. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

59. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.

60. Методы системного педагогического мышления / Под ред. Н. В. Кузьминой. М., 1980.

61. Милорадова Н.Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство России. 1995. № 9.

62. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

63. Мостовая Е.Б. Ценностное сознание студенчества // ЭКО. 1994. №11.

64. Низамов Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань, 1975.

65. Нинциев К., Иванов В. Социально-экономический портрет преподавателя университета // Высшее образование в России. 1995. № 3.

66. Нонан Э. Студент как личность // Высшее образование в Европе. 1994. Т. 19. № 3.

67. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.

68. Пейсахов И. М. и др. Прикладная психология в высшей школе. Казань: Изд-во Казанского университета, 1979.

69. Перкова О.И., Обозов Н.Н. О динамике межличностного отношения студентов в процессе обучения в вузе // Общение как проблема теоретического и прикладного исследования. Л., 1973.

70. Пидкасистый П. И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. М., 1999.

71. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1977.

72. Реан А.Л. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии. 1983. № 5.

73. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

73.Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.

74. Розман Г. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 1995. № 1.

75. Романов К.М. Понимание преподавателем студентов как условие индивидуализации процесса обучения // Вестник Мордовского университета. 1993. № 3.

76. Скилбек М. Потребности студентов в эру массового высшего образования // Высшее образование в Европе. Т. 19. 1994. № 3.

77. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.

78. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

79. Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. М., 1984.

80. Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.

81. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.

82. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.,1984.

83. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1989.

84. Чернов Е.Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 1994. № 4.

85. Щедровицкий Т.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности. Обучение и развитие. М., 1966.

86. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.

87. Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. М., 1984.

 

 


ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Форма обучения – очная

Лекции – 20 часов

Семинары – 16 часов

Самостоятельная работа – 36 часов

Зачет – 9 семестр

Всего – 72 часа

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.