Наука и другие формы знания: проблема соотношения и взаимовлияния. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наука и другие формы знания: проблема соотношения и взаимовлияния.

2017-05-14 605
Наука и другие формы знания: проблема соотношения и взаимовлияния. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА

кандидатского экзамена и курсов подготовки по дисциплине

«История и философия науки»

(«Основы философии науки», «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»; «Философские проблемы естественных и технических наук»)

 

Авторы-составители:

д.ф.н., проф. С.В. Борисов;

д.ф.н., проф. Г.И. Гладышев;

к.ф.н., доц. С.С. Домрачев;

к.ф.н., доц. В.М. Зырянова;

к.ф.н., доц. В.И. Липский

 

Челябинск - 2013

Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………………………...  
Учебный план ………………………………………………………………………... -
Учебно-тематический план …………………………………………………………  
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА …………………………………………………………..  
Часть I. Основы философии науки………………………………………………... -
Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук……………  
Философские проблемы естественных и технических наук …………………...  
ТЕМАТИКА КОЛЛОКВИУМОВ…………………………………………………..  
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ……………………………………………...  

Пояснительная записка

 

Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» разработана для аспирантов и соискателей по специальностям социально-гуманитарных наук, наук о природе и технических наук. Содержание первой части Программы «Основы философии науки» и второй части «Философские проблемы социально-гуманитарных наук», «Философские проблемы естественных и технических наук» соответствуют первому и второму вопросам экзаменационных билетов. Для их изучения предусмотрены лекционные и практические занятия (коллоквиумы). Содержание третьей части Программы «История науки» изучается аспирантами и соискателями самостоятельно. В качестве отчета по данной работе предоставляется реферат. Реферат необходимо сдать до экзамена. С более подробными рекомендациями по подготовке к сдаче и проведению кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» можно ознакомиться в Письме Минобрнауки РФ от 06.07.2005 г. № АС-729/03 «О вопросах, связанных с кандидатским экзаменом по истории и философии науки» (Приложение 2).

Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» разработана кафедрой философии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» на основе Программы-минимума Института философии РАН, одобренной президиумом ВАК Министерства образования и науки РФ и утвержденной приказом № 697 Министерства образования РФ от 17.02.2004 г.

Учебный план

  Вид учебной работы Всего часов Распределение по семестрам (час.)
1-й семестр 2-й семестр
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия   34 (на поток) 38 (на подгруппу)
Лекции (Л)   24 (на поток) 24 (на подгруппу)
Практические занятия (коллоквиумы) (П)   10 (на поток) 10 (на подгруппу)
Самостоятельная работа (С)   18 (на поток) 18 (на подгруппу)
Консультации (К)     2 (на подгруппу)
Итоговый контроль      
Экзамен      
Объем в соответствии с ГОС и учебным планом   86(на поток) 124(на подгруппу)

 

 

Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем дисциплины   В том числе Форма контроля  
Л П К С  
1-й семестр Поток: «Основы философии науки»  
1. Предмет и основные концепции современной философии науки            
2. Мировоззренческие и методологические основания науки            
3. Функции науки в современном обществе            
4. Наука как социальный институт            
5. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (1936).            
6. Кун Т. Структура научных революций (1962).            
7. Структура научного познания. Уровни научного исследования            
8. Основания науки. Идеалы и нормы исследования            
9. Научная картина мира. Философские основания науки            
10. Поппер К. «Предположения и опровержения» (1963).            
11. Лакатос И. «История науки и ее рациональные Реконструкции» (1972).            
12. Научные традиции и научные революции            
15. Типы научной рациональности            
16. Становление идей и методов неклассической науки            
17. Современная постнеклассическая наука            
18. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания (1975).            
Всего за 1-й семестр:            
2-й семестр Подгруппа: «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»  
1. Объект и субъект социально-гуманитарных наук              
2. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания                
3. Общество как исторический процесс            
4. Человек как феномен и предмет социально-гуманитарного познания            
5. Объектная философско-антропологическая парадигма: проблемы адаптации и интеграции человека            
6. Субъектная философско-антропологическая парадигма: проблемы индивидуализации и персонализации человека            
7. Проблемы социально-гуманитарных наук в контексте постиндустриального развития и глобализации современного мира            
8. Жизнь как категория наук об обществе и культуре            
9. Философские проблемы сознания            
10. Бергсон А. Творческая эволюция (1907)            
11. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках            
12. Интерпретация в социальных и гуманитарных науках            
13. Методологическое значение философской концепции ценностей в социально-гуманитарном познании            
14. Специфика современного социально-гуманитарного познания            
15. Номологическая и идеографическая методология. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре (1910)            
16. Герменевтика как базис «понимающей» парадигмы в социально-гуманитарном познании. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике (1969). Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики (1960).            
17. Специфика кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»            
Всего за 2-й семестр:            
Подгруппа: «Философские проблемы естественных и технических наук»  
1. История развития естествознания и техники            
2. Философия и история российской науки            
3. Философские проблемы физики            
4. Философские проблемы химии            
5. Философские проблемы наук о Земле            
6. Философские проблемы наук о живой природе            
7. Синергетика и ее влияние на естествознание            
8. Синергетика как теория самоорганизации            
9. История взаимодействия науки и техники. Технический прогресс как фактор развития общества            
9. Информационная революция. Человек в информационно-техническом мире            
10. Человек в информационно-технотронном мире            
11. Специфика кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»            
Всего за 2-й семестр:            
Итоговый контроль         экзамен  
ИТОГО:            

 

Учебная программа

ЧАСТЬ I

 

Основы философии науки

 

1. Предмет современной философии науки.

Закономерности развития научного знания как предмет истории науки. Понятие науки. Дисциплины, изучающие науку: философия науки, науковедение, социология науки. Наука как форма знания и как социальный институт. Наука как форма общественного сознания и производительная сила общества. Споры о месте и роли науки в культуре: сциентизм и антисциентизм. Понятия: знание, наука, рациональность, истина и заблуждение – их соотношение. Интернализм и экстернализм – две соперничающие концепции истории науки: А.Койре и Дж.Бернал как примеры реализации подходов. Куммулятивистский и антикуммулятивистский модели движения научного знания. Проблема дискретности и непрерывности развития научного знания.

Научная картина мира.

Основания науки. Структура оснований. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отноше­ние онтологических постулатов науки к мировоззренческим до­минантам культуры. Выражение основных этапов развития научных знаний в модификации конкретно-исторических форм картины исследуемой реальности. Конкурирующие и альтернативные друг другу представления о реальности. Картина мира в системе научного знания. Соотношение картины мира как теоретической модели исследования реальности и теорией. Основные типы научной картины мира: общенаучная, естественнонаучная, социальная и локальная (специальная) научные картины мира. Динамика научного знания, представленного эмпирическим и теоретическим уровнями посредством специальной научной картины мира. Общекультурный смысл научной картины мира.

Наука в античной культуре.

Античная наука сквозь призму трех научно-исследовательских программ: платоновско-пифагорейской, атомистической, аристотелевской: основные понятия – бесконечность, непрерывность, пространство, время, движение. Эвристическая роль метафизики в науке. Особенности античной науки: теоретичность, рационалистичность (отсутствие эксперимента), систематичность (идея космоса как системообразующая), разрыв между наукой и техникой. Периодизация античной науки. Отличие греческого понятия «природы» от современного. Переход от мифа к логосу как условие возникновение научного знания. Философия как натурфилософия, первая наука. Развитие античной математики. Античная астрономия. Александрийский мусейон и александирийская библиотека как первые формы институциализации науки. Аристотелевско-птолемеевская картина мира.

Этика науки.

Этос науки как набор внутренних социальных норм, которых придерживаются ученые в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование социального института науки. Нормы этоса науки. Кодификации социальных норм науки Р. Мертона (универсализм, коллективизм, бескорыстность, «организованный скептицизм»). Нравственные основы научной деятельности (корректное определение авторства, недопустимость плагиата, ориентированность на новизну, недопустимость фальсификации эксперимента, научного открытия и т.д.). Реальное поведение ученых: идея их «социологической амбивалентности». «Личностный коэффициент» (М. Полани) в деятельности ученого. Конструирование образа науки с помощью междисциплинарных методов, соединяющих социологию, экономику, антропологию и историю науки (Б. Латур, С. Вулгар). Этические проблемы науки. Проблема нравственной ответственности ученого за научные открытия.

16. Классификация наук. Дихотомия естественных и гуманитарных наук

Классификация наук по предмету и методу: математика, естественные науки, социальные науки, гуманитарные науки. Обоснование дихотомии «номотетические – идиографические» науки и «науки о природе – науки о духе (культуре)» в баденском неокантианстве (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и философии жизни В. Дильтея. Различие эпистемологического статуса естественных и социогуманитарных наук (отсутствие в социогуманитарных науках общепринятой парадигмы, научного консенсуса, теорий, подобных естественно-научным). Поиски и обоснование в философии науки правомерности иных форм объяснения: каузальной, телеологической, генетической (в социогуманитарном знании). Сравнение способов организации знания (эмпирии и теории) в физике и истории. Задача обнаружения единых закономерностей развития наук на основе диалектики истины и заблуждения как внутреннего источника динамики научного знания.

ЧАСТЬ II

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Основы философии науки

1. Предмет современной философии науки.

2. Наука и другие формы знания: проблема соотношения и взаимовлияния.

3. Функции науки в современном обществе. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

4. Научная картина мира.

5. Идеалы и нормы научного исследования.

6. Философские основания науки.

ПРОГРАММА

кандидатского экзамена и курсов подготовки по дисциплине

«История и философия науки»

(«Основы философии науки», «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»; «Философские проблемы естественных и технических наук»)

 

Авторы-составители:

д.ф.н., проф. С.В. Борисов;

д.ф.н., проф. Г.И. Гладышев;

к.ф.н., доц. С.С. Домрачев;

к.ф.н., доц. В.М. Зырянова;

к.ф.н., доц. В.И. Липский

 

Челябинск - 2013

Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………………………...  
Учебный план ………………………………………………………………………... -
Учебно-тематический план …………………………………………………………  
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА …………………………………………………………..  
Часть I. Основы философии науки………………………………………………... -
Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук……………  
Философские проблемы естественных и технических наук …………………...  
ТЕМАТИКА КОЛЛОКВИУМОВ…………………………………………………..  
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ……………………………………………...  

Пояснительная записка

 

Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» разработана для аспирантов и соискателей по специальностям социально-гуманитарных наук, наук о природе и технических наук. Содержание первой части Программы «Основы философии науки» и второй части «Философские проблемы социально-гуманитарных наук», «Философские проблемы естественных и технических наук» соответствуют первому и второму вопросам экзаменационных билетов. Для их изучения предусмотрены лекционные и практические занятия (коллоквиумы). Содержание третьей части Программы «История науки» изучается аспирантами и соискателями самостоятельно. В качестве отчета по данной работе предоставляется реферат. Реферат необходимо сдать до экзамена. С более подробными рекомендациями по подготовке к сдаче и проведению кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» можно ознакомиться в Письме Минобрнауки РФ от 06.07.2005 г. № АС-729/03 «О вопросах, связанных с кандидатским экзаменом по истории и философии науки» (Приложение 2).

Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» разработана кафедрой философии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» на основе Программы-минимума Института философии РАН, одобренной президиумом ВАК Министерства образования и науки РФ и утвержденной приказом № 697 Министерства образования РФ от 17.02.2004 г.

Учебный план

  Вид учебной работы Всего часов Распределение по семестрам (час.)
1-й семестр 2-й семестр
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия   34 (на поток) 38 (на подгруппу)
Лекции (Л)   24 (на поток) 24 (на подгруппу)
Практические занятия (коллоквиумы) (П)   10 (на поток) 10 (на подгруппу)
Самостоятельная работа (С)   18 (на поток) 18 (на подгруппу)
Консультации (К)     2 (на подгруппу)
Итоговый контроль      
Экзамен      
Объем в соответствии с ГОС и учебным планом   86(на поток) 124(на подгруппу)

 

 

Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем дисциплины   В том числе Форма контроля  
Л П К С  
1-й семестр Поток: «Основы философии науки»  
1. Предмет и основные концепции современной философии науки            
2. Мировоззренческие и методологические основания науки            
3. Функции науки в современном обществе            
4. Наука как социальный институт            
5. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (1936).            
6. Кун Т. Структура научных революций (1962).            
7. Структура научного познания. Уровни научного исследования            
8. Основания науки. Идеалы и нормы исследования            
9. Научная картина мира. Философские основания науки            
10. Поппер К. «Предположения и опровержения» (1963).            
11. Лакатос И. «История науки и ее рациональные Реконструкции» (1972).            
12. Научные традиции и научные революции            
15. Типы научной рациональности            
16. Становление идей и методов неклассической науки            
17. Современная постнеклассическая наука            
18. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания (1975).            
Всего за 1-й семестр:            
2-й семестр Подгруппа: «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»  
1. Объект и субъект социально-гуманитарных наук              
2. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания                
3. Общество как исторический процесс            
4. Человек как феномен и предмет социально-гуманитарного познания            
5. Объектная философско-антропологическая парадигма: проблемы адаптации и интеграции человека            
6. Субъектная философско-антропологическая парадигма: проблемы индивидуализации и персонализации человека            
7. Проблемы социально-гуманитарных наук в контексте постиндустриального развития и глобализации современного мира            
8. Жизнь как категория наук об обществе и культуре            
9. Философские проблемы сознания            
10. Бергсон А. Творческая эволюция (1907)            
11. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках            
12. Интерпретация в социальных и гуманитарных науках            
13. Методологическое значение философской концепции ценностей в социально-гуманитарном познании            
14. Специфика современного социально-гуманитарного познания            
15. Номологическая и идеографическая методология. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре (1910)            
16. Герменевтика как базис «понимающей» парадигмы в социально-гуманитарном познании. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике (1969). Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики (1960).            
17. Специфика кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»            
Всего за 2-й семестр:            
Подгруппа: «Философские проблемы естественных и технических наук»  
1. История развития естествознания и техники            
2. Философия и история российской науки            
3. Философские проблемы физики            
4. Философские проблемы химии            
5. Философские проблемы наук о Земле            
6. Философские проблемы наук о живой природе            
7. Синергетика и ее влияние на естествознание            
8. Синергетика как теория самоорганизации            
9. История взаимодействия науки и техники. Технический прогресс как фактор развития общества            
9. Информационная революция. Человек в информационно-техническом мире            
10. Человек в информационно-технотронном мире            
11. Специфика кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»            
Всего за 2-й семестр:            
Итоговый контроль         экзамен  
ИТОГО:            

 

Учебная программа

ЧАСТЬ I

 

Основы философии науки

 

1. Предмет современной философии науки.

Закономерности развития научного знания как предмет истории науки. Понятие науки. Дисциплины, изучающие науку: философия науки, науковедение, социология науки. Наука как форма знания и как социальный институт. Наука как форма общественного сознания и производительная сила общества. Споры о месте и роли науки в культуре: сциентизм и антисциентизм. Понятия: знание, наука, рациональность, истина и заблуждение – их соотношение. Интернализм и экстернализм – две соперничающие концепции истории науки: А.Койре и Дж.Бернал как примеры реализации подходов. Куммулятивистский и антикуммулятивистский модели движения научного знания. Проблема дискретности и непрерывности развития научного знания.

Наука и другие формы знания: проблема соотношения и взаимовлияния.

Наука и религия. Наука и искусство. Наука и философия. Роль философии в формировании и становлении науки. Научное и обыденное знание: здравый смысл и истина. Наука как особый способ освоения мира. Сущность науки как преобразовательной деятельности. Основные задачи науки. Главные особенности научного познания. Ориентация науки на предметное и объективное исследование действительности. Влияние изменения типа культуры на стандарты изложения научного знания, способы видения реальности, стили мышления. Включение социокультурных факторов в процесс генерации научного знания. Взаимодействие науки с другими формами духовной деятельности человека (обыденным познанием, художественным мышлением и т.п.).

3. Функции науки в современном обществе. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

Возрастание роли и актуальности науки в эпоху научно-технического прогресса. Проблема классификации функций науки. Культурная функция науки. Наука как фактор социальной регуляции. Воздействие науки на потребности общества. Наука как фактор и условие рационального управления. Наука и глобальные проблем современности. Гуманистическая функция науки. Экологическая функция науки. Наука и современная образовательная система. Роль науки в формировании основных компонентов образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Образовательный процесс как «место встречи» индивида и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности. Наука как фактор изменений в образовательной системе на операционном, межоперационном, тактическом, стратегическом и глобальном уровнях.

Научная картина мира.

Основания науки. Структура оснований. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отноше­ние онтологических постулатов науки к мировоззренческим до­минантам культуры. Выражение основных этапов развития научных знаний в модификации конкретно-исторических форм картины исследуемой реальности. Конкурирующие и альтернативные друг другу представления о реальности. Картина мира в системе научного знания. Соотношение картины мира как теоретической модели исследования реальности и теорией. Основные типы научной картины мира: общенаучная, естественнонаучная, социальная и локальная (специальная) научные картины мира. Динамика научного знания, представленного эмпирическим и теоретическим уровнями посредством специальной научной картины мира. Общекультурный смысл научной картины мира.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.