Глава 2. Анализ опыта и особенности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 2. Анализ опыта и особенности

2017-05-14 381
Глава 2. Анализ опыта и особенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСПИРАНТА

2.1. Особенности подготовки к кандидатским экзаменам

Одной из достаточно важных задач, стоящих перед аспирантами и соискателями в период подготовки диссертации, является сдача экзамена по философии, одним из элементов которого служит реферат по истории науки. Очень часто аспиранты рассматривают этот этап своей деятельности как помеху в продвижении к вершинам науки, тормозящую их профессиональный и научный рост, а также требующую значительных затрат времени и нервной энергии. В результате решение данной проблемы наиболее часто сводится к следующим шагам:

- поиск в Интернете готовых рефератов по теме исследования, написанных столь же талантливыми и любознательными аспирантами, соискателями, студентами и просто любителями пофилософствовать в компании друзей;

- компиляция авторского реферата из готовых кусочков, кусков и кусищ найденных рефератов;

- расстановка ссылок на работы известных философов по данной тематике, критические статьи в периодических журналах, отобранных по критерию времени издания (желательно за последние 2-3 года);

- мучительно больное и тягостное изобретение названия реферата в попытках завернуть получившийся продукт плохого пищеварения в околонаучную обертку;

- сдача реферата и получение удовлетворяющей статусу аспиранта оценки;

- стирание из памяти компьютера всех материалов, относящихся к проблеме философского мировоззрения соискателя и очищение своей памяти для подготовки околонаучных статей, тезисов и публикаций на конференциях.

Серьезной проблемой подготовки реферата по философии является также поиск, систематизация и отбор источников данных для расстановки ссылок в тексте. Преподаватели философии, как правило, требуют использования первоисточников, а также периодических изданий за последние годы, а также запрещают использовать учебники по философии. Здесь рекомендуется следующий прием – берем журнал «Вопросы философии», «Вестник философии» и другие подобные издания, открываем 12-й номер за несколько последних лет и находим полный перечень статей, опубликованных за год. На основании этого подбирается полный иконостас с указанием трудов известных философов, не забывая при этом труды преподавателей, читавших курс философии. Затем проводится расстановка ссылок в тексте, соблюдая при этом определенную меру и сохраняя авторское видение работы. Наверное, ежу понятно, что подготовить по-настоящему интересный философский трактат под силу не каждому, поэтому на практике подготовка трактата идет по пути пристегивания пары цитат отдельных философов к смеси блоков работ, взятых из Интернет.

По мнению автора, данный путь вполне имеет право на существование, так как обладает рядом несомненных достоинств, например:

- возможность минимизации затрат времени на проникновение в тайны философии как науки;

- сохранение ресурсов памяти для заполнения материалами, непосредственно относящимися к проблеме диссертации;

- возможность использования броских и популярных фраз из философских трактатов в светских беседах и дружеских вечеринках в стремлении произвести впечатление начитанного и глубокого человека.

В свое время автор сам прошел подобным путем, потратив очень много времени на прочтение, осмысление и осознание философского учения такого по-настоящему великого ученого, как Рене Декарт. В поисках утраченного пришлось достать книги профессора Столетова издания конца 19-го века, осилить первоисточники Декарта (естественно, в переводе советских и российских философов), проследить эволюцию взглядов на философию Декарта в трудах ученых сталинской, послесталинской и послесоюзной эпохи. В конечном итоге автор понял, что во фразе «cogito ergo sum» (в переводе означает «я мыслю, следовательно, я существую») сокрыт большой и значительный сакральный смысл, на постижение которого требуются годы и годы напряженного труда без надежды на какой-либо успех. По итогам сдачи автор получил оценку «хорошо» с серьезным замечанием о том, что содержание реферата охватывает широкий спектр взглядов Декарта и в силу этого оказалось размытым. Далее подготовленный реферат получил право на вторую жизнь в другом институте и затем почил в бозе.

В то же время, на наш взгляд, подобный путь обладает и рядом недостатков, если смотреть на него не с точки зрения понесенных затрат, а с позиции возможной упущенной выгоды за счет недостаточного использования возможностей философии как научной дисциплины. Среди данных недостатков можно выделить:

- упущенные возможности по изучению приемов, методов и средств научного поиска, изучаемых в рамках такого раздела философии как гносеология;

- невозможность увязки темы реферата с теоретической главой диссертационного исследования и как следствие необходимость проведения самостоятельного исследования;

- упущенные возможности по проведению качественного литературного обзора по теме исследования и как следствие недостаточно полное описание раздела «Степень изученности проблемы» в автореферате и самой диссертации.

Для того чтобы избежать подобных проблем, целесообразно вести подбор темы реферата по философии следующим образом:

- Определение темы диссертационного исследования;

- Поиск среди диссертаций, подготовленных по специальности 08.00.01-Экономическая теория, опусов, наиболее близких по своему содержанию к теме Вашего исследования;

- Определение круга экономистов-теоретиков, имеющих отношение к научной проблеме, которую Вы собираетесь раскрыть;

- Изучение трудов данных теоретиков и подготовка реферата на основе изучения их творчества.

Проиллюстрируем данный способ на примере диссертационного исследования, связанного с изучением лизинга как инструмента экономических взаимоотношений. Например, тема диссертации звучит следующим образом «Применение лизинга для повышения эффективности технического перевооружения промышленных предприятий».

Следует отметить, что лизинг как экономический инструмент обладает широкими возможностями по ускорению кругооборота основного капитала, и за счет этого содействует успешному внедрению достижений научно-технического прогресса в деятельность промышленных предприятий. Именно поэтому автору следует заострить внимание на трудах исследователей, посвятивших свое творчество следующим вопросам:

- амортизация как инструмент возврата стоимости основных средств (Ф.Кэнэ и другие физиократы);

- научно-технический прогресс и его влияние на развитие экономики (Н.Д.Кондратьев, Й.Шумпетер, Д.Менш, Д.Кузнец и другие).

После изучения данных трудов можно подготовить труд по философии под названием «Эволюция научных взглядов на кругооборот основного капитала в экономике», тем самым убивая следующих зайцев:

- под маркой философского трактата диссертант готовит первую главу диссертационного исследования;

- закрывает проблему подготовки и сдачи экзамена по философии.

Если же такой ход конем не проходит в глазах членов экзаменационной комиссии по философии, то целесообразно посвятить свой философский опус методам и приемам научного познания, которые изучаются в разделе гносеологии. Так, в рамках данной тематики диссертант может подготовить исследование, посвященное методам группировки, классификации, синтеза, анализа, сравнения, эксперимента, имитационного моделирования, структурного и каузального анализа, применению вопросов как метода исследования и т.д. Это позволит ему научиться отличать закон Гиббса от закона Гоббса, а также гиббона от гоблина и многие другие не менее важные вещи.

В этом случае диссертант получает более четкое и ясное представление и о методах и приемах научного поиска, которые могут быть использованы им в рамках подготовки диссертационного исследования. Характерной чертой данного пути является тесная связь реферата по философии с целями и задачами научной работы, хотя данная связь не проявляется в столь явном виде, как в случае использования трудов экономистов-теоретиков.

И уж конечно, очень хотелось бы предостеречь начинающих аспирантов от весьма распространенной ошибки, которую они совершают, выбирая тему реферата, связанную с проблемами таких разделов философии, как метафилософия, онтология и другие, не имеющие отношения к теме диссертационного исследования и в силу этого никак не могущие помочь при его подготовке. Достаточно часто аспиранты пишут рефераты по философии, связанные с научной сферой лекторов, которые преподают философию либо по темам, связанным с психоанализом, религиозными воззрениями, экзистенциализмом и другими вещами, о которых иногда заходит речь в околонаучных беседах. При этом тщательно изучаются все статьи данных лекторов, их труды и так далее в надежде польстить их самолюбию и получить повышенную оценку на экзамене. На наш взгляд, это абсолютно бессмысленная трата времени и сил, так как ни в коей мере не продвигает аспиранта в процессе подготовки собственного диссертационного исследования.

На этом краткое напутствие аспирантам о необходимости корректного выбора темы философского трактата хотелось бы закончить с надеждой, что начинающие ученые извлекут полезные уроки для себя и не обвинят автора в презрении и ироничном отношении к философии вообще.

Другим аспектом подготовки к экзамену по философии является необходимость овладения специфическими знаниями по философии для того, чтобы достойно выглядеть на экзамене по философии. Как правило, сотрудники кафедры философии проводят специализированные курсы для аспирантов, на которых читают лекции по данной дисциплине. Здесь хотелось бы предостеречь аспирантов от определенной ошибки, которую они могут допустить, если им попадается преподаватель по философии, который может доступно и интересно изложить свой предмет. Такие преподаватели довольно редки в силу трудности самого предмета, но если аспирант поддается на чары настоящего философа, это чревато тем, что он сам начинает чрезмерно увлекаться вопросами философии, задает себе вопросы из серии тех, что касаются смысла жизни и его научной деятельности в принципе. Все это приводит к определенным сомнениям в успехе защиты диссертации, снижению уважения к современной науке, возможной потере идеалов и веры, а также стремлению разбить общепринятые в научном мире иконы. По-мнению автора, аспирант, находясь в начале своей научной карьеры, не должен забивать себе голову такими глубокими вещами и отвлекаться от решения своей локальной задачи – овладения на основе материалов философского курса совокупностью знаний о методах научного поиска и познания.

Другим экзаменом, который приходится сдавать юному натуристу, является иностранный язык. Среди требований, которые предъявляются к соискателям, можно выделить следующие наиболее важные:

- подготовка списка терминов на иностранном языке, относящихся к теме научной работы (как правило от 300 до 500 терминов);

- подготовка и сдача письменного перевода 15 тыс. печатных знаков;

- подготовка и сдача устного перевода 500 тыс. печатных знаков по теме исследования;

- сдача устного экзамена по философии.

Подготовить список терминов по экономике можно следующим образом: идем в библиотеку, получаем англо-франко-испано-монголо-русский словарь по экономике, ксерокопируем достаточно большое количество страниц от А до Я, сканируем их и оформляем в виде сборника. В свое время автор составил данный сборник в формате Excel, и он с успехом был использован рядом другим аспирантов. Вообще-то говоря, начинающим аспирантам можно обратиться к старшим товарищам, так как наверняка они сохранили результаты своего труда в памяти своих или кафедральных компьютеров. Важно лишь помнить, что полный плагиат не проходит и начинающие аспиранты в любом случае должны внести вклад в копилку терминов. Кроме того, аспирант должен понимать, что знание иностранного языка никогда не помешает в условиях тотального наступления иностранных терминов в нашей речи, поэтому лучше посидеть над словарями, чтобы знать перевод многих экономических терминов на иностранный язык и наоборот. Понятно, что существует определенное количество чудаков, стремящихся называть бильярд шарогоном, калоши мокроступами, фонтан водометом, и так далее, однако современная глобализация ведет к необходимости более тонкой политики в отношении иностранного языка.

Что касается подготовки письменного перевода, то здесь можно рекомендовать для начала перевести аннотации книг известных иностранных исследователей, имеющих отношение к теме диссертации. После того, как вы поймете, о чем примерно речь идет в трудах данных авторов, можно составить перечень тех из них, которые вам наиболее интересны и составить сборную солянку из их текстов. Наверное, легче взять пару периодических изданий и перевести их материалы, однако пользы от этого с гулькин нос, а затраты времени будут примерно такие же, как при серьезном подходе к исследованию. На наш взгляд, распространенный ныне взгляд о том, что подготовка к экзамену по философии является гораздо более сложным занятием, чем подготовка к иностранному языку, является ложным, обманчивым, искажающим истинную ценность данных экзаменов с точки зрения именно подготовки диссертации (как мы знаем диссертация – это цель более высокого уровня, чем сдача экзаменов). Знания в сфере философии вряд ли где-то могут быть использованы, если вы не профессиональный философ, в то время как знание иностранного языка и трудов на иностранном языке резко повышает качество научной работы. Именно поэтому аспирант должен усвоить очередную мысль – философом ты можешь и не быть, но иностранный знать обязан.

Напоследок следует отметить определенные формальные моменты, связанные с допуском к сдаче экзамена кандидатского минимума. Допуск к экзамену осуществляется на основании соблюдения следующих требований:

- оформление всех документов, папок с материалами, рефератами и так далее с визами кафедр иностранного языка и философии;

- попадание аспиранта или соискателя в приказ по институту, университету, средне-специальному учебному заведению, профессионально-техническому училищу и другим заведениям подобного толка.

Если с первым пунктом все более менее ясно и аспиранты как правило держат здесь руку на пульсе, то со вторым пунктом все гораздо сложнее. Аспиранты по незнанию, расхлябанности либо глухоте и немоте душевной не всегда обращают внимания на то, чтобы отследить лично попадание в заветный приказ. Общий принцип гласит – «хлеб за брюхом не ходит», поэтому лучше лишний раз подстраховаться и уточнить, что именно вы, а не ваш брат близнец и тезка попал в черный список.

Сама процедура сдачи экзаменов по философии и иностранному языку не имеет каких-то принципиальных отличий от традиционных экзаменов, сдаваемых в рамках учебы в институте. Правда существует одно отличие, заключающееся в том, что аспирант или соискатель идет на сдачу экзамена практически в полной уверенности, что как минимум, на тройку экзамен будет сдан. Наверное, не очень логично допустить саму мысль о том, что человек, поступивший в аспирантуру и вплотную занимающийся подготовкой диссертации, не знает предмет вообще. Другой вопрос, что тройка осложняет жизнь в дальнейшем, когда на заседании диссертационного совета ученый секретарь с гордым видом прочитает информацию о том, что все экзамены соискатель сдал на оценку «удовлетворительно» и поэтому допущен к защите диссертации.

Наконец, приступаем к сдаче экзамена кандидатского минимума по специальности. Самой характерной чертой данного экзамена является то, что все сопроводительные документы, протоколы и так далее готовит сам соискатель и затем относит их в отдел аспирантуры. Сама процедура сдачи экзамена включает в себя следующие этапы:

- подготовка программы-минимума по специальности, включающей в себя две части – основную и дополнительную части;

- ознакомление с билетами к экзамену по специальности и подбор исходных материалов к ним;

- сдача экзамена и поднятие тоста за будущую успешную защиту диссертационного исследования;

- оформление, подписание протокола и сдача его в отдел аспирантуры.

Основная часть программы-минимум утверждается проректором по научной работе, и как правило, хранится на кафедре, в крайнем случае содержание программы можно скачать из Интернет. Что касается дополнительной программы, то это уже авторский труд аспиранта, так вопросы в данной части касаются непосредственно темы диссертационного исследования. Подготовка содержательной части дополнительной программы может происходить на основе знания этапов процесса управления. Как известно, процесс управления обладает следующими этапами:

- планирование;

- организация;

- координация;

- мотивация;

- оценка;

- контроль;

-корректировка на основе обратной связи.

На наш взгляд, все эти блоки должны найти отражение среди вопросов дополнительной программы кандидатского минимума по экономике. В качестве обоснования данного процесса можно отметить, что разграничительным признаком специальности, например 08.00.05 по отношению к специальности 08.00.01 является рассмотрение объектов и субъектов экономической системы исключительно в аспекте управления. Именно поэтому все этапы процесса управления могут и должны найти свое отражение в трудах аспиранта. В свое время автору данных строк довелось принимать участие в консультировании одного коллеги при подготовке программы кандидатского минимума, причем сферы научного направления абсолютно не совпадали. Когда были применены стандартные клише, которыми я (то есть автор) привык орудовать, то оказалось, что оно абсолютно не срабатывает в силу именно незнания предмета исследования. Сама программа получалась куцей, было абсолютно неясно, что является главным, что второстепенным, какие блоки в принципе должны входить в дополнительную программу по данной специальности (это был «Маркетинг»). Тогда был избран иной путь - в качестве прокрустова ложа был избран процесс управления - и дело перестало дышать на ладан и сразу же пошло на лад. Именно в тот момент стало понятно, насколько глубоко и точно звучит мысль в учебнике Виханского «Менеджмент», которая гласит «Управление базируется на экономических отношениях, основанных на праве собственности». (Уточнить цитату более точно). Получается, что само управление по себе является очень универсальным инструментом, который может быть с успехом применен при исследовании экономических процессов. Для доказательства данного тезиса рискну привести здесь дополнительную программу кандидатского экзамена, составленную по итогам заседания 12 апреля в день Космонавтики. (взять у Рафисы Ибрагимовны).

Здесь можно отметить, что в составе членов комиссии обычно участвует непосредственный научный руководитель аспиранта, поэтому сдача экзамена во многом напоминает дружескую беседу хорошо знакомых коллег-друзей за рюмкой чая (конечно, чай и пирожные к нему должны приготовить заранее аспиранты и соискатели!!!).

В то же время хотелось бы отметить один очень трудный вопрос, который любят задавать отдельные наиболее продвинутые члены комиссии. Этот вопрос звучит так: «Как звучит шифр специальности, по которой вы собираетесь защищаться?». После долгих раздумий и сбора морщин на лбу, как правило аспиранта осеняет и он отвечает примерно следующее: «Ну.., я буду защищаться по экономике промышленности». В этом случае аспиранту делается строгое внушение, и довольный собой народ расходится по разные стороны баррикад. В схематичном виде процедура сдачи кандидатского экзамена представлена в табл. Представить схему подготовки и сдачи экзамена кандидатского минимума.

Байка про Яна Гуса, к костру которого добрая старушка принесла вязанку дров (подумать, где применить).

2.2. Этапы подготовки диссертационного исследования.

Наконец, пришла пора подумать о том, как же спланировать и организовать подготовку диссертации, чтобы успеть за трехлетний срок добровольного заключения в монастыре науки оформить свое Писание. Наверное, многие аспиранты считают, что в самом начале необходимо начать сбор материала, чтение научных книг и статей известных ученых, своего руководителя, членов ВАК, председателя и членов диссертационного совета. Что же, такая логика тоже имеет право на существование, но прежде чем приступать к обряду столоверчения и вызова духов пана Кляксы, Незнайки, и великого диск-жокея Галилео Галилея, упрямо заявлявшего, что «все таки она вертится», следует оформить матрицу диссертационных советов.

Существуют два подхода к подготовке диссертационного исследования:

1) Определение практической проблемы, интересующей аспиранта, подбор под данную проблему научного руководителя и уже затем определение диссертационного совета, в котором возможная защита по выбранной тематике;

2) Определение научного руководителя, затем диссертационный совет, где можно с наименьшими потерями провести защиту диссертационного исследования, и уже на основе этого определение практической проблемы, решению которой стоит посвятить свое бесценное время, здоровье и горы труда для получения ученой степени кандидата наук.

Для снижения рисков при подготовке диссертации, связанных с большим количеством факторов внутренней и внешней среды, целесообразно в начале пути нарисовать матрицу управленческих решений на основе морфологического анализа проблемы, представленную на рис.

Характеризующий признак Шифр специальности
08.00.05 08.00.10 05.13.10 05.00.22
           
Диссертационный совет А Наличие специальности           +      
Отношения с председателем           -      
Степень соответствия практической проблеме           -      
Б Наличие специальности           +      
Отношения с председателем           -      
Степень соответствия практической проблеме           +      
С Наличие специальности           +      
Отношения с председателем           +      
Степень соответствия практической проблеме           +      

Рис. Матрица принятия решений при выборе направления работы.

Наличия знака «+» означает неплохие перспективы по определенному признаку, знак «–» предполагает наличие возможных проблем, решение которых зависит от умения аспиранта и его научного руководителя находить общий язык с практической проблемой, председателем диссертационного совета и определять соответствие проблемы шифру научной специальности. Понятно, что самым лучшим вариантом является знак «+++», однако если этого нет, приходится мириться с этим и заранее готовить себя к барьерному бегу на марафонской дистанции. Следует отметить, что аспирант может расширить количество признаков, которые можно учитывать в составе матрицы, например, учесть объем легких членов диссертационного совета, уровень шума, который может издавать научный руководитель при общении с аспирантом, наличие объекта исследования по конкретной проблеме и множество других не менее важных вещей, которые оказывают очень большое воздействие при подготовке работы.

Следующим шагом на пути исследования является оформление титульного листа. Значение данного шага заключается в следующем:

- на титульном листе отражается год предполагаемой защиты диссертации, что снижает неопределенность и дает возможность четкого планирования научной деятельности. При этом предельно понятно, что защита диссертации в принципе должна произойти до конца света, иначе в ней нет смысла;

- на титульном листе написана тема диссертационной работы, что также обеспечивает возможность четкого представления о направлении развития;

- имеется запись о научной специальности, по которой предполагается проведение защиты. В этом случае аспирант представляет себе примерно перечень диссертационных советов, в которых может быть проведена защита научной работы по данной специальности;

- на титульном листе размещается информация о научном руководителе и всех его регалиях. Это дает возможность помнить свои корни и не переходить на панибратские отношения с руководителем. Сохранение определенной дистанции обеспечивает возможность объективной оценки работы и жесткой критики позиций как руководителя, так и аспиранта.

Рассмотрим данные элементы по порядку. Точное представление о годе защиты диссертации не только помогает активизировать работу над диссертацией, но и на основе сравнения жизненного пути аспиранта и длительности подготовки диссертации определить для себя возможные мертвые зоны. Допустим, аспирант поступил в аспирантуру после окончания института в 22 года, это означает, что к концу аспирантуры ему будет уже 25 лет, но еще не 27. Если он не успевает защитить диссертацию, то ему грозит служба в армии, для ухода от которой придется изыскивать дополнительные ресурсы и резервы. Другая проблема связана с тем, что, как правило, к 25 годам аспиранты уже набирают очень высокий уровень критической массы житейского опыта и понимают, что кроме защиты диссертации следует также посадить дерево, вырастить ребенка и построить дом. Поэтому подготовка диссертации вступает в очень жесткую конкуренцию с необходимостью решения семейных проблем и в итоге научная работа гибнет, не выдерживая пронзительного звона детских сирен. Та же проблема еще раньше настигает научных деятелей женского пола, которые, проучившись в аспирантуре 1-1,5 года, также начинают задумываться о необходимости рождения детей и в этом своем стремлении они совершенно правы, так как диссертация диссертацией, а дети – это цветы жизни, которые требуют полива. Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что если аспирант к концу первого, середине второго года обучения не набирает критическую массу знаний для написания диссертации, то ее величество Жизнь предъявит ему желтую карточку за затяжку времени, а через какое – то время ему вообще можно будет выписывать желтый билет в палату №6 в силу потери интереса к работе.

Наверное, следует вставить график развития диссертационного исследования и жизненного цикла аспиранта.

Ниже представлены образцы титульного листа диссертации, раскрывающие на конкретном примере, сколько полезного и интересного можно узнать по итогам прочтения титульного листа.

В свое время великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь написал прекрасный роман под названием «Шинель». Думаю, никто не будет оспаривать тот вклад, который внес данный роман в решение проблемы маленького человека и его взаимоотношений с Системой. Вообще - то говоря, первое место в конкурсе диссидентов по праву и уже давно принадлежит слесарю Афоне, который четко и прямо заявил, что «здесь не кран, здесь всю систему менять надо».

Однако если посмотреть на данный роман с точки зрения членов диссертационного совета, то мы посмотрим, что название для данного романа выбрано очень неудачное, так как не зная, кто такой Н.В.Гоголь и не преклоняясь перед его талантом писателя, достаточно сложно заставить себя прочитать данный роман, взглянув на его название. Слово «шинель» само по себе вызывает у людей самые различные ассоциации, хорошие и не очень, и не зная секрет Полишинеля, трудно давать экспертную оценку значимости диссертационного исследования с таким названием. Использование данного названия нарушает все общепринятые стереотипы научного мира, например:

- не видно размаха научных претензий автора, непонятно, какое это исследование – прикладное, квалификационное, фундаментальное, методическое, проблемное или какое-либо еще;

- непонятно, что является объектом исследования, то ли шинель как предмет верхней одежды, то ли процесс изготовления шинели, то ли фабрика по пошиву одежды «Большевичка»;

- неясен предмет исследования – то ли тенденции формирования имиджа человека, носящего шинель, то ли закономерности образования катышков после долгого ношения шинели, то ли длительность жизненного цикла шинели как товара народного потребления;

- не ясно, какая практическая проблема поднимается в работе и применительно к каким условиям и сфере человеческой деятельности относится использование результатов данного исследования, какие ограничения призвана снять данная шинель – то ли проблему морозоустойчивости гостей Бахуса, то ли повышение успеха ведения переговоров в Тегеране 43.

Попробуем перефразировать название и представить его в более доступном для понимания членов диссертационного совета виде, зная принятые критерии и методы подготовки названия диссертации. Итак, как сказал Ю.Гагарин, «поехали»:

«Формирование организационно-экономического механизма производства валяльно-войлочных изделий на основе вторичного сырья»;

«Обоснование альтернативных стратегий использования сырья и материалов при производстве верхней одежды (на материалах предприятий легкой промышленности Ханты-Мансийского автономного округа)»;

«Обоснование метода использования внутренних резервов повышения эффективности деятельности предприятий легкой промышленности (на примере предприятий г.Уржум).

 

УРЖУМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.А.А.ХЛЕСТАКОВА.

 

 

  На правах рукописи

 

 

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРОИЗВОДСТВА ВАЛЯЛЬНО-ВОЙЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ОСНОВЕ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ»

 

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность)

 

 

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

 

 

  Научный руководитель: Доктор экономических наук, профессор Кислых Щей

 

 

Уржум – 3006 год

(после н. э.)

Более подробно метод подбора темы исследования представлен в параграфе 2.3.

Сам титульный лист диссертации можно разместить на рабочем столе в кабинете аспиранта, а также внедрить его в виде интерфейса заставки на компьютере. В этом случае, как только аспирант пришел на работу, диссертация сразу же всаживает ему нож в спину и заставляет судорожно вздрагивать при мысли о необходимости активизации работы над ней. Когда же он засел за работу над диссертацией на компьютере и после пары фраз из серии «актуальность исследования связана с тем, чтомне очень хочется иметь ученую степень кандидата наук» начинает зевать, смотреть в окно, где высоко в небе летают журавли ученых степеней и чуть пониже синицы работы ассенизатором в ближайшем ЖЭУ, и засыпает на рабочем месте, на экране тут же появляется предательская надпись «Пройдемте, гражданин аспирант».

Здесь стоит привести пример Александра Алехина, который прибил на потолок над кроватью пустую шахматную доску и каждый раз, когда просыпался, в первую очередь видел ее перед собой. Он смотрел на пустынную доску и проводил анализ шахматных партий, что в конечном итоге обеспечило ему возможность играть сеансы матчей вслепую. Ситуация с титульным листом также сродни проектному финансированию, когда инвестиционный проект сам генерирует денежные средства для своей реализации, а диссертация висит как дамоклов меч и аспиранту не приходится тратить время на вспоминание о том, по какой же специальности он будет защищаться. Шифр диссертации будет врезан в память аспиранта, как порядковый номер на руке узника концентрационного лагеря Освенцим (кстати, знание шифра специальности очень помогает при сдаче экзамена по специальности).

Еще одним отличительным свойством графика подготовки диссертационной работы является очередность выполнения проекта. В ходе первой встречи с преподавателем необходимо определить цель проекта, зафиксировать и провести ее декомпозицию на ряд отдельных задач. После этого аспирант должен разработать и согласовать с научным руководителем блок-схему диссертации, в которой нужно отразить отдельные блоки исследования, а также связи между ними. Это позволит сформировать жесткую систему, в рамках которой гораздо легче проводить поиск, систематизацию, обобщение информации, а также отсечение ненужных материалов, не отвечающих идеям проекта. Значение блок-схемы определяется следующими факторами:

- блок-схема позволяет быстрее, точнее и более качественно проводить отбор исходной информации, которая может быть использована в рамках диссертационного исследования;

- схема позволяет очертить круг задач, а также оценить достаточность решения данного количества задач в рамках работы;

- блок-схема учит выявлять причинно-следственные связи между отдельными явлениями, а также помогает обнаруживать тенденции и закономерности их развития;

- повышает ценность проекта в глазах членов диссертационного совета.

Значение блок-схемы диссертации можно проиллюстрировать на примере Валерия Лобановского, большого футбольного тренера. По его мнению, организация игры в футбол может строиться на следующих взаимоисключающих принципах:

- тактика под игрока, когда тренер определяет рисунок и действия игроков на поле с учетом их индивидуальных особенностей, возможностей и склонности к импровизации;

- игрок под тактику, когда тренер изначально видит в своей змеиной головке рисунок игры, порядок проведения действий игроков и с учетом этого сознательно подбирает соответствующих игроков. Известно, что Лобановский подчеркивал, что такие звезды, как Роналдо, только тормозят развитие футбола.

Аналогия с футболом показательна в силу того, что сам футбол – это жизнь, спрессованная во времени и пространстве. В рамках первого варианта тактики подготовки уже диссертационного исследования следует отметить, что аспирант не понимает, не знает и н


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.