Перспективы развития лизинговой деятельности в России — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Перспективы развития лизинговой деятельности в России

2017-05-14 1295
Перспективы развития лизинговой деятельности в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

3.1.Становление лизинга и его нормативного регулирования в России Договор лизинга независимо от срока заключается в письменной форме. В названии договора лизинга определяется его форма, тип и вид. Договор лизинга может предусматривать право лизингополучателя продлить срок лизинга о сохранении или изменении условий договора лизинга.По договору лизинга лизингополучатель обязуется: принять объект лизинга, выплачивать лизинговые платежи лизингодателю в порядке и сроки, предусмотренные договоры, выполнять другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.

Несмотря на то, что Оттавская конвенция о международном финансо­вом лизинге, подписанная 28 мая 1988 г., разрабатывалась с участием пред­ставителей СССР, началом правового регулирования лизинга в России можно считать 1994 год, когда был принят Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестици­онной деятельности». И хотя данный Указ не включала в себя норм, на­правленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связан­ных с лизингом имущества, а лишь поручала Правительству РФ «разрабо­тать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге» и, более того, допускала ошибки в определении параметров будущего правового регулирования лизинговых отношений, его считают первым в России правовым актом в этой области. Говоря об ошибках в определении параметров будущего правового ре­гулирования, имеют в виду прежде всего чисто экономический подход к лизингу не как к гражданско-правовому договору, что имеет место в Оттавской конвенции, а как к виду предпринимательской деятельности. Указ именно так и определяет лизинг: как вид предпринимательской деятельно­сти, направленный на инвестирование временно свободных или привлечен­ных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физиче­ским и юридическим лицам на определенный срок. Другая ошибка состоит в том, что в круг объектов лизинга Указ включил «любое движимое и не­движимое имущество, относимое к основным средствам, а также имущест­венные права», хотя, конечно же, имущественные права ни при каких условиях не могут служитьсамостоятельным объектом лизинга. Кроме того, никак нельзя объяснить и требование, которое Указ предъявляет к орга­низациям-лизингодателям: «лизинговые предприятия создаютсяв формеакционерных обществ, главным образом открытого типа».

И все же Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 имеет важное значение в деле правового регулирования отношений, свя­занных с лизингом имущества, а также присоединения России к Конвенции о международном финансовом лизинге. Следующим значительным шагом в развитии правового регулирова­ния лизинга явились постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и утвержден­ное этим постановлением Временное положение о лизинге.

Во Временном положении о лизинге была несколько скорректирована позиция, содержавшаяся в Указе Президента РФ от 17 сентября 1994г. № 1929, относительно понятия «лизинг» в сторону договорной природы лизинговых отношений. Лизинг определяется как «вид предприниматель­ской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного про­давца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей».

В этом определении понятие «лизинг» употребляется в двух разных значениях: во-первых, с экономической точки зрения, лизинг пред­ставляет собой один из видов предпринимательской деятельности, одну из форм коммерческого инвестирования временно свободных либо специаль­но привлеченных для этих целей денежных средств; во-вторых, с юридиче­ской точки зрения, под лизингом понимается договор финансовой аренды (лизинга), суть которого состоит в приобретении арендодателем в собст­венность имущества в соответствии с указаниями арендатора для передачи этого имущества последнему в аренду.

Необходимо подчеркнуть, что постановление Правительства РФ от 29 июня 1995г. №633, утвердившее Временное положение о лизинге, включало в себя ряд положений, относящихся к публично-правовому регу­лированию лизинговых отношений, которые были направлены на создание благоприятных условий для развития лизинга в России. В частности, предусматривалось внесение изменений и дополнений в налоговое законодатель­ство, направленных на освобождение: лизингодателей - от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации долгосрочных договоров лизинга; банков - от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления долгосрочных кредитов для осуществления операций финансового лизинга; лизингодателей - от уплаты налога на добавленную стоимость при выпол­нении лизинговых услуг, с сохранением действующего порядка уплаты на­лога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющего­ся объектом финансового лизинга.

Вскоре указанные положения (в части налога на прибыль) были реали­зованы самим Правительством путем внесения соответствующих дополне­ний в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налого­обложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552. Согласно этим дополнениям из налогооблагаемой базы организаций - участников лизинговых правоотношений исключались проценты по полученным заемным средствам (в том числе по кредитам банков и других организаций), используемым субъектами лизинга для осу­ществления операций финансового лизинга, а также лизинговые платежи пооперациям финансового лизинга.

Следующим шагом Правительства РФ в деле регулирования лизинго­вых правоотношений явилось утверждение Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации (постановление от 26 февраля 1996 г. № 167). Согласно данному Положению лицензия явля­ется официальным документом, разрешающим лизинговой компании (организации-лизингодателю) осуществление лизинговой деятельности в тече­ние установленного срока с соблюдением лицензионных условий и дейст­вующего законодательства. Лицензирование лизинговой деятельности осуществляется Министерством экономики РФ, которое имеет право пе­редавать свои соответствующие полномочия органу исполнительной вла­сти субъекта Российской Федерации, если лизинговая деятельность осу­ществляется на его территории. На Министерство экономики РФ также возложено ведение реестра выданных лицензий в области лизинговой деятельности.

Для получения лицензии вновь созданная лизинговая компания долж­на представить в лицензионный орган: заявление установленного образца о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии; копии учредительных документов лизинговой компании; копию свидетель­ства о государственной регистрации лизинговой компании; справку налого­вого органа о постановке лизинговой компании на налоговый учет; доку­мент, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления. Лизинговые компании, осуществлявшие ранее лизинговую деятельность, для получения лицензии должны также представить: баланс за предыдущий отчетный период и отчет о результатах финансовой деятельности за ука­занный период; копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки налоговым органом.

После введения в действие норм ГК о финансовой аренде (лизинге) Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. и названные выше постановле­ния Правительства РФ о лизинге сохранили свое действие лишь в части, не противоречащей гл. 34 (§ 1 и 6) ГК.

И после принятия части второй Гражданского кодекса РФ продолжали издаваться постановления Правительства РФ по различным вопросам ли­зинговой деятельности, однако все они носили чисто организационный ха­рактер и не содержали положений, направленных на позитивное регулиро­вание договора лизинга. Иллюстрацией к сказанному может служить, в ча­стности, постановление Правительства РФ от 21 июля 1997г. №915 «О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы».

Среди мероприятий, предусмотренных данным постановлением: подготовка предложений о снижении ставок таможенных пошлин на вво­зимые в Российскую Федерацию виды технологического оборудования; разработка методических указаний по проведению международных лизинговых операций; решение вопросов, связанных с созданием ассоциации ли­зинговых компаний государств - участников СНГ, инвестиционного лизинго­вого консорциума коммерческих банков; разработка проектов создания меж­региональных лизинговых центров для малого предпринимательства, и т.п.

Несколько иной характер носит постановление Правительства Россий­ской Федерации от 3 сентября 1998 г. № 1020, которым утвержден Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций. Данным постановлением установлено, что государственные гарантии на осуществление лизинговых операций за счет средств бюджета развития Российской Федерации являются поручительством Правительства РФ и предоставляются резидентам Российской Федерации - кредиторам лизингодателя на конкурсной основе под заемные средства.

Рассмотрение вопроса о предоставлении государственных гарантий производится при наличии между организацией, реализующей инвестици­онный проект, и лизингодаталем соглашения об условиях заключения дого­вора лизинга, в котором указывается, что права и обязанности сторон по договору возникают после получения государственных гарантий под заем­ные средства. Общий объем государственных гарантий должен соответствовать их лимитам по направлениям использования, предусмотренным законом о фе­деральном бюджете.

Размер государственных гарантий, выдаваемых кредитору лизингодателя, составляет до 40 % фактически предоставляемых для реализации ли­зинговой операции средств. Основной целью предоставления государственных гарантий является стимулирование более широкого привлечения частных инвестиций в сферу финансового лизинга как одной из форм инвестиционной деятельности. Это постановление Правительства РФ не затрагивает пра­вового регулирования договора финансовой аренды (лизинга).

В настоящее время договор финансовой аренды (лизинга) регулируется двумя законодательными актами: Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О лизинге». В Гражданском кодексе РФ не предусмотрено принятия каких-либо иных федеральных законом и других правовых актов, направленных на ре­гулирование договора лизинга. Однако Государственной Думой 11 сентяб­ря 1998 г. был принят Федеральный закон «О лизинге», впоследствии одоб­ренный Советом Федерации (14 октября 1998 г.) и подписанный Президен­том РФ (29 октября 1998 г.).

Наряду с понятием «лизинговая сделка» в Федеральном законе «О ли­зинге» употребляются также и понятие «лизинг» и понятие «договор лизин­га». Причем под «лизингом» в данном Законе разумеется «вид инвестицион­ной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную пла­ту, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных дого­вором, с правом выкупа имущества лизингополучателем».

Федеральный закон «О лизинге» объявляет, что он в равной степени регулирует три вида лизинга: наряду с финансовым лизингом, нормами За­кона охватываются и так называемые возвратный лизинг и оперативный лизинг. При этом под возвратным лизингом предлагается понимать «разно­видность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предме­та лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель», а под опера­тивным лизингом - «вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на опре­деленных условиях во временное владение и в пользование. При опера­тивном лизинге предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократ­но в течение полного срока амортизации предмета лизинга». Од­нако в обоих случаях отсутствует непременный обязательный признак до­говора лизинга, а именно: обязанность лизингодателя приобрести лизинго­вое имущество у определенного продавца в соответствии с указаниями ли­зингополучателя. Поэтому так называемый возвратный и оперативный ли­зинг, с точки зрения и ГК, и Оттавской конвенции, не могут быть признаны договором лизинга и регулироваться соответственно положениями § 6 гл. 34 ГК и нормами Конвенции. В лучшем случае имеющиеся в Федераль­ном законе положения об указанных «видах» лизинга могут рассматривать­ся в качестве самостоятельных правил по отношению к общим положениям ГК об аренде (§ 1 гл. 34) и применяться лишь в случаях, когда они не про­тиворечат указанным общим положениям либо когда сами общие положе­ния (применительно к отдельным условиям аренды) допускают возмож­ность установления федеральным законом иных правил правового регули­рования.

Что же касается содержащихся в Федеральном законе «О лизинге» норм о финансовом лизинге, то они подлежат применению лишь в части, соответствующей положениям ГК, причем речь идет о положениях ГК как о финансовой аренде (лизинге), так и общих положениях об аренде, приме­няемых субсидиарно при отсутствии в ГК (§ 6 гл. 34) специальных правил о договоре лизинга. В данном случае должен действовать принцип правового регулирования гражданско-правовых отношений, закрепленный в п. 2 ст. 3 ГК: нормы гражданского права, содержащиеся в других федеральных зако­нах, должны соответствовать ГК.

Федеральный закон «О лизинге» выделяет такую форму лизинга, как международный лизинг и включает в себя целый ряд положений, направ­ленных на его регулирование. Основным признаком международного ли­зинга по данному Закону признается то, что лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации. Порядок регули­рования международного лизинга определяется следующим образом. Если лизингодателем является резидент Российской Федерации, т.е. предмет ли­зинга находится в собственности резидента Российской Федерации, дого­вор международного лизинга регулируется Федеральным законом «О ли­зинге» и иным законодательством Российской Федерации. Если же лизингодателем является нерезидент Российской Федерации, т.е. предмет лизинга находится в собственности нерезидента Российской Федерации, договор международного лизинга все равно регулируется федеральными законами, но на этот раз - в области внешнеэкономической деятельности.

Между тем Российская Федерация, в соответствии с Федеральным за­коном «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге», является участником указанной Конвенции. Сфера действия Конвенции о международном финансовом ли­зинге определяется в зависимости от того, где находится место деятельно­сти участников лизинговых отношений, а то обстоятельство, кто является собственником лизингового имущества, не имеет правового значения. Поэтому в тех случаях, когда лизингодатель, лизингополучатель и поставщик (продавец) имеют места своей деятельности на территории государств-участников Конвенции либо когда договор поставки (купли-продажи) и дого­вор лизинга подчиняются праву одного из государств - участников Конвенции, отношения сторон должны регулироваться именно Конвенцией, а не внутренним законодательством (например, федеральными законами Российской Федерации).

Положительной чертой Федерального закона «О лизинге» является наличие в нем некоторых публично-правовых норм, предусматривающих льготы для участников лизинговых отношений в об­ласти валютного, налогового и таможенного законодательства. Например, лизингодателю предоставлено право без лицензии Центрального банка РФ осуществлять международные операции, связанные с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидентов Российской Федерации в целях приобретения предмета лизинга, в том числе на срок более шести месяцев, но не превышающий срока действия договора лизинга. Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с ее территории предмета ли­зинга в целях его использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превы­шающий шесть месяцев, не считаются валютными операциями, связанными с движением капитала. Однако и в данном случае, с точки зрения эффек­тивности применения указанных норм, было бы предпочтительней вклю­чить их соответственно в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, в налоговое и таможенное законодательство.

Если вернуться к гражданско-правовому регулированию лизинговых отношений, то необходимо подчеркнуть, что в настоящее время они урегу­лированы Гражданским кодексом РФ, а также Федеральным законом «О лизинге.

В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками.

К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов.

В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний ("Рослизинг"). Сегодня членами "Рослизинга" являются более 80 организаций. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании, банки и другие организации. Ассоциация "Рослизинг" является членом европейской ассоциации лизинговых компаний "LeasEurope" и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал "Технологии лизинга и инвестиций".

Впоследствии при Международной Финансовой Корпорации была создана группа по развитию лизинга в России, также занимающаяся исследовательской и информационной деятельностью и оказавшая значительное влияние на внесение поправок в федеральный закон "О лизинге " и оптимизацию других законодательных актов.

Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии лизинга. Первое постановление №1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат.

Второе постановление №752 (июнь 1996 г.) предусматривало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности. Однако эти постановления не решали всех проблем.

С момента появления лизинга в России отраслевые показатели выросли не только в отношении числа появившихся лизинговых компаний, но также и в отношении объема заключенных лизинговых сделок. В 1995 г., например, общий объем сделок, заключенных членами "Рослизинга", составил 170 млрд. рублей (42 млн. долларов США), в 1996 г. эта цифра выросла до 670 млрд. рублей (130 млн долларов США), а в 1997 г. - до 2,8 трлн рублей (500 млн. долларов США). В 2000 г., по информации "Рослизинга", его члены заключили лизинговые сделки на общую сумму 530 млн. долларов США.

Упадок российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 г., оказал значительное влияние на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Кроме того, по нашим оценкам, объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 млрд. долларов США до чуть более 400 млн. долларов США.

В результате кризиса сильно пострадали компании, которые, получив валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях, принимая тем самым на себя валютный риск.

В большинстве случаев лизинговые компании шли навстречу лизингополучателям, пересматривая графики платежей, предоставляя отсрочки и т.п. Политика лизинговых компаний после кризиса еще раз подтвердила, что лизинг - это гибкий действенный механизм финансирования, учитывающий интересы лизингополучателя.

В посткризисный период продолжали создаваться новые лизинговые компании. За один год, прошедший после кризиса, лицензии на осуществление лизинговой деятельности получили 317 компаний, что могло расцениваться как рост отрасли на 51%. По данным нашего исследования, 80% компаний - крупнейших участников рынка в настоящее время - были зарегистрированы после кризиса (подробнее см. стр. 41)

Рост российской экономики, безусловно, повлиял на сектор лизинговых услуг. Успешно развивались лизинговые компании с опытным и профессиональным руководством, независимые от банков, пострадавших от кризиса, и готовые принимать на себя риски, связанные с лизинговой деятельностью.

Банки по-прежнему неохотно выдавали средне- и долгосрочные кредиты, поэтому лизинговые компании были вынуждены прибегнуть к другим источникам финансирования. Помимо расширения кредитной базы, лизинговые компании также расширяли свою клиентскую базу и спектр оборудования, с которым они работали. Отправной точкой деятельности лизинговых компаний традиционно является автотранспорт, однако по мере того, как у них появляется опыт в оценке риска, они часто переходят к лизингу более сложного производственного оборудования.

Значительная часть лизингового финансирования, предоставляемого независимыми лизинговыми компаниями, предназначена для малых и средних предприятий - части российской экономики, по-прежнему имеющей значительный потенциал для роста. По нашему мнению, это крайне положительная тенденция для российского лизингового сектора.

В начале 2007 г. происходило дальнейшее развитие сектора лизинговых услуг (подробнее см. главу "Состояние российского рынка лизинга", стр. 22). Этому способствовали несколько причин макроэкономического уровня. Продолжился экономический рост, хотя темпы его по сравнению с предыдущим годом снизились. С начала 2007 г. вступила в действие гл. 25 НК РФ, регулирующая порядок взимания налога на прибыль организаций, в которой сохранены все существующие преимущества лизинга. Кроме того, с принятием поправок к Закону "О лизинге ", которые привели Закон в соответствие с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, значительно уменьшились юридические риски, связанные с заключением лизинговых сделок.

В начале 2007 г. наблюдается поступательный рост объемов банковского кредитования, в связи с чем для лизинговых компаний несколько увеличилась доступность финансирования. Кроме того, за прошедшие после кризиса годы лизинговые компании расширяли возможности финансирования сделок и установили стабильные отношения с поставщиками, что также способствует повышению качества и эффективности лизингового бизнеса. Лизинг, как механизм альтернативного финансирования, может сыграть чрезвычайно важную роль в выполнении стратегических задач: и в переоснащении основных фондов промышленных предприятий, и в развитии малого бизнеса.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.