Вопрос №1. Абсолютизм как форма государственного правления. Признаки и особенности российского абсолютизма. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Вопрос №1. Абсолютизм как форма государственного правления. Признаки и особенности российского абсолютизма.

2017-05-14 977
Вопрос №1. Абсолютизм как форма государственного правления. Признаки и особенности российского абсолютизма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос №1. Абсолютизм как форма государственного правления. Признаки и особенности российского абсолютизма.

 

Абсолютная монархия — государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями.

Период оформления абсолютизма в России связан с именем Петра І, период дальнейшего усиления абсолютной монархии в XVIII веке - с именем Екатерины ІІ. Это имена, которые оставили в российской историографии противоречивые мнения о себе и о своей деятельности. В оценке этого времени среди историков нет и не было единогласия. По словам историка С.М.Соловьёва, Пётр І «проводил всю свою жизнь в борьбе и оставил по себе двойную память: одни благословляли его, другие проклинали».

Русский абсолютизм начал складываться ещё в XVI веке, а в первой четверти XVIII века принимал свои окончательные формы, что давалось не без борьбы с боярской и церковной оппозицией.

«Российский абсолютизм» мало чем отличался от абсолютных монархий стран Западной Европы. Однако у него были свои существенные особенности, если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпадал с развитием крепостничества; если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

 

Вопрос №6. Правовое положение духовенства в XVIII в.

 

Православное духовенство состояло из двух частей: белого, приходского (от рукоположения) и черного, монашеского (от пострижения). Только первая составляла собственно сословие, ибо вторая часть не имела наследников (монашество давало обет безбрачия). Белое духовенство занимало низшие посты в церковной иерархии: священнослужителей (от дьякона до протопресвитера) и церковнослужителей (дьячки, пономари). Высшие посты (от епископа до митрополита) принадлежали черному духовенству. В XVIII в. духовное сословие сделалось наследственным и замкнутым, поскольку закон запрещал лицам других сословий принимать священнический сан. Выход же из сословия, по ряду причин формального свойства, был крайне затруднителен Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.

Из сословных прав духовенства можно отметить свободу от личных податей, от рекрутчины, от воинских постоев. Оно имело привилегию в области судопроизводства. В общих судах священничество судилось лишь по особо тяжким уголовным преступлениям, гражданские дела с мирскими людьми разрешались в присутствии особых представителей духовенства. Духовенство не могло заниматься делами, несовместимыми с духовным званием, в том числе торговлей, промыслами, обслуживанием откупов и подрядов, производством спиртных напитков и пр. В XVIII в. оно лишилось и главной своей привилегии - правом владеть имениями и крепостными людьми. Церковные служители были переведены «на зарплату» В Российской империи свободно сосуществовали с православием другие христианские и нехристианские конфессии. В городах и крупных селах строились лютеранские кирки, а с середины XVIII в. и католические костелы. В местах проживания мусульман возводились мечети, буддистов - пагоды. Однако переход из православия в другую веру оставался запрещенным и строго наказывался.

 

Вопрос № 20

Земская реформа 1 января 1864 г. — Реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам.
Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание дворян по цензу. Гласные из крестьян составляли меньшинство.
Избирались сроком на 4 года. Все дела в земстве, касавшиеся прежде всего кровных нужд крестьянства, вершили помещики, ограничивавшие интересы остальных сословий. Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам. Земство состояло: земские губернские собрания (законодательная власть), земские управы (исполнительная власть).

В апреле 1870 года исправленный комиссией проект был рассмотрен в соединенных департаментах Законов, Государственной экономии, Гражданских и Духовных дел, а в мае - в Общем собрании Государственного Совета. 16 июня 1870 года, после многочисленных доработок и бюрократических проволочек, Городовое положение, утвержденное Александром II в г. Веймаре, получило силу закона, оно создало аналогичную систему в городах.

 

Военные реформы 1860-70 гг.

Военные реформы 1860-70, преобразование в вооруженных силах России под руководством военного министра Д.А. Милютина, составная часть буржуазных реформ в России 60-70 годов 19-го века. Имели цель создать массовую армию, ликвидировать военную отсталость России, выявленную в крымской войне 1853-56 гг.

Основное содержание: замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью, создание обменного резервного запаса, образование военно-окружной системы управления (15 округов); выделение нового "Положения о полевом управлении войсками в военное время", перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией; реорганизация боевой подготовки войск (разработка и введение в войсках новых воинских уставов), а также системы подготовки офицерских кадров (замена кадетских корпусов военными гимназиями, учреждение военных и юнкерских училищ), военно-судебные реформы способствовали усилению русской армии.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

Рост революционного движения, развитие капиталистичес­ких отношений и поражение России в Крымской войне обу­словили необходимость перестройки вооруженных сил стра­ны. На первом этапе реформы был сокращен срок службы рекрутов (с 25 до 15 лет) и несколько улучшена подготовка офицерских кадров. Однако рекрутская повинность как спо­соб комплектования армии сохранялась вплоть до 1874 г. Только угроза быстрого усиления западноевропейских армий, формировавшихся на основе всеобщей воинской по­винности, заставила правительство ввести аналогичный по­рядок в русской армии.

1 января 1874 г. был утвержден «Устав о воинской повин­ности», вводившийся для всего мужского населения «без раз­личия состояний». Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребий) зачислялись в ополчение. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет (из них действительная служба составляла б лет и служба в запасе — 9 лет). Сроки службы во флоте соответственно составляли 7 и 3 года. Для лиц с высшим образованием срок действительной службы сокращался до полугода, со средним — до полутора лет.

Для получения офицерского звания требовалось специ­альное военное образование. Командный состав по-прежне­му сохранял черты корпоративности и сословности, еще дли­тельное время в нем преобладали дворянские элементы

Армия состояла из кадровых, резервных и запасных (ты­ловых войск). Офицерский корпус готовился в юнкерских училищах, военных гимназиях и военных академиях (команд­ных, юридических, медицинских).

Сохранялась особая военная юстиция, в ведение которой в 1878 г. было передано большое число дел о государственных преступлениях (сопротивление властям, нападение на поли­цию и войска). Еще ранее, в 1863 г., в связи с польским восста­нием генерал-губернаторам было дано право объявлять губер­нии на военном положении, в связи с чем многие дела пере­ходили в ведение военных судов.

 

Вопрос № 39 Создание высших органов государственной власти и управления Советского государства (октябрь 1917 - 1918 гг.). Образование и компетенция советских правоохранительных органов (милиция, ВЧК).

После роспуска Учредительного собрания единственным высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Параллельно с этими Советами существовала система Советов крестьянских депутатов, находившихся под сильным политическим влия­нием партии эсеров.

В ноябре 1917 г. состоялся Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, принявший решение об объединении с Советами рабочих и солдатских депутатов. Тогда же состоялось объединенное заседание ВЦИК, Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и Чрезвы­чайного Всероссийского съезда Советов крестьянских депу­татов. Окончательное объединение Советов произошло в янва­ре 1918 г. на Третьем Всероссийском съезде Советов.

В перерывах между сессиями Всероссийского съезда Советов, высшим органом власти в стране был Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Пленарные заседания проходили не реже одного раза в две недели. Структура ВЦИК включала: президиум, отделы и комиссии. Президиум состоял из представителей партийных органов, готовил материалы к заседанию ВЦИК, контролировал работу комиссий и отделов. Его заседания проходили два–три раза в неделю. Организацию и ведение текущей работы осуществляли отделы ВЦИК: Военно-революционный комитет, агитационный, казачий и др.

Второй Всероссийский съезд Советов избрал правительство - Совет народных комиссаров (СНК) «для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания». Было образовано 13 народных комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения. Председатели всех наркоматов вошли в состав СНК. В экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения во ВЦИК. Последний утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение.

К середине 1918 г. число наркоматов (НК) было увеличено. Были образованы НК государственного контроля, промышленности и торговли, Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) и др.

Заседания СНК проходили ежедневно, а с декабря 1917 г. сложилась практика проведения совещаний заместителей наркомов, с января 1918 г. эта форма работы была превращена в постоянно действующую комиссию СНК (Малый Совнарком). Ее решения утверждались правительством без повторного рассмотрения.

С окт. 1917 г. до июл 1918г. (до принятия Конститу­ции) ВЦИК принял более 100 декретов, постановлений и других актов. Законодательная деятельность СНК часто под­вергалась критике со стороны оппозиции. В ноября 1917 г. ВЦИК подтвердил законодательные полномочия правительства. Это положе­ние было закреплено специальным постановлением ВЦИК, а позднее вошло в Конституцию РСФСР. В июне 1918 г. ВЦИК исключил из своего состава предста­вителей партий эсеров (правых и центра) и меньшевиков.

Партийный аппарат власти на местах, быстро укрепляв­шийся после Октябрьской революции, оказывал заметное влияние на систему местных органов.

В июне 1918 г. ВЦИК принял специальное постановление «Об исключении из состава ВЦИК и местных Советов пред­ставителей контрреволюционных партий эсеров (центра и правых) и меньшевиков». Проходила тотальная большевиза­ция местных Советов.

Деятельность центральных государственных органов также осуществлялась под контролем партийных органов. Партийным решениям придавалось значение законодатель­ных актов, все чаще стали приниматься совместные поста­новления правительственных и руководящих партийных ор­ганов по наиболее значимым вопросам.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.

28 окт 1917 – постановление НКВД «О рабочей милиции» при Советах рабочих и солдатских депутатов. Данный документ не устанавливал структуры, функций и принципов организации милиции => они определялись в процессе её создания правотворчеством масс (стихийно то есть). В то же время продолжала действовать милиция ВП: комиссия по её ликвидации создана в ноябре 1917 года. Весна 1918 года – завершение ликвидации милиции ВП.

СУД.

ноя 1917 – разработка П.Стучкой декрета о суде №1 и его внесение во ВЦИК.=> промедление в связи с наличие более приоритетных задач. => принятие Декрета о суде №1 СНК самостоятельно.

По декрету все старые судебные учреждения были упразднены. ДЕКРЕТ О СУДЕ №1 предполагал создание местные суды и рев трибуналы. Складывалось 2 судебные системы: общая и особая. Общая: судьи должны избираться непосредственно населением; в армии – полковыми советами или полковыми комитетами. Апелляционная инстанция – съезды местных судей. Особая: создавалась для борьбы против контрреволюционных сил. Состояла из рабочих и крестьянских трибуналов. Судьи и заседатели должны избираться Советами для обеспечения классово выдержанного подхода. Действие института мировых судей приостанавливалось до замены этих судей местными судами, избираемыми «на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно — районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

Все гражданские дела, цена иска по которым не превышала 3000 руб., а также уголовные дела, наказание по которым не превышало двух лет лишения свободы (при цене гражданского иска не свыше 3000 руб.), объявлялись подведомственными местным судам. При этом решения таких судов были окончательны и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке.

Допускался кассационный пересмотр решений местных судов по взысканиям, превышающим 100 руб., и по лишению свободы на срок свыше 7 дней. Кассационной инстанцией провозглашались уездные (в Москве и Петрограде — столичные) съезды местных судей.

Подведомственность иных дел оставалась неопределённой до издания «особого декрета».

Институты судебного следствия, прокурорского надзора и адвокатуры также упразднялись. Производство предварительного следствия возлагалось на местных судей, а функции обвинителя и защитника могли исполнять «все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами».

15 февраля 1918 года проект ДЕКРЕТА О СУДЕ № 2передаётся на утверждение Президиума ВЦИК, 20 февраля — утверждён и 22 февраля опубликован.

Декретом были созданы окружные народные суды в качестве судов первой инстанции для гражданских и уголовных дел, не отнесённых к подведомственности местных судов по Декрету № 1. При этом специально огововаривалось, что дела из брачно-семейных правоотношений (в том числе, связанные с актами гражданского состояния), а также «вообще дела, оценке не подлежащие» подсудны по первой инстанции местным судам, а дела о конкурсах на сумму свыше 3000 руб. — окружным судам.

Окружные суды избирались местными Советами по территориям, соответствующим территориям прежних, существовавших до Октябрьской революции, судебных округов (при этом местные Советы по своему соглашению имели право увеличить или уменьшить такую территорию). Члены суда избирались также местными Советами с правом последующего отзыва.

В окружных судах вводился принцип исключительно коллегиального рассмотрения дел. Гражданские дела рассматривались в составе трёх постоянных членов (судей) и четырёх народных заседателей. Уголовные — в составе одного председательствующего-судьи и двенадцати очередных заседателей и двух запасных.

Общие списки народных заседателей составлялись губернскими и городскими Советами на основании кандидатур, представленных районными и волостными Советами, а очередные списки заседателей к каждой сессии окружного суда формировались исполкомами Советов путём жеребьёвки.

Апелляционный порядок рассмотрения дел окончательно отменялся. Допускалась возможность кассационного обжалования решений и приговоров окружных судов, для чего в качестве кассационной инстанции вводился институт областных народных судов.

Областные суды должны были избираться «из своей среды» на общих собраниях постоянных членов окружных судов, при этом лица, избранные членами областных судов, могли быть отозваны как избравшими их собраниями, так и соответствующими Советами.

Областные суды уполномочивались отменить обжалуемое решение как по формальным соображениям, так и в случае его несправедливости.

Судам кассационной инстанции также принадлежало право помилования и смягчения наказаний.

Для обеспечения единообразия кассационной практики в Петрограде предполагалось создание Верховного судебного контроля, члены которого должны были избираться из числа судей областных судов сроком не более чем на один год (с правами отзыва и переизбрания). Планировалось, что Верховный судебный контроль будет выносить обязательные для нижестоящих кассационных судов «объединяющие принципиальные решения» по вопросам толкования законов. При этом в случаях «обнаружения неустранимого противоречия между действующим законом и народным правосознанием» Верховный судебный контроль мог сделать представление в соответствующий законодательный орган о принятии нового закона. Отменять решения Верховного судебного контроля мог только законодательный орган Советской власти, которым на тот момент был ВЦИК.

В судах всех инстанций допускалось «судоговорение на всех местных языках» по решению самого суда совместно с местным Советом.

При рассмотрении гражданских дел в случаях, требующих специальных познаний, допускалось по усмотрению суда приглашение в судебное заседание «сведующих лиц» с правом совещательного голоса.

При Советах учреждались «коллегии правозаступников», избираемые этими Советами с правом последующего отзыва. На членов коллегий правозаступников возлагались функции как общественного обвинения, так и общественной защиты.

ДЕКРЕТ О СУДЕ № 3. Был издан СНК РСФСР20 июля1918 года. Декрет разграничил подведомственность дел между местными народными судами, окружными судами и революционными трибуналами.

Все уголовные дела (за исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции) были отнесены к подведомственности местных судов. При этом дела о взяточничестве и спекуляции одновременно изымались из ведения трибуналов.

Местные суды могли налагать наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, «руководствуясь декретами Рабочего и Крестьянского Правительства и социалистической совестью».

Гражданские дела при цене иска до 10 тыс. руб. также были подведомственны местным судам.

Допускалась кассация решений и приговоров местных судов, «по коим присуждено взыскание свыше 500 рублей или лишение свободы свыше 7 дней»; кассационной инстанцией объявлялись Советы местных судей.

Рассмотрение гражданских дел в окружных судах должно было осуществляться в составе одного судьи и четырёх заседателей.

Вместо Высшего судебного контроля, предусмотренного Декретом № 2, планировалось образовать Кассационный суд в Москве как кассационную инстанцию в отношении окружных судов. Формирование этого суда должно было осуществляться ВЦИК.

ВЧК. 7 декабря 1817 года – создание особой системы для подавления политических противников советской власти – Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК).

ВЧК создавалась при СНК (а не при Наркомюсте). Председатель ВЧК – Ф.Э. Дзержинский. Во главе ВЧК – Президиум (председатель, 2 зама и секретаря). В уездах и губерниях создавались местные подразделения ВЧК.

ВЧК так же работала над разоблачением шпионской, диверсионной, террористической и заговорщической деятельностью антисоветских элементов. На практике ВЧК имела оперативные и следственные функции + могла применять прямые меры воздействия в административном порядке (первоначально расстрел не применялся).

Вопрос № 53 в книге шпор

Вопрос № 55

Правовая система СССР (и соответственно РСФСР) в 1930-1941 гг. характеризуется прежде всего все большим сращиванием партийных (большевистских) и государственных (советских) структур. Возникает практика принятия совместных партийно-государственных нормативных актов - постановлений СНК СССР и ЦК ВКП (б), предварительно утверждаемых (и фактически разрабатываемых) Политбюро ЦК ВКП(б).
Усиливаются централизаторские тенденции в сфере правотворчества: нормативно-правовые акты (в том числе законы), принимаемые в союзных республиках, максимально унифицируются, обычно по образцу российских. Советское право рассматриваемого периода характеризуется предельной жесткостью, даже жестокостью (показателен в этом смысле «закон о трех колосках», направленный на борьбу с расхищением социалистической собственности). Вместе с тем деятельность специальных правоохранительных органов (Объединенное государственное политическое управление СССР, а позже - Народный комиссариат внутренних дел СССР) была вопиюще неправомерной.
Уголовное право. Вторая половина 30-х гг. XX в. ознаменовалась массовыми сталинскими политическими репрессиями, проходившими с нарушениями законности. Кулаки отправлялись на специальное поселение (по сути, в ссылку), расправу чинили такие внесудебные органы, как судебная коллегия Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), печально знаменитые «тройки» и Особое совещание народного комиссариата внутренних дел (НКВД).
Были приняты поистине драконовские законы, сыгравшие трагическую роль в истории России.
1. Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» («закон о трех колосках», за малейшее хищение «социалистической собственности» сажали сразу и надолго).
2. Постановление ЦИК СССР от 8 июня 1934 г. «О дополнении Положения о государственных преступлениях статьями об измене Родине» (правовая основа для последующей борьбы с «врагами народа»).
3. Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов» (значительное ослабление уголовно-процессуальных гарантий прав обвиняемых в совершении ряда преступлений).

 

Госаппарат

1957 – в области управления промышленностью отраслевой принцип заменен территориальным.

1962 – сокращение числа совнархозов,

1963 г март – воссоздание централизованной системы управления. Образуется Высший совет народного хозяйства (стал высшим органом в экономике).

1953-54 – ликвидация МТС, передача сельхозтехники в собственность колхозов.

1958 – обязательные поставки сельхозпродукции заменены государственными закупками.

1953 – передача системы ГУЛАГ из МВД Министерству юстиции

Сокращение сети военных прокуратур и военных трибуналов.

Преобразование транспортных трибуналов в линейные суды.

1957 – Верховный Совет принял новое положение о Верховном Суде СССР, расширяющее надзорные права республиканских судов.

1958 г декабрь – Основы законодательства о судоустройстве СССР.

 

2.Развитие права

Уголовное:

1955 г – снижение наказаний за мелкие хищения.

1958 г – Основы уголовного законодательства Союза ССР. Повышен возрастной предел установления ответственности: с 14 до 16 лет.

1960 г октябрь – Уголовный Кодекс РСФСР.

1958 – основы уголовного судопроизводства СССР.

Гражданское право:

1961 декабрь – Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства.

1964 – Новый ГК и ГПК.

Соцобеспечение:

Июль 1956 г – закон о государственных пенсиях. (60 – м, 55 лет – ж) трудовой стаж: 25 – м, 20 лет – ж.

Общие сведения ХХ съезда КПСС

 

Съезд состоялся 14—25 февраля 1956 года в Москве.

 

Присутствовало 1349 делегатов с решающим голосом и 81 делегат с совещательным голосом, представлявших 6 795 896 членов партии и 419 609 кандидатов в члены партии.

 

На съезде присутствовали делегации коммунистических и рабочих партий 55 зарубежных стран.

 

Порядок дня:

 

* Отчетный доклад ЦК КПСС. Докладчик — Н. С. Хрущёв.

* Отчётный доклад Центральной ревизионной комиссии КПСС. Докладчик — П. Г. Москатов.

* Директивы по 6-му пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956—1960 годы. Докладчик Н. А. Булганин.

* Выборы центральных органов партии. Докладчик — Н. С. Хрущёв.

 

[править] Идеология. Мирное сосуществование. Многообразие путей к социализму

 

XX съезд обычно считается моментом, положившим конец сталинской эпохе и сделавшим обсуждение ряда общественных вопросов несколько более свободным; он знаменовал ослабление идеологической цензуры в литературе и искусстве и возвращение многих прежде запретных имён. Однако на деле критика Сталина прозвучала лишь на закрытом заседании ЦК КПСС по окончании съезда (см. ниже).

 

На съезде обсуждались отчеты центральных органов партии и основные параметры 6-го пятилетнего плана.

 

Съезд осудил практику отрыва «идеологической работы от практики коммунистического строительства», «идеологического догматизма и начётничества».

 

Обсуждалось также международное положение, роль социализма как мировой системы и борьба его с империализмом, распад колониальной системы империализма и становление новых развивающихся стран. В связи с этим, был подтверждён ленинский принцип о возможности мирного сосуществования государств с различным социальным строем.

 

Съезд принял решение о многообразии форм перехода государств к социализму, указал, что гражданские войны и насильственные потрясения не являются необходимым этапом пути к новой общественной формации. Съезд отметил, что «могут быть созданы условия для проведения мирным путём коренных политических и экономических преобразований».

 

Своеобразной подготовкой к критике Сталина стала речь на съезде А. И. Микояна, который резко раскритиковал сталинский Краткий курс истории ВКП(б), отрицательно оценил литературу по истории Октябрьской революции, Гражданской войны и советского государства.

 

По свидетельству другого члена семьи Микоянов, авиационного конструктора и делегата съезда Артёма Микояна, зал воспринял выступление брата негативно.

 

Съезд избрал ЦК КПСС в количестве 133 членов и 122 кандидатов; Центральную ревизионную комиссию в составе 63 членов.

Осуждение культа личности Сталина

 

Основная статья: О культе личности и его последствиях

 

Главные события, сделавшие съезд знаменитым, произошли в последний день работы, 25 февраля, на закрытом утреннем заседании. В этот день Н. С. Хрущёв выступил с закрытым докладом «О культе личности и его последствиях», который был посвящён осуждению культа личности И. В. Сталина.

 

В нем была озвучена новая точка зрения на недавнее прошлое страны, с перечислением многочисленных фактов преступлений второй половины 1930-х — начала 1950-х, вина за которые возлагалась на Сталина. В докладе была также поднята проблема реабилитации партийных и военных деятелей, репрессированных при Сталине.

 

Несмотря на условную закрытость, доклад был распространён по всем партячейкам страны, причём на ряде предприятий к его обсуждению привлекали и беспартийных; обсуждение доклада велось также в ячейках ВЛКСМ.

 

Доклад привлёк огромное внимание во всём мире; появились его переводы на различные языки, в том числе распространявшиеся в некоммунистических кругах. В Советском Союзе он был опубликован только в 1989 в журнале «Известия ЦК КПСС».

 

«Смягчённый» вариант доклада был обнародован в качестве постановления Президиума ЦК КПСС от 30 июня 1956 года под названием «О преодолении культа личности и его последствий», в котором задавались рамки допустимой критики сталинизма.

Предпосылки принятия

Объективной потребности в принятии Конституции не было. Строй оставался прежним, с небольшими изменениями, которые вполне могли вписаться в прежнюю Конституцию.

В руководящих кругах родилась идея, что общество и государство вступили в эпоху развитого социализма, общенародного государства. В связи с этим, Основной закон, отвечавший эпохе победившего социализма, нуждался в изменении. Присутствовал субъективный фактор в лице Хрущева.

Основные этапы разработки

Возникла идея создания новой Конституции, оформленная юридически. Была образована Конституционная Комиссия во главе с Хрущевым. Развернулась практическая работа по созданию Основного Закона, в результате которой было подготовлено два проекта – одни предполагал принципиально новый текст, другой – лишь видимые изменения.

После освобождения Хрущева от партийных и государственных постов работа над проектом Конституции приостановилась. Дело ограничилось лишь тем, что председателем комиссии был назначен первый секретарь Брежнев. Он не видел особой необходимости в новой Конституции, и работа над проектом замерла почти на 12 лет. В 1977 г в силу неопределенных причин, она активизировалась и была быстро доведена до конца. Ее базой послужил одни из проектов, разработанный при Хрущеве (который содержал в себе лишь изменения, а не принципиально новый текст)

Вопрос №1. Абсолютизм как форма государственного правления. Признаки и особенности российского абсолютизма.

 

Абсолютная монархия — государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями.

Период оформления абсолютизма в России связан с именем Петра І, период дальнейшего усиления абсолютной монархии в XVIII веке - с именем Екатерины ІІ. Это имена, которые оставили в российской историографии противоречивые мнения о себе и о своей деятельности. В оценке этого времени среди историков нет и не было единогласия. По словам историка С.М.Соловьёва, Пётр І «проводил всю свою жизнь в борьбе и оставил по себе двойную память: одни благословляли его, другие проклинали».

Русский абсолютизм начал складываться ещё в XVI веке, а в первой четверти XVIII века принимал свои окончательные формы, что давалось не без борьбы с боярской и церковной оппозицией.

«Российский абсолютизм» мало чем отличался от абсолютных монархий стран Западной Европы. Однако у него были свои существенные особенности, если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпадал с развитием крепостничества; если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.