Как хорошо использовать язык тела — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Как хорошо использовать язык тела



Всегда принимайте в расчет естественность, общую атмосферу, ваш стиль выступления и его особенности – тогда эти рекомендации смогут повысить качество вашей презентации.

Используйте жесты только для того, чтобы подчеркнуть необходимую информацию – слова или выражения, передающие какую-либо идею вашего послания.

Если вы должны сказать: «В прошлом месяце мы получили большое количество консервных банок», – и подчеркнуть, например, «в прошлом месяце», вы должны сделать один жест, дополняющий идею слова «в прошлом». Точно так же если нужно подчеркнуть «большое количество», хватит одного выразительного жеста. Однако проследите за тем, чтобы не перегружать предложение жестами – одного жеста вполне достаточно.

Сделав жест, не возвращайтесь в нейтральную позу оратора слишком быстро – если вы испытываете дискомфорт во время публичного выступления, после активного жеста вам, возможно, захочется сразу же снова принять нейтральную позу. Если вы поступаете так неоднократно, жестикуляции слишком много, а этого, как мы уже видели, следует избегать.

Сделав жест, проявите терпение и продолжайте двигаться до конца своей мысли, прежде чем принять нейтральную позу. Если дальше следует важная мысль, вы должны извлечь преимущество из движения и подкрепить им информацию.

Спокойно продолжая двигаться и не возвращаясь в нейтральную позу слишком быстро, вы сможете прибегать к помощи жестикуляции бо́льшую часть времени, но это не будет выглядеть избыточным.

Все жесты следует делать выше уровня талии – жесты «ниже пояса» теряют свое свойство эмпатии и мало чем могут улучшить качество коммуникации.

Делайте жесты руками выше линии пояса, и вы сможете наилучшим образом использовать движение для передачи своего послания. Однако обратите внимание, что я говорю только о жестах; я не имею в виду, что нужно сохранять положение рук выше линии талии на протяжении всего выступления. В нейтральной позе оратора руки, опущенные ниже уровня пояса, выглядят более элегантно. Помните об этой детали и старайтесь не вставать со стула с руками, уже поднятыми выше пояса, ошибочно полагая, что их всегда следует держать на такой высоте.

Жесты должны рождаться в области плеч – избегайте жестов, совершаемых только за счет предплечья, начиная движение от локтя. Когда во время выступления вы прижимаете локти к телу, это, как правило, указывает на ваш дискомфорт и готовность к обороне. Правильные жесты начинаются от плеча, под небольшим углом между рукой и телом.



Однако убедитесь в том, что вы не машете руками, как крыльями, в сторону от тела. Приберегите эти движения вбок для особых ситуаций, определяемых смыслом вашего послания.

Избегайте одинаковых жестов – независимо от того, насколько удобным вам кажется тот или иной жест, при повторении он начинает бросаться в глаза и отвлекать слушателей. Следовательно, старайтесь варьировать движения рук, кистей и возвращения в нейтральную позу. Если в какой-то момент для жестикуляции вы используете обе руки, вслед за этим измените стратегию, например, пусть одна рука будет неподвижно опущена вдоль тела, а жестикулируйте другой рукой. Но не повторяйте это сочетание многократно; снова измените движения: оставьте одну руку на уровне пояса и жестикулируйте другой. Попробуйте и другие варианты: сложите руки, сведите кончики пальцев обеих рук, загибайте пальцы, считая важные моменты.

Этот переход от нейтральной позы оратора к жестам и обратно напоминает повседневный, спонтанный язык тела. И в силу своей естественности он почти незаметен и очень эффективен.

Умело сочетайте жесты, модуляции голоса и суть сообщения. Во время конкурса ораторских выступлений, который мы устраиваем на наших курсах, часть студентов готовятся слишком усердно и, в конце концов, перегружают доклад жестикуляцией. Другие же усваивают, что во время выступления лучше всего быть естественным и сопровождают свою речь несколькими понятными жестами. Все это напоминает то, что происходит в повседневной жизни. Иногда человек совершает красноречивый жест, который был продуман заранее, сделан намеренно, а поэтому выглядит искусственным. Однако гораздо чаще жесты выделяются из-за несогласованности с тоном голоса и посланием. Три указанных аспекта выступления должны работать сообща, особенно тон голоса и послание. Если речь достаточно серьезна, жесты должны гармонировать с тоном голоса и быть решительными. Но если выступление посвящено более легкой теме, жестикуляция должна быть более сдержанной и незаметной.



Есть один вид жестов, которые призваны не иллюстрировать смысл выступления, а лишь сопровождать ритм и модуляции речи: эмфатический жест. Он производится за счет многократных движений руки перед телом и помогает сделать акцент на коммуникации. Поскольку его используют лишь для выразительности (эмфазы), многократно повторяя, он не бросается в глаза.

Физиогномика. Однажды одна журналистка попросила меня рассказать о лжи. Один из самых интересных ее вопросов касался того, можно ли распознать в незнакомом человеке лжеца. По ее мнению, закоренелые лжецы, особенно подвизающиеся в политике, уже хорошо известны, а вот недавно появившиеся лжецы – нет. Они только недавно появились на сцене и не успели замарать себя. Я быстро ответил: можно распознать по лицу. Обычно людей выдает их лицо. Люди могут быть по-настоящему хорошими актерами, но в какой-то момент их лицо все равно выдаст их. Мы не всегда замечаем подобные вещи осознанно, но, как писал Фрейд, что-то в нашем бессознательном идентифицирует бессознательное послание другого человека.

В коммуникации лицо человека играет две важные роли: оно обеспечивает экспрессивность и состыковку. Чтобы лицо помогало доносить послание слушателям и дополняло информацию, оно должно быть выразительным. Но необходима состыковка, чтобы послание, содержащееся в ваших словах, находило поддержку и легитимность в вашем лице. Если вы говорите о печали, ваше лицо должно демонстрировать это чувство. В некоторых обстоятельствах вы должны «сыграть» истинность, потому что когда вы говорите о каком-нибудь чувстве, даже если вы эмоционально пребываете совершенно в иной плоскости, ваше лицо должно ясно отражать то, о чем вы говорите прямо сейчас. Вы что-то чувствуете, вы говорите, что чувствуете это, и при этом вы играете это чувство.

Защищая магистерскую диссертацию, я обратился к теории Вильгельма Райха, описанной в его книге «Анализ характера» (Character Analysis ), чтобы поговорить о том, как мы воспринимаем эмоции других людей. По мнению Райха, словесный язык мешает языку лица и тела. Таким образом, совокупное проявление (экспрессия) организма должно совпадать с общим впечатлением, которое этот организм производит на нас.

Лицо может подтверждать или опровергать эту совокупную экспрессию, обеспечивающую общую состыковку (последовательность) коммуникации. Таким образом, всегда пытайтесь почувствовать то, что вы говорите, и убедитесь в том, что ваше лицо отражает это чувство.

Глаза – будучи одной из черт нашего лица, они также являются великолепным индикатором состыковки излагаемого нами словесного послания и наших чувств. Во время разговора глаза выполняют две функции: они получают обратную связь, регистрируя то, как ведут себя слушатели и как они реагируют на наше послание, и заставляют наших слушателей почувствовать, что их ценят.

Когда вы смотрите на аудиторию и видите, что люди встревожены, вертят головами, отвлекаются на разные вещи, или же вы замечаете у них признаки недостатка внимания, возможно, пора «вернуть» себе слушателей и мотивировать их внимание докладу. Вы можете, например, сделать модуляцию голоса, изменить жестикуляцию, включить в доклад новую, забавную или интересную информацию и, возможно, спасти выступление, которое в противном случае ожидал провал. Если вы не будете смотреть на аудиторию, вы не сможете понять, нравится ей ваше выступление или нет, заинтересована ли она, воспринимает ли ваше послание.

Когда вы смотрите на аудиторию, даже если вы не видите отдельных слушателей, люди чувствуют, что их замечают, ценят и что они являются частью общей атмосферы. Поэтому окиньте взглядом всех собравшихся, посмотрев сначала на тех, кто сидит слева, а потом на тех, кто сидит справа.

Есть два типа слушателей, которые по-настоящему мешают во время выступления: те, которые проявляют свою враждебность, мотают головой и демонстрируют недовольство, и те, которые всегда согласны с оратором и посылают ему сигналы одобрения.

Не попадитесь в эту ловушку. Избегайте смотреть на враждебных слушателей бо́льшую часть выступления в попытке заставить их изменить свое мнение; и не пытайтесь слишком часто смотреть на одобряющих слушателей просто потому, что вам приятна теплота их поддержки. В обеих ситуациях вы станете рабом этих слушателей и будете игнорировать остальную часть аудитории, рискуя утратить ее внимание.

 

Заключительный совет

Читайте свой доклад, приняв элегантную позу, не униженную и не высокомерную; избегайте скупой и, что еще важнее, чрезмерной жестикуляции; не кладите руки в карманы, не скрещивайте их на груди и не закладывайте за спину; смотрите на все зоны зала со слушателями; убедитесь в том, что выражение вашего лица соответствует чувствам, которые вы выражаете. Не делайте бессмысленных движений, следите за положением своего тела и за тем, чтобы не переминаться с ноги на ногу; не расставляйте ноги слишком широко и не прижимайте их друг к другу.

Да, все это кажется утомительным, но каждая мелочь настолько естественна, что в конечном итоге вы будете получать удовольствие от всех этих техник, они станут частью вас самих.

 

Естественность

 

Если бы вы попросили дать хороший совет, как стать успешным специалистом по коммуникации, я без малейших колебаний сказал бы: будьте естественными. Учите и применяйте все правила коммуникации, но никогда не теряйте себя. Выступайте на собраниях компании, социальных и деловых мероприятиях, но сохраняйте свой собственный стиль и верность его особенностям.

Помните, что если вы допустите в коммуникации техническую ошибку, но сможете выразить себя непринужденно и спонтанно, люди проникнутся к вам доверием. Если же вы примените все техники, но будете говорить искусственно, у аудитории возникнут сомнения относительно ваших намерений, и она начнет демонстрировать сопротивление тому, что вы говорите.

Понаблюдайте за тем, как вы ведете себя, разговаривая с самыми близкими людьми – друзьями и членами семьи, и всегда пытайтесь делать то же самое в других ситуациях. Если вы сумеете обращаться к аудитории или группе на официальном собрании так же свободно и вдохновенно, как вы выражаете себя в неофициальной обстановке, вы достигнете высочайшего уровня коммуникации, поскольку сможете использовать этот навык всегда.

Вы должны постоянно стремиться к совершенствованию и работать над ассимиляцией и применением всех хороших коммуникационных техник, но не терять при этом свою естественность.

Также необходимо понимать, что сохранять естественность – не означает продолжать делать ошибки; здесь подразумевается использование тех позитивных сторон, которыми вы овладели в процессе обучения и которые развивали на протяжении всей своей жизни.

Естественная речь позволит вам чувствовать себя увереннее, что, в свою очередь, мобилизует ум, сообразительность и способность интегрировать идеи и информацию и сделает ваши выступления более эффективными.

Исследуйте, изучайте и практикуйте все сто́ящие техники. Но никогда не переставайте быть тем, кто вы есть на самом деле, никогда не сомневайтесь в лучших чертах своего природного «Я».

 

Знания

 

Римский философ Цицерон однажды сказал так: «Жене Цезаря недостаточно быть честной, она должна выглядеть честной». Это применимо и к одному из важнейших аспектов коммуникации: чтобы завоевать доверие аудитории, вам недостаточно знать предмет, вы должны продемонстрировать, что вы его знаете. Какое-то время тому назад я читал доклад группе преподавателей, обучавшихся на курсах повышения квалификации. Когда я предложил задавать вопросы, один из слушателей поднял руку, но не для того, чтобы задать вопрос, а чтобы пожаловаться. Он не мог принять то, что молодые студенты, посещающие его лекции, имеют наглость критиковать то, как он излагает материал. Он оправдывал свое негодование тем, что занимается исследованиями и преподаванием всю жизнь и не может позволить неопытным юнцам судить себя. По тому, как он выражался, подняв эту тему, по отчетливо различимым колебаниям, тихому голосу, долгим паузам и устремленному вдаль взгляду, ведущему к потере зрительного контакта, даже по определенной неряшливости речи я видел, что его коммуникационные навыки не отражают ни его знаний, ни его подготовки. Он выглядел совершенно некомпетентным.

Я долго и упорно думал, прежде чем решил, что мне ему ответить. Сделав вывод, что этот преподаватель защищает себя, полагая, что умение говорить является несложным делом, и не придавая ему должного значения, я решил проявить твердость и сказал то, что думал: если он намерен и дальше читать лекции, он должен учиться хорошо говорить публично, проявив при этом ту же целеустремленность, которая свойственна его исследованиям. Недостаточно просто знать свой предмет. Если он хочет завоевать доверие своей аудитории, то должен демонстрировать свои знания в том, как он говорит.

Есть одно хорошее правило, которому стоит последовать: чтобы слушатели верили вам, вы должны показывать, что информация, которую вы преподносите им, является плодом вашего опыта, исследований и деятельности. Короче говоря, то, как вы выражаете себя, должно демонстрировать, что вы «на короткой ноге» с темой выступления. Когда ваша аудитория поймет это, они доверятся вашему авторитету и воспримут ваше послание, не ставя под вопрос вашу компетенцию.

Всегда знайте о предмете выступления больше, чем сумеете изложить за отведенное для доклада время. Делая получасовую презентацию, вы должны иметь материала на 45-минутное выступление. Если для вашего доклада требуется час, материала у вас должно хватать на полтора-два часа. Убедитесь в том, что вы говорите уверенно и что у вас достаточно материала для дополнительного времени.

Не тешьте себя иллюзиями, воображая, что хватит старой подготовки. Как я уже говорил в первой главе, используйте все время, которое есть у вас в распоряжении. Если вы должны делать презентацию через неделю, готовьтесь всю неделю. Если доклад через месяц, занимайтесь подготовкой в течение месяца. И так далее – один год, два года или всю жизнь.

Очень важно не упускать любую возможность впитать информацию.

Представьте себе, что вы должны рассказать о производстве апельсинового сока. Было бы рискованно откладывать все исследования до последней минуты. Чем раньше вы приметесь за изучение материала, тем лучше. Создайте файл у себя в компьютере или, если вы более практичны и традиционны, кладите в ящик стола все, что вы найдете по этой теме – газетные и журнальные статьи, библиографические ссылки. Знакомьтесь с материалом, делайте заметки таким образом, чтобы они помогли вам в будущих исследованиях, и храните их. Заведите удобные файл или папку, чтобы в будущем можно было легко найти всю необходимую информацию. Узнайте, как работает производственный процесс, если можно, прямо на заводе. Если у вас есть такая возможность, съездите на апельсиновую ферму, посмотрите, как апельсины выращивают, собирают, транспортируют, сортируют и упаковывают; посмотрите, как осуществляются процесс торговли в родной стране и продажа на экспорт. Обменивайтесь информацией с рабочими, дистрибьюторами, оптовиками и покупателями. Короче говоря, узнайте как можно больше об этом рынке и станьте авторитетом в этой области. Во время вашего доклада слушатели поймут, что вы знаете то, о чем говорите, и будут слушать вас с большим энтузиазмом.

Конечно, в силу тех или иных причин не всегда удается подготовиться столь тщательно. В этом случае делайте то, что можете, но помните, что чем выше будет уровень вашей подготовки, тем бо́льшую уверенность вы продемонстрируете и тем благожелательнее аудитория будет расположена к вам.

Последуйте этому базовому правилу хорошей коммуникации: узнайте свой предмет как можно лучше и продемонстрируйте свои знания во время выступления, потому что это единственный способ завоевать доверие слушателей. А когда почувствуете, что готовы, и у вас останется еще немного времени, сделайте последнее усилие и подготовьтесь еще лучше. Вы не пожалеете об этом.

 

 






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.01 с.