Предоставление возможности выбора — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Предоставление возможности выбора

2017-05-13 211
Предоставление возможности выбора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психологическим механизмом поддержки тут будет предоставление человеку более широкого взгляда на ситуацию и актуализация его ответственности за свои действия.

Пример: Кто-то говорит нам, что не хочет заниматься спортом. Тогда поддержкой будет фраза: «Ты, конечно, можешь и не заниматься спортом, но тогда у тебя остается меньше шансов похудеть и хорошо выглядеть».

Важно помнить: ошибкой будет предложение вообще не заниматься спортом и внушение мысли, что проблема сама «рассосется».

Итак, мы рассмотрели 7 видов поддержки, а теперь я предлагаю вам потренироваться в применении каждого из них.

 

Упражнение «Поддержка»

Пояснение: Упражнение выполняется, когда участники сидят в кругу. Кто-то один рассказывает свою проблему. Остальные по кругу должны его поддержать разными способами. Ведущий должен следить за правильностью оказания поддержки и корректировать, если что-то не так.

Данное упражнение лучше провести 1 – 3 раза.

Инструкция. Сейчас вам предстоит потренироваться в оказании поддержки одним из способов, о которых мы только что говорили. Для этого сначала кто-то должен озвучить свою проблему. Кто хочет поделиться трудной для себя ситуацией? Сразу оговорюсь, что проблема должна быть не очень серьезная, но, тем не менее, значимая для вас. Это должна быть такая проблема, по поводу которой ты хотел бы получить поддержку.

В качестве примера приведите следующие ситуации:

o Родители не принимают ваших друзей и запрещают с ними общаться.

o Вы переживаете за свою внешность. Вы слишком полная и боитесь, что не сможете похудеть.

 

Кто-то уже готов рассказать о такой ситуации? Отлично! После того, как ситуация будет озвучена, человек, сидящий слева от меня, попробует высказаться о проблеме по первому типу поддержки. А именно – укажет на сильные стороны рассказчика применительно к данной ситуации. Затем его сосед слева окажет поддержку по типу присоединения к проблеме. И так далее – по табличке. Понятно? Готовы?

Далее ведущий обращается к рассказчику: Расскажите, пожалуйста, свою ситуацию.

Комментарий: Если всем видов поддержки не хватит, можно начать табличку сначала.

Анализ упражнения: Сначала говорит тот, кому оказывалась поддержка, а уже затем другие участники.

Вопросы к рассказчику:

o Каково тебе было озвучивать всей группе свою ситуацию и получать поддержку в таких количествах?

o Чье высказывание произвело на тебя наибольшие впечатления и оказало на тебя наиболее позитивное влияние?

o Как ты думаешь, почему?

Вопросы к членам группы:

o Трудно ли было оказывать поддержку именно тем, а не другим способом?

o Как вы думаете, какой из видов поддержки здесь оказался бы наиболее уместным?

Умение оказать поддержку – это искусство, а еще большее искусство – умение оказать поддержку человеку, которого все отвергают, у которого нет сил самостоятельно справиться со своей проблемой. Ведь в такой ситуации легче присоединиться к большинству и тоже отвергнуть этого человека. Согласны?

Знаете, в психологии проводился один эксперимент, я хочу рассказать вам о нем. Участником эксперимента предлагали посмотреть на следующий рисунок. Ведущий на расстоянии показывает рисунок или вешает на доску или стену (см. Приложение №2):

Затем задавали вопрос: какой линии равна линия 1? А, кстати, вы сами как считаете? Согласитесь, ответ очевиден: линия 1 равна линии В.

Однако прежде чем участник эксперимента отвечал на этот вопрос, он слушал ответы других людей. А этих людей заранее проинструктировали, чтобы они отвечали: линия 1 равна линии С. В итоге, и этот участник отвечал, что линия 1 равна линии С, хотя сам видел, что линия 1 равна линии В, как этот участнике отвечал также.

О чем это говорит? В нашей жизни очень много таких ситуаций, когда большинства имеет одну точку зрения, а мы – другую, но нам не хватает сил ее отстоять. Может, мы и рады поддержать больного ВИЧ – инфекцией, но раз все его отвергают, то мы боимся, что если его поддержим, отвергнут и нас.

На самом деле это не так. Если мы поддержим его, найдутся и другие люди, которые к нашей поддержке присоединятся.

Так что вам решать, как поступить. Главное, чтобы все делать по совести. И помните, что некоторые люди особенно нуждаются в нашей поддержке.

Завершит наше занятие, я хочу очень веселым упражнением, в котором каждый из нас сможет проявить свою толерантность друг к другу, признавая за человеком право, быть таким, какой он есть.

 

Упражнение «Вот здорово!»

Пояснение: Во время выполнения упражнения все участники стоят в кругу, кроме одного, который стоит в центре круга. Ведущий должен присоединиться к выполнению упражнения. Он должен следить, чтобы упражнение выполнялось искренне, а не превращалось в фарс. Упражнение направлено на повышение самооценки участников группы, также на умение искренне радоваться успехам других.

Инструкция: Сейчас одному из вас предстоит выйти в центр круга и сказать о себе нечто, чем он в себе гордится, что он особенно ценит в себе. Остальные должны будут показать двумя руками символ «Классно!» (большой палец вверх) и в этот момент хором сказать: «Вот здорово!».

После этого другой участник выйдет в круг, и с ним повторится то же самое. Понятно? Кто первый хочет выйти в круг кто уже готов.

Например, человек выходит в центр круга и говорит: «Я очень волевой человек и ценю это в себе». Все остальные хором, показывая жест «Классно!» двумя руками, хором произносят: «Вот здорово!».

Анализ упражнения:

  • Каково было прилюдно хвалить себя?
  • Что вы чувствовали, когда вся группа в ответ на ваши слова кричала «Вот здорово!»?
  • Какие эмоции испытывали. Когда вам самим приходилось кричать кому – то «Вот здорово!»?

При помощи вот такого простого упражнения можно доставить положительные эмоции разным людям, поддержать и понять их. Мы поддержали каждого. Давайте помнить о том, что даже если на не нравится то, чем занимается человек и какие – то его качества, мы все равно можем принять его таким. Какой он есть.

Рефлексия всего занятия    
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?   5-10 мин Если осталось мало времени от занятия и/или группа устала, нужно провести экспресс-способы рефлексии (см. Введение в программу)

 

Итоговый вывод:

Ну что ж, в завершение вашего занятия я хочу сказать вам всем большое спасибо. Мы с вами сегодня замечательно поработали.

Тема нашего сегодняшнего занятия - «Толерантность».

Это слово мы вспоминаем тогда, когда сталкиваемся с людьми, которые чем – то на нас непохожи. Причем это «что - то» для нас очень значимо. И поэтому мы ведем себя по – разному: терпим или нет, принимаем или нет, поддерживаем или нет. Важно помнить, что люди имеют право быть такими, какие они есть. Они не обязаны меняться, чтобы понравится нам. Мы тоже имеем право быть такими, какие мы есть.

Если же вы что- то резко и принципиально не принимаете, не стоит из – за ваших убеждений изводить конкретного человека: ему, может быть, и так несладко. Будьте терпимы! А если вы чувствуете в себе силы, окажите поддержку человеку, которую в ней очень нуждается.

Удачи вам! Жду нашей встречи на следующем занятии.

 

Всем спасибо!

До следующей встречи!!!

 

 

Приложение № 1 (к блоку «Виды поддержки»)

Для каждого участника

 

Вид поддержки Язык поддержки Психологические механизмы Ошибки
1) Указание на сильные стороны личности «Я уверен, что ты сможешь…, т.к. в тебе есть…» Повышение самооценки и внушение уверенности в своих силах. Лесть, неискренность, многословность.
2) Присоединение к проблеме «Я сам такой…» Разделение ответственности при условии, что самооценка не снижается.   Говорение только о своих проблемах.
3) Предложение помощи «Могу ли я тебе чем–нибудь помочь?» Чувство защищенности и опоры. Разделение ответственности. Перекладывание ответственности полностью на свои плечи, навязывание помощи.
4) Выделение позитивного в ситуации «За то у тебя теперь есть такой жизненный опыт». Рационализация, признание права другого на ошибку, снятие чувства вины. Пренебрежение к ситуации, снижение ее значимости.
5) Философский взгляд на проблему «Это судьба». «Таков закон жизни». «Рано или поздно это со всеми случается». Приобщение к опыту человечества. Увеличение масштаба обобщения на фоне, которого проблема может показаться меньше. Несвоевременная поддержка, бестактность в чрезмерном преуменьшении слишком значимой для человека проблемы.
6) Признание объективной сложности ситуации «Да. Это действительно трудно сделать» Снятие чувства вины. Беспомощность, отказ от деятельности.
7) Предоставление возможности выбора «Но ты же можешь сделать по - другому» Актуализация самостоятельности и ответственности за свой выбор. Есть вероятность неверного выбора.

 

 

Приложение № 2 (к упражнению «Поддержка»)

 

 

А В С


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.