Натюрморт в русской живописи — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Натюрморт в русской живописи

2017-05-13 642
Натюрморт в русской живописи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Натюрморт — жанр живописи, объектом изображения в котором служат, как правило, бытовые предметы: посуда, музыкальные инструменты, вазы с цветами, мебель; иногда — часть интерьера, орудия ручного труда и т. д.

Слово «натюрморт» — французского происхождения и в буквальном переводе значит «мертвая природа», но это слово давно обрусело и потеряло свой первоначальный смысл. Предметы, которые изображены в натюрморте, могут многое рассказать зрителю — стоит только внимательно смотреть и на них, и, главное, на картину в целом.

Рассказывают не сами предметы — рассказывает художник, написавший натюрморт, но не словами, а с помощью изображения специально отобранных и поставленных определенным образом предметов.

В пособии рассказывается о том, какие натюрморты создавали художники в разные эпохи — с XVIII по XX век; о том, как развивался жанр натюрморта в русской живописи. Рассматриваются следующие произведения:

1. Неизвестный художник. «Листы из книг и картинки», 1783. Холст, масло, 86× 81,8 см. Государственная Третьяковская галерея.

2. Хруцкий И. Ф. «Цветы и плоды», 1839. Холст, масло, 65,9×88,8 см. Государственная Третьяковская галерея.

3. Коровин К. А. «Гвоздики и фиалки в белой вазе», 1912. Холст, масло, 91,5×73,5 см. Государственная Третьяковская галерея.

4. Кончаловский П. П. «Сухие краски» (фрагмент), 1912. Холст, масло, коллаж, 105,6× 86,6 см. Государственная Третьяковская галерея.

5. Фальк Р. Р. «Красная мебель» (фрагмент), 1920. Холст, масло, 105,6× 122,8 см. Государственная Третьяковская галерея.

6. Петров-Водкин К. С. «Розовый натюрморт» (фрагмент), 1918. Холст, масло, 57,5×71 см. Государственная Третьяковская галерея.

7. Герасимов С. В. (1885–1964). «Колокольчики» (фрагмент), 1945. Холст, масло, 90×70 см. Государственная Третьяковская галерея.

8. Стожаров В. Ф. «Хлеб, соль и братина» (фрагмент), 1964. Холст, масло, 100,5×130 см. Государственная Третьяковская галерея.

Методические рекомендации

В первой части занятия, при обсуждении картины, нужно рассказать детям, как звали художника, когда и где он жил, какое место занимал натюрморт в его творчестве. В беседе с детьми 4–5 лет следует подчеркнуть красоту натюрморта, обсудить состав предметов, их взаимное расположение; детально обсудить, каким элементам натюрморта художник придавал главное значение. Спросить у детей, чем нравится им этот натюрморт, а если не нравится, то почему.

С детьми 6–7 лет дополнительно нужно обсудить, что, по их мнению, чувствовал художник, когда писал натюрморт, какие чувства и мысли вызывает у них этот натюрморт. Спросить, какими художественными средствами добился автор красоты и выразительности картины (композиция — размеры, взаимное расположение и соотношение основных элементов картины; цвет; рисунок — линии, контуры, пропорции частей картины и их светотеневые отношения), обсудить их на конкретных примерах в данной работе. Обязательно нужно сопоставить натюрморт с натюрмортом, рассмотренным на предыдущем занятии, обратить внимание на сходства и различия.

Вторая часть занятия посвящается самостоятельной творческой работе детей по созданию свободной копии рассмотренного произведения. Для упрощения создания свободной копии и для большего разнообразия используемых приемов применяется смешанная техника: аппликация из бумаги, живопись (гуашь) и графика (фломастер и тонкая линия кистью).

Основное внимание взрослого должно быть обращено не на точность копирования и не на отдельные мелкие детали изображения. Гораздо важнее — общие художественные характеристики картины: композиция (место основного зрительного ценра, основные составные части: цветовые пятна, главные линии, их взаимное расположение и зрительная уравновешенность), колорит (основной цвет работы), форма крупных цветовых пятен, наличие или отсутствие контрастов по светлоте (темный — светлый) и по цвету (теплый — холодный). Все эти характеристики следует обсудить с детьми, выстраивая беседу в форме вопросов и ответов, сделать их понятными дошкольникам (особенно детям 6–7 лет). При любом обсуждении, как в первой, так и во второй части занятия, нужно подчеркивать красоту натюрморта в целом, его фрагментов и их сочетаний.

Материалы, необходимые для работы:

• один лист плотной белой бумаги формата А2 (40× 60 см) или А3 (30×40 см);

• краски — гуашь художественная (набор из 12 цветов, желательно — «Мастер-класс» Петербургского завода художественных красок);

• кисть круглая, № 9 или 10, из материала «ушной волос»;

• небьющаяся банка для воды емкостью около литра (наполнять до половины);

• тряпка;

• набор цветной бумаги для аппликации;

• ножницы;

• клей ПВА (если упаковка клея без капельницы, то потребуются небольшая плошка и щетинная кисть);

• набор тонких фломастеров — 6 цветов (не маркеры!);

• 20 листов белой бумаги формата А6 (10×15 см) для подготовительных набросков;

• 3 пластмассовых ножа или 3 плоские деревянные палочки.

Плоскими палочками достают из банок светлые краски: белила, желтую и охру светлую, остальные краски берут кистью, предварительно сполоснув ее в воде и отжав двумя пальцами.

Для смешивания красок используются крышки от их баночек: сначала в крышку кладется более светлая краска, а затем в нее небольшими порциями добавляется более темная.

Следует напоминать детям как можно чаще мыть кисть в банке с водой, отжимать с нее лишнюю воду, а пальцы промокать тряпкой. Воду в банке менять несколько раз в ходе занятия. Кисть должна быть не сухая, но и не очень мокрая. По густоте краски и их смеси должны напоминать хорошую сметану, высохшие краски использовать нельзя. Карандаши, ластики, палитры и акварельные краски на занятиях не понадобятся.

Вторая часть занятия проводится после перерыва и включает два этапа.

На первом этапе дети фломастером любого цвета, кроме желтого, выполняют упрощенный набросок натюрморта на небольшом листе бумаги. Этот композиционный набросок должен отразить взаимное расположение и относительные размеры основных частей изображения (предварительно нужно обсудить с детьми, какие части картины главные, а какие — второстепенные), начинать набросок нужно с самого большого предмета, мелкие предметы рисовать не следует. Категорически нельзя использовать несколько цветных фломастеров или закрашивать фломастером части рисунка.

Дети выполняют несколько быстрых упрощенных набросков (не более 10), показывая каждый руководителю и пытаясь в следующем наброске учесть полученные замечания. Постоянно напоминайте детям: прежде чем провести линию, нужно обязательно посмотреть, как эта линия проходит на картине. Основное внимание при этом уделяется именно композиции, а не рисунку, то есть не более точному вырисовыванию конкретного предмета, а определению его места и размеров. Если ребенок более или менее справился с композицией, последние наброски можно посвятить уточнению рисунка, как и прежде не обращая внимания на мелкие детали изображения и не рисуя их. На каждом наброске обязательно показывайте ребенку не только ошибки, но и удачные моменты. Этот этап может занять примерно половину второй части занятия.

Длительность первой и второй части занятий, как правило, не одинакова — вторая часть может быть значительно больше первой. Тем не менее, прежде чем переходить ко второй части, обязательно сделайте небольшой перерыв. Вторую часть лучше проводить без перерыва, но иногда, для отдыха детей, можно отвлечь их внимание каким-нибудь рассказом или общим разговором, далеким от темы занятия.

На втором этапе дети создают свободную копию натюрморта на большом листе бумаги. При этом они руководствуются не только репродукцией натюрморта, но и лучшим из набросков, выполненных на первом этапе. Весь лист постепенно должен быть покрыт изображением натюрморта: частично с помощью аппликации (большие пятна), частично с помощью гуаши.

Сначала вновь обсудите с детьми колорит картины, предложите им подобрать цветную бумагу для самых крупных цветовых пятен (часто ими бывают фон, стол, самый большой предмет). Затем дети вырезают из цветной бумаги куски, близкие по форме и размерам цветовым пятнам, и раскладывают их на белом листе (можно составлять одно пятно из нескольких кусков бумаги, если так проще).

Следите за техникой безопасности: дети должны сидеть свободно, брать ножницы только на время работы с ними, не держать ножницы открытыми, не общаться друг с другом с ножницами в руках.

Цветные вырезки могут частично перекрывать друг друга, желательно не оставлять между ними белые полоски, однако не обязательно самые большие пятна закроют весь лист.

Добиваясь композиционного сходства с наброском натюрморта, дети передвигают вырезки по листу, а потом по очереди их приклеивают, тонким слоем клея (следует помнить — дети склонны наносить избыточное количество клея!) промазывая вырезку снизу по контуру. На большую вырезку можно положить несколько мазков клея в середине, аккуратно наложить вырезку на нужное место и разгладить руками. Клей ПВА, нанесенный тонким слоем, схватывает бумагу очень быстро, поэтому делать перерывы для просушки не требуется. Подобную операцию можно повторить и для менее крупных частей изображения, которые есть на наброске.

Напоминайте детям, что нужно периодически смотреть на репродукцию натюрморта и постоянно использовать его упрощенную схему на наброске.

Цвет аппликации не будет соответствовать цвету натюрморта, кроме того, на листе останутся достаточно большие белые пятна и части, для которых не удалось подобрать близкую по цвету бумагу. Цветовая доработка свободной копии производится с помощью гуаши: красками покрывают все белые места, все части, для которых не нашлось цветной бумаги, частично или полностью корректируя цвет наклеенных вырезок. При этом не нужно строго придерживаться границ вырезок, их можно пересекать и даже игнорировать, уточняя форму пятен и постепенно превращая цветовые пятна в изображения предметов натюрморта. Также, как правило, не следует искать различные оттенки цвета в пределах одного цветового пятна.

На этом этапе важно обратить внимание детей не только на цветовые отношения, но и на световые (темнее — светлее). Посоветуйте детям утемнить (желательно без использования черной и коричневой красок) или высветлить (смесями красок с белилами или охрой светлой) некоторые части изображения. Периодически при работе с цветом предлагайте ребенку сопоставить его работу с репродукцией натюрморта, после чего внести уточнения. На этом живописная часть работы по созданию свободной копии заканчивается и остается только ее графическое завершение.

Итак, сначала дети занимались искусствоведческим анализом натюрморта, затем прорабатывали его композицию, выполняя композиционный набросок, далее добивались цветового сходства (используя аппликацию из цветной бумаги и живопись гуашью) и в конце перешли к графике.

При завершении работы нужно тонкими, но достаточно яркими линиями подчеркнуть и уточнить границы цветового пятна или частично контур предмета (но не весь контур!), а также изобразить линейные объекты, например ручку кувшина, стебель цветка и пр., ограничиваясь только главными для данного натюрморта деталями.

На всех этапах создания свободной копии присутствует овладение рисунком: в наброске — передача формы основных частей изображения, в аппликации — уточнение контура, в живописи гуашью — форма менее крупных частей натюрморта, затем светотеневая коррекция и в конце — собственно графическая доработка контуров и прорисовка линейных элементов изображения.

По окончании работы по созданию свободной копии разложите все рисунки на полу, расставьте детей так, чтобы каждому были видны все работы, и обсудите рисунки. При этом не нужно останавливаться на недостатках, тем более нельзя анализировать сходство детских работ с репродукцией или друг с другом. Важно найти в каждой работе что-то удачное, красивое, смелое, отметить это и похвалить каждого ребенка. Следует хвалить детей и в процессе работы, помня, что для ребят их рисунки — не копии известных картин, а результат упорного труда по созданию собственного художественного произведения. Так же должны к ним относиться родители и воспитатели. Овладевая художественными средствами в процессе создания собственных творческих работ, дети учатся понимать художественный язык искусства и развивают свои способности.

Перед началом занятий с детьми мы рекомендуем родителям и воспитателям, пользуясь изложенной выше методикой, попробовать самостоятельно выполнить несколько свободных копий репродукций, приведенных в пособии, но не демонстрировать их детям.

В процессе занятий следует постоянно показывать детям на их работах, как следует выполнить то или иное действие: сделать или поправить набросок, вырезать бумагу, приклеить ее, смешать краски, вымыть и отжать кисть, покрыть краской часть листа, откорректировать цвет и свет, провести линию и прочее, причем показывать не на одной работе, а на разных, чтобы в чем-то помочь каждому ребенку.

Все выполненные детьми работы нужно сохранять — они потребуются на заключительном занятии, которое проводится в присутствии родителей.

Занятие 1. Вводное

Это занятие должно проложить тропинку от замечательных картин, написанных известными художниками и хранящихся в музеях, к тому, что хорошо знакомо каждому ребенку — детскому рисунку. Расскажите детям о том, что всем людям без исключения присуще чувство прекрасного: всем нравятся красивые пейзажи, красивые лица, одежда, дома, любые красивые предметы. Но вкусы у всех разные, и мнения о том, какие именно лица или предметы красивы, тоже могут быть разными, к тому же вкусы меняются со временем.

С древних времен люди украшали себя и окружающие их вещи, а потом стали специально создавать предметы, главное назначение которых — украшать окружающий мир, доставлять людям особое эстетическое удовольствие. Такую деятельность людей называют искусством, а человека, который создает произведение искусства, — художником. Художники пишут картины, лучшие из которых помещают в музеи, чтобы каждый мог прийти и полюбоваться ими. Все картины, написанные красками, называют живописью.

В зависимости от того, что изображено на картине, различают жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт и другие. Картины, на которых изображены виды природы, называются пейзажами, изображения человека называются портретами. А картина, на которой изображены различные предметы, окружающие нас в жизни, например посуда, фрукты, ваза с цветами, называется натюрморт. Наши занятия будут посвящены натюрморту как одному из основных жанров живописи. (Далее расскажите детям о натюрморте.)

По сравнению с другими жанрами живописи в натюрморте художнику предоставлена полная свобода. Если кто-то попросит написать портрет, художник, конечно, не будет рисовать нос вместо уха или наоборот — заказчику такой портрет не нужен. На летнем пейзаже художник не будет изображать снег, а на зимнем цветущие розы, деревья не станет рисовать вверх ногами. А вот если художник собирается писать натюрморт, он волен выбрать те предметы, которые захочет, и расставить их так, как ему нравится. Портретируемый человек не сможет долго сидеть неподвижно, в пейзаже в течение дня меняется освещение, погода. А предметы стоят неподвижно, как их поставили, и безропотно позируют художнику. Поэтому натюрморт — это самый простой жанр живописи для начинающих рисовать. Не все дети знают об этом и редко рисуют натюрморты.

Покажите детям представленные в пособии репродукции натюрмортов, не останавливаясь на них подолгу: позже каждому натюрморту будет посвящено отдельное занятие. Попросите детей назвать основные изо­бра­жен­ные предметы, перечислить различия, которые они видят в натюрмортах. Отметьте красоту картин.

Расскажите детям, что на занятиях они будут не только рассматривать и обсуждать натюрморты, созданные знаменитыми художниками, но и попробуют сами написать несколько натюрмортов, что еще интереснее. На первых порах не нужно придумывать свои натюрморты — можно взять за основу уже известные картины и делать их свободные копии. Слово «свободные» здесь очень важно: это значит, что не нужно точно повторять картину художника, да это и нелегко. Гораздо проще нарисовать красивый рисунок, более или менее напоминающий тот натюрморт, который изображен на репродукции. Чтобы было еще легче, нужно часто смотреть на репродукцию, которая постоянно находится перед глазами как подсказка.

Во второй части занятия предложите детям познакомиться с теми техническими средствами и приемами, которые они будут использовать на последующих занятиях при создании свободных копий натюрмортов: рисование наброска фломастером, выполнение аппликации, живопись гуашью.

Поставьте перед детьми предварительно выполненный взрослым на листе формата А4 (30×20 см) широким маркером черного цвета крайне упрощенный рисунок любого простого предмета, например чашки (без блюдца и ложки). Предложите детям выполнить быстрый набросок с этого рисунка на листах формата А6. Путем многократных повторений и уточнений дети приходят к правильному выбору масштаба изображения, расположения рисунка на листе, пониманию того, какие части рисунка являются главными, а какими — можно пренебречь.

Подобным образом ребята выполняют аппликацию, глядя на другое, цветное изображение той же чашки, созданное взрослым заранее. (Изображая чашку, нужно провести горизонтальную линию, отделяющую стол (плоскость под чашкой) от задника (фона); выбрать три цвета: для стола, чашки и задника. Затем следует выполнить рисунок, сделать аппликацию из цветной бумаги (контуры специально не обводятся) или гуашью (более или менее равномерно закрасить эти три пятна).

Предложите детям сначала выполнить свободную копию рисунка в технике аппликации (на листе формата А4), а затем на другом таком же листе — гуашью.

Помогите детям удобно разложить на столе все материалы, необходимые именно на данном этапе работы, убрав все лишнее. Перед работой гуашью нужно помочь ребятам открыть баночки с краской, посоветовать, увлажнив кисть, сделать несколько мазков на отдельном листе бумаги, не забывая мыть и отжимать кисть, перепробовать все краски набора. Мазки (ширина мазка 1–2 см, длина 2–5 см) направляют слева направо, сверху вниз или под углом примерно 45°. Затем покажите, как можно смешать две краски в крышке от баночки, например белила и синюю или желтую и синюю.

Предложите детям научиться проводить кистью тонкие линии (это достаточно сложно для дошкольников). Для этого нужно вымыть и так отжать кисть, чтобы она имела тонкий острый конец, взять на конец кисти немного краски и провести линии длиной 5–10 см, держа кисть перпендикулярно листу бумаги, вертикальные сверху вниз, а горизонтальные — слева направо.

Дети рисуют сетку из параллельных линий, затем дуги — полуокружности; дети 6–7 лет изображают концентрические окружности, постепенно увеличивая их диаметр. Окружности рисуют не одним движением, а двумя полуокружностями. Затем дети выполняют одним цветом тонкой линией простой рисунок (на листе формата А6), например цветок или домик; закрашивать ничего не нужно. В конце занятия дети тщательно закрывают банки с красками, выливают воду, моют кисть и руки, протирают влажной тряпкой стол.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.