Диагностика уровня сформированности познавательной активности младших школьников — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Диагностика уровня сформированности познавательной активности младших школьников

2017-05-13 4430
Диагностика уровня сформированности познавательной активности младших школьников 4.80 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

 

С целью выявления уровня развития познавательной активности младших школьников было проведено исследование на базе ГУО «Тимковичская СШ им. К.Чорного» Копыльского района Минской области. В эксперименте приняли участие обучающиеся 4 «А» и 4 «Б» классов в количестве 24 человек. Обучающиеся 4 «А» класса вошли в экспериментальную группу, обучающиеся 4 «Б» класса представили контрольную группу (в каждом классе по 12 обучающихся).

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня познавательной активности всех обучающихся 4 классов.

2 этап – формирующий (с обучающимися экспериментального класса). На этом этапе нами была организована работа по повышению уровня познавательной активности на уроках.

3 этап – контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня познавательной активности обучающихся 4 классов, проведен сравнительный анализ полученных результатов.

Были выделены признаки проявления познавательной активности младших школьников: интерес к изучению материала, проявляющийся в количестве задаваемых вопросов; самостоятельность при выполнении заданий; стремление выполнять задания повышенной сложности. На основании выделенных признаков были описаны уровни сформированности познавательной активности.

Если ученик задает большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического, но и теоретического материала, все его действия имеют целенаправленный познавательный характер, выполняет самостоятельно все задания, желает выполнять задания повышенной сложности, выходящие за рамки программы, то мы можем говорить об активном отношении к учению и высоком уровне познавательной активности.

Если ребенок задает вопросы, направленные на знание только фактического материала, и его активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, а, получая задания для самостоятельного выполнения, ученик нуждается в помощи, то мы можем говорить о среднем уровне познавательной активности, положительном отношении к учению.

Если ребенок большую часть урока в малой степени проявляет активность, или не проявляет ее вообще, если его вопросы не имеют никакого целенаправленного познавательного характера или они вообще не связаны с данный учебным предметом, а самостоятельность в выполнении заданий отсутствует, то можно говорить о низком уровне познавательной активности или вовсе о ее отсутствии.

Для выявления уровня познавательной активности нами использовались методы наблюдения за обучающимися и анкетирование.

Целью наблюдения стало выявление уровня познавательной активности обучающихся по выделенным показателям.

Результаты наблюдений фиксировались в бланке наблюдений (приложение 1).

В процессе наблюдения мы отмечали наличие следующих проявлений у младших школьников:

1.Активность:

- проявляет интерес к предмету;

- задает вопросы, стремится на них ответить;

- интерес направлен на объект изучения на уроке;

- проявляет любознательность.

2. Самостоятельность:

- самостоятельно выполняет задания.

- проявляет настойчивость в достижении цели.

Оценка результатов.

В течение учебной недели за детьми на уроках осуществлялось наблюдение. В бланке наблюдения отмечалось количество заданных вопросов ребенком, количество высказываний, имеющих целенаправленный характер, количество реплик, количество выполненных самостоятельно заданий, а также отвлекаемость учащихся. Затем была подсчитана активность детей и их отвлекаемость.

Таким образом, в процессе наблюдения выяснилось:

У 5 человек (2 обучающихся из 4 «А» кл. и 3 обучающихся из 4 «Б» кл.) наблюдается высокий уровень познавательной активности. Эти дети очень часто задают большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического; самостоятельно выполняют учебные задачи.

У 12 человек (7 обучающихся из 4 «А» кл. и 6 обучающихся из 4 «Б» кл.) наблюдается средний уровень активности познания. Эти дети интересуются лишь фактическим материалом и пытаются давать высказывания, имеющие целенаправленный характер. В выполнении самостоятельных заданий этим детям необходима помощь.

И у 7 человек (3 обучающихся из 4 «А» кл. и 3 обучающихся из 4 «Б» кл.) наблюдается низкий уровень активности. Эти дети задают очень мало вопросов и часто эти вопросы не имеют целенаправленного познавательного характера, они очень часто отвлекаются. Самостоятельно выполнить задания не могут.

Анализ результатов диагностики показал, что основная масса обучающихся в обоих классах – дети со средним уровнем заинтересованности в учебе, эти дети активны на уроке «по заданию учителя», много отвлекаются на посторонние дела во время урока. Количество детей, у которых отвлекаемость превышает активность больше, чем детей с преобладанием активности.

Анкетирование обучающихся.

Мы провели первичное анкетирование. Цель его проведения - выявить уровень познавательной активности младших школьников двух классов. Для этого нами была использована анкета, разработанная А.А. Горчинской, состоящая из 5 вопросов, на которые предлагается выбрать один из вариантов ответа (а,б или в). Таким образом, количество набранных баллов определяло уровень сформированности познавательной активности ученика. Преобладание ответов «а» свидетельствует о сильно вы­раженной познавательной активности; ответов «б» — об умерен­ной; ответов «в» — о слабой выраженности познавательной активности (приложение 2).

Подвергнув результаты эксперимента обработке, мы получили следующие показатели, которые, для более наглядного изображения, представлены на диаграмме (рис.2.1)

 

Рисунок 2.1 Результаты диагностики познавательной активности младших школьников (констатирующий эксперимент)

 

Таким образом, проведенный нами анализ подтвердил результаты наблюдения за обучающимися обоих классов: в 4 «А» кл. 2 чел. с сильно выраженной познавательной активностью (16,6%), в 4 «Б» кл. – 3 чел. (25%); с умеренной познавательной активностью в 4 «А» кл. 7 чел (58%), в 4 «Б» кл. также 6 чел. (50%); со слабым уровнем познавательной активности в 4 «А» кл. выявлены 3 чел. (25%), в 4 «Б» кл. – 3 чел. (25%).

Мы пришли к выводу, что уровень познавательной активности младших школьников обоих классов является недостаточным для полноценного процесса обучения и для полноценного развития школьника.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.