Предмет, задачи юр.психологии, её место в системе психологической науки, связь с различными отраслями права. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Предмет, задачи юр.психологии, её место в системе психологической науки, связь с различными отраслями права.

2017-05-13 1144
Предмет, задачи юр.психологии, её место в системе психологической науки, связь с различными отраслями права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЮП – наука о функционировании психики человека, вовлеченного в правовые отношения. ЮП изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юр.деятельности.

Предметом ЮП явл. психологические факты, закономерности и механизмы, возникающие при соприкосновении явлений юр. и психологич. природы, присущие интегральному объекту исследований ЮП. Этот предмет – П людей во взаимоотношении с правом. Предмет индивидуален для каждого исследования. Предмет – более узкое понятие, чем объект, его можно выделить в объекте исследования.

Объект психологии – психика, объект ЮП – психика участника правоотношений (т.е. человека в условиях правового взаимодействия).

Цель ЮП – это всемерное способствование созданию в РФ правового Г, укреплению законности и правопорядка путем решения психологических проблем, свойственных ее правовой сфере. Задачи:

1. Методологическая (разработка теоретических и практических основ ЮП, адаптация для ЮП методов и методик, разработанных в других отраслях правовых и психологических наук)

2. Исследовательская (изучение новых знаний, раскрывающих предмет ЮП)

a. Изучение развития юридико-психологического знания и его использование в обществе и органах правопорядка

b. Исследование роли психологических причин и условий в криминализации личности, групп и совершении ими преступлений

c. Проведение психологических исследований по актуальным проблемам совершенствования законотворческой, правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной деятельности

3. Прикладная (разработка практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, повышения качества работы юристов-практиков, организации совместной деятельности психологов и юристов, оказание помощи в профориентации, профотборе и профконсультации юристов)

a. Разработка психологически обоснованных мер по укреплению законности и обеспечению прав граждан

4. Практическая (обеспечение юр.практики специальным психологическим знанием, внедрение в практическую деятельность психологических приемов ведения оперативно-сыскной и следственной работы)

5. Образовательная (разработка и внедрение новых эффективных курсов повышения психологической подготовки юристов)

a. Участие в пропаганде юридико-психологических знаний (проведение занятий по П для сотрудников ПО)

b. Изучение зарубежного опыта, решение юридико-психологических задач и проблем и путей его использования в современной России (например, методика составления психологического портрета была перенята, наши психологи не раскрывают преступления, они проводят отбор персонала, тесты и пр. В основном психологи – гражданские)

· Исследования психологической специфики деятельности разных ПО

· Обеспечение психологической эффективности управления ПО-ми и работа с их персоналом

Структура психологической науки. В структуре психологической науки прослеживается

· фундаментальная область (общая психология, история психологии, психология развития, психология личности и др.) и

· отраслевые дисциплины (П социальная, политическая, криминальная, возрастная, юридическая и др.).

Взаимодействует с общей П, социальной П, инженерной П, П спорта, детской/возрастной П, медицинской П, педагогической П, философией (зародилась в ее недрах), со всеми отраслями права. Это самостоятельная отрасль психологической науки, которая взаимодействует со всеми ее элементами.

ЮП занимается приложением психологических знаний к судебной и исправительной сфере деятельности. Как прикладная отрасль ЮП должна иметь тесную взаимосвязь прежде всего с фундаментальными психологическими науками – историей, общей и социальной П.

ЮП связана с медициной, педагогикой, социологией и другими науками, в сферу исследований которых входит человек. Эта связь многогранна и перспективна, могут осуществляться через пограничные с психологией или юриспруденцией области общественных, естественных или технич. наук, напр., через педагогическую или инженерную П, судебную психиатрию или правовую социологию. В то же вр. ЮП может непоср-но взаимодействовать с материнскими для этих отраслей науками, например, с педагогикой, этикой, медиц. и др.

ЮП принадлежит как к психологии, так и к юриспруденции, ЮП носит междисциплинарный характер.


2. Понятие личности в психологии, её структура и содержание.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, соц.группы, занимающийся конкретным видом деятельности, наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями, осознающий свое место и роль в обществе. Это человек в социуме. Личность формируется в процессе общения с себе подобными, руководствуется не только своими желаниями и устремлениями, но также помнит о том, как поступки будут восприняты окружающими. Личность не дается нам от рождения. Основные черты характера закладываются к 4-5 годам, на этом этапе развития личности ведущую роль играет семья и ближайшее окружение, это период пассивной социализации. 12-18 лет – подростковый период, происходит активный поиск себя, процесс формирования идентичности, растущий человек определяет свое место в окр.мире, происходит сознат. выбор сообщества социализации, возраст. роль СМИ. Зрелая личность – чел., спос-й осознать свои поступки, их знач-е, соотносить свои действия с ожиданиями сообщества.

Современная наука при описании психологии личности представляет ее в виде структуры, включающей в себя следующие компоненты:

· Направленность – избирательное отношение человека к действительности. Воплощается в различных формах: ценностных ориентациях, симпатиях/антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и пр. Показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие цели ставит перед собой в своей деятельности и что его к этому побуждает. От направленности зависит, что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу.

Структура направленности личности: потребности, мотивы, ценностные ориентации, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, из которых вытекает цель (осознанный объект предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека)

· Темперамент (+см.В.15) – природные особенности поведения человека, проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Это совок-ть индивид. особенностей личности, хар-х динамич. и эмоц. стор. ее деятельности и поведения. Т принадлежит к первич. формам объединения разл. процессов и свойств чел., благодаря которым и складывается личность.

В теории Т присутствуют 2 его составляющие: активность и эмоциональность. В качестве свойств Т выделяют экстраверсию и интраверсию, сенситивность, темп протекания реакций, пластичность/ригидность, активность/реактивность.

Проявление Т зависит также и от общей культуры человека. Люди могут обладать разными Т, но ровность их поведения, деликатность, достоинство определяются уровнем их общей культуры.

Т можно подразделить на 4 наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

· Характер (+В.8) – психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, самому себе. Это индивидуальное сочетание устойчивых психологич. особенностей чел.

Главный стержень Х складывается постепенно и становится типичным для данного чел., а конкретные проявления Х могут видоизменяться в завис. от ситуации, под влиянием др. людей и т.п.

Нередко Х сравнивают с темпераментом и даже подменяют одно понятие другим. Общим для Х и Т является зависимость от физиологич. особенностей чел. (в 1ую очередь от типа нервной деят-ти). Формир-ие Х зависит от свойств Т, черты Х возникают, когда Т уже достаточно сформирован. Х накладывает печать на поступки и действия. Черты Х помогают или мешают личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в реш. сложных жизн. вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе. Х тесно связан с направленностью личности, это проявляется в активном избирательном отношении личности к требованием реального мира. Х формируется под влиянием обществ. условий в рез. деятельности личности, в проц. актив. взаимодействия личности и среды. Х находит свое выражение и во внешнем облике человека (походка, мимика, жестикуляция). Определяющую роль в формировании Х играет отношение чел. к др. людям.

Критериями оценки Х являются: моральная воспитанность, полнота (разносторонность стремлений и увлечений человека), цельность (согласованность отношений к значимым явлениям и событиям), сила Х, уравновешенность.

Структура Х:

* динамика воли (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность и пр.) +

* специфика проявления эмоций чел. и эмоц. фона, к-рый сопровождает его поступки (порывистость, впечатлит-ть, безразличие и пр.) +

* интеллектуальные особенности человека (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и пр.) +

* взаимосвязь этих компонентов.


Х по отношению к окр.миру: убежденный/беспринципный.

Х по отношению к деятельности: деятельный/бездеятельный.

Х по отношению к людям: общительный/замкнутый.

Х по отношению к самому себе: альтруистический/эгоистич..


· Способности – это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. Способности служат успешному выполнению деятельности. Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. Основу С составляют задатки (генетически врожденные особенности строения нервной системы и организма, функциональной деятельности мозга).

Способности – понятие динамическое. С формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Различают:

* Общие С – способность к развитию специальных С (хорошая память, творческое воображение, глубина ума, гибкость ума и пр.)

* Специальные С – способность к определенным видам деятельности (математические, музыкальные, педагогические и др.)

Одаренность – благоприятное сочетание общих и специальных С, позв-х достичь высоких рез. в одной и нескольких видах деятельности. Высокая степень одаренности – талант, высшая – одаренность.

· Волевые качества – сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляется в умении преодолевать трудности в достижении цели. Проявляется в таких волевых свойствах личности, как целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание и пр.

Препятствия: внешние (носят объективный характер, связаны с противодействием др.людей)/внутренние (связаны с нежеланием личности ч-л делать, с ленью, инертностью и пр.).

Волевые действия: простые (2 звена: постановка цели + ее исполнение)/сложные (3 звена: осознание и постановка цели + планирование действий по достижению цели + исполнение действий).

· Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека. Выражают состояние субъекта и его отношение к себе и к миру, бывают положительные и отрицательные. Имеют отчетливо выраженный ситуационных характер. Способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Важнейшая особенность эмоций – их способность к обобщению ситуации.

· Потребности и мотивы.

Потребности – состояние организма, выражающее объективную нужду в чем-либо, что лежит вне его. П меняются по мере становления личности. Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей.

Мотивы – устойчивое личностное свойство, изнутри побуждающее его к совершению определенных действий.

Маслоу – иерархия потребностей: физиологические (органические) П => П в безопасности => П в любви и принадлежности => П в уважении => П в самоактулизации. Высшие П более поздние, чем выше уровень П, тем менее она нужна для выживания.



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.